Автор конспекта:
Автор(ы): — Войнова Ирина Борисовна

Место работы, должность: — МОУ «Лицей №1 им.А.П.Гужвина г. Камызяк»

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Биология

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Тип урока: повторительно – обобщающий (с элементами ТРИЗ), в игровой форме — «Следствие ведут знатоки». Цель урока: мотивировать учащихся на получение новых знаний, расширять кругозор, повышать интерес к предмету, развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно- следственные связи, умение рассуждать и делать выводы, формировать исследовательские аналитические навыки. Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, видеофильм «Морские гиганты», микроскопы, микропрепараты «Яйцеклетка млекопитающего» и «Сперматозоиды млекопитающего», индивидуальные тестовые задания, листы «Оперативная сводка».

Ход урока.
Организационный момент.
Класс делится на группы в произвольной форме по 6-7 человек, рассаживаясь за предварительно расставленные столы и стулья.
В данном классе 23 человека: то есть можно создать 3 группы: две из них «Генераторы идей», одна – «Аналитики». На столах — оборудование для лабораторной работы,листы для самоконтроля «Оперативная сводка».
Слайд 1 «Следствие ведут знатоки. Оперативный отдел».
Ведущий — «Дежурный по оперативному штабу» делает экстренное сообщение:
На Земле живут высокоразвитые существа, они очень многообразны иобладают характерными признаками. Требуется помощь отдела (класс называет признаки млекопитающих – фронтальный опрос):
Семь шейных позвонков и сочленение черепа с первым шейным позвонком при помощи мыщелков затылочной кости

Грудобрюшнаяпреграда- диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной

Два поколения зубов — молочные и постоянные, которые подразделяются на резцы, клыки и коренные зубы.

Наличие оформленных губ и мускулистых щёк

4-х камерное сердце, обеспечивающее доставку в ткани артериальной крови, которая не смешивается с венозной

Сохранение левой дуги аорты

Развитие наружного уха и наличие в полости среднего уха трёх слуховых косточек

Кожа покрыта волосяным покровом, богата потовыми и сальнымижелезами

Развитие молочных желёз, обладающих сосками

Внутриутробное развитие, живорождение.
Ведущий:
Наша цель убедиться в удивительных приспособлениях млекопитающих, помочь землянам ответить на некоторые вопросы об этих необыкновенных животных, помочь советом в решении некоторых проблем.
Учитель:
Я надеюсь на быстрый темп работы, на то,что наш оперативный отдел покажет свои умения устанавливать причинно-следственные связи, умение вести исследовательскую работу, делать правильно выводы.
Начнём работу со знакомства оборудования:
· лист«Оперативная сводка» — для занесения ответов при решении заданий
· инструкция к лабораторной работе
· тексты задач
· тестовые задания
Нашему отделению предложено изучить удивительные клетки, в результате слияния которых и зарождаются млекопитающие. Один из сотрудниковотдела расскажет о размножении млекопитающих. (Учащемуся было дано опережающее задание).
Учащийся:
Половая система млекопитающих сложная. Органы размножения находятся в полости тела. У самцов они представлены двумя семенниками, семяпроводами и совокупительным органом. Органы размножения самок – два яичника, яйцеводы, матка и влагалище. Яйцеклетка, созревшая в яичнике, при встрече со сперматозоидом оплодотворяется в верхних отделах яйцевода. Продвигаясь пояйцеводу, оплодотворённое яйцо превращается в многоклеточный зародыш и затем попадает в матку. Зародыш в матке хорошо защищён и получает от матери питание через плаценту – орган, осуществляющий связь между матерью и зародышем в период его внутриутробного развития. В матке происходит формирование детеныша. Млекопитающие рождают живых детёнышей.
Учитель:
Используя инструкцию к лабораторной работе, изучить половые клетки и ответить на следующие вопросы и занести ответы в лист «Оперативнаясводка»:
1. Чем различаются половые клетки- гаметы?
2. Есть ли у них сходные черты строения?
При работе можно более детально рассмотреть строение гамет на слайде 2
Учитель:
В нашем оперативном отделе выделяют два подразделения:1 -«Генераторы идей» и 2 — «Аналитики». Сейчас «Генераторы идей» будут решать задачи, и передавать ихв аналитический отдел и только потом будет идти обсуждение. (Учащиеся предупреждаются о том, что один в группе записывает ответы, другие высказывают предположения решения данной задачи, при этом ответы не критикуются даже самые нелепые, что позволяет снять напряжение, быстрее найти правильное решение).
О чём эти задачи? О том, как решают некоторые проблемы самые огромные млекопитающиесуши и воды? Кто это? Правильно,это – слоны и киты.
Задача для первой группы «Генераторов идей» (Задачи автора- составителя Хюннина О.Н. из сборника «100 творческих задач по биологии (практика применения ТРИЗ на уроках биологии)»:
У африканских слонов уши намного больше, чем у их родственников индийских слонов почему?
Ответ: Они живут в основном в степях, где нет тени и чаще бывают на жгучем солнце, сталкиваясь постоянно с проблемой перегрева. По сравнению с массой тела, большое животное имеет меньшую площадь поверхности, чем мелкое и перегревается быстрее. У африканских слонов в ходе эволюции произошло увеличение поверхности (площадь ушей достигает -8 кв. м), хорошо снабжённых кровью. Увеличение площади тела обеспечивает быструю отдачу тепла и охлаждение, значит, чем больше уши, тем прохладнее.
Задача для второй группы «Генераторов идей»:
Поверхность тела у слонов чрезвычайно морщиниста, причём у африканских слонов морщин намного больше, чем у индийских. Чем это обусловлено?
Ответ: Американские учёные изготовили из латекса слепки различных участков поверхности кожи слонов, а затем эти модели кожного покрова опрыскивали водой. Оказалось, что такие слепки могут удерживать в 5-10 раз больше воды, чем изготовленные из того же материала гладкие образцы. Кожный покров африканского слона в этом отношении в 1,5 раза эффективнее, чем у индийского.
После ответа показ слайда 3.
Пока группа «Генераторов идей»решает задачи, группа «Аналитиков» зарабатывает себе баллы, выполняя тест-1,заносит ответы в«Оперативный лист» (используя при этом ключ для самопроверки).
На решение задач и тестоввсем группамотводится 7 минут.
«Генераторы идей» отдают варианты решения своих задач группе «Аналитиков», а сами выполняют тест-2, проверяют ответы по ключу и заносят их в оперативный лист. «Аналитики» в свою очередь, анализируют ответы на задачи, находят, по их мнению, правильный ответ или предлагают свой вариант ответа. По окончанию работы происходит обсуждение.
Слайд 4 (дополнительная информация)
В 1877 году Дж. Алленом было установлено правило, в котором указывалось на связь между строением тела теплокровных животных и климатом, в котором они живут. «Выступающие части тела теплокровных животных в холодном климате короче, чем в тёплом, поэтому они отдают в окружающую среду меньше тепла».
Учитель: Задачи вы умеете решать, а умеете ли вы их составлять? Это нам продемонстрирует один из вас. (Задание даётся одному учащемуся по желанию).
Текст: Говорят, что на ровном местелошадь может обогнать слона. Нов местности, сильно пересечённой, никакой скакун не угонится за ним. С удивительной лёгкостью этот неуклюжий на вид зверь идёт по равнине, карабкается по горам, пробирается через чащу бесшумно, как кролик. Слоны и по болоту ходят едва ли не лучше всех других животных. Их ноги устроены очень хитро. Когда слон опирается на ногу, она набухает, становится толще. А когда он вытаскивает её, освобождённая нога сжимаетсяи легко выходит из топи. Поэтому слон может погрузиться в болото хоть на метр, засасывание страшное для других животных, не мешает ему идти. (И.А.Акимушкин. Куда? и как?)
Задание: составить задачу для учащихся.
Задача. Слоновьи тропы. (Составляет учащийся)
Слоны по болоту ходят едва ли не лучше всех других животных. Слон может погрузиться в болото хоть на метр: засасывание страшное для других животных, не мешает ему идти. Почему? (ответ в тексте)
Задача для всего класса.
« Без хобота нет жизни»
Если слон передвигается ночью, то опускает хобот до самой земли, как бы исследуя ее. Но при этом он не плетётся, неуверенно нащупывая почву ногами, а ловко и быстро обходит все препятствия, уверенно минуя их на своём пути. Что ему помогает?
Ответ на задачу «Без хобота нет жизни»
Хобот считают лучшим в мире аппаратом обоняния. Он даёт слону возможность воспринимать запахи на расстоянии до 5 км.
Учитель: Поговорим о водных животных – китах.
Задача «Лентяи» (автор-Хюннинен О.Н.)
Почему гигантские киты питаются мельчайшим планктоном. А весят десятки тонн?
Ответ к задаче«Лентяи»
В сутки синий кит поглощает до 4 тонн планктона, для этого у него есть специальное приспособление – цедильный аппарат (так называемый китовый ус). С его помощью киты отфильтровывают пищу, не затрачивая энергию для поиска и погони за животными, поэтому быстро набирают вес.
Показфрагмента фильма ВВС «Большие киты» о синих китах, их питании.
Учитель: Разум сделал человека хозяином на планете Земля, к сожалению, хозяином скорее жестоким, чем добрым. Человек способен разрушить исторические памятники, шедевры искусства, созданные им же самим, не задумываясь, загубить жизни сотен тысяч растений, животных и своих собратьев по виду. Правда, человек может восстановить загубленные художественные творения, восстановить разрушенные шедевры архитектуры, но вдохнуть жизнь в сломанный цветок или в убитое живое существо человек не в силах. Но ведь люди не смогут жить на планете, лишённой других живыхсуществ. Поэтому надо учиться беречь сохранять их.
Ведущий: Неподалёку от Нью-Йоркского зоопарка есть необычное кладбище. Скорбными рядами стоят здесь могильные камни, на каждом из которых – название животного, перечёркнутое надписью: « вымер».Это кладбище – символ, напоминающее о том, сколько живых существ люди потеряли по своей собственной вине, можно сказать уничтожили своими руками. За последние 350 лет были уничтожены 63 вида и 55 подвидов млекопитающих, а многие оказались под угрозой исчезновения.
Каждый живой организм на Земле уникален и человек должен об этом помнить!
Вот некоторые виды, подлежащие охране (Слайд 5 – «Их нужно спасти»)
Учитель: Заполните листы «Оперативная сводка», подсчитайте баллы, поставьте оценки за урок; оцените своё сотрудничество учитель – ученик и поставьте себе оценку по 10–ти бальной шкале; ответьте на вопрос, что вы предлагаете для решения проблемы исчезающих видов на Земле?
Ведущий: (читает стих)
Берегите эту Землю, эти воды!
Даже малую былиночку храня!
Берегите всех зверей внутри природы!
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Файлы: Животные-гиганты.pptx
Размер файла: 791387 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология