Автор конспекта:
Автор(ы): — Шадрикова Н.П., Попова О.Н.
Место работы, должность: — МБОУ г. Астрахини «СОШ №13″, учителя географии
Регион: — Астраханская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
Цель урока
: сформировать знания о миграциях населения, в стране, области, показать их влияние на демографические,социальные процессы общества;
личностное совершенствование учащегося через его познавательное развитие.
Задачи:
сформировать знания о миграциях населения, видов и причин миграции;
способствовать формированию коммуникативных навыков (умению вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
сформировать умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы;
формирование духовно-нравственной, толерантной личности.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
УМК:
.География-8 класс « География России Природа. Население» Москва.. ИЦ « Вентана- Граф».- 2010 г.;
Атлас. География России. Природа. 8 класс.
М.: Дрофа, 2010г.;
Карта РФ;
Презентация « Миграция населения России и Астраханской области»
Используемое оборудование: —
Карта РФ
Презентация "Миграция населени России и Астраханской области"
Краткое описание: — Методы: « кейс-метод» проектно- исследовательская деятельность в группах работа с географической картой работа с текстом учебника коммуникативно-диалоговый игровой Информационный ( в сочетании с другими на разных этапах урока)
Структура урока
Актуализация знаний
.
Интеллектуальная разминка.
Астраханская область многонациональный регион России, здесь проживает сколько национальностей ? (слайд №1 )
Учитель.
Как вы считаете, почему именно АО сформировалась как полиэтничный регион России ? ( слайд №2)
Ученики.
АО расположена на границе между Европой и Азии, на пересечении важнейших торговых путей, она всегда привлекала население благоприятным климатом, рыбными ресурсами. Население приезжало и оставалась проживать в АО
Учитель.
Найдите в тексте учебника на стр.240 как называется процесс перемещения людей с одного места в другое, связанные с изменением постоянного места жительства.?
Ученики.
Миграции населения.
Учитель.
Сформулируйтпе тему сегодняшнего урока (« Миграция населения России и Астраханской области») ( слайд №3)
Изучение нового материала
целеполагание,обоснование темы урока учащимися ( запись темы урока в тетрадь)
для достижения названной цели урока учитель сообщает ученикам с каким информационным материалом
« кейса», учебника, атласа, ученики будут работать на уроке.
Учитель.
На основании рис. 202, стр. учебника 240, 241 определите:
причины миграции населения,
назовите главную причину миграции населения
изучите текст учебника стр.240-242, запомните, на какие виды подразделяются миграции населения ?
Ученики
анализируют конкретные ситуации «кейса» ( АКС – анализ конкретной ситуации в рамках «кейс»-технологии) и определяют вид миграции.
АКС №1( слайд №4)
«Одна из основных проблем, угрожающих Сибири в XXI в., -быстрое сокращение численности населения, так называемое «демографическое сжатие». Только за последние 3 года из Сибирского федерального округа уехало более 100 тыс. чел., в некоторых районах население уменьшилось наполовину» ( Интернет-ресурсы)
Учитель
. Какой вид миграции?
Ученики
определяют вид миграции и составляют схему в тетради.
Учитель одновременно с учениками составляет схему на компьютере.
АКС (слайд № 5) «
Таджикистан: площадь ледников, питающих местные реки, из года в год уменьшается. Следовательно, реки высыхают, что приводит к снижению урожайности. Осадки в регионе случаются бессистемно и непредсказуемо, часты наводнения, вымывающие плодородный слой почвы и разрушающие и без того находящиеся в критическом состоянии системы орошения. Все это лишает местных крестьян возможности прокормить семью, многие выживают на грани голодной смерти или отваживаются на миграцию. Людские потоки в поисках лучшей жизни перемещаются внутри страны или за ее пределы, что каждый из нас уже имеет возможность видеть воочию. И это лишь первые экологические беженцы в России. Между тем, по подсчетам ООН, официально утвердившей термин "ecological refugees", к 2010 году порядка 50 млн человек будут покидать насиженные земли не из-за преследований, а из-за голода, болезней и засухи, вызванных проблемами с экологией.»
Учитель
. Какой вид миграции ?
Ученики
определяют вид миграции и составляют схему.
АКС (слайд №6)«
Окончательные данные Росстата об итогах Всероссийской переписи населения свидетельствуют, что сельское население сократилось в 3 раза больше городского. С 2002 года количество сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тыс.. Сельских населенных пунктов, которые де-юре еще существуют, но реально там никто не живет, переписчики насчитали 19,4 тыс. – по сравнению с прошлой переписью это на 48% больше»
Учитель
. Почему население выезжает из сельской местности? Это какой вид миграции ?
АКС (слайд№7) «
В советское время около 3-х млн. этнических народов СССР насильственно были вывезены в Сибирь, Казахстан. Народы лишались своей автономией, своей родной земли. Такое перемещение народов называется… стр. учебника 220» ( слайд №8 -Депортация калмыцкого народа. Памятник Э.Неизвестного «Исход и Возвращение».)
Миграции
Внутренние
межрегиональные
экологические
сельско-городские
депортация
Внешние
Эмиграции Иммиграции
Учитель
. Рассмотрите рисунок 203 стр.241 и ответьте на вопрос: Как вы считаете, влияют ли миграционные процессы на демографическую ситуацию в стране или отдельно взятом регионе?
Ученик.
Миграционные процессы изменяют численность населения регионов, его возрастную и половую структуру.
Учитель
. Проанализируйте, назовите причину демографической ситуации, которая сложилась в результате миграционных процессов: 1группа -в Чукотском АО; 2 группа- в Московской области; 3 группа в Астраханской области. Прикрепите соответствующий значок из « кейса» на физическую карту РФ.
Учитель.
На стр.242 учебника изучите: что такое миграционный прирост населения, определите ,в каком году наблюдался максимальный миграционный прирост населения в РФ.
Ученик
1994 год. Причина-распад СССР, что вызвало массовый отток русскоязычного населения из бывших союзных республик.
Учитель
знакомит с понятиями: беженцы, вынужденные переселенцы(слайд №9)
Учитель.
Мы живем в Астраханской области и нас конечно интересуют миграционные процессы, которые происходили и происходят в нашем регионе .
Каждая группа к сегодняшнему уроку получила творческое домашнее задание:подготовить исследовательские мини-проекты:
1
группа
« Лента времени населения с.Старая Кучергановка». Итоговый продукт-презентация.
2
группа — «
Какие мы- школьники с. Старая Кучергановка?» Итоговый продукт- презентация.
3
группа — «
Астраханочка-жгучая смесь». Итоговый продукт-.коллаж.
Учитель.
Миграционные процессы продолжаются и в настоящее время на территории РФ и Астраханской области. Изучите информацию текста № 1,2 «кейса» и ответьте на вопросы.
Текст № 1
.
В Астраханском крае издавна основное население было полиэтничным. Основными народами, населяющими этот край, были русские, казахи, татары, украинцы и калмыки. Русский язык являлся языком межнационального общения. И эти факторы являлись основой для вполне мирного существования более 170 национальностей на одной территории в течение длительного срока.
Развал Советского союза и война в Чечне изменили характер и интенсивность миграционных потоков в Астрахань. С начала 90-х годов стало прибывать русское население, имеющее достаточно высокий образовательный уровень из стран СНГ( Средняя Азия и Закавказье) и Северного Кавказа — ( преподаватели, ученые, военные моряки, инженеры).Этот миграционный поток достаточно сильно повысил ее интеллектуальный потенциал. Нефтяная и газовая отрасли получили хороших специалистов из старых нефтяных областей СССР. Однако уже с начала 20 века и до настоящего времени характер миграции изменился. Все меньше стал поток русскоязычных эмигрантов. Вторая волна эмиграции из стран Средней Азии ( преимущественно Узбекистан, Таджикистан, меньше Казахстан) и значительная миграция из Северокавказских республик носит частично нелегальный характер..Уменьшилось количество украинцев, белорусов, немцев, калмыков. Однако возрос процент даже официально зарегистрированных мигрантов с Кавказа и из Закавказья.
образовательный и интеллектуальный уровень которых очень низкий. Но мигранты необходимы для развития экономики Астраханской области и РФ . Без масштабной миграции численность населения России в 2011 году была бы на 7,5 миллионов меньше. Миграционный прирост компенсировал почти 60 процентов демографических потерь. Смертность в России по-прежнему превышает рождаемость, то есть, количество населения уменьшается .
К 2025 г. численность трудоспособного населения РФ снизится минимум на 10 млн. человек, заявил сектетарь Совбеза РФ Николай Патрушев. "Это требует новых решений и мер по привлечению в нашу страну высококвалифицированной рабочей силы"… А как считаете Вы?
А.П. Романова
Comments are closed.
Текст №2 Миграция населения области в 2011 году
Число прибывших
Число выбывших
Миграционный прирост(+), убыль(-)
человек
Миграция-всего
23272
19327
3945
в том числе:
в пределах области
8184
8184
0
внешняя миграция
15088
11143
3945
в том числе:
с другими регионами России
6864
9904
-3040
с государствами-участниками СНГ
7484
1114
6370
со странами вне СНГ
740
125
615
Изучите текст № 1,2 и ответьте на следующие вопросы:
1
Откуда идет основной поток мигрантов в настоящее время ?
2
Чем отличается характер миграционных процессов 90-х годов 20 века от современных?
3
Назовите проблемы , которые могут возникнуть и возникают в связи с миграционными потоками в Астраханскую область ?
5
Укажите пути решения указанных проблем.
6
А нужны ли мигранты российскому обществу ? Найдите ответ в тексте №1
Заключительное слово учителя.
Рефлексирующая деятельность:
1группа-составляет « синквейн» урока . Учащиеся 2-й и 3-й групп оценивают свою работу на уроке.
Учитель подводит итоги урока. Комментирует домашнее задание
, которое предлагается разного уровня сложности на выбор с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.
Домашнее задание:
изучить текст §48 и ответить на вопросы стр.244
используя информационный материал урока и контурную карту Астраханской области составьте картосхему « «Современные миграции населения Астраханской области»
используя ключевые слова темы
« Население России» составьте кроссворд.
Файлы: урок 2 — копия.odt
Размер файла: 38090 байт.