Автор конспекта:
Автор(ы): — Шадрикова Н.П., Попова О.Н.

Место работы, должность: — МБОУ г. Астрахини «СОШ №13″, учителя географии

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Цель урока

: сформировать знания о миграциях населения, в стране, области, показать их влияние на демографические,социальные процессы общества;

личностное совершенствование  учащегося через его познавательное развитие.

Задачи:

сформировать знания о миграциях населения, видов и причин миграции;

способствовать формированию коммуникативных навыков (умению вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);

сформировать умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы;

формирование духовно-нравственной, толерантной личности.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

УМК:

.География-8 класс « География России Природа. Население» Москва.. ИЦ « Вентана- Граф».- 2010 г.;  

Атлас. География России. Природа. 8 класс.

    М.: Дрофа, 2010г.;

Карта РФ;

Презентация « Миграция населения России и Астраханской области»

Используемое оборудование: —

Карта РФ

Презентация "Миграция населени России и Астраханской области"

Краткое описание: — Методы: « кейс-метод» проектно- исследовательская деятельность в группах работа с географической картой работа с текстом учебника коммуникативно-диалоговый игровой Информационный ( в сочетании с другими на разных этапах урока)

Структура урока

Актуализация знаний

.

Интеллектуальная разминка.

Астраханская область многонациональный регион России, здесь проживает сколько национальностей ? (слайд №1 )

Учитель.

Как вы считаете, почему именно АО сформировалась как полиэтничный регион России ? ( слайд №2)

Ученики.

АО расположена на границе между Европой и Азии, на пересечении важнейших торговых путей, она всегда привлекала население благоприятным климатом, рыбными ресурсами. Население приезжало и оставалась проживать в АО

Учитель.

Найдите в тексте учебника на стр.240 как называется процесс перемещения людей с одного места в другое, связанные с изменением постоянного места жительства.?

Ученики.

Миграции населения.

Учитель.

Сформулируйтпе тему сегодняшнего урока (« Миграция населения России и Астраханской области») ( слайд №3)

Изучение нового материала

целеполагание,обоснование темы урока учащимися ( запись темы урока в тетрадь)

для достижения названной цели урока учитель сообщает ученикам с каким информационным материалом

« кейса», учебника, атласа, ученики будут работать на уроке.

Учитель.

На основании рис. 202, стр. учебника 240, 241 определите:

причины миграции населения,

назовите главную причину миграции населения

изучите текст учебника стр.240-242, запомните, на какие виды подразделяются миграции населения ?

Ученики

анализируют конкретные ситуации «кейса» ( АКС – анализ конкретной ситуации в рамках «кейс»-технологии) и определяют вид миграции.

АКС №1( слайд №4)

«Одна из основных проблем, угрожающих Сибири в XXI в., -быстрое сокращение численности населения, так называемое «демографическое сжатие». Только за последние 3 года из Сибирского федерального округа уехало более 100 тыс. чел., в некоторых районах население уменьшилось наполовину» ( Интернет-ресурсы)

Учитель

. Какой вид миграции?

Ученики

определяют вид миграции и составляют схему в тетради.

Учитель одновременно с учениками составляет схему на компьютере.

АКС (слайд № 5) «

Таджикистан: площадь ледников, питающих местные реки, из года в год уменьшается. Следовательно, реки высыхают, что приводит к снижению урожайности. Осадки в регионе случаются бессистемно и непредсказуемо, часты наводнения, вымывающие плодородный слой почвы и разрушающие и без того находящиеся в критическом состоянии системы орошения. Все это лишает местных крестьян возможности прокормить семью, многие выживают на грани голодной смерти или отваживаются на миграцию. Людские потоки в поисках лучшей жизни перемещаются внутри страны или за ее пределы, что каждый из нас уже имеет возможность видеть воочию. И это лишь первые экологические беженцы в России. Между тем, по подсчетам ООН, официально утвердившей термин "ecological refugees", к 2010 году порядка 50 млн человек будут покидать насиженные земли не из-за преследований, а из-за голода, болезней и засухи, вызванных проблемами с экологией.»

Учитель

. Какой вид миграции ?

Ученики

определяют вид миграции и составляют схему.

АКС (слайд №6)«

Окончательные данные Росстата об итогах Всероссийской переписи населения свидетельствуют, что сельское население сократилось в 3 раза больше городского. С 2002 года количество сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тыс.. Сельских населенных пунктов, которые де-юре еще существуют, но реально там никто не живет, переписчики насчитали 19,4 тыс. – по сравнению с прошлой переписью это на 48% больше»

Учитель

. Почему население выезжает из сельской местности? Это какой вид миграции ?

АКС (слайд№7) «

В советское время около 3-х млн. этнических народов СССР насильственно были вывезены в Сибирь, Казахстан. Народы лишались своей автономией, своей родной земли. Такое перемещение народов называется… стр. учебника 220» ( слайд №8 -Депортация калмыцкого народа. Памятник Э.Неизвестного «Исход и Возвращение».)

Миграции

Внутренние

межрегиональные

экологические

сельско-городские

депортация

Внешние

Эмиграции Иммиграции

Учитель

. Рассмотрите рисунок 203 стр.241 и ответьте на вопрос: Как вы считаете, влияют ли миграционные процессы на демографическую ситуацию в стране или отдельно взятом регионе?

Ученик.

Миграционные процессы изменяют численность населения регионов, его возрастную и половую структуру.

Учитель

. Проанализируйте, назовите причину демографической ситуации, которая сложилась в результате миграционных процессов: 1группа -в Чукотском АО; 2 группа- в Московской области; 3 группа в Астраханской области. Прикрепите соответствующий значок из « кейса» на физическую карту РФ.

Учитель.

На стр.242 учебника изучите: что такое миграционный прирост населения, определите ,в каком году наблюдался максимальный миграционный прирост населения в РФ.

Ученик

1994 год. Причина-распад СССР, что вызвало массовый отток русскоязычного населения из бывших союзных республик.

Учитель

знакомит с понятиями: беженцы, вынужденные переселенцы(слайд №9)

Учитель.

Мы живем в Астраханской области и нас конечно интересуют миграционные процессы, которые происходили и происходят в нашем регионе .

Каждая группа к сегодняшнему уроку получила творческое домашнее задание:подготовить исследовательские мини-проекты:

1

группа

« Лента времени населения с.Старая Кучергановка». Итоговый продукт-презентация.

2

группа — «

Какие мы- школьники с. Старая Кучергановка?» Итоговый продукт- презентация.

3

группа — «

Астраханочка-жгучая смесь». Итоговый продукт-.коллаж.

Учитель.

Миграционные процессы продолжаются и в настоящее время на территории РФ и Астраханской области. Изучите информацию текста № 1,2 «кейса» и ответьте на вопросы.

Текст № 1

.

В Астраханском крае издавна основное население было полиэтничным. Основными народами, населяющими этот край, были русские, казахи, татары, украинцы и калмыки. Русский язык являлся языком межнационального общения. И эти факторы являлись основой для вполне мирного существования более 170 национальностей на одной территории в течение длительного срока.
Развал Советского союза и война в Чечне изменили характер и интенсивность миграционных потоков в Астрахань. С начала 90-х годов стало прибывать русское население, имеющее достаточно высокий образовательный уровень из стран СНГ( Средняя Азия и Закавказье) и Северного Кавказа — ( преподаватели, ученые, военные моряки, инженеры).Этот миграционный поток достаточно сильно повысил ее интеллектуальный потенциал. Нефтяная и газовая отрасли получили хороших специалистов из старых нефтяных областей СССР. Однако уже с начала 20 века и до настоящего времени характер миграции изменился. Все меньше стал поток русскоязычных эмигрантов. Вторая волна эмиграции из стран Средней Азии ( преимущественно Узбекистан, Таджикистан, меньше Казахстан) и значительная миграция из Северокавказских республик носит частично нелегальный характер..Уменьшилось количество украинцев, белорусов, немцев, калмыков. Однако возрос процент даже официально зарегистрированных мигрантов с Кавказа и из Закавказья.
образовательный и интеллектуальный уровень которых очень низкий. Но мигранты необходимы для развития экономики Астраханской области и РФ . Без масштабной миграции численность населения России в 2011 году была бы на 7,5 миллионов меньше. Миграционный прирост компенсировал почти 60 процентов демографических потерь. Смертность в России по-прежнему превышает рождаемость, то есть, количество населения уменьшается .

К 2025 г. численность трудоспособного населения РФ снизится минимум на 10 млн. человек, заявил сектетарь Совбеза РФ Николай Патрушев. "Это требует новых решений и мер по привлечению в нашу страну высококвалифицированной рабочей силы"… А как считаете Вы?

А.П. Романова

Comments are closed.

Текст №2 Миграция населения области в 2011 году

 

Число прибывших

Число выбывших

Миграционный прирост(+), убыль(-)

человек

Миграция-всего

23272

19327

3945

в том числе:

 

 

 

в пределах области

8184

8184

0

внешняя миграция

15088

11143

3945

в том числе:

 

 

 

с другими регионами России

6864

9904

-3040

с государствами-участниками СНГ

7484

1114

6370

со странами вне СНГ

740

125

615

Изучите текст № 1,2 и ответьте на следующие вопросы:

1

Откуда идет основной поток мигрантов в настоящее время ?

2

Чем отличается характер миграционных процессов 90-х годов 20 века от современных?

3

Назовите проблемы , которые могут возникнуть и возникают в связи с миграционными потоками в Астраханскую область ?

5

Укажите пути решения указанных проблем.

6

А нужны ли мигранты российскому обществу ? Найдите ответ в тексте №1

Заключительное слово учителя.

Рефлексирующая деятельность:

1группа-составляет « синквейн» урока . Учащиеся 2-й и 3-й групп оценивают свою работу на уроке.

Учитель подводит итоги урока. Комментирует домашнее задание

, которое предлагается разного уровня сложности на выбор с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.

Домашнее задание:

изучить текст §48 и ответить на вопросы стр.244

используя информационный материал урока и контурную карту Астраханской области составьте картосхему « «Современные миграции населения Астраханской области»

используя ключевые слова темы

« Население России» составьте кроссворд.

 

 

 

Файлы: урок 2 — копия.odt
Размер файла: 38090 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология