Автор конспекта:
Автор(ы): — Зиновьева Татьяна Михайловна

Место работы, должность: —

учитель истории Больше-Ломовисского филиала МБОУ Пичаевской сош

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Задачи урока:

- познакомить учащихся со старинными единицами измерения;

- расширять кругозор учащихся;

- развивать творческое воображение и мышление.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

1.«История» Приложение к газете «Первое сентября» № 9-10 октябрь 1993 г.

Используемая методическая литература: —

1.«История» Приложение к газете «Первое сентября» № 9-10 октябрь 1993 г.

2.http://www.pandia.ru/text/78/054/67592.php

3. http://www.artlib.ru/objects/gallery_264/artlib_gallery-132070-b.jpg

4. http://www.old-land.ru/kadr/cs37.jpg

5. http://jili-bili.ru/files/labirint/big/19371109lab1vkh1241599859.jpg

6. http://vse-sama.ru/images/stories/gimnastica/4.jpg

7. http://vseskazki.su/narodnye-skazki/russkie-byliny/bylina-vasilii-buslae…

8. http://forexaw.com/TERMs/State/Eurasia/Europe/image1998952_

9. http://12mesyatcev.ru/wp-content/uploads/2010/01/sistema-mer.jpg

10.http://12mesyatcev.ru/wp-content/uploads/2010/01/meri-sipuchih-tel.jpeg

11.http://12mesyatcev.ru/wp-content/uploads/2010/01/meri-jidkih-tel.jpg

12. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EB%FC%FF_%CC%F3%F0%EE%EC%E5%F6

Используемое оборудование: —

компьютер

Краткое описание: —

Урок Историческая метрология предназначен для учащихся 5 класса. Материал урока дает наглядное представление о значении знаний старинных мер веса. длины, объема. Задания интересны, учащиеся с удовольствием выполняют их. В качестве примеров взяты строки из сказок, былин, отрывки из документов. Использование на уроке данного дополнительного материала, несомненно, расширяет кругозор учащихся, повышает интерес к изучению истории.

Учитель истории Зиновьева Татьяна Михайловна
Больше-Ломовисский филиал МБОУ Пичаевской сош
Тамбовской области

Урок по истории на тему:
«Историческая метрология»

Задачи урока:
— познакомить учащихся со старинными единицами измерения;
— расширять кругозор учащихся;
— развивать творческое воображение и мышление.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Учебное оборудование: Презентация (слайд – шоу по теме урока), раздаточный материал.

Предполагаемый результат: учащиеся получают представления о видах старинных мер веса, объема, длины, а также формируются понятие необходимости знаний старинных мер.

Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, ТРИЗ-технологии.

Ход урока
I. Организационный момент
Учитель сообщает тему урока, цели. Слайд 1, 2, 3
II. Повторение.
Учитель: На прошлом уроке во время воображаемого плавания по морям Страны прошлого наш корабль потерпел кораблекрушение, и мы оказались на необитаемом острове.
Вы нарисовали остров, реки, горы, наш поселок и дали им названия.
1) Какие же есть способы образования географических названий или топонимов?
(Ответ: По природным особенностям; по именам прославленных людей; по именам первых поселенцев; по занятиям жителей и т.д.)
2) Как называется наука, изучающая способы образования топонимов? (Ответ: Топонимика)

Учитель: Мы убедились, чтобы знать о каком месте идет речь, чтобы не заблудиться необходимо дать названия всем географическим объектам.

III. Переход к изучению нового материала

Развивая сюжет о пребывании на острове, ребята оказываются перед необходимостью проводить измерения времени, расстояний, веса, объема.
Проигрывая в воображении строительство дома, шитье одежды, обуви, ученики как бы повторяют открытия наших предков. Постепенно ученики приходят к выводу о том, что некоторые единицы измерения дарит нам природа: день и ночь – единицы времени; части человеческого тела: пальцы, ладони, ступни – меры длины.

Проблема урока: Что дает нам изучение и знание старинных единиц измерения (мер веса, длины, объема)? Слайд 4

IV. Изучение нового материала

1) Вопрос: Древние меры длины

Учитель: С потерпевшего крушение корабля мы спасли сундук, в нем есть ткань. Но вот беда – нет у нас ни линейки, ни метра. Нечем измерить, а шить одежду нужно.
1) Как же можно измерить? Чем? Что можно использовать для измерения?
После ответов учащихся – задание:
Положите на лист бумаги ладонь с расставленными пальцами и обведите ее контуры. Слайд 5
Обозначьте меры длины:
1) пядь – максимальное расстояние от большого пальца до мизинца;
2) вершок – два верхних сустава пальца;
3) палец – применялся в шитье;
4) дюйм – ширина большого пальца;
5) ладонь – ширина ладони со сведенными пальцами.
Ладонь как единица измерения до сих пор применяется в Англии для измерения высоты лошадей.

Учитель: А теперь познакомьтесь с древнерусскими мерами длины. Слайд 6
Записи в тетрадях:
Вершок – 4,4 см;
Дюйм – 2,5 см;
Аршин – 71,12 см;
Сажень – 152 см;
Фут – 30,48 см;
Верста – 1,0668 км.

Учитель: Прослушайте фрагменты из произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, из былины «Илья Муромец». Выпишите упомянутые единицы измерения:

1) Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь его любя.
Между тем как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына Бог им дал в аршин. Слайд 7

2) Вижу один островок небольшой
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину. Слайд 8

3) Хорош был конь у Ильи Муромца: хвост – трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей. Слайд 9

Вопросы:
1) Назовите единицы длины из данных произведений.
2) Можете ли вы их объяснить и показать при помощи рук?
3) Какого роста родился сын у царя Салтана?
4) Какой же длины был хвост у коня? Какой длины шерсть?
2. Вопрос: Меры веса и объема

Учитель: Сейчас мы познакомимся со старинными мерами веса, объема жидких и сыпучих тел. Слайд 10-11
1) Назовите меры веса
2) Запишем их в тетрадь:
Меры веса:
Кадь =12 пудов; Пуд = 16кг 38г.;
Четверть = 2 осьмины = 3 пуда;
Пуд = 4 фунтов; Фунт = 409, 512г.
Меры объема:
Бочка = 40 ведер;
Ведро = 10(12) кружек;
Кружка = 1 литр;
Штоф = 2 бутылки = 1,2 л.;
Бутылка = 0,6 л.

Задание:
А теперь, зная старинные меры веса и объема, решите следующие задачи:
1. Из былины «Василий Буслаев»: Слайд 12
… В то же время поставил Васька
Чан среди двора,
Наливал чан полон зелена вина,
Опущал он чару в полтора ведра.
Сколько литров входило в чару Василия Буслаева?

2. Из былины об Илье Муромце: Слайд 13
… Он ведь мечет все палицу тяжелую,
Он ведь мечет-то палицу сорока пудов.
Сколько килограммов весила палица богатыря Ильи Муромца?

3. Вопрос: Для чего нужно знать старинные меры

Учитель: Зачем же нам нужно знать существовавшие когда-то меры, ведь сегодня мы пользуемся другими?
Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что без знания этих мер, историки не смогут разобраться во многих исторических документах.
1) Вот например документ:
Должны принести: Наум – 3 кади ржи; Агафон – кадь ржи; Григорий – 2 кади ржи; Вигарь – 20 локтей ткани; Валита – 14 локтей ткани и т.д. (Речь идет о повинностях крестьян)
Смогли бы историки понять о чем идет речь, если бы не знали старинных мер веса и длины?

2) Стоит в Эрмитаже плита с надписью. Надпись рассказывает о том, что в 1068 году князь Глеб Святославич мерил по льду « море» — расстояние от «Тьмутараканя до Кърчева», т.е. ширину Керченского пролива. Оказалось «10 000 и 4000 саженей». Слайд 14
Какова же ширина пролива в метрах?

Вывод: Таким образом, знание старинных единиц измерения необходимо при изучении истории.

V. Закрепление Слайд 15
1) Пронумеруйте русские меры длины в порядке их возрастания:
Косая сажень, дюйм, палец, фут, маховая сажень.
2) Назовите лишнее в ряду слово и поясните свой выбор:
Аршин, пядь, фунт, вершок.
3. Белокаменный Кремль, возведенный при Дмитрии Донском, имел стены длиной 916,2саж. Современный Кремль имеет стены на 0,256 км длиннее. Вычислите длину стен современного кремля. 1 сажень=216см=2,1б м (до XVIII в.) Слайд 16
 Решение:
1) 916,2*2,16=1978,992 м 1979 метров = 1,979 км,
2) 1,979+0,256=2,235 км.
Ответ: 2,235 км.

VI. Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока:
 Что дает нам изучение и знание старинных единиц измерения (мер веса, длины, объема)? Слайд 17

Учитель подчеркивает значение изучения старинных единиц измерения, т.к. это делает более понятными читаемые документы, книги, а также пословицы и поговорки, в которых упоминаются «пуд соли», «пядь земли» и т.д.

VII. Домашнее задание Слайд 18

1. Выучить названия старинных единиц измерения
2. Найдите и запишите пословицы и поговорки, где упоминаются старинные меры.

Файлы: историческая метрология.zip
Размер файла: 1306336 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология