Автор конспекта:
Автор(ы): — Гасишвили Марина Леонидовна

Место работы, должность: — МОУ «Лицей №1″ учитель

Регион: — Республика Татарстан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Искусство

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — урок по изобразительному искусству во 2 классе: « А что там, за окном…»

Цель урока: Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, эстетического вкуса и понимания прекрасного.

Задачи: а) дать знания о жанрах изо, о композиции, научить с помощью технического приема передавать фактуру, с помощью линии передавать образ.
б) развивать умение видеть, разглядеть нечто необычное в обыденном, развивать логическое мышление, образное представление, фантазию. Развивать навыки работы художественными материалами.
в) воспитывать интерес к занятиям по искусству, интерес ко всему новому, способность замечать красоту, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к животным.

Тип урока – формирование практических знаний, умений и навыков
Форма– урок творчества.

Оборудование: а) репродукции картин художников, иллюстративный материал — зарисовкипейзажа,птиц,животных, художественные принадлежности, компьютерная презентация; музыкальный ряд – голоса птиц, животных, видеозаписи мультфильмов.
б) альбомы, художественные материалы и принадлежности.

Литература:
Коротеева Е.И. – Искусство и ты – М.: Просвещение, 1997
Курчевский В.В. А что там за окном? — М.: Педагогика, 1985
Рутковская А. А. Рисование в начальной школе. Издательство: Нева,ОЛМА-ПРЕСС, 2001

Ход урока.

Тема сегодняшнего урока «А что там, за окном…». (Слайд 1) Действительно, что особенного может быть за окном? Во всяком случае, мы привыкли к тому, что видим там каждый день, и не всегда замечаем те удивительные перемены, которые происходят за нашими окнами.
Припомните: когда вы просыпаетесь, куда вы сразу смотрите? В окно! Почему?
(диалог с учащимися)
Вам ведь интересно узнать, что там? Светит ли солнце, или небо затянули тяжелые хмурые тучи? Падают ли снежинки, или стучит о стекло косой осенний дождик? Порой от того, что ты увидел утром за окном, зависит настроение целого дня. Разве это пустяки?
Вспомните и расскажите о том, что видно из окна вашего дома.
(диалог с учащимися)
Если смотреть из окон нижних этажей, хорошо видно, как растут травы и цветы, бегают кошки и собаки. На деревьях и кустах живут птицы. Во дворе играют дети. По улице шагают прохожие, проносятся шумные автомобили.
Из окон верхних этажей видно много домов, целый город, широкое небо, летящий самолет.
Если быть внимательным, можно заметить и разглядеть много интересного.
Может быть, из вашего окна видны окна соседних домов. Там тоже живут дети. Они читают книги, рисуют, ходят в школу… В каждом окне – своя жизнь.
Давайте посмотрим в «наше окно».
(показ слайдов)

…За ночь все замело снегом. Исчезли тропинки, посыпанные песком, следы от автомобильных шин на дороге. На земле белая перина лежит. Придется теперь дворнику дорогу и тротуар расчищать.
Давайте внимательно рассмотрим пейзаж за окном: день мягкий, серый. Солнышка не видно. Самое темное пятно – деревья впереди.
А что же такое пейзаж?
Пейзаж – это изображение природы.
Природа не оставляет равнодушными никого, ее красота завораживает каждого человека. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем… Обращайте и вы внимание на красоту природы.
Не проходите мимо, полюбуйтесь ею.
Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, все то, что удивляло и радовало его, останавливало взгляд. Посмотрите, как художники выражают свое понимание природы.
Работа с репродукциями картин художников: Поленов «Московский дворик», К.Юон «Мартовское солнце», И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору» и др.
(показ слайдов)
Сейчас мы сделаем несколько набросков.
Набросок – это быстрый, кратковременный рисунок.
Задание для практической работы: нарисовать деревья.
Цель: научить проводить плавные линии веток деревьев без предварительного рисунка.
Практическая работа учащихся.
Посмотрим, не изменилось ли что за нашим окном: прилетела ворона, крыльями снег размела и долбит толстым клювом замерзшую корочку. Стали слетаться и другие птицы – голуби, воробьи.
(Музыкальный фон – голоса птиц)
На белом дворе живая полянка образовалась. Сидят они, нахохлились. Засыпал снег места, где они кормились.
(Диалог с учащимися – как человек может помочь птицам зимой).
Прилетели синицы. Уселись на ветках красногрудые снегири. Появились в птичьей стае яркие, цветные пятнышки. Красиво! (показ слайдов)
Если мы их сейчас не нарисуем, то скоро все изменится. Птицы разлетятся и все опять станет серым.

Задание для практической работы: выполнение набросков птиц на предыдущем листе (с помощью простых геометрических форм). (Приложение 4)
Практическая работа учащихся.
Пока мы разговаривали и рисовали, из соседнего подъезда вышел кот Василий. Морда круглая, шерсть рыжая. Не нравится ему пушистый снег – мягкие лапки глубоко проваливаются. Заинтересовался Василий птичьей возней, раскрыл сонные глазищи, смотрит, смотрит, а подобраться к птицам не может – снег мешает. Поглядите, как он смотрит на птичек. Какой у него характер? (диалог с учащимися).
(Слайд 6)
А давайте нарисуем кота. Что для этого нужно знать?
Какие простые геометрические формы будем использовать при рисовании этого животного?
Голова – круглая, ушки – треугольные, туловище, хвост – овальные. Эти формы для любого кота подходят. Но ведь коты все разные: хитрые и добрые, ласковые и сердитые, толстые и худые. Как это проявляется в рисунках? Давайте посмотрим.
Выполнение учителем набросков животных мелом на доске.

А рисовать красками нам помогут две кисточки. Они совсем разные. Одна -наша знакомая : мягкая беличья кисточка. Эта кисточка любит краску и воду, и всегда рисует яркие, четкие рисунки. А вот другая кисточка делает лохматые линии, пятна с «распущенными краями». Кисточка эта жесткая и называется щетинная. Она не любит воды. Прежде чем нарисовать что-нибудь, нужно вытереть хвостик кисти о бумагу. Кисть становится полусухой и оставляет на бумаге прерывистый, рыхлый след. Эти кисточки любят работать вместе. Щетинная делает пятна, а беличья прорисовывает детали. Посмотрите, как они это делают.
Выполнение учителем зарисовок на бумаге.

Что же еще можно нарисовать таким способом?
(диалог с учащимися)
Одуванчик, зайчика, мишку, дым, дерево в снегу, листву на деревьях…
Задание для практической работы: сделать набросок кота без предварительного рисунка. 1 ряд рисует беличьей кисточкой с помощью геометрических форм; 2 ряд рисует щетинной кисточкой (пятно + прорисовка деталей); 3 ряд рисует кота в произвольной форме.

Посмотрите внимательно на котов, которых мы нарисовали и узнайте из каких они сказок? Почему вы так думаете? С помощью чего передается характер животных? Посмотрим, как художники-мультипликаторы рисуют разных по характеру котов, какие приемы используют.
(фрагменты мультфильмов «Трое из Простоквашино», «Возвращение блудного попугая», «Котенок по имени Гав» — обсуждение)
Вернемся к нашему коту Василию. Вот если бы он был сказочным, если бы у него крылья были, каким бы он стал? Что бы он сделал?
Наверное, целый день бы парил над нашим двором. Его бы стали бояться не только птицы, но и собаки, и даже маленькие дети. Налетит такой котище, схватит и унесет к себе в гнездо. Наверно и внешне он бы изменился. Как?
(Диалог с учащимися)
А что же на самом деле происходит в нашем дворе. Кто-то насыпал птицам хлебных крошек. Они сидят и завтракают. А кот Василий поглядел на все это и домой отправился, и никаких крыльев у него нет. А мне даже немного жалко стало, что у кота Василия крыльев нет, и он вовсе не хищный, а просто домашний и ленивый.
Может придумаем про него сказку. С чего начнем?
Жили-были дед и баба, и был у них кот Василий…
А что если мы не будем больше ничего придумывать, а вы продолжите дома. Но сочиняйте так, чтобы было понятно, какой он кот Василий: добрый или жадный, ласковый или злой, а можете не писать сказку, а нарисовать ее в картинках. И еще одно задание: понаблюдайте за тем, что происходит за вашим окном. Если увидите что-то интересное на улице, во дворе, постарайтесь быстро зарисовать это, как будто записываете увиденное в свою записную книжку. Вдруг пригодится!

Анализ работ учащихся — просмотр работ учащихся, оценка их деятельности.
Итог урока.

Файлы: Eleffant.flv
Размер файла: 8818116 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология