Автор конспекта:
Автор(ы): — Бардыкина Е.Б.

Место работы, должность: — МОУ СОШ №23 г.Рыбинск

Регион: — Ярославская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — «Лирика – тот род литературы, который формирует душевный мир, глубоко влияя на человека», — писал В.П.Медведев. Изучение лирики позволяет нам формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, избегая длинных нравоучений, ненавязчиво, показывая отношение автора к изображаемому. Данный урок проводится в11 классе при изучении темы «Лирика Сергея Есенина», но в адаптированном виде он может быть проведён и в среднем звене. Урок стоит после знакомства с биографией и особенностями художественного мира поэта, на нём начинается работа над основными чертами природного мира в лирике Есенина и приемами его художественного воплощения

На уроке поставлены следующие задачи:
Образовательные:

  • знание текстов стихов С.Есенина;
  • понятие сквозной образ–символ в поэзии 19 и 20 веков;
  • повторение теоретико-литературных понятий:символ, сквозной образ,лирический герой,метафора,эпитет, олицетворение,сравнение;
  • знакомство с полотнами русских художников и музыкой русских композиторов.
  • умение на примере конкретного стихотворения увидеть общее в творчестве поэта, делать выводы, обобщать;
  • аналитическое и логическое мышление.

Предварительное домашнее задание:
1) выписать строки из стихов Есенина, где упоминается слово «Берёза»;
2) прочитать статью «Художественный мир поэта» стр.237-243,законспек-тировать;
3) повторить теоретико – литературные понятия.
Индивидуальное домашнее задание:
1) составить словарную статью «Символ»;
2) подготовить сообщение «Берёза – слово-символ в лирике 19 века».
Визуальный ряд:
картины русских художников, на которых изображены берёзы:
ü И.Шишкин «Берёзовая роща»;
ü И.Левитан «Берёзовая роща», «Март», «Золотая осень», «Весна — большая вода»;
ü А.Куиджи «Берёзовая роща»,
ü А.Саврасов «Грачи прилетели»,
ü И.Грабарь «Белая зима. Грачиные гнёзда»,
ü А.Рылов «Зелёный шум»,
ü С.Герасимов «Лёд пошёл».
Музыкальные заставки:
ü песни русских композиторов, посвящённые берёзе,
ü пьесы из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.
Музыка может звучать в начале урока, создавая эмоциональный настрой: как фон во время сообщения учащегося о поэзии 19 века, во время работы в группах. При отсутствии видеоряда можно провести работу по подбору музыкальной иллюстрации к стихам Есенина.
— — — — ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя
Мало видеть слово. Надо точно
Знать, какая есть у слова почва,
Как оно росло и как крепчало,
Как его звучало зазвучало,
Чем должно набухнуть и налиться,
Прежде чем в названье превратиться,
В званье, в имя или в кличку просто…
Прелесть слова – в летописи роста.
Эти строки принадлежат перу польского поэта Юлиана Тувима (1894 — 1953). Слово живёт в нас, слова родного языка формируют взгляд человека на мир. Язык составляет ту духовную силу, которая единит народ и крепит его творческую энергию.
Наша мысль направлена на общее, мы стремимся понять этот мир в мысли. Но мысль ускользает, в каждый момент она другая. Вечность только в идее, которая в границах слова может быть представлена символом.
Повторение изученного
1. Сообщение учащегося.
Символ (от греч. –знак, примета) — один из видов тропов-слов, которые получают в художественном тексте кроме своих основных (словарных, предметных) значений ещё и новые (переносные). Символ образует свои новые переносные значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом или явлением, которые обозначаются каким-то словом в языке или явлением, на которые мы переносим это же словесное обозначение.
Символ наделён огромным множеством значений.
Откуда же берётся символический смысл образов? Основная особенность символов втом, что они, в своей массе, возникают не только в тех текстах, где мы их находим. Они имеют историю длиной в десятки тысяч лет, восходя к древним представлениям о мире, к мифам и обрядам.
2. Какое литературное течение считало главным символ в своей поэзии? Назовите наиболее известных представителей этого течения.
Формулировка темы. Постановка цели. Работа с эпиграфом.
Символ у каждой культуры свой, национальные символы создают культуру. Истол-ковать символы своей культуры в образах — это и есть задача поэта.
Каждый язык содержит определённое количество символов. Из поколения в поколе-ние они передавались в песнях, былинах, а позднее стали появляться в произведениях поэтов и писателей. Вот о таких словах и будем мы сегодня говорить на уроке. Запишите тему: «Слова-символы в поэтическом тексте… — слово-символ в лирике…». Формулировка темы не закончена, и сделать мы это сможем после прочтения эпиграфа.
Я, запозднясь, благодарю
Того, кто был передо мною
И кто вечернюю зарю
Назвал вечернею зарёю.
Того, кто первый услыхал
Капель апреля, визг мороза
И это дерево назвал
Так упоительно – берёзой.
Потом уже, уже потом
Сюда пришёл Сергей Есенин
Отогревать разбитым ртом
Её озябшие колени.
Я.Смеляков.
— Смеляков формулирует идею о преемственности в поэзии. Найдите эти строки.
— О каких символах говорится в стихотворении?
(Смеляков говорит о словах-символах из мира природы)
-Какой он выделяет среди них? Какого поэта называет?
(Особо выделяет берёзу и называет имя Сергея Есенина)
— Я думою, теперь мы с вами можем дополнить формулировку темы. О каком слове-символе в лирике, какого поэта пойдёт речь?
(Берёза — слово-символ в лирике Сергея Есенина)
Повторение
-Берёза – образ одного ряда с такими, как летящие журавли, нескончаемая дорога, широкое поле, полноводная река. Какая сила скрыта во всех этих привычных для русской поэзии образах?
(В них ощущение Родины, её простора, приметы нашей земли)
-В русской поэзии 19 века при изображении родного пейзажа очень часто исполь-зуются названия деревьев. Давайте вспомним их.
(Дуб — символ силы и крепости, связан с темой «большой Родины», т.е. государства; с темой дворянского рода, символизируя мощь и силу рода, связь поколений. Липа – символ дворянской усадьбы, дома, уюта)
-Но особое пристрастие русская поэзия имеет к берёзе. Поэтический культ её начина-ется с первой половины 19 века и достигает кульминации в творчестве Сергея Есенина. Давайте посмотрим, как это было.
Сообщение учащегося
Все художники слова чувствовали безусловное очарование берёзы.
А.С.Пушкин писал П.А.Вяземскому дождливым летом 1825 года: «Наслаждаюсь душным запахом смолистых берёз…», а в путевых записках времён первой ссылки оста-вил щемящее замечание о встреченной в Крыму берёзе: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! Сердце моё сжалось…»
В сознании поэтов тесно связаны берёза, любовь, тоска, сердечное волнение, и хотя Вяземскому среди других деревьев берёза ещё казалась прозаической, но и он признаёт в ней очарование:
…душе родная проза
Живым наречьем говорит.
Для него берёза — символ родины на чужбине, согревающий душу своим теплом и светом:
Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо.
Нам здесь и ты, берёза, словно
От милой матери письмо.
У М.Ю. Лермонтова представление о родине прочно связано с чувством повсемест-ной печали российских деревень с их дрожащими ночными огнями, а рядом вставала дневная, милая сердцу картина:
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой
Чету белеющих берёз.
После Пушкина и Лермонтова образ берёзы вошёл в творчество каждого из поэтов. Н.А. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» не однажды упоминает о берёзе. В главе «Губернаторша» случай помог Матрёне Корчагиной избавить мужа от солдатчины. Освобождение от царской службы и образ весенней берёзы слились в символ крестьянского счастья:
Весна уж начиналася,
Берёзка распускалася,
Как мы домой пошли.
О любви, счастье и тоже с упоминанием берёзы писал А.К.Толстой:
То было раннею весной
В тени берёз то было.
То было в утро наших лет
О счастие! О слёзы!
Работа со стихами С.Есенина на основе домашнего задания
Щедрым поэтическим ливнем причудливых олицетворений и сравнений пролилась тема берёзы у Сергея Есенина:
Берёзки!
Девушки — берёзки!
Их не любить лишь может тот,
Кто даже в ласковом подростке
Предугадать не может плод.
- Дома вы читали стихи, выписывали строки, где встречается слово «берёза». Чем привлекает она внимание поэта?
(Берёза привлекает внимание Есенина своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны)
- Неяркий, но изящный наряд берёзы вызывает в сознании поэта ряд ассоциаций. Назовите их.
(Ветви — шёлковые косы, как руки меткие, зелёные серёжки…
Берёза — невеста, девушка, свечка…
Цвет ствола – берёзовое молоко, берёзовый ситец…)
- Как относится Есенин к берёзке?
(Поэт любит это дерево: «милые берёзовые чащи», «Тут почти берёзке каждой ножку рад поцеловать». Он чаще всего называет дерево, используя уменьшительно–ласка-тельный суффикс -к-: берёзка)
Работа в группах. Сравнительный анализ стихов.
- Из множества стихов Есенина для более подробного разговора мы возьмём два: «Берёза» (1913г.)и «Зелёная причёска, Девическая грудь…» (1918).
Вопросы для сравнительного анализа
v Как построены стихотворения? От какого лица в них идёт речь?
v Какой мы видим берёзу в этих стихах? Как автор относится к ней?
v Какие виды тропов использует поэт?
v Отметьте композиционные особенности стихотворений.
v Какие особенности лирики Есенина нашли отражение в этих стихах?
v Что общего в этих стихотворениях?
Примерный анализ
«Берёза» (1913): Стихотворение – картина природы, сродни живописному пейзажу. В центре внимания – берёза в зимнем уборе: снежная кайма, белая бахрома, горят снежинки. При помощи эпитетов и метафор Есенин передаёт красоту скромной русской природы. Берёзка, как и другие предметы и явления, живёт своей особой жизнью. Это становится ясно из заключительной строфы, где Есенин использует свой излюбленный приём – олицетворение. В ней возникает образ зари – труженицы, которая постоянно подновляет наряд своей любимицы:
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Стихотворение построено как занимательный эпизод из жизни одухотворённой природы. В картине человека нет, но он незримо присутствует: берёза стоит под его окном, его глазами мы видим эту красоту, прелесть скромной русской, берёзы как символа России. И хотя в этом стихотворении нет слов – звуков, но обилие звуков си р(в 8 строчках они повторяются по 7 раз), шипящие и сонорные передают нам звуки: тихий шелест инея, падающего с потревоженных ветвей. Цветовые ассоциации вызывают эпитеты и сравнения: «принакрылась снегом, точно серебром»; «снежной каймой горят снежинки в золотом огне». Зима сверкает, искрится, создавая радостное настроение, умиротворение и покой неся в душу.
И в этом стихотворении, как во многих других, в композиции Есенин используя форму кольца:
Прикрылась снегом,
Точно серебром.
…………………
Обсыпает ветки
Новым серебром.
«Зелёная причёска…» (1918): Стихотворение построено как диалог лирического героя с деревом. Одна из особенностей лирики Есенина – обращение в начале стихотворения. Здесь автор обращается к дереву, ласково называя его берёзкой. Она нравится ему, напоминает девушку (« девическая грудь») — тонкую, стройную. Метафоры: «зелёная причёска», «косы – ветви» – помогает созданию этого образа. В этом стихотворении, как и во многих других, образ автора сливается с образом лирического героя. Оно написано от первого лица. Лирический герой задаёт вопросы берёзке, а она отвечает ему, рассказывая об окружающем мире. И в вопросах, и в ответах природа живёт. Показать это Есенину помогает олицетворение: «шепчет ветер», «звенит песок», «луна стелет». Цвет и звук также живут в этом стихотворении: «зелёная причёска», «сияние зеленей», «луна»; «звенит песок», «звон ветвей» – напоминание а колокольном звоне, таком же символе России как и берёза. Этот звук в стихотворении помогают передать сонорные и шипящие, которых много.
В композиции Есенин прибегает к форме кольца: в начале стихотворения задаёт вопрос – в конце получает ответ. Берёзка объясняет, почему загляделась в пруд – загрус-тила об уходящем лете, вспомнила о близкой осени.
Обобщение учителя
Стихотворение «Берёзка» написано в 1913 году. Созданный однажды поэтический образ в лирике Есенина получает самостоятельную жизнь. Подтверждение тому – стихо-творение, написанное 5 лет спустя « Зелёная причёска…». В этих стихах автор неизменен в своих привязанностях: он любуется неброской, неяркой, но такой притягательной красо-той русской берёзки, символа России, красотой своей Родины. Он любит то, что его окру-жает.
Работа с картинами. Подбор иллюстраций к стихам.
Но не только Есенина и других художников слова привлекает эта красота, а и живо-писцев. Пред вами несколько картин из большого количества, воспевающих это дерево.
- Какие из картин могли бы послужить иллюстрациями к стихам Есенина?
В качестве иллюстраций учащиеся могут предложить для стихотворения «Берёза» картину Грабаря «Белая зима». На ней изображена одинокая берёза возле дома на фоне серебристо – серого неба. Кругом белый снег, но, несмотря на это, от картины веет чем-то тёплым, родным близким.
К стихотворению «Зелёная причёска…» могут быть предложены:
1) А. Куинджи «Берёзовая роща», где берёзы расположились возле пруда. Яркое солнце, разгар лета, обилие зелёного цвета, но пробивающаяся в траве и листьях лёгкая желтизна говорит о приближающейся осени;
2) А. Рылов «Зелёный шум». Картина вызывает в памяти звуковые ассоциации из стихотворения Есенина и образ берёзки – девушки, которой ветер растре-пал ветви – косы. Обилие зелёного цвета – радость жизни, но в зелени нет – нет, да и мелькнёт жёлтый листок – скоро осень.
Обобщение. Итоги урока. Домашнее задание.
Сегодня мы с вами увидели, как много может рассказать одно – единственное слово — символ. Для нас берёза – символ Родины:
О берёзы – даль немая,
Грустные поля…
Это ты – моя родная,
Бедная земля!
Для всего мира – берёза – символ России.
А сколько ещё символов в нашей поэзии, в нашей речи. Поэтическая символика – особый мир. Предлагаю вам продолжить знакомство с ним.
1. Составить «Словарь поэтических символов Сергея Есенина».
2. Найти и проследить жизнь слова – символа, связанного с Родиной, в лирике поэтов 19 и 20 веков (поэты по выбору учащегося).
3. Прочитать стихи о животных. Дополнить черты природного мира в лирике Есенина и приёмы его художественного воплощения.
Первые два задания предлагаются по выбору учащегося.
— Литература.
1. В.П.Аникин. «К мудрости ступенька». М.1988.
2. В.В.Коржан. «Есенин и народная поэзия». Л.1969.
3. С.И.Львова. «Уроки словесности». М.1997.
4. Н.И.Неженец. «Поэзия народных традиций». М.1988.
5. «Сергей Есенин. Проблемы творчества». Сборник. М.1978.
6. П..Юшин. «Поэзия Сергея Есенина 1910 – 1923 г.» М.1966.
7. Л.Г.Юдкевич. «Лирический герой Есенина». К.1971.
8. В.П.Колесникова. «Лексика темы «Родина» в русской поэзии». РЯШ№ 5. 1990.
9. В.П.Колесникова. «Стихотворение «Родина» М.Ю.Лермонтова». РЯШ№ 3. 1991.
10. В.В.Колесов. «Слово живёт в нас». ЛШ№ 4. 1995.

Файлы: Мы родом из детства.ppt
Размер файла: 8660480 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология