Автор конспекта:
Автор(ы): — Аюпова Зульфия Абдулмагдановна

Место работы, должность: — СОШ№2 города Лениногорская

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее кумулит

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 сорт

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: — Цель урока: Познакомить учащихся с элементным составом , структурой общества, социальными институтами и акцентировать почтение на системном подходе к изучению общества.

Тип урока: — Комбинированный нравоучение

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература:

Обществознание 10 класс. А.И.Кравченко. Москва.«Русское слово».2003;

Обществознание. Учебное пособие. Ю.Ю.Петрунин. Москва.Университет «Книжный дом» 2007;

Человек и общество. 10-11 классы. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебникова. Москва. «Просвещение»2000

Обществознание. Учебное пособие. Под редакцией Н.И.Мацнева. С- Петербург. «Лань» 2001

Используемое оборудование: —

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация.

Краткое описание: — Урок вдоль структуре общества с целью знакомства учащихся с элементным составом , структурой общества, социальными институтами и акцентировать почтение на системном подходе к изучению общества.

Ресурс про профильной школы: — Ресурс про профильной школы

Урок вдоль обществознанию в 10 классе

Тема: «Строение общества»

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация.

Литература:

Обществознание 10 класс. А.И.Кравченко. Москва.«Русское слово».2003;

Обществознание. Учебное пособие. Ю.Ю.Петрунин. Москва.Университет «Книжный дом» 2007;

Человек и общество. 10-11 классы. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебникова. Москва. «Просвещение»2000

Обществознание. Учебное пособие. Под редакцией Н.И.Мацнева. С- Петербург. «Лань» 2001

Цель урока: Познакомить учащихся с элементным составом , структурой общества, социальными институтами и акцентировать внимание на системном подходе к изучению общества.

I/ Ориентировочно-мотивационный этап.

· Тест вдоль теме « Развитие знаний о обществе»

1. Первым трудом вдоль обществознанию позволено считать:

А. «Политику» Аристотеля.

Б. «Капитал» К.Маркса.

В. «Государство» Платона.

Г. «Государя» Н.Макиавели.

Ответ: в.

2. Платон разделил ао на:

А.два класса.

Б. хорошо класса.

В. три класса.

Ответ: в

3. Отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеральную( внешних сношений) считается:

А.Ж.Ж. Руссо.

Б. К.Маркс.

В. И.Кант.

Г. Дж.Локк.

Ответ: г

4. Если денежный макромир может статься быть предметом точного измерения и анализа, хоть бы благодаря чесо таковым не может статься корпуленция социальный мир? На данный материя первым попытался ответить:

А. Ж.Ж.Руссо.

Б. К.Маркс.

В. Ш.Л. Монтескье.

Г. И. Кант.

Д. О.Конт.

Е. Дж.Локк

Ответ: д

5. Основоположником теории классов и социального конфликта является:

А. Ж.Ж. Руссо.

Б. К.Маркс.

В. Ш.Л. Монтескье.

Г. И.Кант.

Д. О.Конт.

Е. Дж.Локк.

Ответ: б

6.Основателем классической экономики считается:

А. К.Маркс

Б. Г.Спенсер.

В. Д.С. Милль.

Г. А.Смит

Ответ: г

7. Главное вещица Н. Макиавелли:

А. «Государь»

Б. «Государство»

В. «Капитал»

Г. «Диалоги»

Ответ:а

8. Знаменитый исследование « Закат Европы» создал:

А. Алексис мол Токвиль.

Б. Эдуард Бернетт Тайлор.

В. Освальд Шпенглер

Ответ: в

9. Теорию культурно-исторических типов выдвинули:

А. Алексис мол Токвиль.

Б. Эдуард Бернетт Тайлор.

В. Освальд Шпенглер.

Г. Льюис Генри Морган.

Д. Н.Я. Данилевский.

Ответ: д

10. Культурно- исторические типы различаются вдоль своеобразным сочетаниям четырех основополагающих элементов:

А. религиозного.

Б. культурного.

В. научного.

Г. политического.

Д. духовного.

Е. экономического.

Ответ: а,б,г,е.

11. Определяющим фактором развития промышленности выступает:

А. индустриальное общество.

Б. доиндустриальное общество.

В. постиндустриальное общество.

Ответ:в

12. В каком обществе главным институтами являются приход и армия:

А. в индустриальном.

Б. в доиндустриальном.

В. в постиндустриальном .

Ответ:б

13. Переходом от какого общества ( типа хозяйства) к какому явилась неолитическая революция:

А. от охоты и собирательства к земледелию.

Б.от земледелия к индустриальному обществу.

В. от капиталистического к социалистическому.

Г. от традиционного к современному.

Ответ: а.

14. Марксизм рассматривает естественноисторический гетерогамия как:

а. гетерогамия смены общественно-экономических формаций

б. процесс, в котором главную предназначение играют географические факторы.

В. симбиоз изолированных желанный от друга культур.

15. Ключевое мифологема данной корцепции:

А. подтип цивилизации.

б. подтип общественно-экономическиой формации

В. подтип культуры.

16. Общественно- экономическая формация- это:

А.форма существования общества.

Б.определенный типик экономической системы.

В. есть пронюханный типик общества, прихваченный в единстве всех его сторон и сфер.

17. основными элементами структуры общественно-экономической формации являются:

а. базис и надстройка.

Б. культурность и экономика.

В. производственные отношения.

18. основоположниками цивилизационного подхода были:

а. К. Маркс и Ф. Энгельс .

б. Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер и А.Тоффлер.

В. Герберт Спенсер и Макс Вебер

19. Теория общественного договора была создана:

А. Томасом Гоббсом, Джоном Локком и Шарлем Монтескье.

Б. Н. Макиавелли

В. Аврелий Августином

20. Начало полемики между славянофилами и западниками было положено:

А. Религиозными идеалистами С.Н. Булгаковым и Н.А. Бердяевым.

Б. П.Я. Чаадаевым

В. Г. В. Плехановым и В.И. Лениным

Учитель: Тема сегодняшнего урока вы видите на экране . С понятием «общество» мы знакомы.

  • Актуализация определения понятия « Общество»

Учащиеся дают 4 определения общества, с которыми они знакомились в 8-9 классах.

Общество-

  • этап исторического развития человечества.
  • система отношений.
  • форма объединения людей, сложившееся в процессе совместной деятельности
  • обособившаяся от природы часть материального мира, однако всплошную связанная с ней.

Примеры в каком значении употреблено мифологема ао в следующих высказываниях:

А. Двери в зальце распахнулись и его взору предстало довольно разношерстное общество.

(коллектив)

Б. За сословиями феодального общества закрепляется определенные кольцо прав и обязанностей.

(конкретный этап)

В. Пришельцы обнаружили на земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием.

( подобно система)

Г. В обществе в заслуга от природы действует закон ускорения.

( подобно люди в целом)

Учитель: Сегодня мы должны изучить устройство общества. Цели урока на экране: Познакомить учащихся с элементным составом и структурой общества.

II.Ориентировочно-исполнительский этап.

Общим про многих интерпретаций общества является присущный про современной науки системной подход. Общество мыслится подобно целостная динамическая система. Система- это упорядоченное прорва взаимосвязанных элементов, обладающие структурой и организацией и образующее целостное единство. Общество с позиций философии и социологии представляет внешне сложную систему, так подобно характеризуется плечом к плечу признаков.

Наиболее простым признаком общества подобно системы является его качественная обособленность. т.е. способность быть автономным явлением, отличным от других явлений природы.

Вторым необходимым признаком системности общества является гетерогенность строения. Которая означает, ась данная пылесистема не всего-навсего выделяется посредь прочих объектов, однако и сама состоит изо автономных частей.

Третьим признаком общества подобно системы является то, ась все его части взаимосвязаны, ась проявляется в некоторых интегральных свойствах системы.

Таким образом, ао подобно пылесистема выделяется сравнительно других явлений. Состоит изо взаимосвязанных частей и обладает интегральными свойствами, которые отсутствуют у отдельных его частей. Иными словами любая пылесистема обладает совокупностью элементов, т.е. элементным составом и структурой, подобно совокупностью отношений между элементами. Исходя изо повыше сказанного, ао подобно пылесистема состоит изо элементов- индивидов и их объединений, находящихся между внешне в взаимодействии, т.е. каким хоть бы образом структурировано и заблаговременно счастливо оставаться своей совокупной деятельностью. Следовательно, ао можем определить подобно комплекс индивидов и их объединений, между внешне в взаимоотношений.

1. Элементный эшелон общества. В теории систем элемент определяется подобно наименьшая дробная часть целого, сохраняющего качественную определенность. Элементом общества является индивид- особенно общее и абстрактное понятие, включающее в себе всю комплекс его свойств и отношений, в силу чесо оно неудовлетворительно информировано, а благодаря этому нуждается в уточнении и конкретизации. Индивид может статься выступить подобно человек, личность, гражданин. Личность характеризует индивида с позиции его автономности и независимости от других и общества в целом. Личностью позволено назвать индивида, какой обладает возможностью выйти изо общественного производства без ущерба про благосостояния своего и своей семьи. В психологическом плане личностью становится индивид, какой способен формировать собственное благоусмотрение и защищать наперекор мнения большинства. Таким образом субъект непременно связана с обществом и может статься формироваться всего-навсего при наличии проявления активности в обществе. Индивид подобно гражданин характеризует корреляция с государством. Определяется его правовой статус, политическое, экономическое месторасположение в обществе. Гражданин является полноправным гражданином социума, обладает не всего-навсего правами, однако и обязанностями вдоль отношению к обществу и государству, т.е. политико-правовая колляция индивида.

2. Семья- первая общественная объединение, которое субъект застает родившись. ( колляция видов браков семей в разное времена развития общества). Главная арккосинус семьи это воспроизводство и социализация индивида, а хоть бы же экономическая арккосинус при реализации которой она превращается в экономическую ячейку общества, став важнейшим элементом социума.

3. Корпоративные объединения, которые создаются с целью ведения совместной хозяйственной деятельности чрез объединения имущества. Денежных средств разве трудовых усилий его участников. Корпоративные объединения представляют внешне основную производственно-хозяйственную, финансовую или более обширно экономическую единицу общества. Они могут выступить в форме АО, Товариществ, Предприятий.

4. Общественные организации, представляют внешне объединения вдоль политическим, духовным, творческим, религиозным, профессиональным и прочим интересам. Общественные объединения это добровольное самоуправляемое некоммерческое образование, созданное вдоль инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов про реализации общих целей, указанных в уставе общественных организаций. Виды общественных объединений:

-Общественная налаживание ( предусматривает членство, совместную финт участников, направленную на защиту и достижения уставных целей.),

-общественное финт (массовое движение, участники которого не имеют членства, преследует социальные, политические и иные общественно-полезные цели),

- общий земфонд ( не имеющие членства, ориентир которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных поступлений, которые используются на общественно-полезные цели),

- общественное устанавливание ( не имеющие членчтва, ставящие своей целью проявление конкретных вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям),

- нефридий общественной самодеятельности ( не имеющих членства, его ориентир совместное ответ социальных проблем, возникающих у граждане вдоль месту жительства, учебы, работы; исход его деятельности восхищение потребности неограниченного круга лиц).

II/ Функции и институты общества- подобно пупинизация сосуществования людей, ао соответственно функционировать т.е. выполнять пронюханный взятие функций:

  • производство материальных благ и услуг
  • воспроизводство и социализация человека
  • духовное сигналопроизводство и светорегулирование активности людей.
  • распределение продуктов труда
  • регламентация и пилотаж деятельностью и поведения
  • Для реализации этих функций формируется соответствующие структуры, т.е. организации ( институты) и отношения.

    Социальный установление это узел общества, созданное про удовлетворения его важнейших потребностей, регулируемое сводом социальных норм. Социальный институт- это реальная комплекс людей, которая трудится в определенной сфере. Это исторически сложившиеся, устойчивая сложение организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленное на восхищение потребностей общества.

    Приведите примеры социальных институтов которые функционируют в различных сферах общества. Задание №1

    В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственных, правовых, культурных, религиозных, идеологических.

    Ключевыми институтами с точки зрения организации общества являются наследование, власть, собственность и семья.

    Институциональная мегаструктура общества является сложным и разветвленным образованием. Так, изнутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие, неосновные институты . Например, экономические институты, наравне с базовым институтом собственности, включают множество особых устойчивых систем отношений- финансовые, производственные, маркетинговые, организационно- управленческие институты.

    В системе политических институтов современного общества выделяются, наравне с ведущими институтами власти, демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т.д.

    В системе правовых институтов выделяются такие составляющие, подобно институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

    В структуру религиозных институтов ( на примере христианства) входят институты целибата (безбрачия священников в католичестве),епископата, крещения, исповеди, монашества и т.п.

    Внутри социального института родства, наравне с основными институтами семьи и брака, развиваются институты материнства и отцовства, побратимства, наследования, имя-наречения и др.

    Социальные институты определяют ао в целом, каждый установление выполняет общественно значимую функцию.

    В процессе удовлетворения потребностей возникают между социальными институтами связи и отношения. Совокупность этих связей и отношений составляет структуру общества. Именно мегаструктура придает разрозненным элементам синтез и качественную конкретность и дает мочь назвать данную комплекс системой. Чем резче внутренние связи и отношения, единица повыше безубыточность и неизменность системы.

    Общество- это сложная динамическая система, включающая в себе в качестве подсистем обстановка общественной жизни.

    Экономическая, разве материально-производственная сфера- это отрасль общественной жизни, связанная с деятельностью человека вдоль производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.

    Социальная сфера- это отрасль общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями( классами, нациями, социальными слоями и т.п.), их ролью в жизни общества.

    Политическая, разве политико-правовая сфера- это отрасль общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой институтов управления.

    Духовная сфера- это отрасль общественной жизни, связанная, со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов. В рамках, которых создаются и распространяются духовные ценности.

    Развитие каждой изо сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям, однако нестандартность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной изо них вдруг же сказывается на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает перебой в политической сфере, интенсивность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, сомнение в настоящем и будущем.

    III.Рефлексия.

    1.Элементы общества: индивид, род , корпоративные объединения, общественные некоммерческие объединения.

    2. Функции общества: производство материальных благ и услуг, воспроизводство и социализация человека, духовное сигналопроизводство и светорегулирование активности людей, порядок продуктов труда, регламентирование и пилотаж деятельностью и поведения

    4.Социальные институты: экономические институты, политические институты, правовые институты.

    3. Общественные отношения : Экономические, социальные, политические, духовные.

    Учитель: Сейчас я хочу вам предложить небольшую игру. Игра называется «Синквейн». В переводе с французского языка означает 5 строчек. Это игра поможет вам применить ваши знания в противолежащий ситуации, способствует развитию аналитического мышления.

    Правила игры: Дается одну благоусмотрение –существительное, которое пишется на первой строчке. На второстепенный строчке необходимо написать пара прилагательных, которые характеризуют данные слово. На третьей –три глагола. На четвертой – хорошо слова: пословицу , поговорку которая довольно отражать фасон данного слова. На пятой напишем одну благоусмотрение на основе собственного взгляда.

    Например:

    1.общество

    2.многофункциональное, сложное

    3.развивает, создает, радует

    4.нельзя быть свободным от общества.

    5.коллектив

    А нонче попробуйте сами. По следующим словам :личность, экономика. институт, любовь, дискуссия.

    IV.Домашнее задание.

    &3, поручение №6,7.

    V. Подведение итогов. Общество является сложной системой , которое состоит изо большого количества элементов, социальных институтов, подсистем и общественных отношений

    Файлы: Урок вдоль обществознанию в 10 классе.doc
    Размер файла: 76800 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология