Автор конспекта:
Автор(ы): — Дергаль Татьяна Павловна, Пермякова Светлана Викторовна/Макаркова Ирина Викторовна\Маленкова Наталья Александровна\Баранова Ирина Валерьевна

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Геометрия
Предмет(ы): — Математика

Краткое описание: — Урок по теме «Функция» Метапредметная тема «Свобода и зависимость». Вывод: Свобода – одна из сильнейших человеческих зависимостей, это – конструктор из запретов, каждый выбирает свой. Человек несет ответственность не только за результаты своей деятельности, и тем самым несет ответственность за весь мир.

Урок по теме «Функция»

Метапредметная тема «Свобода и зависимость».

Цели урока: создание условий для:

формирования понятие функции (взаимнооднозначного соответствия) для формирования опыта смыслотворчества;

развитие способности к обобщению, сравнению; эмоционального восприятия математических объектов;

формирование представлений о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры.

Планируемые результаты:

§ личностные:

Ø умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и чётко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию, приводить контрпримеры;

Ø опыт смыслообразования;

Ø осознание границ применения нового знания;

Ø умение работать в паре;

Ø ценностно-эмоциональное отношение к изучаемому математическому содержанию с общекультурных позиций;

Ø представление о значении математической науки как сфере человеческой деятельности.

§ Метапредметные:

Ø умение выделять главное, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

Ø способность к интерпретации;

Ø представление о математике как средстве моделирования явлений окружающего мира.

§ предметные:

Ø понятие «функции»;

Ø умение использовать и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии (зависимость, независимая переменная, зависимая переменная, функция, аргумент) ;

Ø использовать различные языки математики (словесный – символический).

Ход урока

Введение.

Для свободных – все высоты достигаемы. М. Горький

Как вы считаете, что такое свобода?

Считаете ли вы себя свободными?

ЗАВИ́СИМОСТЬ, зависимости, мн. нет, жен. (книжн.).

1. Подчинение чьей-нибудь воле, обусловленность чьего-нибудь поведения волей кого-нибудь. Она находилась в полной зависимости от своих родных. Крепостная зависимость (см. крепостной).

2. Обусловленность чего-нибудь чем-нибудь, отношение чего-нибудь к чему-нибудь другому, как следствия к причине. Наше строительство находится в зависимости от степени участия в нем широких масс. В зависимости от обстоятельств.

3. Грамматическая подчиненность одного слова другому (грам.). Синтаксическая зависимость.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Синонимы: взаимозависимость, депенденция, зависимое положение, интернет-зависимость, кабала, корреляция, метеозависимость, несамостоятельность, несвободность, обаяние, обусловленность, подвластность, подначальность, подневольность, подчиненное положение, подчиненность, регрессия, связанность, филиация

СВОБОДА — многозначное понятие, крайние значения которого: 1) С. как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; 2) С. как возможность действовать в направлении цели,… …

Философская энциклопедия

1. Картинки

чахнущее растение;

- курящий человек;

- компьютерная зависимость;

- мать и дитя;

- животное и природа

?? Как вы думаете ,что объединяет эти картинки?

( растение зависит от условий в которых оно растёт,

Человек зависит от вредных привычек,

Ребёнок зависит от родителей,

Животное зависит от среды обитания)

2. Найдите общее в предложенных пословицах.

Чем дальше в лес, тем больше дров

Без копейки нет рубля

Как аукнется, так и откликнется

Чем больше гвоздей, тем крепче дом

( одно явление (действие) зависит от другого, значит одно явление будет независимым, а другое – зависимым. Назовите в каждой пословице зависимое и независимое явление.)

3. Где в повседневной жизни встречаются зависимости?

Приведите свои примеры. ( з. стоимости от количества при пост. цене, з . расстояния от скорости при пост. времени, з. площади от длины, з. объёма от высоты и т.д.)

Итак, ребята, с зависимостями мы встречаемся каждый день. Пришли в магазин , покупаем конфеты. Пусть их цена 200 рублей.

Сколько денег мы отдаём за 2кг? За 3 кг? За х кг? Говорят, что стоимость покупки есть зависимость от количества конфет. Обозначим стоимость покупки через у.

Запишите формулу для нахождения стоимости покупки.

Назовите зависимую и независимую переменную.

4. Примеры зависимостей.

Рассмотрите три рисунка. Найдите общее и различия. Обсудите в парах.

Общее – каждому пассажиру соответствует определённое место в автобусе

Различие – Двум пассажирам – одно место

Одному пассажиру – два места

Можно ли в этих случаях говорить о зависимости?

В 1и 2 случаях каждому пассажиру соответствует только одно место. Такую зависимость называют Функцией. В 3 случае зависимость не является функцией.

Как вы считаете, ежедневная температура на улице есть функция от времени? ( Да, в одно и то же время температура не может принимать более одного значения и быть одновременно +3 и -7)

5. Объявление темы урока. А теперь ребята попробуйте назвать тему нашего урока.

Попробуйте сами дать ответ на вопрос «Что такое функция?» (работа в парах)

Учитель на доске записывает ответы детей. В ходе обсуждения формулируем определение функции.

Функция – это зависимость одной переменной от другой, при которой каждому значению независимой переменной соответствует единственной значение зависимой переменной.

Функцией можно назвать независимую переменную, а зависимую – аргументом.

Вывод: термин «функция» употребляется в двух смыслах: им обозначается как определенного вида зависимость одной переменной от другой, так и сама зависимая переменная.

6. Домашнее задание.

Алгебра 7 класс Макарычев.

— из п.12. выберите те факты, которые относятся понятию «функция», но мы про них не говорили. №259, 260.

Творческое задание для желающих:

Приведите свой пример функции и задайте ее формулой.

7. Рефлексия.

Итак, можно ли говорить об абсолютной свободе (не зависимой ни от чего)?

Какой синоним наиболее отвечает вашему представлению о функции?

Синонимы: взаимозависимость, зависимое положение, интернет-зависимость, кабала, корреляция, метеозависимость, несамостоятельность, несвободность, обаяние, обусловленность, подвластность, подначальность, подневольность, подчиненное положение, подчиненность, регрессия, связанность, филиация

С чем лично у вас ассоциируется понятие функции?

Что вам дало изучение понятия функции?

Что вызвало наибольшие затруднения?

Каков для вас смысл сегодняшнего урока?

Вывод: Свобода – одна из сильнейших человеческих зависимостей, это – конструктор из запретов, каждый выбирает свой.

Человек несет ответственность не только за результаты своей деятельности, и тем самым несет ответственность за весь мир.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология