Автор конспекта:
Автор(ы): — Дергаль Татьяна Павловна, Пермякова Светлана Викторовна/Макаркова Ирина Викторовна\Маленкова Наталья Александровна\Баранова Ирина Валерьевна
Регион: — Хабаровский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Геометрия
Предмет(ы): — Математика
Краткое описание: — Урок по теме «Функция» Метапредметная тема «Свобода и зависимость». Вывод: Свобода – одна из сильнейших человеческих зависимостей, это – конструктор из запретов, каждый выбирает свой. Человек несет ответственность не только за результаты своей деятельности, и тем самым несет ответственность за весь мир.
Урок по теме «Функция»
Метапредметная тема «Свобода и зависимость».
Цели урока: создание условий для:
— формирования понятие функции (взаимнооднозначного соответствия) для формирования опыта смыслотворчества;
— развитие способности к обобщению, сравнению; эмоционального восприятия математических объектов;
— формирование представлений о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры.
Планируемые результаты:
§ личностные:
Ø умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и чётко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию, приводить контрпримеры;
Ø опыт смыслообразования;
Ø осознание границ применения нового знания;
Ø умение работать в паре;
Ø ценностно-эмоциональное отношение к изучаемому математическому содержанию с общекультурных позиций;
Ø представление о значении математической науки как сфере человеческой деятельности.
§ Метапредметные:
Ø умение выделять главное, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
Ø способность к интерпретации;
Ø представление о математике как средстве моделирования явлений окружающего мира.
§ предметные:
Ø понятие «функции»;
Ø умение использовать и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии (зависимость, независимая переменная, зависимая переменная, функция, аргумент) ;
Ø использовать различные языки математики (словесный – символический).
Ход урока
Введение.
Для свободных – все высоты достигаемы. М. Горький
Как вы считаете, что такое свобода?
Считаете ли вы себя свободными?
ЗАВИ́СИМОСТЬ, зависимости, мн. нет, жен. (книжн.).
1. Подчинение чьей-нибудь воле, обусловленность чьего-нибудь поведения волей кого-нибудь. Она находилась в полной зависимости от своих родных. Крепостная зависимость (см. крепостной).
2. Обусловленность чего-нибудь чем-нибудь, отношение чего-нибудь к чему-нибудь другому, как следствия к причине. Наше строительство находится в зависимости от степени участия в нем широких масс. В зависимости от обстоятельств.
3. Грамматическая подчиненность одного слова другому (грам.). Синтаксическая зависимость.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
Синонимы: взаимозависимость, депенденция, зависимое положение, интернет-зависимость, кабала, корреляция, метеозависимость, несамостоятельность, несвободность, обаяние, обусловленность, подвластность, подначальность, подневольность, подчиненное положение, подчиненность, регрессия, связанность, филиация
СВОБОДА — многозначное понятие, крайние значения которого: 1) С. как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; 2) С. как возможность действовать в направлении цели,… …
Философская энциклопедия
1. Картинки
— чахнущее растение;
- курящий человек;
- компьютерная зависимость;
- мать и дитя;
- животное и природа
?? Как вы думаете ,что объединяет эти картинки?
( растение зависит от условий в которых оно растёт,
Человек зависит от вредных привычек,
Ребёнок зависит от родителей,
Животное зависит от среды обитания)
2. Найдите общее в предложенных пословицах.
Чем дальше в лес, тем больше дров
Без копейки нет рубля
Как аукнется, так и откликнется
Чем больше гвоздей, тем крепче дом
( одно явление (действие) зависит от другого, значит одно явление будет независимым, а другое – зависимым. Назовите в каждой пословице зависимое и независимое явление.)
3. Где в повседневной жизни встречаются зависимости?
Приведите свои примеры. ( з. стоимости от количества при пост. цене, з . расстояния от скорости при пост. времени, з. площади от длины, з. объёма от высоты и т.д.)
Итак, ребята, с зависимостями мы встречаемся каждый день. Пришли в магазин , покупаем конфеты. Пусть их цена 200 рублей.
Сколько денег мы отдаём за 2кг? За 3 кг? За х кг? Говорят, что стоимость покупки есть зависимость от количества конфет. Обозначим стоимость покупки через у.
Запишите формулу для нахождения стоимости покупки.
Назовите зависимую и независимую переменную.
4. Примеры зависимостей.
Рассмотрите три рисунка. Найдите общее и различия. Обсудите в парах.
Общее – каждому пассажиру соответствует определённое место в автобусе
Различие – Двум пассажирам – одно место
Одному пассажиру – два места
Можно ли в этих случаях говорить о зависимости?
В 1и 2 случаях каждому пассажиру соответствует только одно место. Такую зависимость называют Функцией. В 3 случае зависимость не является функцией.
Как вы считаете, ежедневная температура на улице есть функция от времени? ( Да, в одно и то же время температура не может принимать более одного значения и быть одновременно +3 и -7)
5. Объявление темы урока. А теперь ребята попробуйте назвать тему нашего урока.
Попробуйте сами дать ответ на вопрос «Что такое функция?» (работа в парах)
Учитель на доске записывает ответы детей. В ходе обсуждения формулируем определение функции.
Функция – это зависимость одной переменной от другой, при которой каждому значению независимой переменной соответствует единственной значение зависимой переменной.
Функцией можно назвать независимую переменную, а зависимую – аргументом.
Вывод: термин «функция» употребляется в двух смыслах: им обозначается как определенного вида зависимость одной переменной от другой, так и сама зависимая переменная.
6. Домашнее задание.
Алгебра 7 класс Макарычев.
— из п.12. выберите те факты, которые относятся понятию «функция», но мы про них не говорили. №259, 260.
Творческое задание для желающих:
Приведите свой пример функции и задайте ее формулой.
7. Рефлексия.
Итак, можно ли говорить об абсолютной свободе (не зависимой ни от чего)?
— Какой синоним наиболее отвечает вашему представлению о функции?
Синонимы: взаимозависимость, зависимое положение, интернет-зависимость, кабала, корреляция, метеозависимость, несамостоятельность, несвободность, обаяние, обусловленность, подвластность, подначальность, подневольность, подчиненное положение, подчиненность, регрессия, связанность, филиация
— С чем лично у вас ассоциируется понятие функции?
— Что вам дало изучение понятия функции?
— Что вызвало наибольшие затруднения?
— Каков для вас смысл сегодняшнего урока?
Вывод: Свобода – одна из сильнейших человеческих зависимостей, это – конструктор из запретов, каждый выбирает свой.
Человек несет ответственность не только за результаты своей деятельности, и тем самым несет ответственность за весь мир.