Автор конспекта:
Автор(ы): — НАТАЛЬЯ ФЁДОРОВНА ОКУНЕВА
Место работы, должность: — МОУООШ № 27, учитель русского языка и литературы
Регион: — Краснодарский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Изучение наклонение глаголов; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений о глаголе. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля. РАЗВИВАЮЩИЕ: Развитие умения логически излагать свои мысли, использую литературный язык; развитие умение аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделять главное, обобщать.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
Русский язык. 6 класс:учебник для общеобразовательных учреждений.-М.:Просвещение,2009.
Используемая методическая литература: —
Г.А.Богданова "Уроки русского языка в 6 классе". — М.:Просвещение,2006.
Используемое оборудование: —
мультимедийный проектор, экран, компьютер, сигнальные карточки
Используемые ЦОР: —
презентация к уроку
Краткое описание: — Данный урок — сказка помогут учащимся познакомиться с новой категорией глаголов и закрепить первичные знания.
Ход урока.
1. Организационный момент. Слово ТРУД /слайд3/
2. Синтаксическая пятиминутка /слайд4/
Слава к тому приходит, кто впереди ходит.
(это девиз урока).
(После морфологического разбора глагола ходит, перехожу к объяснению новой темы.) /Слайд 5/
3. Объяснение нового материала
- Итак, мы вспомнили все известные вам признаки глагола.
Глагол ходит, обозначает действие, которое реально происходит в настоящее время, но, оказывается, глаголы могут обозначать и нереальные действия, которые не происходили, не происходят и, возможно, не произойдут.
Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока – «Наклонения глагола». Сегодня вы познакомитесь с еще одним морфологическим признаком глагола – наклонением. Что же, такое наклонение? /Слайд6/
Это, ребята, своеобразный контролер, который всегда соотносит действие с реальностью и показывает, происходит ли оно в действительности, только желаемое оно или то, которого мы ждем от собеседника.
Тема, ребята, вам совершенно незнакома, поэтому позовем на помощь сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве
жил-был царь. И было у него три сына.
Епифан был старший брат.
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что-то не случалось.
- Я бы сделал, я бы смог,
Если б кто-нибудь помог!..
Брат Тимоня средним был.
Тот командовать любил.
Только слышно от него:
- То возьми! Подай того!
Меньший брат Иваном звался.
Тот во все дела совался.
Он зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
- Слов на ветер не бросаю,
Что надумал, выполняю!
Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый.
Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога Русскую землю.
Епифан: Я пошел бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы Змея победил,
Если б тятька разбудил!..
Тимоня: Эй, Ванюша, эй дурак,
Снаряжайся! В царстве враг!
Есть и спать не любишь вволю-
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль доставь сюда живого!
Иван: Вижу: час настал мой, братцы,
В путь-дорогу собираться.
Я за землю за свою
Постою в любом бою!
Меч возьму себе в подмогу.
Тимоня. Ну, иди, Ванюша, с Богом!..
-Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего?
- Почему?
-А почему не понравились Епифан и Тимоня?
А ведь братья, ребята, познакомили нас с тремя наклонениями глагола: изъявительным, сослагательным, повелительным.
Вспомним, какие глаголы любят употреблять братья.
(На доске таблички с именами: Епифан, Тимоня, Иван.)/Слайд 7/
Запишем под портретами глаголы, употребляемые братьями.
Прочитаем параграф учебника.
· Кто из братьев употреблял глаголы в форме изъявительного наклонения?
· В чем особенность этих глаголов?
· Какое действие они обозначают?
·
4. Закрепление материала тоже проводится в игровой форме.
-А теперь, ребята, снова вернемся в сказку.
1. Царь-отец рассержен очень.
Братьев он зовет пред очи:
- Брат Иван пошел сражаться-
Вам без дела грех слоняться!
Вот решите-ка задачу!
Будет худо вам иначе!
Задание. (Слайд № 8) Епифану выписать глаголы в форме условного наклонения, Тимоне – повелительного.
1) Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу,
2) Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
3) Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.
4) Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!
5) Наградила бы я тебя по-царски, да не послушал ты моего совета.
Братья (хором). Головы нам не сносить-
Надо помощи просить!
(Класс выполняет данное задание.)
2. И опять поближе к ночи
Братьев царь зовет пред очи:
- Не хотите наказанья?
Вот-ка вам еще заданье!
Задание. (Слайд № 9)
Образовать от глаголов: работать, сражаться, одолеть формы трех наклонений.
Братья (хором). Головы нам не сносить-
Надо помощи просить!
(Класс выполняет данное задание.)
3. А Иван-то где, ребята?
Ох, Ивану трудновато!..
Камень на его дороге.
Обойдется ль без подмоги?
(Слайд № 10)
Задание. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время.
1) Рус…кий ни с меч…м, ни с калач…м не шутит.
2) Бе… смелости не возьмеш… и крепости.
Проверь себя /Слайд 11/
- У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Иван-царевич выполнил все задания, победил злого Змея. А вы одолели очень сложную тему, познакомившись с наклонениями глагола. Вспомним их.
· Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения?
· Условного?
· Повелительного?
5. Итог урока: А теперь вернемся к девизу урока. Почему я выбрала именно эту пословицу?
6. Домашнее задание./слайд 12/ На «5» составить по два предложения с глаголом каждого наклонения. На «4» упражнение № 482
7. Срез знаний. Из строчек из песен выписать глаголы и определить наклонения.
(Слайд №13)
· А пони тоже кони, и он грустит в загоне..
· Есть на свете место беззаботное, где гуляет важно, словно граф,
Очень длинношее животное под чудным названием жираф.
· В юном месяце апреле в старом парке тает снег…
· Если с другом вышел в путь, веселей дорога…
· Если б был бы я девчонка, я бы время не терял…
8. Рефлексия./слайд14/
¨ Если вам урок понравился, то квадратик прикрепите под именем положительного героя.
¨ Если не понравился , то квадратик прикрепите под именем отрицательных героев.
¨ Если вы что — то не поняли, то возьмите квадратик себе и подойдите ко мне после уроков.
СЛАЙД №15 «Спасибо за урок»
Файлы: Конструкт урока приставки не и ни.rar
Размер файла: 24326 байт.