Автор конспекта:
Автор(ы): — Еремеев А.С.

Место работы, должность: — учитель технологии МОУ «Шемуршинская СОШ» Шемуршинского района Чувашской Республики

Регион: — Республика Чувашия

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Технология

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Урок знакомит учащихся с использованием бересты в народных промыслах. На уроке используются фрагменты фильма "Русская береста". Познакомившись с историей берестяного промысла, ребята знакомятся с самим природным материалом и пробуют выполнить свои первые берестяные изделия.

План – конспект занятия

(с использованием ИКТ)

Тема занятия: Использование бересты в народных промыслах.

Цели занятия:

дидактические:

  • познакомить учащихся с художественной обработкой бересты:

- дать основные понятия,

- показать основные виды декоративной обработки (прорезная береста,

плетение из бересты, тиснение по бересте, роспись по бересте),

- продемонстрировать готовые изделия, выполненные в разной технике, с

разным декоративным решением.

  • формировать первоначальные умения работы с берестой:

- тиснение бересты по готовому орнаменту,

- резьба по бересте по готовому шаблону,

- приемы плетения.

развивающие:

  • развивать моторику рук и пальцев,
  • развивать такие качества как внимание, наблюдательность, аккуратность,
  • развивать детскую фантазию, творческое мышление, приемы дизайна,
  • развивать интерес к предмету технология.

воспитательные:

  • прививать любовь к Отчизне, родной природе, народным традициям, труду,
  • воспитывать у школьников чувство прекрасного,
  • формировать навыки самостоятельной и коллективной работы.

Объект труда: двусторонний берестяной вымпел с тисненым чувашским орнаментом с одной стороны и прорезной берестой с другой стороны.

Материально-техническое оснащение:

а) учебно-наглядные пособия:

- набор инструментов для художественной обработки бересты;

- фотографии готовых изделий из бересты;

- СД-диск «Русская береста»;

- раздаточный материал (шаблон – орнамент чувашского узора, орнаменты

для резьбы по бересте, схема плетения из бересты, кроссворд по теме)

б) оборудование, приспособления и инструменты:

- нож-резак,

- ножницы,

- угольник, линейка, карандаш,

- инструменты для тиснения,

- верстак-столярный,

- мультимедийный проектор;

в) материалы:

- заготовки из бересты.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

  • Организационный момент 1 мин.
  • Вводная беседа, организация учащихся для изучения новой темы 3 мин.
  • Экскурс в историю берестяных промыслов (просмотр видеофильма) 15 мин.
  • Изложение нового материала: заготовка бересты, инструменты и
  • виды декоративной обработки 6 мин.

    5. Вводный инструктаж 1 мин.

    6. Практическая работа 12 мин.

    7. Подведение итогов 5 мин.

    8. Задание на дом 1 мин.

    9. Заключительный инструктаж, уборка рабочих мест 1 мин.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    I. Организационный момент (1 мин)

    II. Вводная беседа, организация учащихся для изучения новой темы (3 мин.)

    Приблизительное содержание беседы.

    Ребята, мы живем в эпоху технического прогресса. Наша жизнь уже не мыслима без огромного числа механизмов, машин, технических устройств, компьютерной техники. Все это было создано и создается самим же человеком для облегчения труда и благоустройства быта. Современная техника может многое, но не все.

    Посмотрите на это изделие (на экране демонстрируется одно из берестяных изделий)

    Оно вам нравится?

    Бесспорно, его можно назвать произведением искусства. И это — дело рук человеческих. Ни одна машина на это не способна.

    Как вы думаете, из какого материала оно выполнено, и какая техника обработки использована? (беседа с учащимися)

    Материалом для его изготовления послужила кора всем вам знакомой березы – береста.

    Берестяной промысел известен на Руси издревле. Именно о нем сегодня пойдет речь у нас на уроке. Мы узнаем разные виды декоративной обработки бересты и их особенности и попробуем сами поработать с этим доступным для нас материалом.

    III. Экскурс в историю берестяных промыслов (просмотр видеофильма)( 15 мин.)

    Предлагаю совершить небольшую экскурсию по местам берестяного народного творчества (демонстрируется фрагмент видеофильма «Берестяные промыслы»).

    IV. Изложение нового материала (6 мин.)

    Приблизительное содержание беседы.

    Теперь мы с вами имеем представление о берестяном промысле и его разновидностях . Думаю, что красота берестяных изделий не оставила вас равнодушными. А ведь материал для их изготовления так прост и так доступен. Именно за свои замечательные качества и полюбили бересту народные умельцы: легкая, пластичная, гибкая, прочная, не промокаемая, устойчивая к гниению, красивая и …дешевая.

    Но если вы сегодня же отправитесь за берестой, то должен вас огорчить, у вас, скорее всего, ничего не получится. Лучшее время для заготовки бересты конец весны – начало лета. Тогда береста отделяется ровно и хорошо.

    Заготовка бересты.

    На березе делают разрез вдоль гладкой части ствола; края разреза слегка отгибаются ножом, а затем руками вся береста снимается вокруг ствола.

    Но здесь мы должны задуматься…: а не навредит ли это живому дереву?

    Я сталкивался, ребята, с разными мнениями на этот счет, но большинство берестянников уверяют, что умелые, аккуратные действия березе не навредят. Природа одарила березу как бы двойной корой: снимая верхний слой, другой остается невредимым и через некоторое время восстанавливает свои функции.

    Но все-таки, на мой взгляд, лучше бересту собирать с деревьев, предназначенных для вырубки или уже со срубленных, тем более, что самая хорошая береста находится выше комля на некотором расстоянии от земли.

    Итак, береста – вот она перед вами. Конечно, нам не под силу создать нечто увиденное, это делали настоящие мастера своего дела. Но освоить первые приемы работы с этим природным материалом может каждый из нас и даже сегодня на уроке.

    Береста по своим качествам бывает разная. По наблюдениям специалистов берестянников, качество ее зависит:

    1) от возраста;

    2) от местности, где растет березка;

    3) от здоровья березы.

    На молодых березках (3 -4 лет) бересты совсем не бывает. На березах 15 – 25 лет береста тонкая, чистая и мягкая. Лучшая на средних березах, толщиной 75 – 100 см.

    С берез, растущих на слишком сырых, болотистых местах, береста получается непрочная, с шероховатостями, со множеством мелких и крупных черточек.

    На открытых солнечных местах береста малорастяжима, непрочна. Лучше взять бересту с умеренно влажных и тенистых мест.

    Березы, пораженные болезнями, грибами и вредителями дают очень плохую бересту.

    Какие технологии обработки бересты вы запомнили по фильму?

    · Тиснение бересты

    · Прорезная береста

    · Плетение из бересты

    · Роспись по бересте

    Основными инструментами для всех видов работ с берестой являются нож-резак, ножницы, шило, тонкая деревянная лопаточка или деревянный нож.

    Кроме этого для тиснения используются специальные инструменты – штампики.

    А для оплетки краев пригодится инструмент – сечка, пробивающий дырки в бересте.

    Для росписи набор инструментов ясен — кисть и краски. Однако, заметим, что используется небольшое количество цветов и фон чаще всего оставляют чистым, светлым, чтобы была видна фактура бересты.

    Думаю, что настало время самим попробовать и поработать с берестой

    V. Водный инструктаж

    VI. Практическая работа (12 мин.)

    В ходе выполнения практической работы, учитель поясняет основные приемы, направляет работу, но не мешает детскому творчеству и поощряет все виды оригинальности и индивидуальности в работах учащихся.

    VII. Подведение итогов

    В процессе подведения итогов можно еще раз обратиться к видео фильму, рассмотреть коллекцию берестяных изделий, повторяя с учащимися в ходе беседы, виды художественной обработки.

    VIII. Задание на дом.

    В качестве домашнего задания можно предложить кроссворд по рассмотренной на уроке теме

    Файлы: КРОССВОРД.doc
    Размер файла: 50688 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология