Автор конспекта:
Автор(ы): — Быкова Ю.А.

Место работы, должность: — школа №1 г.Рудного, учитель истории

Регион: — Зарубежье — Казахстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Подвести учащихся к пониманиюпротиворечивости процесса развития современной Индии

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: —

Видеопроектор или интерактивная доска, доступ в интернет

Краткое описание: — Урок построен с использованием казахстанского учебника по всемирной истории, но легко адаптируется к российским, так как презентация и дополнительный материал приводятся здесь же. Используются интерактивные методы обучения

Урок по всемирной истории

Тема: Индия в 40-ые-2000-ые годы

Цель: подвести учащихся к понятию противоречивости процесса развития современной Индии Задачи:

  • подвести учащихся к выводу о прогрессивности процессов, происходящих в Индии, путях выхода этой страны из проблем;
  • рассмотреть причины низкого уровня жизни и конфликтов
  • формировать умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения;
  • отрабатывать умение давать оценку событиям и деятельности исторической личности;
  • развивать умение работать с современными информационными источниками;
  • давать нравственную оценку действиям политиков

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер с программой «Активстудио», интернет, видеопроектор или интерактивная доска, учебник, дополнительный материал (распечатки), доска

Ход урока:

Вступительная беседа, работа по повторению «Индия в 20-30 годы XX века» Задание: Приведите в соответствие правую и левую части таблицы (флипчарт):

1) Сатьяграха

1) Самоуправление

2) Реформа Монтегю- Челмсфорда

2) Бойкот английских товаров

3) Закон Роулетта

3) Расстрел мирного митинга в 1919 г.

4) М.К. Ганди

4) Упорство в истине

5) Сварадж

5) Право полиции использовать оружие для подавления забастовок и волнений

6) Город Амритсар

6) Движение гражданского неповиновения

7) Свадеши

7) Общеиндийская политическая организация (1885 г.)

8) ИНК

8) Участие индийцев в работе органов власти

Сделайте вывод: В каком социально-экономическом и политическом положении находилась Индия накануне второй мировой войны? На чьей стороне она участвовала в этой войне? Учитель подводит к формулировке проблемы урока: В чем особенности развития Индии в 1945- 2000-х гг.? Какая главная политическая задача стояла перед индийскими политиками?

Отсюда вытекаетплан исследования проблемы (записан на доске, открыт по ходу урока):

1. Обретение независимости и социально- экономические реформы 50-60 гг. 2. ИНК у власти. Роль Индиры Ганди в истории страны в 70- нач.80 гг. 3. Особенности реформ Раджива Ганди 4. Современное положение Индии

Запишите домашнее задание: подготовьте устный ответ по вопросам предложенного плана, используя параграф 35 учебника.

2 группы по 2- 3 ученика получают индивидуальные задания для дискуссии по четвертому вопросу плана. Один ученик работает у компьютера: используя интернет, составить 1-2 страницы презентации о деятельности Индиры Ганди.

Работа с классом по вопросам плана: 1.Обретение независимости и социально- экономические реформы 50-60 гг.

Слово учителя: После второй мировой войны борьба за независимость в Индии привела к образованию 14- 15 августа 1947 года из бывшей Британской Индии двух государств: Пакистана и Индийского Союза (с 1950 г. — Республики Индия). В основу этого раздела был положен религиозный принцип. Территории с преобладанием мусульманского населения отошли к Пакистану, а с преобладанием индуистского — к Индии. Мусульмане в Кашмире тогда составляли около 80% населения, и, казалось, участь его была предопределена: он должен был стать провинцией Пакистана, но, согласно положениям того же закона, присоединение того или иного княжества к Индии и Пакистану зависело исключительно от волеизъявления его правителя. Правитель Джамму и Кашмира был индуистом и поэтому хотел присоединить свое княжество к Индии. Уже в октябре 1947 г. спор о будущем Кашмира перерос в прямой вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном, который был остановлен лишь 1 января 1949 года. Махатма Ганди, который призывал к прекращению кровопролития, был в 1948 году убит экстремистами. Первым премьер- министром независимой Индии стал Дж. Неру.

Задание: Используя текст учебника стр.276-277 , составьте таблицу:

Социально- экономические проблемы независимой Индии

Пути их решения


К чему привели данные преобразования?

2. ИНК у власти. Роль Индиры Ганди в истории страны в 70- нач.80 гг.

Слово учителя: Неру был бессменным премьер- министром страны 17 лет (до 1964г.) Его дочь Индира Ганди- 15 (1966- 1977, 1980-1984 гг.), внук — Раджив Ганди -7 лет (1984-1991 гг.). Таким образом, клан Неру правил Индией почти 40 лет. Во- вторых, одна партия — ИНК — доминировала на политической арене, а ее лидерами были Неру- Ганди.

Выслушав сообщение ученицы (опережающее задание), ответьте на вопрос: В чем секрет политического долголетия Индиры Ганди? (демонстрация кадров презентации)

3. Особенности реформ Раджива Ганди

Задание: Работая с текстом учебника, стр.278, объясните, чем политика Раджива отличалась от политики Индиры Ганди? С чем были связаны, по- вашему, эти изменения?

4. Современное положение Индии

Слово учителя: Сегодня в ценре политической жизни Индии при сменяющихся премьер- министрах огромную роль играет глава ИНК- Соня Ганди- вдова Раджива Ганди.

Задание: Прослушайте дискуссию по теме «Индия — развитая и демократическая страна или отсталая, развивающаяся страна»? (ответы двух групп с опережающим заданием по дополнительному материалу). По ходу выступления ребят ведите записи в тетради с целью определения более убедительного мнения. Обоснуйте свой выбор.

Слово учителя: Давайте вернемся к проблеме нашего урока и исходя из результатов нашего исследования сделаем вывод.

Закрепление: Игра по вопросам темы урока (в форме интерактивной презентации через видеопроектор).

Уточнение домашнего задания: По содержанию выполненных заданий у нас появился интеллектуальный продукт – презентация, которую вы получите по электронной почте, у кого она есть, остальные – на электронные носители. Используйте ее в качестве опорного конспекта при подготовке домашнего задания

Дополнительный материал для дискуссии.

Индия является парламентской республикой, унаследовав английские демократические традиции. Из- за численности населения ее иногда называют «самой крупной демократией мира». Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента, и Совета министров (кабинет министров является его исполнительным комитетом) возглавляемого премьер-министром. Премьер-министр и Совет министров несут прямую ответственность перед нижней палатой парламента

Правительство M. Сингха сформулировало пять основных вызовов, стоящих перед экономикой; это: а) дальнейшее стимулирование экономического роста и достижение среднегодового роста на уровне 7-8% в ближайшие пять лет; б) сведение уровня годовой инфляции к однозначному числу; в) стимулирование сельскохозяйственного роста путем диверсификации и развития сельского производства; г) быстрое расширение промышленной сферы по крайней мере на 10% ежегодно с тем, чтобы появились новые рабочие места не только для сельскохозяйственных рабочих, но и для ежегодного нового притока рабочей силы; д) консолидация фискальной системы и сокращение дефицита бюджета путем увеличение прибыли и совершенствование управления расходами.

По мнению правительства, несмотря на то, что разрыв между спросом и предложением в таких областях, как телекоммуникации, дорожное и портовое хозяйство в последнее время сокращается, сохраняющаяся для многих недоступность всех этих средств обслуживания продолжает препятствовать экономическому росту. При этом инвестиции в инфраструктуру совершенно не соответствуют реальным запросам, а частный сектор в отсутствие соответствующих условий не способен решить эти проблемы.

Едва ли не важнейшая из внутренних проблем страны — национально-религиозная рознь. Несмотря на раздел 1947 г., в республике проживает не менее 85 — 90 млн. мусульман. Большую и влиятельную общину составляют сикхи. Индо-мусульманские столкновения в различных районах и борьба сикхского меньшинства вначале за политическую автономию, а затем и за собственное независимое государство — серьезные проблемы для страны. Причем обе они практически неразрешимы, так что радужной перспективы здесь пока нет. К числу упомянутых проблем национально-религиозного характера может быть добавлена та напряженность, которая возникла в 80-х годах на крайнем северо-западе Индии, в Ассаме и некоторых других районах, где беженцы-мигранты из Бангладеш создают серьезную нестабильность. Воспринимая мигрантов в качестве нежелательных пришельцев, местное население активно выступает против них. Правительство всячески стремится погасить конфликт, но не всегда добивается успеха. Следует учесть также и сепаратистские настроения тамилов на юге и некоторых племенных групп пригималайского района страны.

Другая группа проблем— это демографическая. Неслыханно быстрый прирост населения (со времени деколонизации почти вдвое) угрожает стране катастрофой. Правда, наиболее тяжелые его последствия — прежде всего голод — были смягчены успехами «зеленой революции» и фермерского хозяйства тех районов Индии, где и то, и другое достигли наибольших успехов, в частности Пенджаба. Попытки решить ее ускоренными темпами, с административным нажимом, результатов не дали, более того, привели И. Ганди к поражению на выборах 1977 г. Вернувшись к власти спустя несколько лет, И. Ганди более к такого рода мерам не возвращалась, а демографический прирост по темпам и результатам все возрастает.

Проблема каст. Хотя законы формально провозглашают равенство людей вне зависимости от кастовой принадлежности, а за представителями низших каст даже забронированы определенные квоты в вузах, государственных учреждениях и т. п., касты играют в Индии практически ту же роль, что и в прошлом. Но, что характерно, кастовая структура в некотором смысле играет в современной Индии роль стабилизирующего фактора: вошедшее в норму неравенство держит три четверти нищего населения на уровне бытия вчерашнего дня. Эти люди привычно не претендуют на ту долю имущества страны, которая по справедливости должна была бы им принадлежать. Это дает возможность меньшинству, прежде всего городскому населению и социальной верхушке деревни, пользоваться благами современных достижений экономики и техники. Если бы не сдерживающие функции кастовой системы, бурный рост в скором будущем уже почти миллиардной Индии мог бы вести к катастрофическому усилению экстремизма.

Впрочем, экстремизм в Индии ощущается, преимущественно среди мусульман и особенно сикхов. Он практически долгое время был незаметен в среде индуистского большинства страны, что свидетельствует о сдерживающей функции системы каст. Однако за последние годы он дал о себе знать, в частности, в связи с проблемой индуистской святыни в Айодхье, где на месте разрушенного Моголами храма несколько веков назад была возведена мечеть, которую радикально настроенные индуисты недавно снесли. Это, естественно, вызывало энергичный протест мусульман и привело к серьезным конфликтам. К числу внутриполитических проблем стоит отнести и неспособность городских властей справиться с притоком в города, особенно большие, переселенцев из деревни, вынужденных существовать без жилья и работы, ночевать на тротуарах.

Внутриполитическая напряженность, кастовая и национальная рознь обычно являются подоплекой той предвыборной борьбы, которую ведут партии и их коалиции в ходе избирательных кампаний. И в этом смысле партии в современной Индии, особенно на уровне штатов, не следует воспринимать как организации европейского типа, союзы политических единомышленников. Скорее это форма организации своих, сплоченность которых способна обеспечить поддержку тому, кто пользуется у своих достаточным престижем, во многом уходящим в традицию.

Здесь сказывается определенная традиционная идейная терпимость, плюрализм, уважение к правам меньшинства, ненасилие, так же играет свою роль двухвековое колониальное владычество англичан. Но при всем сходстве с европейской парламентарной демократией индийская политическая система во многом остается восточной, с характерной для нее общинно-кастовой основой.

Там, где каста слаба, а место общины занял фермер (например, в том же Пенджабе, прежде всего среди сикхов), там и зримы реальные итоги развития. Сумеет ли общинно-кастовая Индия, которая в скором времени явно не превратится в фермерскую, прокормить страну?

Международный авторитет страны высок, а противостояние и противоборство с Пакистаном или КНР, временами достигавшее за последние десятилетия уровня военных действий, правда, ограниченных и кратковременных, не доставляют стране слишком больших забот. Индия- участник Движения Неприсоединения. Индия не знакома ни с политическими переворотами, ни с попытками армии играть политическую роль, ни с чересчур острыми и одинаково значимыми для всей страны социальными конфликтами. Одним из красноречивых показателей прогресса служит увеличение средней продолжительности жизни после достижения страной независимости. В 1930 году, к примеру, она составляла всего 32 года, к 1978 году индийцы в среднем доживали до 52 лет, а к 1995 году средняя продолжительность жизни достигла 62 лет.

Сегодня Индия практически полностью экономически независима. Индия вошла в число пятнадцати наиболее промышленно развитых стран. Наряду с потребительскими товарами Индия производит собственные автомобили, компьютеры и самолеты, часть которых продаются за границу. Индии принадлежит самая большая в мире киноиндустрия, выпускающая почти тысячу фильмов в год. Особенно значительных успехов Индия достигла в таких областях, как атомная энергетика и космические исследования.. В середине 1980-х годов Индия уже сама вывела на орбиту спутник, войдя в семерку «космических» стран. Достигло высот и развитие атомной энергетики, в Индии сейчас пять атомных электростанций; по уровню развития атомной энергетики она входит в первую десятку стран мира. В 1974 году в пустыне Тар в Раджастхане индийцы провели испытание своего ядерного оружия. Демократия и свобода слова — важнейшие достижения Индии: ее пресса осталась свободной, гражданские права сохранились. Экономические реформы и либерализация, начавшиеся в 1991 году, совершенно необходимы, но явно запоздали. Однако с тех пор экономика развивалась, хотя и скачками, со средним темпом 6-7% в год. Но, несмотря на все впечатляющие успехи в промышленности, атомной энергетике и освоении космоса, очень мало было сделано для того, чтобы сократить количество бедных и улучшить условия их жизни. К началу нового тысячелетия более трети бедняков мира по-прежнему живут в Индии, и это ставит ее на 134 место из 174 стран в списке ООН.

Четыре из десяти жителей Индии остаются неграмотными. Сегодняшняя Индия — единственная страна мира, входящая в новый XXI век, где основная масса населения не умеет писать и читать. К 2020 году Индия должна обогнать Китай в списке самых густонаселенных стран на земле, к 2050 году в ней будет проживать 1,4-1,5 миллиарда человек. Из-за этого имеющиеся ресурсы постепенно истощаются, а инфраструктура страны неизбежно разрушается. Именно неспособность контролировать рост населения приводит ко всему остальному — толпам, заполняющим города, отсутствию первичной медицинской помощи, недостатку питьевой воды и ухудшению санитарных условий. В кинематографе Шек-хар Капур стал первым индийским режиссером, снискавшим мировое признание, его фильмы принесли ему «Золотой глобус» и были номинированы на «Оскар». Два известных писателя, прославившихся на весь мир своим новаторством, Салман Рушди и Викрам Сетх, родились и выросли в Индии. Роман «Удобный парень» (1993) Викрама Сетха — самый большой по объему однотомник, когда-либо выпускавшийся на английском языке, — пользовался таким успехом, что разошелся тиражом более миллиона экземпляров. Вишванатан Ананд стал лучшим шахматистом мира. Со своей быстрой и напористой манерой игры, в возрасте 28 лет он снискал репутацию человека, которому, возможно, суждено начать в шахматах новую эру. В январе 2002 года Индия выпустила свой собственный сверхзвуковой истребитель, став одной из восьми стран, успешно занимающихся сверхзвуковым самолетостроением. Самый легкий и маленький самолет этого типа в мире, истребитель был целиком и полностью спроектирован и построен в Индии. Инфосис-сити -самый крупный в мире центр разработки программного обеспечения. Индия стала крупнейшим мировым поставщиком космической информации, уступая по объемам продаж лишь компаниям США и Франции.Трехмерные снимки земной поверхности индийскими спутниками пользуются большим спросом в лесном и сельском хозяйстве, геологов и океанологов, в картографии и геодезии, и, конечно же, они жизненно необходимы военным.

Индия достигла очень больших успехов за последнее время в развитии информационных технологий, фармацевтики и нанотехнологий.

Файлы: Тест Индия45-2000.rar
Размер файла: 202785 байт.

Рубрики: История Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология