Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванова Татьяна Геннадьевна

Место работы, должность: — МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д.Воробьева» г. Курска, учитель русского языка и литературы

Регион: — Курская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Цели:

-образовательные: систематизировать знания обучающихся об однородных членах, обобщающих словах при них;

-развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, отрабатывать навыки в построении схем, постановки знаков препинания;

-воспитательные: воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, любовь к природе.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Краткое описание: — Урок-практикум предполагает отработку навыков находить предложения с обобщающим словом при однородных членах, постановки знаков препинания, построения схем.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д.Воробьева»

Урок русского языка. Учитель: Иванова Татьяна Геннадьевна.

Урок-практикум: «Обобщающие слова при однородных членах»

8 класс

Цели:

-образовательные: систематизировать знания обучающихся об однородных членах, обобщающих словах при них;

-развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, отрабатывать навыки в построении схем, постановки знаков препинания;

-воспитательные: воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, любовь к природе.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

— Объявление темы (слад №1).

— Чтение стихотворения учителем (слайд №2,3,4).

-Что сформулировано в данном стихотворении? Какое?

( В данном стихотворении сформулировано правило: знаки препинания при обобщающем слове).

— О чем мы будем вести разговор на уроке?

(Об обобщающем слове при однородных членах предложения, знаках препинаниях при нем).

— Какие цели будут поставлены перед вами? Сформулируйте.

-Какие задачи мы поставим перед собой?

Учитель: цель нашего урока систематизировать знания об однородных членах предложения, обобщающих словах при них, отработать навыки в построении схем, постановки знаков препинания.

1.Работа с текстом (печатный вариант).

1)Евгения Носова особое отношение с природой. 2) Он не просто любит, а знает ее, относится бережно и уважительно. 3) Он знает названия трав и деревьев, повадки птиц и зверей. 4) Ему везде не скучно и не одиноко: ни в степи, ни в лесу. 5) Евгений Иванович умеет видеть и слышать природу, она его лучший собеседник. 6) Всему живому: цветку, траве, дереву, птице, ручейку – он дает имя.

(М.Колосов)

— Прочитайте текст.

— Определите тему и основную мысль.

(тема – единение человека и природы;

основная мысль – знать, уметь и чувствовать природу)

— Определите стиль и тип речи.

( стиль – публицистический;

тип речи – повествование)

Объясните орфограммы:

а) В предложении №2 найдите слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. ( бережно, уважительно)

б) В предложении №5 найдите слово, которое при определении спряжения является исключением. ( видеть)

в) В предложении №4 найдите слова, правописание которых определяется правилом: « НЕ с наречиями на – о пишется раздельно, если входят в состав сказуемого».

( не скучно, не одиноко)

— Объясните пунктограммы:

а) Среди предложений № 1-2 найдите предложение с однородными членами. ( №2)

б) Среди предложений найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. ( №6)

в) Среди предложений № 4-5 найдите сложное бессоюзное предложение. ( №5)

— Как вы понимаете слова «Евгений Иванович умеет видеть и слушать природу»?

Это значит, что писатель был человеком наблюдательным. Он замечал в природе каждую мелочь, слышал каждый звук).

— Составьте схемы предложений с обобщающим словом при однородных членах.

— Какие строки из стихотворения соответствуют данным схемам? (Слайд № 5,6,7)

( № 1,3)

2.Сжатие текста.

— Прочитайте текст. (Слайд №8)

Все из моего окна виделось мне здесь сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.

— Передайте содержание текста одним предложением, в котором должно быть обобщающее слово. Запишите предложение. (Слайд №9).

( Все из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы березовых дров, бесконечные изгороди с белобокими на березовых коленьях).

Учитель: Это один из приемов сжатия текста, который поможет нам при подготовке к ГИА).

— Давая характеристику предложения, что вы можете отметить: по интонации, по цели высказывания, по наличию грамматических основ, второстепенных членов предложения, по осложненности?

( пов., невоскл., прост., двусост., полн., распростр., осложнено однород. чл. с обобщ. сл.).

— Какую роль играет обобщающее слово?

( Обобщающее слово обобщает конкретные предметы).

3. Исследовательская работа.

Учитель: В русском языке встречаются трудные случаи постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. Какие? Ребятами была проведена исследовательская работа, послушаем их.

4. Работа со стихотворением ( Слайд № 10, 11, 12)

— Найдите предложения с обобщающим словом и составьте схемы.

5.Тест (печатный вариант).

1. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах.

(знаки препинания не расставлены).

А Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.

Б Все и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.

В Дни стояли синеватые пасмурные.

Г Туча росла и захватывала запад и восток

2. Укажите, в каких предложениях с обобщающим словом при однородных членах

неверно расставлены знаки препинания.

А На деревьях, стогах, домах – всюду лежал снег.

Б Юные деревья ель и сосна, клен и вязь – все растут дружно.

В Восход осыпал все: сосну, утес, реку, облака потоками золотой пыли.

Г Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.

3. Укажите слово, которое не может быть обобщающим.

А растения

Б животные

В одуванчик

Г вредители

4.Укажите предложения, в которых знаки препинания при обобщающем слове расставлены

верно.

А В лесах, на лугах, в поле – всюду стали распускаться первые цветы.

Б Небо становилось разноцветным – белесым, розовым, красным.

В Всегда: зимой и летом, осенью и весной – хорош русский лес.

Г Лесная ягода малина и земляника раньше поспевают на полях.

5. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при обобщающем слове.

Белые облака, (1) бор, (2), тянувшийся по сторонам дороги, — (3) все радовало глаз.

Посаженные заботливыми руками деревья: (1) тополь,(2) акация, (3) а также клен – (4)

зеленели приветливо и свежо.

Ответы (Слайд № 13).

III Рефлексия.

— Сегодня я узнал …

— Я научился …

— Урок мне дал для жизни …

IV Итог урока.

Д/з:

— 1 гр. Сочинение-миниатюра «Природу нельзя трогать грубыми руками» (Е.Носов),

используя обобщающие слова при однородных членах.

— 2 гр. Составить тестовые задания на данное правило (не менее 5).

— 3 гр. Найти примеры использования обобщающих слов с однородными членами

в тексте художественной литературы и сделать вывод об их роли в создании образа.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология