Автор конспекта:
Автор(ы): — Овчелупова Вера Ивановна

Место работы, должность: —

МОУ Кружилинская СОШ

Регион: — Ростовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Урок проводится в форме путешествия по Австралии. Учащиеся ведут дневники наблюдения и сравнивают природу Австралии с природой Донского края.

Урок — путешествие с элементами сравнения растительного и животного мира Австралии с растительным и животным миром нашей местности. Цели и задачи урока: показать особенности растительного и животного мира Австралии; раскрыть причины своеобразия органического мира; особенности размещения природных зон материка. Сравнить с представителями растительного и животного мира нашей местности. Продолжить формирование общих понятий «саванны и редколесья», «тропические пустыни», а также приёмов работы с картами и соответствующих приёмов умственной деятельности. Развивающие. Развить географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач. Воспитательные. Воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку, повысить интерес к изучению географии. Ход урока. I — Организационный момент. У меня сегодня очень хорошее настроение. Как выдумаете почему? Думаете, что я снова получила письмо от бабушки? Нет, не письмо, а приглашение в Австралию!!! II — Проверка знаний, постановка познавательной задачи урока. Учитель: Письмо тоже было, и вот строки из него: «Приезжай, милая внучка, я буду очень рада. Я расскажу тебе о стране, которая стала мне второй Родиной. Я уже очень стара, и хоть мне очень хочется побывать в России, боюсь, что это уже невозможно. Австралию я полюбила за » Здесь, ребята, слова бабушки я прочитать не смогла, видно она плакала, когда его писала. Давайте подумаем, за что можно полюбить этот удивительный материк? За каждое высказывание учащиеся получают 1 бал. Учащиеся высказывают свои предположения: за то, что там тепло, гостеприимные люди, живет в хорошем городе, и другие предположения. И еще мне не удалось прочитать Австралия самый…. Давайте дополним характеристику Австралии. Австралия самый маленький материк, …. Учащиеся продолжают дополнять. Учитель: я вижу, вы хорошо знаете особенности материка Австралия, но кое — что все же вам неизвестно. Если бы вы оказались на моем месте и вас пригасили бы в Австралию, что бы вы захотели увидеть, прежде всего? Учащиеся отвечают, что кенгуру, коалу, страусов и.т.д. Учитель, я тоже хочу увидеть своими глазами этих удивительных животных. Ну а раз наши желания совпадают, то я приглашаю вас в путешествие к моей бабушке, — думаю, она не обидится, ведь вы такие добрые, умные, отзывчивые и воспитанные ребята. А еще, моей бабушке, да и всем родственникам будет очень интересно узнать как можно больше о нашем крае, о чудесной природе, которая нас окружает, о тех заповедных уголках нашего шолоховского края, которые мы очень любим и знаем. Во время нашего путешествия мы будем не только слушать, но и рассказывать о природе нашей малой родины. А в конце нашего путешествия мы с вами решим, кому же живется лучше, комфортнее; моей бабушке в далекой Австралии или нам казакам и казачкам донского края. Учитель. Итак, в дорогу!!! Нам понадобятся атласы, учебники, тетради и карандаши с ручками. На каждой парте лежат листки индивидуальных достижений. Свои достижения вы будете отмечать во время путешествия. Если работа будет проходить в группе, то оценивать будете друг друга самостоятельно. Вид работы на уроке. Количество баллов. Оценка. Австралия самый…. Люблю Австралию за то, …. Маршрут путешествия к Австралии. Оценивает учитель. Опережающее задание. Рефлексия. Учитель. Как вы думаете, каким видом транспорта можно добраться до берегов Австралии? Мы живем на берегу реки Дон, ближайший аэропорт находится в городе Ростов- на- Дону. Учитель: Я предлагаю разделиться на 3 — 4 группы, и предложить свой путь путешествия к берегам Австралии, чей маршрут будет более безопасным, интересным и познавательным, тот мы и выберем для себя. Время у вас ограничено. ( 5 минут). Представители каждой группы выходят к доске и у карты показывают, каким путем они предлагают пойти к берегам Австралии, называют заливы, проливы, через которые будет лежать путь, а также интересные остановки на материках и.т.д. Выбрать лучший маршрут может учитель, но лучше, если ребята сами выберут. Учитель: итак в путь. Выбранный маршрут из реки Дон через моря Азовское , Черное, Средиземное, Красное через Индийский океан к городу Сидней. Учитель: Вот она Австралия. Кто же нас будет встречать? Мне очень хочется увидеть моих родственников. Вот я вижу таблички с надписью «Ждём гостей с Тихого Дона», -это точно встречают нас. ( для проведения данного урока можно пригласить учащихся старших классов, — это могут быть учащиеся увлеченные не только географией, но и биологией, они заранее могут подготовить интересные рассказы о растительном и животном мире Австралии, можно дать опережающее задание и учащимся 7 класса. И послушать их ). Учитель: Нас встречают мои многочисленные родственники, они расскажут нам все, что нас интересует, покажут интереснейшие места на материке Австралия. Нам удастся посетить все природные зоны, так как мои родственники живут в городке Маунт — Айза, а наш теплоход прибыл в город Сидней, названный так в честь английского министра колоний лорда Сиднея. Основан город Сидней в 1788 году. Нам предстоит долгий путь через все природные зоны Австралии. Но мы этому даже рады, ведь из окон нашего автобуса можно столько увидеть интересного!!! Мы находимся в зоне тропических лесов. Посмотрите в окна автобуса. Рассказ родственников: Этот лес несколько отличается от других лесов. Деревья высотой 40-50 метров, растут так близко друг к другу, что их листва образует плотный полог, закрывающий доступ солнечным лучам. Поэтому травяной покров здесь скуден, а вместо него на земле лежит толстый слой гниющих листьев, веток, стволов деревьев. Ползучие растения обвивают ветви и стволы деревьев, мощные лианы свисают с них. Поражает изобилие эпифитных, папоротникообразных, орхидей, лишайников. Поваленные деревья как бы окутаны шерстяным покровом. Влажность очень высока. Здесь растут сосна каури, араукария, красный кедр, клён, австралийский орех, эвкалипты, казуарины. Самым интересным деревом здесь является баньян. Его семена разбрасывают птицы, а они застревая в ветвях прорастают и пускают корни, которые сплетаясь опутывают своего хозяина и душат, занимая его место. Вопрос родственников: А есть ли леса в Шолоховском районе, и какие они? Рассказ туристов: Да, конечно есть, но они не похожи на ваши австралийские леса. Леса, которые растут в нашем донском крае можно разделить на три группы: байрачные ( в балках), пойменные ( в поймах рек) и аренные ( на песчаных массивах). В Шолоховском районе можно встретить каждый из этих видов леса. Байрачные леса связаны с балками и склонами берегов речных долин. В байрачных лесах выделяются дубравы, занимающие свыше 90 % всей площади. В дубравах наиболее распространены дуб, клен, липа, ясень и другие растения. В байрачных лесах насчитывается около 600 видов растений. Здесь можно встретить лесную грушу, яблоню и черемуху. Пойменные леса составляют основной фонд естественных лесов нашего района. По видовому составу пойменные леса значительно беднее байрачных. В них зарегистрировано около 100 настоящих лесных вида. В пойме Дона растут дуб, тополь белый, осокорь, ольха, клен, верба, вяз. Из диких плодовых растет — яблоня и груша, из кустарников — разные виды ив, крушина, шиповник, ежевика, терн. Пойменные и буерачные леса издавна служили и служат населению района основным источником получения древесины, как для строительных целей, так и для отопления Живописны колковые леса так называемые ендовы, окаймляющие северную окраину станицы Вешенской. Здесь растер береза, ольха, осина, дуб, черемуха, боярышник, калина. Пойменные и колковые леса с полянами лугами, озерами являются лучшими местами отдыха населения. Здесь много ягод, грибов, лекарственных растений. Шолоховский район является самым лесистым районом области. Рассказ родственников: следующую природную зону саванн и редколесий. Главную роль в редколесьях играют вечнозелёные эвкалипты, в более сухих местах к ним примешиваются акации и казуарины. Деревья стоят на большом расстоянии друг от друга и поэтому не затеняют густой зелёный ковёр из местных трав: "голубой травы", "митчелловой травы", "кенгуровой травы", "травы Флиндерса". Общий вид саванн сильно меняется по сезонам. В сухое время года жизнь здесь замирает, почва высыхает и растрескивается, листья покрываются пылью, приобретая мертвенный оттенок. А с первыми дождями появляются сочная трава и яркие цветы. Густая трава вырастает до 1,5 метров и служит питательным кормом для животных. Главным представителем животного мира саванн и редколесий является кенгуру. Посмотрим видеофрагмент об этом удивительном животном. Казуарина, как и эвкалипт, — типичное австралийское, но невысокое дерево. Многие виды казуарины очень ценятся в качестве дубильных и как лекарственные растения, а также за прочную и тяжелую древесину. Безлистные гибкие побеги казуарины, сходные с перьями австралийского страуса — казуара, используются в качестве упаковочного материала. Южный бук. Куннингама — вечнозеленое дерево, в отличие от эвкалиптов, теневыносливое и медленнорастущее. Полог, образованный южным буком, очень густой. Такое густое верхнее затенение выдерживают лишь немногие деревья и кустарники, поэтому во втором древесном ярусе мало других пород. К возрасту 250 — 400 лет бук достигает 40 м высоты. Древесина южного бука высоко ценится в мебельной промышленности. Вопрос родственников: Выходит, что вы живете в лесной зоне? Ответ туристов: нет, наша местность лежит в зоне степей. Растительный мир нашего края богат и разнообразен. По самым скромным подсчетам, здесь обитает до двух тысяч высших растений. Такое разнообразие связано с географическим положением района климатом, особенностями почв. Вся территория нашего района относится к степной зоне, и поэтому естественно, что основная масса видов природных растений здесь — обитатели степей. Разнотравно — типчаково — ковыльная степь занимает огромные пространства нашего района, естественно те, которые еще не распаханы. Здесь господствуют злаки -ковыли, узколистный ковыль, всюду много типчака и тонконога, корневищные злаки -узколистный мятлик и другие. Из бобовых распространены серповидная люцерна, горный клевер, вязель, вика тонколистная. Весной для донских степей характерно значительное число эфемероидов растений быстро отцветающих и плодоносящих, а на период летней засухи сохраняющих только подземные органы. Среди них гусиный лук, тюльпан, птицемлечник. 1. Рассказ родственников: И вот, наконец, мы добрались до самой знойной и безжизненной зоны Австралии — зоны пустынь и полупустынь. 3/4 площади материка занято пустынями. С чем это связано? (учащиеся связывают это с засушливым климатом, выясняют, какое количество осадков выпадает в пределах этой зоны). В мире нет пустынь, подобных австралийским. Особенно своеобразны песчаные пустыни, образовавшиеся в результате разрушения древней ожелезненной материнской породы. Поэтому они красно-бурого цвета (учитель обращает внимание на картину, где изображена Большая песчаная пустыня). Склоны и вершины песчаных гряд поросли куртинами спинифекса — остролистного злака, кое-где встречаются колючие кусты акаций, эвкалиптов, казуарин. Поверхность же каменистых пустынь покрывают специфические австралийские виды лебеды и солянок, чередующиеся с густыми непролазными зарослями кустарников — скрэбами. (для более любознательных учитель записывает на доске название скрэбов из эвкалиптов и акаций). Растительность полупустынь несколько богаче: жёсткие дерновинные злаки, полыни и солянки, сплошные заросли кустарниковых акаций и эвкалиптов. Животный мир пустынь беден. Там лишь встречаются ядовитые змеи, плащеносная ящерица, насекомые, в полупустынях обитают различные виды кенгуру, страус эму, дикая собака динго, которая значительно повлияла на сокращение популяции кенгуру, также как и человек. Когда пересыхают реки и водоёмы в центральной Австралии, аборигены, резервации которых расположены в самых пустынных областях страны, выходят на охоту за лягушками. Не только нежное мясо, этих земноводных привлекает охотников. Дело в том, что лягушки австралийской пустыни отлично приспособились к местному климату: в самое сухое время года у них всегда есть вода, предусмотрительно накопленная в желудке. Удачливый охотник, поймавший нескольких лягушек, может рассчитывать на флягу драгоценной влаги. Австралия — страна сумчатых животных. Их здесь более 100 видов. Кенгуру. Известно несколько десятков видов этих животных. Это большие травоядные животные с длинными хвостами, длинными задними ногами и очень короткими передними. Передвигаются они очень быстро, прыжками. За ними охотятся ради пушистого меха. Некоторые виды кенгуру живут на деревьях. Коала. Сумчатый медведь. Обитает на деревьях эвкалипта и питается молодыми листочками. Коала медлителен и пассивный. Из-за ценного меха его сильно истребили. Коала — отдалённая родственница вомбата, ещё более дальняя — кенгуру и опоссума: все они сумчатые животные. Коалы совершенно не пьют, поэтому название этого зверька переводится, как непьющий воду. Они питаются исключительно листвой определённых видов эвкалиптов. Жизнь у них проходит в основном в подвешенном состоянии, они достаточно ленивы и лишь изредка спускаются на землю. У коалы толстый, тёплый и очень ноский мех, из-за которого было истреблено огромное количество особей, и теперь они находятся под охраной государства. Ехидна. По виду похожа на ежа; она покрыта такими же иголками и во время опасности также ощетинивается. Живет она в норах, кладет яйца и кормит молоком детенышей. Утконос. Живет в норах недалеко от речек. Отыскивает корм в речной тине. Утконос кладет яйца как птица, но кормит детенышей молоком. Его трудно держать в неволе. Вопрос родственников: а каких животных можно встретить в ваших краях? Похожи ли они на животных Австралии? Животный мир нашего района богат и разнообразен. Здесь обитают представители зоны степей, полупустынь и лесов. Широкие степные просторы наложили свой отпечаток на жизнь многих степных обитателей. Открытые пространства, малое количество естественных укрытий, недостаток влаги выработали у степных животных такие способности, как быстрый бег, умение закапываться в землю. Нора для животных степей -это спасение от многих невзгод. В некоторых случаях даже лисы и волки строят себе норы, а вот зайца спасают только быстрые ноги. Из млекопитающих в нашем районе можно встретить различных грызунов: суслики, хомяки, полевки, тушканчики, слепыши, зайцы — русаки. Образ жизни у них различный. Суслики и тушканчики живут в глубоких норах, осенью впадают в спячку и спят до весны. Корма на зиму они не готовят. Хомяки и слепыши на зиму готовят корма. Мыши полевки зимой не спят, они активны весь год, их можно встретить в поле, на стерне соломы и.т.д. Кроме грызунов, в степях обитают млекопитающие хищники: барсуки, енотовидные собаки, лисы, хорьки, ласки и волки, количество последних значительно возросло. Енотовидная собака — жительница Дальнего Востока — хорошо акклиматизировалась у нас, их развелось довольно много в пойменных лесах. Из водяных животных в нашем районе обитают ондатры, выдры и бобры, — их хатки можно увидеть на старом Дону. В пойменных лесах и байрачных лесах можно увидеть и копытных животных, количество которых в последнее время тоже возросло — это олени, косули и лоси. Много и диких кабанов. Очень разнообразен мир пернатых. Почти повсеместно встречаются перепела, кукушки ласточки, жаворонки, удоды, серая цапля и другие. Всего насчитывается около 180 видов птиц. Из пресмыкающихся в нашем районе водятся ящерицы, ужи, гадюки, болотные черепахи. Довольно обычны лягушки озерные, зеленая жаба. Питаются они различными насекомыми и их личинками, чем и приносят пользу. Очень много насекомых как полезных, так и вредителей полей садов и огородов. В реках и озерах нашего района, а так же в прудах много рыбы. Промысловое значение имеют: судак, лещ, стерлядь, сазан, карась, линь, сом, налим, чехонь и другие. В искусственных водоёмах водятся карп, толстолобик и белый амур. Задание: Кто больше запомнил представителей растительного и животного мира Австралии и Шолоховского района. Заполнение таблицы. Растения Австралии. Животные Австралии. Растения Донского края. Животные Донского края. Рассказы детей сопровождаются презентацией или рисунками самих учащихся. Урок проходит весело и интересно. После рассказов проводится разноуровневое тестирование. Определите, каким животным или растениям соответствуют приведенные определения. Уровень А. Обозначьте пару цифрой и буквой. 1. Крупные сумчатые животные, рожающие детенышей размером с грецкий орех. 2. Яйцекладущее млекопитающее, похожее на ежа. 3. Листья этого дерева повернуты ребром к солнцу и дают мало тени. 4. Красивая птица с самым большим числом перьев. 5. Единственный, но очень странный хищник. 6. Очень привередливый в еде медведь. 7. Хвост этой птицы похож на музыкальный инструмент. 8. Верхушку этого дерева венчает копна узких листьев, длинных, как у злаков. 9. Яйцекладущее млекопитающее, как бы собранное из частей других животных. 10. Крупный страус. а) Коала; б) черный лебедь; в) ехидна; г) лирохвост; д) кенгуру; е) утконос; ж)травяное дерево; з) эвкалипт; и) эму; к) Динго. Уровень Б. Установи соответствие. Соедини стрелками начало и конец предложения. 1. Символ Австралии 1. Скрэб 2. Невысокие растения с темным стволом и пучком травы на верху 2. Казуарины 3. Заросли сухого кустарника 3. Мангровые леса 4. Заросли вечнозеленых деревьев и кустарников, корни которых 4. Травяные находятся на поверхности и впитывают влагу из воздуха деревья 5. "Рождественские" или "железные деревья" 5. Эвкалипты Уровень В. Выполнение задания по тетради. Отгадайте загадки, которые придумали твои одноклассники. Животные Австралии. У этого животного большой и толстый хвост Детеныш очень маленький Он в сумочке живет Питается он травкою И видно по всему, что данное животное Зовется ——- (кенгуру). Очень важная птица Ходит – никого не боится Часто голову прячет в песок Почему? Птичку угадай и я расскажу. (Страус). Стоит столетний эвкалипт К стволу его медведь прилип Листочки он срывает на обед И видно по всему, что это не медведь! ( Коала). У него утиный нос Мягенькая шкурка А еще яйцо он снес ……. Подведение итога урока — путешествия. Итак, мы побывали в Австралии, многое узнали о растительном и животном мире этого необычного материка, но во время нашего путешествия мы, ни на минуточку не забывали о своей Родине. Находясь в тропических лесах Австралии мы скучали о прохладе наших лесов, находясь в пустынных районах вспоминали о ковыльных степях и запахе чабреца, которого нет в Австралии. Мы удивлялись кенгуру и улыбались, видя на ветвях медведя коалу, но нам так нравятся наши животные зайцы и лисы, волки и косули. Видя многообразие попугаев, мы мечтали услышать чириканье наших воробьев и синичек. Человек привыкает ко всему, но свою Родину он никогда добровольно не поменяет, ни на какую Австралию. Мы счастливы, что живем в Шолоховском районе, на Родине нашего великого земляка М. А. Шолохова, который в своих произведениях воспел красоту природы донского края

Файлы: Урок по Австралии.zip
Размер файла: 415578 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология