Автор конспекта:
Автор(ы): — Кузьмина Ольга Владимировна

Место работы, должность: — МОУ «Лавровская средняя общеобразовательная школа», учитель начальных классов

Регион: — Псковская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Конспект урока по окружающему миру по теме "Природное сообщество — пресный водоём"содержит разнообразные развивающие задания, содержательный дополнительный материал, помогающий учителю в объяснении данной темы.

Урок — путешествие:
Природное сообщество — пресныйводоем(2 часа)

Цель: познакомить детей с природным сообществом – пресным водоёмом
Задачи уроков:
· повторить материал об искусственных и есте­ственных водоемах и их использовании человеком;
· расширить знания учащихся о растениях и животных, обитающих в водоеме;
· формировать у школьников новые представления о пресном водоёме как природном сообществе;
· развивать познавательный интерес учащихся;
· учить работать с дополнительной литературой, гербарием;
· учить рассуждать, делать выводы.

Оборудование и наглядные пособия:Федотова О.Н. и др., учебник «Наш мир» часть 2, 3 класс, Федотова О.Н. и др. хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный», Федотова О.Н. и др., Окружающий мир, тетрадь для самостоятельной работы, гербарии, Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба», компьютер, мультимедийное оборудование, интерактивная доска SMARTBOARD.
Ход урока:
Тему нашего урока нам подскажет ребус. В помощь себе возьмите учебник «Наш мир», часть 1 и откройте его форзац. (изображение карты России)
Слайд1

Волга
Обь
Дон
Ока
Енисей
Москва

1. Река – символ России. (Волга)
2. Самая длинная река России, протекает в Сибири. (Обь)
3. Река, по которой гулял «казак молодой». (Дон)
4. Река, приток Волги. (Ока)
5. Самая многоводная и сильная река. (Енисей)
6. Река, на которой построена столица нашей Родины. (Москва)
Звучит музыка. Слайд 2.
Посмотрите вот сюда. Есть беззубка, прудовик,
Тихо плещется вода, Водомерка вот бежит.
Ряска, лилии, рогоз, Всюду бурно жизнь кипит.
И кубышка, и тростник. Это пресный ….(водоём).
Правильно, изучать мы будем пресные водоёмы.
Какие типы пресных водоёмов вы знаете? (Река, ручей, озеро, пруд, канал, водохранилище). Слайд 3.
На какие 2 группы их можно разделить и почему? (Естественные и искусственные)
Выполнение задания на доске. Слайд 4.
Как эти водоёмы используются людьми? (При затруднении на доске на несколько секунд появляются подсказки-картинки) Слайд 5.
Подведите итог. (Воду используют в быту и на производстве, водоёмы радуют нас красотой, они – зона отдыха, путь передвижения грузов, дом для животных).
Ребята, сегодня нам пришло музыкальное письмо. Догадайтесь, от кого оно?
Звучит песенка водяного.
Водяному грустно, давайте отправимся к нему в гости. Но куда идти – непонятно. Давайте вспомним водоёмы нашей Псковщины. Вот подсказки Водяного:
1. Озеро, прославившееся в истории своим героическим сражением. (Чудское озеро) Слайд 6
2. Самая родная наша речушка. (Лидва)
3. Прекрасная голубая красавица Псковщины. (Великая)
4. На половину русское, на половину эстонское, любимое озеро Водяного и нас — озеро…Бобровское
Вот туда мы и поспешим.
Физминутка. Слайд 7
На речушке две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались.
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись.
И обратно возвращались.
Перед нами лесное озеро. (Слайд 8) Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь в этом озере. Первой перед нами предстаёт удивительная растительность. Пора познакомиться с ней. Слайд 9
На доске рисунки растений под №-ми.
Работа в группах: 1 – по атласу и гербариям определяет название растений на доске; 2 – работает в учебнике на стр.60 и заполняет таблицу «Кому, где расти удобно».

На берегу
На глубине
На поверхности воды
В толще воды

Обобщение делают сразу 2 группы: одни объявляют растения, вторые называют место его поселения в водоёме.
Один, заранее подготовленный ученик, делает небольшое сообщение о кувшинке. Презентация "Кувшинка".С растениями мы познакомились.Давайте нырнём в воду и ещё раз внимательно всё рассмотрим.Слайд 10
На доске рисунок озера в разрезе до самого дна, но нет животных.
Ребята, кто из вас оказался самым наблюдательным аквалангистом: что в нашем озере не так? (Нет животных) Слайд 11
А как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?
(Рас­тения являются пищей и домом для животных, вырабатывают кислород, поглощают углекислый газ)
Продолжим наш разговор об обитателях водоема, их великое мно­жество, попробуйте угадать: (Слайд 12)
Ползает наоборот, Пёстраякрякушка
Задом наперед, Ловит лягушек,
Все под водой Ходит вразвалочку,
Хватает клешней./рак / Спотыкалочку./утка/


У кого глаза на рогах Голубой аэропланчик
А дом на спине?/улитка/ Селнабелыйодуванчик./стрекоза/

Хвостом виляет, У родителей и деток
Зубаста, а не лает. /щука/ Вся одежда из монеток. /рыба/

Все эти животные вам знакомы. Давайте расселим их по водным этажам.Слайд 13-14
Далее ученики получают карточку с названием животного и работают по учебнику на стр.62-63, отвечая на вопросы.

Название животного
Где живёт
Чем питается
Чем полезен для водоёма

— —

Животные водоема
— — Моллюски
Земноводные
Насекомые
Грызуны
Рыбы
Двустворчатые
Прудовик
Катушка
Лягушка Жаба
Водомерки Комары
Бобр Ондатра
Карась Щука

1 ученик делает сообщение по теме "Моллюски". Презентация "Беззубка".
В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. По­кажите на примерах, что они связаны между собой. (Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается рас­тениями и личинками насекомых, а щука — карасями)
Работа в тетради для самостоятельной работы. №27, 28.
Составление цепи питания.
Для тех, кто быстро выполнит задание в рабочей тетради, предлагается тест.
Тест «Жизнь пресного водоема»
1. К искусственным водоемам относятся…
а)реки, моря, океаны;
б)водохранилища, пруды, каналы;
в)ручьи, реки, озера, моря, океаны.
2. Растения водоема это…
а)тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
б)брусника, черника, мох;
в) кувшинка, ряска, тростник.
3. Санитарами пресных водоемов считают…
а)рака, беззубку;
б)прудовика, катушку;
в)клопа-водомерку, жука-плавунца.
4. Живым фильтром называют…
а)головастиков;
б)раков;
в)двустворчатых моллюсков.
5. Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются…
а) люди; б) цапли;
в) ондатры; г) бобры.
6. С водоемами связана жизнь…
а)зябликов, трясогузок, соек;
б)цапель, уток;
в)лебедей, тетеревов, сов.
7. Водоем называют природным сообществом, потому что…
а)в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;
б)в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;
в)в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.
8.Хищниками пресных водоемов являются…
а)жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки;
б)караси, мотыли, раки;
в)циклопы, прудовики, головастики.
9.Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, потому что…
а)это плавает ряска;
б)много микроскопических водорослей;
в)на дне много ила.
11. Найдите в каждой строке лишнее название.
а)двустворчатый моллюск, перловица, беззубка, прудовик;
б)рогоз, тростник, ряска, стрелолист;
в)бобр, жаба, выдра, ондатра;
г) карась, плотва, щука.
Итог: Как живут все обитатели водоёма? (Они живут сообща.)
Какой из этого можно сделать вывод? (Пресный водоём — это при­родное сообщество).
Вмешивается ли человек в жизнь этого сообщества?
Вот какое видеописьмо пришло к нам.
На доске изображения человеческого вмешательства в жизнь водоёмов.
Что надо сделать, чтобы экологическое равновесие не нарушалось?
(Надо охранять редкие растения (кубышку и кувшин­ку), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить го­ловастиков и лягушек — будет много комаров и мошек.)
- Молодцы! Думаю, именно так вы и будете поступать в действитель­ности.
Итог: Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

Разгадав кроссворд «Обитатели водоема», мы узнаем, о чем пойдёт речь на следующем уроке. Слайд 15
Вопросы к кроссворду:
1. Растение с плаваю­щими на поверхности водоема, листьями и желты­ми цветами. Занесено в Красную Книгу.
2. Живот­ное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку.
3. Детеныш лягушки.
4. Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками. 5. Грызун, хорошо пла­вает и ныряет.
6. Растение, часто называемое ка­мышом, с мягким коричневым наконечником на стебле.
(Ответы: 1. Кубышка. 2. Бобр. 3. Головастик. 4. Стрелолист. 5. Ондатра.
6. Рогоз. (Ключевое сло­во: БОЛОТО.)
— — — — —

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — б
о
л
о
т
о
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Слайд 16
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода!

Файлы: беззубка.ppt
Размер файла: 2043904 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология