Автор конспекта:
Автор(ы): — Кузьмина Ольга Владимировна
Место работы, должность: — МОУ «Лавровская средняя общеобразовательная школа», учитель начальных классов
Регион: — Псковская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: — Конспект урока по окружающему миру по теме "Природное сообщество — пресный водоём"содержит разнообразные развивающие задания, содержательный дополнительный материал, помогающий учителю в объяснении данной темы.
Урок — путешествие:
Природное сообщество — пресныйводоем(2 часа)
Цель: познакомить детей с природным сообществом – пресным водоёмом
Задачи уроков:
· повторить материал об искусственных и естественных водоемах и их использовании человеком;
· расширить знания учащихся о растениях и животных, обитающих в водоеме;
· формировать у школьников новые представления о пресном водоёме как природном сообществе;
· развивать познавательный интерес учащихся;
· учить работать с дополнительной литературой, гербарием;
· учить рассуждать, делать выводы.
Оборудование и наглядные пособия:Федотова О.Н. и др., учебник «Наш мир» часть 2, 3 класс, Федотова О.Н. и др. хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный», Федотова О.Н. и др., Окружающий мир, тетрадь для самостоятельной работы, гербарии, Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба», компьютер, мультимедийное оборудование, интерактивная доска SMARTBOARD.
— Ход урока:
Тему нашего урока нам подскажет ребус. В помощь себе возьмите учебник «Наш мир», часть 1 и откройте его форзац. (изображение карты России)
Слайд1
Волга
Обь
Дон
Ока
Енисей
Москва
— 1. Река – символ России. (Волга)
2. Самая длинная река России, протекает в Сибири. (Обь)
3. Река, по которой гулял «казак молодой». (Дон)
4. Река, приток Волги. (Ока)
5. Самая многоводная и сильная река. (Енисей)
6. Река, на которой построена столица нашей Родины. (Москва)
— Звучит музыка. Слайд 2.
— Посмотрите вот сюда. Есть беззубка, прудовик,
Тихо плещется вода, Водомерка вот бежит.
Ряска, лилии, рогоз, Всюду бурно жизнь кипит.
И кубышка, и тростник. Это пресный ….(водоём).
— Правильно, изучать мы будем пресные водоёмы.
Какие типы пресных водоёмов вы знаете? (Река, ручей, озеро, пруд, канал, водохранилище). Слайд 3.
На какие 2 группы их можно разделить и почему? (Естественные и искусственные)
Выполнение задания на доске. Слайд 4.
Как эти водоёмы используются людьми? (При затруднении на доске на несколько секунд появляются подсказки-картинки) Слайд 5.
Подведите итог. (Воду используют в быту и на производстве, водоёмы радуют нас красотой, они – зона отдыха, путь передвижения грузов, дом для животных).
Ребята, сегодня нам пришло музыкальное письмо. Догадайтесь, от кого оно?
Звучит песенка водяного.
Водяному грустно, давайте отправимся к нему в гости. Но куда идти – непонятно. Давайте вспомним водоёмы нашей Псковщины. Вот подсказки Водяного:
1. Озеро, прославившееся в истории своим героическим сражением. (Чудское озеро) Слайд 6
2. Самая родная наша речушка. (Лидва)
3. Прекрасная голубая красавица Псковщины. (Великая)
4. На половину русское, на половину эстонское, любимое озеро Водяного и нас — озеро…Бобровское
Вот туда мы и поспешим.
Физминутка. Слайд 7
На речушке две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались.
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись.
И обратно возвращались.
— Перед нами лесное озеро. (Слайд 8) Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь в этом озере. Первой перед нами предстаёт удивительная растительность. Пора познакомиться с ней. Слайд 9
— На доске рисунки растений под №-ми.
Работа в группах: 1 – по атласу и гербариям определяет название растений на доске; 2 – работает в учебнике на стр.60 и заполняет таблицу «Кому, где расти удобно».
На берегу
— На глубине
— На поверхности воды
— В толще воды
—
— Обобщение делают сразу 2 группы: одни объявляют растения, вторые называют место его поселения в водоёме.
Один, заранее подготовленный ученик, делает небольшое сообщение о кувшинке. Презентация "Кувшинка". — С растениями мы познакомились.Давайте нырнём в воду и ещё раз внимательно всё рассмотрим.Слайд 10
На доске рисунок озера в разрезе до самого дна, но нет животных.
Ребята, кто из вас оказался самым наблюдательным аквалангистом: что в нашем озере не так? (Нет животных) Слайд 11
А как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?
(Растения являются пищей и домом для животных, вырабатывают кислород, поглощают углекислый газ)
Продолжим наш разговор об обитателях водоема, их великое множество, попробуйте угадать: (Слайд 12)
Ползает наоборот, Пёстраякрякушка
Задом наперед, Ловит лягушек,
Все под водой Ходит вразвалочку,
Хватает клешней./рак / Спотыкалочку./утка/
У кого глаза на рогах Голубой аэропланчик
А дом на спине?/улитка/ Селнабелыйодуванчик./стрекоза/
Хвостом виляет, У родителей и деток
Зубаста, а не лает. /щука/ Вся одежда из монеток. /рыба/
Все эти животные вам знакомы. Давайте расселим их по водным этажам.Слайд 13-14
Далее ученики получают карточку с названием животного и работают по учебнику на стр.62-63, отвечая на вопросы.
—
Название животного
— Где живёт
— Чем питается
— Чем полезен для водоёма
—
— —
— Животные водоема
— — Моллюски
Земноводные
Насекомые
Грызуны
Рыбы
Двустворчатые
Прудовик
Катушка
Лягушка Жаба
Водомерки Комары
Бобр Ондатра
Карась Щука
1 ученик делает сообщение по теме "Моллюски". Презентация "Беззубка".
В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите на примерах, что они связаны между собой. (Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука — карасями)
— Работа в тетради для самостоятельной работы. №27, 28.
Составление цепи питания.
Для тех, кто быстро выполнит задание в рабочей тетради, предлагается тест.
Тест «Жизнь пресного водоема»
1. К искусственным водоемам относятся…
а)реки, моря, океаны;
б)водохранилища, пруды, каналы;
в)ручьи, реки, озера, моря, океаны.
2. Растения водоема это…
а)тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
б)брусника, черника, мох;
в) кувшинка, ряска, тростник.
3. Санитарами пресных водоемов считают…
а)рака, беззубку;
б)прудовика, катушку;
в)клопа-водомерку, жука-плавунца.
4. Живым фильтром называют…
а)головастиков;
б)раков;
в)двустворчатых моллюсков.
5. Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются…
а) люди; б) цапли;
в) ондатры; г) бобры.
6. С водоемами связана жизнь…
а)зябликов, трясогузок, соек;
б)цапель, уток;
в)лебедей, тетеревов, сов.
7. Водоем называют природным сообществом, потому что…
а)в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;
б)в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;
в)в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.
8.Хищниками пресных водоемов являются…
а)жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки;
б)караси, мотыли, раки;
в)циклопы, прудовики, головастики.
9.Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, потому что…
а)это плавает ряска;
б)много микроскопических водорослей;
в)на дне много ила.
11. Найдите в каждой строке лишнее название.
а)двустворчатый моллюск, перловица, беззубка, прудовик;
б)рогоз, тростник, ряска, стрелолист;
в)бобр, жаба, выдра, ондатра;
г) карась, плотва, щука.
— Итог: Как живут все обитатели водоёма? (Они живут сообща.)
Какой из этого можно сделать вывод? (Пресный водоём — это природное сообщество).
Вмешивается ли человек в жизнь этого сообщества?
Вот какое видеописьмо пришло к нам.
На доске изображения человеческого вмешательства в жизнь водоёмов.
Что надо сделать, чтобы экологическое равновесие не нарушалось?
(Надо охранять редкие растения (кубышку и кувшинку), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек — будет много комаров и мошек.)
- Молодцы! Думаю, именно так вы и будете поступать в действительности.
Итог: Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?
Разгадав кроссворд «Обитатели водоема», мы узнаем, о чем пойдёт речь на следующем уроке. Слайд 15
Вопросы к кроссворду:
1. Растение с плавающими на поверхности водоема, листьями и желтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.
2. Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку.
3. Детеныш лягушки.
4. Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками. 5. Грызун, хорошо плавает и ныряет.
6. Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле.
(Ответы: 1. Кубышка. 2. Бобр. 3. Головастик. 4. Стрелолист. 5. Ондатра.
6. Рогоз. (Ключевое слово: БОЛОТО.)
— — — — —
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — б
о
л
о
т
о
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Слайд 16
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода!
Файлы: беззубка.ppt
Размер файла: 2043904 байт.