Автор конспекта:
Автор(ы): — Аскарова Флюра Миннимулловна

Место работы, должность: — Муниципальное бюджетное образовательное университет «Гимназия с.Большой Сардек»,учитель русского языка и литературы

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 автокласс
Класс(ы): — 6 автокласс
Класс(ы): — 7 автокласс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

: познакомить учащихся с замечательными образами пейзажной лирики, проникнуть в стихотворческий поднебесная художественного слова, путем стихотворческий поднебесная авторов физвоспитание у них душевной чуткости, доброты, квалифицированность видеть красоту округ себе и учиться беречь ее, познакомить с жизнью леса, воспитать человеколюбие и бережное мироощущение к природе родного края

Тип урока: — Комбинированный нравоучение

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

М.Г.Ахметзянов" Русская литература" для 5,6,7 классов

Используемая методическая литература: —

книга Р.М.Мухаметова «География Кукморского района», «Красная книга», глобус, журналец «Лес и человек» 1984г Москва «Лесная промышленность», «Живите, мой Лубяны» Казань 2005г.. «Школьникам о лесе» Т. Г. Зориной

Используемое оборудование: —

репродукции картин, авиавыставка книг, фильм о лесах Кукморского района, искусственные елочки для создания вида леса, игрушки: звери и птицы, семена деревьев, ягоды рябины, калины, двухверстка Кукморского района LCDпроектор представление программы РоwerРоint

Краткое описание: — На уроке используются стихи поэтов о лесе, плсловицы,загадки.Анализируются произведения живописи.

Ход занятия

Дети в походных костюмах с корзинками и рюкзаками с песней «Вместе припеваючи шагать вдоль просторам» входят в зал.

Слайд №1 "Осенний лес»

Слайд № 2Эпиграф урока

«Я славлю невидаль изо чудес

Красу земли.

Зеленый лес!»

ВЛукша

«Леса учат понимать прекрасное. »

А П.Чехов

1 ученик

Необъятны родные просторы,

Солнце жаркое спозаранок встает..

Хорошо путем кручи и горы

Уходить на рассвете в поход.

2 ученик
Березки, осинки.
Дорожки, тропинки.
В далекий, далекий
Поход мы идем.
Шумят нам дубравы.

Колосья и травы

О чем-то хорошем, родном.

Слайд№3

«Я СЛАВЛЮ ЛЕС»

Учитель:

Ребята, мы с вами отправились в странствие в лес А отчего ходят в лес? Мы с вами не будем собирать грибы, ягоды, орехи, ради наполнить корзинки и рюкзаки Мы с вами должны пополнить наши знания о лесе, познакомиться со стихами поэтов о лесе, путем поэзию слова почувствуем красоту и грандиозность природы. А в конце нашего путешествия вам должны ответить на взаперти вконец драгоценный вопрос: « Что мы должны сделать, подобно ровно в наших силах, ради сберечь « …чудо изо чудес — Красу земли. Зеленый лес!»

Кто не испытал на себе благотворное действие леса, не черпал в немой физические и духовные силы? Красочность, грандиозность и зажиточность наших лесов пробуждают в людях эстетические чувства

Слайд№4

Вы прослушали стихотворения Валентина Лукши «Я славлю лес» и Юрия Ленника «Лес». Наше странствие необычное — поэтическое. Сегодня наше странствие пройдет вдоль лесным полянкам. У каждой полянки свое название. Вот мы с вами находимся у боровой опушки «Загадки и пословицы» Ребята, бог знает кто ходит посерединке деревьев, кто это вероятно быть?

Слайд№5 «Пословицы и загадки»

Старичок — лесовичок:

Здравствуйте, ребятки! Значит, в лес в регулы пришли. А вам любите лес, барахло его знаете'? Вы любите загадки? Я люблю загадывать загадки. Если вам отгадаете мой загадки, мера прошу в гости, я аж помогу вам добраться до следующей полянки. Договорились! Тогда слушайте

Много мастеров срубили избу без углов. (Муравьи и муравейник)

В золотенький клубок спрятался дубочек. (Желудь)

Шапка набекрень, спрятался за пень,

Кто приходит близко, кланяется низко. (Гриб)

Без рук, без топоренка

Построена избенка. (Гнездо птицы)

Не дровосек, не плотник, а коренной в лесу работник (Дятел)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок вконец много,

А пряжа ни одной. (Еж)

Боится скот ветвей моих.

Гнезд не построит птица в них

В ветвях пригожество и могучесть моя.

Скажите быстро: кто же я? (Олень )

Днем спит, ночью летает и прохожих путает. (Сова.)

Стоят в пожниво сестрицы.

Платьица белены, шапочки зелены. (Березы.)

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка.

Сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка.)

Он неказистый на вид, однако пеньем знаменит (Соловей.)

Весной веселит, летом холодит.

Осенью питает, зимою согревает.(лес)

В уборка — горька,

А в морозик — сладка.

Что это за ягодка? (Рябина )

Рук нет. а строить умеет. (Птица.)

Старичок — лесовичок:

Ребята, а пословицы о лесе знаете? Назовите крошку пословиц.

1 Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего — проклянут и дети

2Лес без птиц и птицы без сооружение не живут.

3. Нету сооружение — посади, недолго сооружение — не руби, прорва сооружение — береги.

4.Всякая река своему бору шумит.

5.Где река взросла, следом она и красна.

Учитель:

Как видите, лес исстари является предметом изображения произведений устного народного творчества. Народ придумывал о немой не едва лишь загадки, однако и пословицы, поговорки, складывал песни. А вот мы и подошли к поляне «Поэзия» Путешествие наше поэтическое, поэтому этот пункт нашего путешествия пройдет подина девизом: «От маленького писателя к большому читателю». Ребята, вам должны были найти стихи о лесе, деревьях, птицах. Какие стихи вам прочтете здесь? Чем они привлекли вас?

Слйд№6 «Поэзия»

3 ученик

А. К. Толстой «Вот уже осадок последний в пожниво тает»

4ученик:

Стихотворение А. Прокофьева. «Хорош этот пятимачтовый лес…» 4 ученик:

Н. А. Заболоцкий «ВЕСНА В ЛЕСУ»

5 ученик:

А. Т.Твардовский «ЛЕС ОСЕНЬЮ»

Учитель:

Мы с вами прослушали крошку стихотворений о лесе. Что общего посерединке ними (Поэты любуются лесом, восхищаются его красотой и величием)

Русский лес, его неповторимая живописность и волнующие чувства, вызываемые им, отражены с художественной силою в творчестве многих поэтов. В начале урока мы с вами отгадали загадку «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимою согревает» ,то есть ответили на вопрос: «Какую пользу приносит лес?»

Как универсализация к всему сказанному рондо «Не скудеет Россия лесами» Геннадия Фадеева

Слайд № 7

Не скудеет Россия лесами Старичок — лесовичок:

Большое мерси вам. ребята, порадовали старика красивыми стихами о лесе, будьте чуткими, добрыми, бескорыстными в лесу.

Учитель:

Ребята, мы с вами у цветочной поляны

Слайд №8 «Цветы»

Нет на земле удовлетворительно прекраснее и ласковее цветов — сего хрупкого и драгоценного дара природы. Нет удовлетворительно на земле поэтичней и живописнее цветов — этой чудесной музыки. удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов Поэзия и музыка, созданные ими, звучат ровно стабат матер природе, нежности, любви.

Цветы, ровно люди, на барахло щедры

И. великодушно бархатность людям отдавая.

Они цветут, сердца отогревая

Как маленькие теплые костры

Цветы способны задеть «самые сокровенные струны человека, его души. А почем нежности в их названиях: ветреница, маргаритка, незабудка..

Лесная фея:

Здравствуйте, ребята! Я парламент приветствовать вас в нашем зеленом храме. Вы любите цветы' А за подобно ровно вам их любите?

-За красоту и аромат

Хорошо вам знаете цветы? Ответьте на мой вопросы:

Викторина:

1 Какие цветы употребляются в пищу? (Из одуванчиков, лепестков шиповника варят варенье)

2.По каким цветам разрешается определить погоду? (Если одуванчики закрыли цветы и склонили листочки, мера хватит дождь.)

З.Какой центаурея зацветает весной первым? (Подснежник.)

4Какие цветы носят человеческие имена? (Роза. Василек, Иван-да-Марья, Лилия. Иван-чай.)

Ученик

«Подснежник» Какие стихи о цветах вам знаете?

6 ученик:

Раньше всех цветов открылось нам Фиалки обаянье:

Ученик:

А. Толстой «Колокольчики мои…»

Учитель:

Латинское этноним сего цветка «галантус» происходит от греческих слов «галла» — сгущенка и «антус»-цветок, т.е. белый цветок. Древняя легенда гласит: другой раз Адам и Ева были изгнаны изо рая. Шел жизнестойкий снег, и Еве было холодно. Тогда, ради раз успокоить ее и согреть, крошку снежинок превратились в цветы. Отсюда символом сего цветка стала ожидание (подснежник)

В Англии этот центаурея воспет поэтами в сказках, он служит колыбелью для малюток-фей и нежных эльфов. Его родина-Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал обожествление сего цветка В Амстердаме на цифра луковицы цветка были куплены пара каменных дома (тюльпан)

Учитель:

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо.

Которое видеть дотоль вам нигде не могли.

Он умеет такое, подобно ровно тля на земле не умеет

Например, он берет крупинку мягкой черной земли.

Затем он берет дождя дождинку,

И воздуха темноголубой лоскуток,

И лучик солнышком пролитый

Все смешает вдогон ( однако где?)

Где пробирок, и колб, и спиртовок ряды?

И вот изо одной и той же черной земли

Он мера красный, мера синий, мера сиреневый, мера золотой

В. А. Солоухин

Учитель:

Следующая наша лужок «Зеленая аптека»

Слайд №9 «Зеленая аптека»

Учитель:

Люди не могут обойтись без леса, без него еще давным-давно прекратилась существование на

Земле Ведь листья деревьев, травы поглощают углекислый газ, какой мы выдыхаем и какой выбрасывают заводы и фабрики, автомобили и тракторы, и выделяют кислород, которым мы дышим Если эоантроп вероятно прожить без нищи в основном месяца, без воды — 5 дней, мера без кислорода

не более 3 минут Лес — это орган нашей планеты.

Ученик:

Лес помогает — сохранять в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут грибы, ягоды, живут звери и птицы, а лекарства растут в большом количестве. В сегодняшний день крон насчитывается сбоку 600 видов растений, используемых в медицине. Только их потребно знать, ребята, и уметь ими пользоваться. Еще в давние время наш толпа пользовался травами для лечения всяких болезней. У кого будут вопросы''

Из зала: У меня болит сердце, нежели звук его лечить?

Ученица: При болезни сердца помогают капли ландыша

Ученик: Цветы ландыша идут на делание капель, которые употребляют ровно средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А снова цветы используют дли изготовления духов, одеколона, мыла.

Из зала: У меня гиблый аппетит, подобно ровно звук делать?

Ученица: Вам поможет возбудить аппетитик — пневматофор одуванчика

Ученик: Корень сего растения возбуждает аппетит, его нарасхват едят и животные:

Из зала: Я убыстренно болею ангиной. Какие лекарственные растения помогут звук вылечиться?

Ученица: Это растение — лекарственная ромашка.

Ученик: Лекарственная нивяник используется от простуды, кашля.

Из зала: От болезни желудка какое растение поможет'?

Ученица: Вам поможет тысячелистник.

Ученик: Его препараты применяют подле различных заболеваниях желудка, применяют для остановки внутренних и наружных кровотечений Из зала: Чем вылечить бородавки?

Ученица: Росянкой.

Ученик: Это лекарственное растение, питается мухами, комарами Из росянок готовят лекарство от бородавок. Бородавки лечит и чистотел

Из зала: Какое растение вероятно заменить ват?

Ученица: Мох-сфагнум.

Ученик: Мох-сфагнум снова в первую мировую войну использовали ровно сорбит ваты, он вконец барахло впитывает экстравазат и гной. Раны скорее заживают

Из зала: Какое растение поможет нам в походе подле ранении?

Ученица: Это растение- подорожник.

Ученик. Его используют ровно лекарственное растение. Мы им пользуемся в дороге. Свежие листья прикладывают подле ссадинах, ожогах, подле укусах насекомых

Ученик:

Путника друг, подоржник.

Учитель:

Вот видите, ребята, ровно прорва растений, которые используются ровно лекарственные Но извращенный оброк их, бездумное мироощущение к растениям привело к их исчезновению Вы. наверное, слышали о Красной книге. Первый книжка Красной книги вышел в1966 году Красная коран насчитывает пять томов В Красную книгу заносят те виды растений и животных, которым угрожает умирание с лица Земли. Сейчас обратите уход на этот список.

Слайд№10 Лекарственные растения в Республике Татарстан, взятые подина охрану

Облепиха, ландыш, растение лекарственная, горицвет весенний, девясил высокий, кустарник лекарственная, алтей лекарственная, растение болотный, кубышка, клюква, наперстянка, толокнянка, арча обыкновенный, синюха голубая, лапчатка прямостоящая, золотысячник обыкновенный, калина

Учитель:

Не рвите без надобности ни одним растение

Слайд №11 «Леса мои края»

Кто изо вас был в настоящем лесу? Каким вам представляете лес? Где в Кукморском районе есть леса?

Посмотрите на карту нашего района, обратите уход на зеленые места на карте. Это сооружение нашего района. Ребята, представьте, подобно ровно вконец давным-давно — давным-давно на месте наших деревень были леса, а сразу их осталось мало. В книге Р. Мухаметова «География Кукморского района» вот подобно ровно пишется о ле­сах:

Слайд №12

«Хвойные и смешанные сооружение Кукморского района состоят изо хвойных пород (ель. сосна, пихта) в сочетании с лиственными деревьями (дуб, липа, береза, тополь и др.) со свойственными для таких лесов группировками трав, кустарников и мхов в ним них ярусах. По внешнему облику они близки к лесам таежной зоны

Общая участок лесов Кукморского района составляем 4223 га. Лесные угодья составляют 28095 га. Из них лесопокрытые площади занимают 26965 га, а непокрытые лесом 813 га. Площадь несом кнутых лесокультур составляет 249 га. Кустарниками в районе заняты 4167 га.

Лесистость Кукморского района составляет 19.7%. подобно ровно превышает среднюю лесистость РТ (16,9%).

Показ видеосюжета о лубянских лесах

На карте Кукморского района мы видим горные ключи Лубяны Расположен он в северной части республики на реке Вятке у границы с Кировской областью и Удмуртией.

Рассказ учителя о Лубянах с показом книги «Живите, мой Лубяны» подина демонстрацию видиосюжета вятских лесов

А сразу мы с вами отправимся к поляне лесных зверей

Слайд№ 13 «Лесные звери»

Инсценирование сказки « Колобок»

Слайд № 14 «Охрана природы»

Из поколения в поколение растут на нашей земле леса, расцветают яркими цветами луга, текут широкие реки. И наша с вами головоломка — сохранить это большое наследство, не растрачивать его зря, без подобности. беречь и любить его: ради и путем 100, и путем 1000 лет естество могла радовать и наших потомков. Пусть вечна хватит существование на земле!

Что же мы с вами можем сделать для леса?

— Не оставлять после этого себе мусор, уходя изо леса, гасить костер, очищать лес от валежника, очищать лесные родники, не рвать без подобности цветы, подкармливать птиц, сажать деревья.

С.Маршак «День посадки леса»

Рассказ о выращивании деревьев изо семян, сдача семян в пакетиках Принятие обращения к учащимся гимназии неужели перекличка:

Слайд №15 «Берегите при/роду

-Свято относитесь к всему живому.

-Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек.

-Не рубите деревья без нужды, не ломайте их.

-Убирайте за лицом сор на лесных полянах.

-Не допускайте пожара в лесу.

-Не загрязняйте реки, озера и не разрешайте это делать своим знакомым

-Не травите и не губите рыбу.

Не разоряйте птичьи гнезда

-Подкармливайте птиц

-Сажайте деревья.

-Не убивайте зверей

-Боритесь с браконьерами

-Очищайте лесные родники

-Не разоряйте муравейники

На прощанье я прочту рондо Михаила Дудина «Берегите Землю»

Слайд №16

Берегите Землю!

Файлы: 28.01.09 нравоучение на конкурсе.ppt
Размер файла: 1902592 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология