Автор конспекта:
Автор(ы): — Фролова Галина Михайловна
Место работы, должность: —
учитель физики МКОУ "Масловская СОШ" Новоусманский район
Регион: — Воронежская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Физика
Тип урока: — Комбинированный урок
Краткое описание: —
Цель урока:
Учащиеся должны познакомиться с законом прямолинейного рас­пространения света; с понятиями точечный источник света и тень;
усвоить положение, что свет — форма материи и распространяется с постоянной скоростью в прозрачной среде.
Необходимо научиться применять знания о прямолинейном распро­странении света к объяснению и анализу явлений окружающего мира; усвоить понятия физический луч и геометрический луч на уровне применения знаний в знакомой ситуации; учиться применять знания о прямолинейном распространении луча к объяснению явлений сол­нечного и лунного затмений; усвоить характерные особенности обра­зования тени и полутени. Слайды 1-2
Задачи урока:
Образовательные:
Дать представление о световом луче как материальном объекте. Доказать, что луч света в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно. Подчеркнуть электромагнитную природу света и солнечных и лунных затмений.
Познакомить учащихся с простейшими приемами получения оценочных данных (диаметр солнечного и лунного дисков). Сформировать умения подбирать материал для обоснования выдвигаемых положений.
Показать возможности использования научно-популярной литературы для совершенствования знаний; роль вопросов, сформулированных в конце параграфа, и продолжить формирование умений работать с рисунками учебника.
Продолжить формирование навыков самоконтроля. Проконтролировать уровень усвоения основных положений теории распространения света и показать, что они вытекают из опыта и подтверждаются экспериментально.
Воспитательные:
Подчеркнуть изменение взглядов на «зрительные лучи» как пример проявления одного из признаков метода диалектического познания явлений; значение моделирования распространения света в познании явлений окружающего мира. Показать взаимосвязанность и обусловленность явлений окружающего мира; значение причинно-следственных связей для науки и техники.
Развития мышления:
Работать над формированием умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения; анализировать свойства и явления на основе знаний; выделять главную причину, влияющую на результат (формировать «зоркость» в поисках); выделять признаки сходства в описании явлений при их обобщении.
Сформировать элементы творческого поиска на основе приемов обобщения. Формировать умения обобщать известные данные на основе выделения главного; развертывать доказательство на основе данных.
Основное содержание:
Исторические факты, подтверждающие волновую и квантовую природу света. Закон прямолинейного распространения света в однородной среде. Слайды 3-5
Понятия светового луча (физический, математический), точечного источника света. Слайды 6-11
Образование тени, полутени. Слайды 13-14
Примеры тени и полутени в природе.
Солнечное и лунное затмения. Слайд 15
Демонстрации: образование тени и полутени с помощью теллурия, прямолинейность светового луча с помощью дыма
Тест Слайд 16
Демонстрация фотографий прямолинейности луча. Слайды 17-22
Проекты:
Предложите проект «устройства», позволяющего определить диаметр солнечного и лунного дисков.
1. Гипотеза, лежащая в основе Вашего метода.
2. Преимущества и недостатки предложенного Вами метода.
Домашнее задание:
А) При каких условиях от предмета получается полутень?
Б) Экспериментальное задание.
В) задача:
Источником какого света для нас являются сумерки, утренние и вечерние зори? Почему на люминесцентные лампы (дневного света) можно смотреть спокойно: они не «режут» глаза?
Г) найти информацию о периодичности солнечных и лунных затмений.
Файлы: Распространение света в однородной среде.zip
Размер файла: 898265 байт.