Автор конспекта:
Автор(ы): — Салихова А.Х.
Место работы, должность: — МОУ Большеполянская СОШ, учитель русского языка и литературы
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — 1. Обучать умению составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему. 2. Развивать ассоциативное мышление, устную и письменную речь учащихся. 3. Посредством данного произведения живописи воспитывать интерес к прекрасному, стремление к самосовершенству, физическому, духовному (нравственно-эстетическое воспитание)
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 9
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник Русский язык 6 класс вторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.
Используемая методическая литература: —
Н.М.Скоркина Русский язык 6 класс (поурочные планы)
Репродукция картины Т.Н. Яблонской “Утро”, раздаточный материал (репродукции картины, конспекты с опорными словами)
Используемое оборудование: — Аудиозапись утренней зарядки.
Используемые ЦОР: —
нет
Краткое описание: — Используя дополнительный материал, учащиеся пишут сочинения, знакомятся с новыми словами синонимами, например мастер кисти, живописец, цветовая гамма, колорит и т.д.Были предложены варианты начала сочинения, в учебнике много опорных слов и словосочетаний, надо обратить внимание детей на их использование при написании сочинения.
Урок развития речи в 6 классе по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.
Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.
Цели:
Оборудование: репродукция картины Т.Н. Яблонской “Утро”, раздаточный материал (репродукции картины, конспекты с опорными словами), записи на доске, тетрадные листочки, аудиозапись утренней зарядки.
Ход урока
1. Оргмомент.
Доброе утро!
Ребята, как вы думаете, почему я начала наш урок не с обычного приветствия (“здравствуйте”)? Работать мы будем не как обычно в тетрадях, а на листочках. Сегодняшний урок развития речи мы посвятим подготовке к написанию сочинения по картине Татьяны Ниловны Яблонской “Утро”. Но прежде, чем мы начнём работать с репродукцией картины, я предлагаю вам пофантазировать.
2. Работа над составлением словесного описания картины по ассоциациям.
Давайте представим, что должно быть изображено на картине с названием “Утро”, а чтобы вам было легче это сделать, составьте на листочке “ассоциативное солнышко”:
На доске появляется табличка:
Слова какой части речи у вас преобладают? (сущ., прилаг., глаг.)
Используя своё “ассоциативное солнышко”, попробуйте описать картину под названием “Утро” (заслушиваются описания 1-2 учеников (по желанию)).
3. Работа над репродукцией картины Т.Н. Яблонской “Утро”.
Что вы добавите в своё “солнышко” после того, как увидели репродукцию картины? (зарядка, завтрак и т.д.)
Что нарисовано на картине? (перечислить неодуш. предметы: комната, мебель, цветы, утро и т.д.)
Подберите эпитеты (прилагательные) к слову “утро”. Какое утро запечатлела на своём полотне художница? Запишите слова.
На доске записываются примеры эпитетов (по одному слову от каждого ученика):
Как удаётся автору показать, что утро яркое, тёплое, осеннее? (обратить внимание на колорит картины, “говорящие” детали: школьная форма, дверь на балкон открыта)
Кто является главным героем картины? Как вы определили? (девочка в центре, на переднем плане картины)
О чём говорит поза девочки? (делает зарядку, упражнение “ласточка”)
Словарно-семантическая работа.
Подберите однокоренные слова к слову “зарядка” (заряд, зарядиться) Чем можно зарядиться? (энергией здоровья)
А вам не захотелось, глядя на картину, тоже сделать это физическое упражнение? Попробуйте выполнить его прямо сейчас.
Упражнение, корректирующее осанку. Самокоррекция ( упражнения выполняются стоя)
Выпрямиться: 1 – посмотреть налево; 2 – посмотреть направо; подравняться.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас!
Какие ещё упражнения могла выполнять героиня картины? (1-2 упр.)
Подготовка к написанию сочинения по картине.
Что вы можете сказать о девочке, изображённой на картине? (аккуратная, подтянутая, спортивного телосложения, стройная, школьница (ученица)
Почему же художница назвала свою картину “Утро”, а не “Девочка, выполняющая утреннюю зарядку”? ( Утро – обновление жизни, радость пробуждения, ожидания новых открытий, встреч, новых дел. Чтобы чувствовать себя бодрым, здоровым, нужно начинать новый день с зарядки.)
Какую мысль хотела донести до зрителей Т.Н. Яблонская, создавая своё произведение? ( Если хочешь добиться высоких результатов в жизни, то нужно с детства думать о своём здоровье, начинать утро с зарядки.)
На картине есть ещё одна “говорящая деталь” – красный пионерский галстук. Это говорит о том, что девочка является членом Всесоюзной пионерской организации, которая была образована 19 мая 1922 года и носила имя В.И. Ленина. Право стать пионером и носить на груди кумачовый галстук представлялось лучшим из лучших учащихся в возрасте от 9 до 14 лет. Пионер в переводе означает “первый”, всем пример. Примером может стать жизнь самой Татьяны Ниловны, матери трёх детей, которая смогла многого достичь в жизни: стала известным художником, лауреатом Государственной премии, депутатом Верховного Совета Украины. Но самые светлые воспоминания в памяти художницы оставило детство. Потому-то главные герои её картин – дети.
Что ещё свидетельствует о том, что героиня заботится о своём здоровье? (свежий воздух – проветривание, чистота в комнате, цветы, лёгкий завтрак на столе)
Какие ещё утренние процедуры необходимо выполнять каждому человеку, чтобы поддерживать своё физическое здоровье? Что осталось “за кадром”?
(Умыться, почистить, зубы, причесаться, позавтракать, заправить постель и т.д.)
Постановка задачи:
- Дома вам предстоит написать сочинение, в основе которого будут ваши впечатления о картине Т.Н. Яблонской “Утро”.
Возможные варианты начала вашего сочинения :
- Передо мной картина Т.Н. Яблонской “Утро”.
- Раннее осеннее утро. Звучит музыка, и девочка застыла в позе “ласточки”.
В помощь ребятам даются опорные слова и выражения, которые позволят им избежать повтора одинаковых слов, следовательно, и речевых ошибок.
Раздаточный материал – слова для справок:
- Художник — мастер кисти, автор картины, живописец.
- Изобразила — показала, передала, запечатлела, создала, написала.
- Девочка — героиня, главный персонаж картины.
- Колорит –цветовая гамма, холодные, теплые тона, живые краски.
- Настроение – жизнерадостное.
- Оставляет впечатление.
- Просторная солнечная комната. Много света и воздуха. Блестящий паркетный пол. Обыкновенный круглый стол. Кувшин. Деревянная кровать. Белоснежное постельное бельё. Чистота и уют. Пышная зелень цветов”.
Концовка сочинения: всматриваясь в интерьер комнаты, становишься соучастником всего происходящего. Чувствуешь осеннюю свежесть, ощущаешь прилив энергии, бодрости, которые дарит нам эта картина.
В качестве эпиграфа (эпиграф — слова, передающие основную мысль сочинения) предлагается взять пословицу “В здоровом теле – здоровый дух”.
Оформление записи темы и эпиграфа сочинения.
Сочинение по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.
В здоровом теле – здоровый дух.
Пословица.
Запись домашнего задания.
Написать сочинение-описание на основе личных впечатлений по картине Т.Н. Яблонской “Утро”.
—
Файлы: задания на уроках письма.ppt
Размер файла: 323584 байт.