Автор конспекта:
Автор(ы): — Балуева Н.М., Кислова Л.Л., Потапова Е.С.
Место работы, должность: — МОБУСОШ № 37, учителя начальных классов
Регион: — Ростовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Формирование орфографического навыка написания безударных гласных в корне слова.
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
«Русский язык», 2 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Используемое оборудование: —
Компьютер, проектор, экран, индивидуальные маркерные дощечки.
Краткое описание: — Безударная гласная в корне слова — основная орфограмма в курсе русского языка начальной школы. Выработка орфографического навыка написания безударной гласной в корне слова на данном уроке осуществляется на основе использования межпредметных связей. Обучающиеся учатся получать информацию из различных источников, в т. ч. из произведений искусства. Разработанная презентация является поистине интерактивным приложением. Результат деятельности учащихся на уроке — осознание практической значимости приобретенных навыков.
I.Мобилизующий этап.
1. Орг. момент.
Начинается урок.
Он пойдет ребята впрок.
Мы тетрадки открываем
И к работе приступаем.
(Записать в тетради число, классная работа)
2.Минутка чистописания.
— Послушайте стихотворение М. Яснова и определите, какой согласный звук в нем встречается чаще других.
Ветер, ветер, ветер, ветер,
Веет ветер, воет ветер,
Снег воздушный ворошит,
Над опушкой ворожит:
«Ветки, веточки, развесьте
Вести, вести, вести, вести
От весны на каждой ели:
Тут – сосульки, там – капели…»
Осыпается сосна –
Просыпается весна.
Воет ветер, хвою вертит:
«Верьте, верьте, верьте, верьте…»
— Дайте характеристику звукам [в] и [в,]. Какой буквой эти звуки обозначаются на письме? (слайд 1).
-Из каких элементов она состоит? (слайд 2)
-Запишите заглавную и строчную букву до конца строки.
3. Постановка проблемы. Формулирование темы урока.(слайд 3)
— О каком времени года в стихотворении ветер принес вести?
— Давайте прочитаем хором стихотворение о приметах весны. Вы будете читать строки, выделенные синим.
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна, (хором)
И поёт пичужек стая,-
Значит, к нам пришла… (хором)
— Какие услышали приметы весны?
— Все ли слова знакомы? (Пичужка)
— Кто объяснит значение этого слова?
— Где можем найти объяснение? (В словаре)
— Вот такой увидели весну художники. Сегодня на уроке мы тоже будем делать весенние зарисовки.
— Весна сегодня станет нашей помощницей на уроке. Давайте позовем ее:
Раз, два, три поскорей весна приди! (по щелчку в слайде 3)
— В нашем компьютере потерялось слово «весна». Он не может его написать правильно.
— Какое «опасное» место в слове «весна»?
— Как его проверить?
— Запишем слово «весна» с проверочным, подберем родственное слово.
— Сформулируйте тему урока (на доске записывается тема и задачи урока в разделах «знать» и «уметь»).
— Это новая тема? (Нет)
— Всегда ли мы пишем грамотно, без ошибок? (Нет)
— Чему будем учиться? (Применять свои знания на практике, учиться грамотно писать)
II. Работа над новым материалом.
1. Актуализация знаний.
— Как проверить безударную гласную в корне слова? Какие способы подбора проверочных слов вы знаете? (Изменить форму или подобрать родственное слово)
— Какие безударные гласные в корне слова нужно проверять? Зачеркните лишние. (1 ученик работает с инструментом «фломастер» в презентации у компьютера, класс — на индивидуальных дощечках) (слайд 4)
— Найдите в стихотворении о весне еще слова с безударными гласными в корне, проверьте правильность их написания (запись в тетради и на доске слов «трава, поет, листва, видна»).
— Всегда ли безударные гласные в корне можно проверить? (Нет, есть слова с непроверяемым написанием)
2. Словарная работа.
— Посмотрите, какие птицы прилетели к нам на урок. Птицы первыми чувствуют приближение весны. Именно они ее встречают веселым чириканьем, когда еще кругом лежит снег (слайд 5).
— Запишите названия тех птиц, которые «живут» в словаре, графически обозначьте орфограмму безударная гласная в корне слова. (Сорока, ворона, воробей)
— Какие слова остались «лишними»? Почему? (Грач, скворец)
— Написание какого слова можно проверить? Как? Запишите, подберите родственное слово.
— Вспомните уроки окружающего мира. На какие еще группы можно разделить этих птиц? (Перелетные и оседлые)
— Какие птицы называются перелётными? Почему? Какие птицы у нас на слайде являются прилетными? В какое время года они к нам прилетают?
— Придумайте предложение со словом «перелетные» (Запись предложения у доски с комментированием).
3. Работа с пословицами.
— Какие птицы первыми спеша на родину? По народному поверью в день Герасима (17 марта) прилетают с зимовки грачи к своим родным гнёздам. Посмотрите на картину Алексея Саврасова « Грачи прилетели» (слайд 6).
— В старину говорили: Коли грачи прилетели прямо на гнёзда — дружная весна. Увидел грача – весну встречай (запись с комментированием 2-ой пословицы и подбор проверочных слов).
— А вот еще одна пословица. Только легкий весенний ветерок все слова в ней перепутал (слайд 7). Восстановите порядок слов. (Самостоятельная запись в тетрадь с графическим обозначением изучаемой орфограммы).
(слайд 8) Проверка: Грач на горе — весна на дворе (подбор проверочных слов — устно).
4. Физминутка.
Отдохнем и поиграем – время даром не теряем.
Будем буквы мы ловить и в ладоши звонко бить.
Если услышите гласную, которая требует проверки, ловите ее и хлопайте в ладоши. Если нет – приседайте (о, у, е, ы, э, а, я, ё, и, э).
Весенний нежный ветерок
Прилетел в наш городок.
И молоденький дубочек
Распускает свой листочек.
5. Работа с учебником (упр. 228 стр. 132).
-Какое знание нам помогает уверенно справляться с различными заданиями на уроке? (знание правила)
-Что умеем? (применять это правило на практике)
При выполнении этого задания поработаете в парах.
-Найдите предложение, в котором говорится о том, что бывает только весной, и обоснуйте свой выбор.
Поможет вам справиться с заданием алгоритм (слайд 9).
6. Составление предложений о весне по картине.
— Весна — самое прекрасное время года. Природа пробуждается от зимнего сна. Весну воспевают музыканты, поэты и художники. На картине Васнецова мы увидели весну раннюю. А вот такой увидел весну композитор П.И.Чайковский (слайд 10).
-Как вы думаете, какая из картин подходит к этой музыке? (предположения детей)
-А вы любите весну? Теперь вы станете «художниками» слова. Каждый из вас напишет свой текст о весне из нескольких предложений.
-Что знаем о тексте? (тема, связь и последовательность предложений)
— Выберите для себя самую удобную форму работы:
1.Используй одну из картин.
2.Используй ключевые слова на доске.
3.Если затрудняетесь — на парте лежит лист-помощник. Вопросы помогут составить текст.
III.Итог урока
— Какие знания и умения использовали на уроке? Оцените свою успешность в этой теме.
-Где будем применять полученные знания?
Доп. Работа с тестом (слайд 12)
Домашнее задание(слайд №11). Для того чтобы весна поскорее к нам пришла, надо ее поторопить. Как? Написать письмо весне, перечислив все ее приметы, которые мы так ждем. У кого возникнут затруднения – взять карточку-помощь.
Файлы: Конспект урока Безударная гласная в корне слова.doc
Размер файла: 49152 байт.