Автор конспекта:
Автор(ы): — Рязанова Светлана Николаевна

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ №4 города Рассказово Тамбовской области

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме урока.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 26

Используемые учебники и учебные пособия: —

Русский язык учебник для8 класса общеобразовательных учреждений /Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д. Дейкина.М.: Просвещение, 2013 год

Используемая методическая литература: —

Русский язык. 8 класс поурочные планы по учебникуРусский язык учебник для8 класса общеобразовательных учреждений /Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д. Дейкина.М.: Просвещение, 2013 годавтор-составитель Н.Ю. Кадашникова. Волгоград, "Учитель", 2010

Арсирий А.Т. занамательные материалы по русскому языку. -М.: Просвещение 1995 г

Используемое оборудование: —

таблица «Односоставные предложения»;

- рабочие программы;

- ребусы;

- разрезные листы со словами и знаками препинания для задания «Сообрази и собери»;

- карточки с односоставными предложениями для задания «Установи и проверь»;

- тесты.

Используемые ЦОР: —

Презентация к уроку

Краткое описание: —

Урок-тренинг в 8 классе по теме Односоставные предложения проводится с целью определения уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями по данной теме.

Данный урок позволяет повторить, систематизировать и обобщить материал по теме. Подбор односоставных предложений показывает их своеобразие. Обращение к образцовым текстам художников слова способствует развитию эстетического вкуса, повышению культурного уровня учащихся. Интересные задания способствуют не только развитию внимания, смекалки, быстроты, но и повышает интерес к изучению русского языка.

Работа в команде сближает детей, позволяет им чувствовать ответственность перед другими.

Ход урока.

I. Вводное слово учителя.

Сегодня я приглашаю вас в зал заседаний, в котором состоится урок-тренинг по теме «Односоставные предложения».

Эпиграфом к этому уроку являются слова К.Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса». И мы постараемся увидеть, почувствовать, как удаётся «творить чудеса» великим писателям: А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, Н.В. Гоголю. Посмотрим, какие односоставные предложения встречаются в их произведениях. (Запись темы и эпиграфа)

Перед нами стоит задача: увидеть своеобразие односоставных предложений.

В зале заседаний присутствуют 3 группы. На партах лежат рабочие программы. Каждый из вас сегодня будет и теоретиком, и практиком.

II. Разноуровневая работа со словом.

Запишите слово «тренинг». Это слово заимствовано из английского языка и обозначает тренировка, постоянная, систематическая работа с целью развития и укрепления чего-либо.

Запись: тренинг (англ. сл.) – тренировка.

Задания 1) затранскрибировать слово «тренинг»;

2) составить словосочетание, выполнить его синтаксический разбор.

III. Повторение и анализ видов односоставных предложений.

1 этап: блиц-опрос.

Сейчас вы теоретики. Вы должны ответить на вопросы, которые будут задаваться по очереди каждой группе. Ответы должны быть полными.

1)Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?

2)Какие односоставные предложения вы знаете?

3)Чем различаются односоставные предложения: Утро. Душное июньское утро?

4)О каком виде односоставных предложений М.В. Ломоносов сказал: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит»?

5)Какие предложения называются определённо–личными?

6)Какие предложения называются неопределённо-личными?

7)Назовите сферу употребления обобщённо-личных предложений.

8)Какие предложения называются безличными?

9)Назовите способы выражения составного глагольного сказуемого в безличном предложении.

10)Какие значения могут иметь безличные предложения?

11)Какие предложения считаются назывными? (Учитель. Назывные предложения иначе называются номинативные, так как – именительный падеж)

12)Какие значения приобретают назывные предложения с частицами вот, вон?

2 этап: работа с таблицей «Односоставные предложения».

О/Л

подлежащее – нет

сказуемое – 1, 2-е лицо

Безличные

подлежащее – не может быть

сказуемое – безличное значение

Н/Л

подлежащее – нет

сказуемое – 3-е лицо

мн. ч. б. н. вр.; пр. вр. мн. ч.

Назывные

подлежащее – есть

сказуемое – не может быть

Таблица поможет вам привести в систему ваши знания.

3 этап: анализ односоставных предложений.

Теперь вы практики. Вы должны записать односоставные предложения, определить их вид, объяснить орфограммы, а также указать, из какого произведения эти предложения и кто их автор?

а) Вам не видать таких сражений. (безличное) («Бородино», М.Ю. Лермонтов)

б) Сижу за решёткой в темнице сырой. (опред.-лич.) («Узник», А.С. Пушкин)

в) Умную голову почитают смолоду (обоб.-лич.) (пословица)

г) Мороз и солнце; день чудесный! (сложное, 1 назывное, 2 двусоставное) («Зимнее утро», А.С. Пушкин)

— Над каким видом односоставных предложений мы не работали? (неопред.-лич.) Лингвист А.М. Пешковский так сказал о неопределённо-личных предложениях: «Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое».

4этап: анализ текста.

И присудили ..жеч.. его живого на виду всех. Прит..нули его железными ц..пями к древесн.. ств..лу, гв..здём пр..били ему руки и принялись тут (же) расклад..вать под дер..вом к..стёр.

Задания к тексту.

  • Из какого произведения эти строки и кто автор?
  • Определите стиль и тип текста (художественный стиль, повествование, т.к. указана последовательность действий)
  • Орфографическая работа.
  • Какие виды односоставных предложений встретились в этом тексте? Обоснуйте.
  • Запишите первое предложение, выполните его синтаксический разбор.
  • 6 этап: «Установи и проверь».

    Это индивидуальная работа. Каждая группа и каждый ученик получает карточку. На этих карточках записано 5 предложений. Причём, у каждого ученика одной группы предложения разные. Ваша задача: установить соответствие между предложениями, записанными на доске, и предложениями, которые даны в карточке.

    Типы односоставных предложений: (на доске записаны)

  • определенно-личные;
  • неопределённо-личные;
  • обобщённо-личные;
  • безличные;
  • назывные.
  • Варианты карточек

    Первая карточка.

    3 группа 2 группа 1 группа

    б) г) а) Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. С. Пушкин)

    а) в) б) Третий час дня.

    г) а) в) Бездонную бочку водой не наполнишь.

    в) б) г) В этот час было совсем тихо.

    д) д) д) И вот нашли большое поле… (М.Ю. Лермонтов)

    Вторая карточка

    3 группа 2 группа 1 группа

    б) г) а) Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия. (А.С. Пушкин)

    а) в) б) Купе первого класса. (А.П. Чехов)

    г) а) в) Умную голову почитают смолоду.

    в) б) г) Но с жизнью жаль расстаться мне. (М.Ю. Лермонтов)

    д) д) д) Что новенького в газетах пишут?

    Третья карточка

    3 группа 2 группа 1 группа

    б) г) а) Люблю грозу в начале мая. (Ф.И. Тютчев)

    а) в) б) Морозное утро.

    г) а) в) После дела за советом не ходят.

    в) б) г) Мне не спится в эту лунную ночь.

    д) д) д) Кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов)

    Четвёртая карточка

    3 группа 2 группа 1 группа

    б) г) а) Продолжаю свой путь. (М.Ю. Лермонтов)

    а) в) б) Тишина.

    г) а) в) Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

    в) б) г) На дворе светало.

    д) д) д) Отзвонили вечерню во святых церквах.

    - Итак, какие соответствия у вас получились?

    1 группа: 1а), 2д), 3в), 4г), 5б).

    2 группа: 1г), 2д), 3а), 4б), 5в).

    3 группа: 1б), 2д), 3г), 4в), 5а).

    7 этап: «Сообрази и собери».

    - Работа в группах. Перед каждой группой разрезные листы со словами и знаками препинания. Вы должны собрать сложное предложение и записать его, дать анализ каждой части сложного предложения.

    1 группа. Чуть брезжило, когда нас разбудили.

    2 группа. Спешим на свет костра, где ждёт привал.

    3 группа. Безветрие, всё небо залито краской.

    IV.Вывод.

    Учитель. Наш тренинг подходит к концу. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны по своей структуре. В чём своеобразие односоставных предложений?

    Ученики. Своеобразие односоставных предложений заключается в том, что они точны, лаконичны.

    Отсутствие второго главного члена в предложении на то, что особенно важно для автора: действие или называние явлений.

    V.Домашнее задание.

    Выпишите пять односоставных предложений из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, укажите их вид.

    VI.Выходной контроль – тестирование совместно с рефлексией (самооценивание)

    I вариант

    1. Какое предложение не является односоставным?

    а) На морозном воздухе было трудно дышать.

    б) На востоке синело.

    в) За окном виднелось уже вспаханное поле.

    г) Дело словом не заменишь.

    2. Какое предложение является определённо-личным?

    а) От листьев пахло осенью.

    б) Меня об этом попросили.

    в) Я не ошибся.

    г) Прошу вас повторить вопрос.

    3. Укажите неопределённо-личные предложения.

    а) Дорожки парка каждое утро посыпали песком.

    б) Хотелось бы мне с вами поговорить.

    в) Клюкву собирают поздней осенью.

    г) Нас угостили ужином.

    4. Какие предложения являются безличными?

    а) Мне было неуютно в этой комнате.

    б) В октябре ещё жарко грело солнце.

    в) Цыплят по осени считают.

    г) Грохотало на земле и на небе.

    5. Найдите назывные предложения.

    а) Начало смеркаться.

    б) Чудесная ночь.

    в) Вот красивый многоэтажный дом.

    г) Горе никого не красит.

    2 вариант

    1. Какое предложение не является односоставным?

    а) Темнело в это время года рано.

    б) Тишина.

    в) Воздух чист и прозрачен.

    г) Постелите мне постель.

    2. Какое предложение является определённо-личным?

    а) Утренний сон сладок.

    б) В тот вечер долго спорили обо всём.

    в) Люблю Балтийское море.

    г) Дни поздней осени бранят обыкновенно.

    3. Укажите неопределённо-личные предложения.

    а) Иду на помощь.

    б) Вначале войны охотничьи ружья у всех отобрали.

    в) Повеяло тёплым ветром.

    г) А тем временем нас увидят с самолёта.

    4. Какие предложения являются безличными?

    а) Выслушайте меня внимательно.

    б) Тихо и пустынно на морском берегу.

    в) В это время обычно украшали ёлку.

    г) Никому не хотелось двигаться.

    5. Найдите назывные предложения.

    а) Поздняя осень.

    б) Здесь очень хорошо.

    в) Уж не увидимся больше.

    г) Вот памятник архитектуры.

    Учитель говорит результат, а учащиеся сами себя оценивают.

    Всё правильно: я молодец – разобрался в теме;

    есть ошибки: хорошо – я повторю некоторые вопросы темы;

    много ошибок: не унывай – учи, запоминай.

    Учитель. Спасибо за урок! Желаю удачи в постижении других тем русского языка.

    Файлы: Односос. предл..doc
    Размер файла: 5962752 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология