Автор конспекта:
Автор(ы): — Васильцова Людмила Александровна
Место работы, должность: — Черепановская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида, учитель начальных классов.
Регион: — Новосибирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — Закрепить знания о смыслоразличительной и фонематической роли ударения; Отработка навыка нахождения безударной гласной в слове, требующей проверки, подбора проверочных слов; Развитие орфографической зоркости, самоконтроля, интереса и позитивного отношения к изучению русского языка
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 12
Используемые учебники и учебные пособия: — Используемые учебники и учебные пособия: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова, Русский язык 4 класс, Москва «Просвещение» 2002.
Используемая методическая литература: — «Дидактические игры на уроках русского языка в1-4 классах
вспомогательной школы», А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская,
Москва «Просвещение» 1991
Используемое оборудование: —
магнитная доска, предметные картинки,таблица «Проверь себя»
Краткое описание: — Урок проводится в форме игры. учащиеся закрипляют ранее изученные правила и учаться работать в группах.
Ход урока
— I.Орг. момент
— Сядет тот, кто ответит на вопрос полным ответом или отгадает загадку:
1. Какой урок у нас начинается?
2. Назвать задачи урока.
3. Какие гласные называются ударными?
4. Как произносятся и пишутся ударные гласные?
5. Отгадай загадку: — *Под кустами, под листами
Мы попрятались в траву.
Нас в лесу ищите сами,
Мы не крикнем вам: «Ау!» (на доску поместить картинку «Грибы»)
— 6. Какие гласные называются «опасные»?
7. Как произносятся и пишутся безударные гласные?
8. Отгадай загадку:
* Лежит верёвка.
Шипит плутовка.
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (на доску поместить картинку «Змея»)
— 9. Как нужно проверить безударную гласную в слове?
10. Отгадай загадку:
* В лесу темно.
Все спят давно.
Одна птица не спит,
На суку сидит.
Мышей сторожит. (на доску поместить картинку «сова»)
— Ребята, кто помнит стихотворение о безударной гласной?
— — II Работа по теме.
— — Внимательно рассмотрите картинки – отгадки и попробуйте сказать тему нашего урока.
— Правильно, сегодня на урокемы будем повторять правило о проверке безударной гласной в слове. Кроме этого мы повторим и некоторые другие изученные вами правила.
— 1 *Игра «Доскажи словечко»
Правила игры: в добавленном слове называете безударную гласную и подбираете проверочное слово.
— Если вы правильно будете отвечать, то узнаете, кто пришёл к нам в гости. Разрезная картинка Деда Мороза.
* Вышел Коля на крыльцо,
Вымыл руки и …(лицо).
* Глубока и широка
Наша быстрая …(река)
* Закаляют нас всегда
Солнце, воздух и …(вода).
* В праздники на улицах в руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные …(шары).
* Футболисты пинают не калачи,
А кожаные …(мячи).
— Молодцы ребята!
— Кто пришёл к нам в гости?
Де.. Моро..
— Какое правило надо знать, чтобы вставить пропущенные буквы?
— Почему к нам пришёл Дед Мороз?
— Правильно ребята. Скоро наступит самый любимый праздник взрослых и детей.
— А в каком городе живёт наш русский Дедушка Мороз?
Великий Устюг
— Какое правило надо знать, чтобы правильно писать название этого города?
— Дети нашей страны пишут письма Деду Морозу в этот город. Д.М. получаеточень много писем.
— С кем Д.М. приходит на ёлку к ребятам?
Сн…гурочка
— На какое правило пропущена буква?
— Где же интересно Снегурочка?
— Сегодня нам в класс пришло письмо, давайте его прочитаем.
— Дорогие ребята!
Баба Яга украла мою внучку Снегурочку, а без неё я не смогу приехать к вам на праздник. Помогите мне пожалуйста!
Ваш Дед Мороз.
— — Поможем ребята Д.М. найти Снегурочку?
— Где живёт Баба Яга?
— Значит- отправляемся в лес.
— 2. Работа в тетрадях — — Запишите число.
— Кто нам мешает пройти дальше?
— Кого будем спасать от хищников?
ЗА…Ц
— Объясните, какую букву надо написать?
— Почему?
Задание: прочитай предложения, вставь пропущенную безударную гласную и обязательно объясни свой выбор.
* Деревья сверкают
Как тысяча звёзд,
В снега одевает
Л…са Дед Мороз.
* Я несчастнаял…са,
Мне вцепилась в хвост оса.
— Молодцы ребята! Помогли зайчику убежать от волков.
— Запишите в тетрадь второе предложение и подчеркните пропущенную гласную.
— Написание каких слов вы можете объяснить?
— Идём дальше искать Снегурочку.
— Что это такое на нашем пути?
Г…РА
— Объясните, какая буква пропущена?
— Какие предметы нам понадобятся, чтобы благополучно спуститься с горы?
ЛЫЖ…
— Какое правило вспомним?
— В старину санки назывались «салазки» и сделаны они были из дерева.
САЛА…КИ
— Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно написать это слово?
— ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
— 3. Работа по учебнику.
— Чтобы спуститься с горы мы должны правильно выполнить упражнение 31 на стр. 87
(индивидуальная работа)
— Молодцы ребята! Все хорошо спустились с горы. Идём дальше.
— В каких словах, обозначающих время года, есть безударная гласная?
З…МА В…СНА
— Объясните, какие вы бы написали гласные?
— 4. Работапо картинке
— Внимательно рассмотрите эту картинку, какое время года на ней?
ЗАДАНИЕ: найдите предметы, в названиях которых есть безударный гласный. Всем нужно внимательно слушать, потому что затем будете писать эти слова по памяти с проверочными словами.
— 5. Проверка задания. Таблица «Проверь себя»
КОЗА – КОЗЫ
ДОМА – ДОМ
ГРАЧИ – ГРАЧ
ОКНО – ОКНА
ВЕДРО – ВЁДРА
ДЕРЕВО – ДЕРЕВЬЯ
РОГА – РОГ
ГНЕЗДО – ГНЁЗДА
— — Ребята, что это? (избушка Б.Я.)
— Чтобы избушка к нам повернулась, что говорят в сказках?
— Кто вышел к нам? (Снегурочка)
— Молодцы ребята, спасли внучку Снегурочку! Д.М. очень рад. А Снегурочка даёт вам вот такое задание:
в беде, познаётся, друг
— Составьте из слов предложение.
— Как называется такое предложение?
— Как понимаете пословицу?
— Почему Снегурочка дала вам эту пословицу?
— А вы знаете пословицы о дружбе, товарищах?
— Чтобы вы знали такие пословицы, Снегурочка вам приготовила домашнее задание на карточках.
ЗАДАНИЕ: списать пословицы о дружбе, найти и подчеркнуть изученные правила.
— III. Итог урока
— Какие изученные правила сегодня повторили?
— Кому мы помогали?
— В каком городе живёт Д.М. и Снегурочка?
— IV.Оценки
— Спасибо, урок окончен!
Файлы: Урок русского языка.pptx
Размер файла: 287057 байт.