Автор конспекта:
Автор(ы): — Филина Светлана Петровна

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 43 г.Архангельска

Регион: — Архангельская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

В ходе совместной деятельности с использованием регионального содержания научить определять окончания имён существительных множественного числа.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 4

Используемые учебники и учебные пособия: —

М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка. 4 класс"

Используемое оборудование: —

портреты Е.С.Коковина, Петра I, книга Е.С.Коковина "Детство В соломбале", "Архангельская область:словарь-справочник для младших школьников"; видеофрагменты "Соломбальская сторона"; картинки /суда, корабли, виды Соломбалы/; карточки для учащихся; DVD

Краткое описание: — план — конспект урока с использованием регионального содержания

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Гармония»)

Тема: Поговорим об именах существительных в именительном падеже множественного числа.

Цель: в ходе совместной деятельности с использованием регионального содержания научить определять окончания имён существительных множественного числа.

Задачи:

Ø познакомить с окончаниями имён существительных в именительном падеже множественного числа ( 1 и 3 скл.- ы,- и ; 2 скл.- а, -я или –ы, — и.)

Ø расширять словарный запас детей, работать над развитием речи учащихся;

Ø воспитывать любовь к малой родине на учебном материале урока.

Оборудование: портреты Е.С.Коковина, Петра I; книга «Детство в Соломбале»; « Архангельская область: словарь-справочник для младших школьников»; видеофрагменты «Соломбальская сторона»; карточки со словами, раздаточный материал для учеников, картинки /суда, корабли, виды Соломбалы/.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

Запись под диктовку:

Наша улица на окраине Соломбалы была тихая и пустынная.

/объяснить орфограммы, подчеркнуть главные члены предложения, определить части речи,

у имён существительных определить все категории, которые знаем/

Учитель: Так начинается повесть Евгения Степановича Коковина « Детство в Соломбале»/портрет, книга/

Человек, которого мы можем назвать «романтиком из Соломбалы», ведь тут прошли его детство и юность. А написать эту интересную и увлекательную повесть о жизни соломбальских мальчишек посоветовал ему А. П. Гайдар. С данной книгой мы познакомимся на уроках литературы.

— А что означает слово «Соломбала»? /административный округ, район/

— В книге Е. С. Коковина « Детство в Соломбале» есть две легенды о происхождении этого слова, давайте познакомимся с одной из них.

Работа в парах /текст на карточках/:

Откуда пошло название Соломбала. В торжественный день спуска на воду первого корабля Пётр устроил бал. Здесь не было паркетных залов. Под ногами у танцующих лежала солома. От двух слов – « солома» и «бал» — пошло название острову, на котором проходит наша жизнь.

— Откуда пошло название Соломбала?

III. Сообщение темы и целей урока.

Обратимся к теме нашего урока, прочитайте её:

Поговорим об именах существительных в именительном падеже множественного числа.

— Чем будем заниматься на уроке? Какую учебную задачу поставим перед собой? (отрабатывать способ выбора окончания у имён существительных в именительном падеже множественного числа)

IV. Открытие новых знаний.

— Найдите в тексте и подчеркните все имена существительные, которые вам встретились /продолжаем работать в парах/.

Проверка: прочитайте имена существительные, которые вы нашли. /17/

— Выберите из них два слова, которые отличаются от всех остальных. Назовите их, обозначив признак. /Пётр, Соломбала – собственные имена/

— Остальные имена существительныеустно поставьте в начальную форму. Какая форма имени существительного считается начальной? /и.п., ед.ч/

— По какому признаку можно разделить данные имена существительные на три группы?

§ По родам,

§ По склонению.

— Запишите имена существительные в три столбика по склонениям, поставив их в начальную форму.

1скл.

2 скл.

3 скл.

вода, нога, солома

день, спуск, название, бал, зал, остров, корабль

жизнь

— Проверка: какие слова отнесли к 1-му, 2- му, 3-му склонениям?

— Ещё раз повторите, что объединяет эти слова? /ед.ч., им. п./

— Попробуйте устно изменить число у данных имен существительных. Везде ли это возможно?

/Солома – существительное, имеющее только форму единственного числа, т. к. название предмета с вещественным значением: железо, керосин, мёд, молоко, сталь, рожь, фарфор,…/

— Остальные имена существительные запишите во множественном числе, выделяя окончание.

1 скл.- воды, ноги;

2 скл. – дни, спуски, названия, балы, залы, острова, корабли;

3 скл.- жизни.

— Что нового мы должны узнать сегодня на уроке об именах существительных в именительном падеже? / новые сведения о правописании окончаний имён существительных именительного падежа множественного числа/

— Исследуйте окончания, которые вы выделили у имён существительных множественного числа. Что интересного заметили? / у большинства имён существительных именительного падежа во множественном числе окончание – ы, -и, но есть и -я, -а/

— Какой вопрос возникает перед нами? /Отчего зависит написание окончаний у имён существительных именительного падежа множественного числа: когда пишутся окончания –ы, -и, а когда — – а, -я?/

— Ещё раз внимательно посмотрите на свои записи и выделенные окончания. Что можем предположить, отчего зависит выбор окончания у имён существительных именительного падежа множественного числа? /предположения детей/

-Давайте прочитаем правило /с 115/. Верное ли было наше предположение?

/составление схемы /

Уточним: 1 скл. —-3 скл. 2 скл.

м.р ср.р.

-ы, -и -ы,-и -а,-я -а, -я

— Отчего зависит выбор окончания у существительных именительного падежа множественного числа? / выбираем окончание – по склонению, а во 2-м склонении ещё и по роду/.

V. Закрепление материала.

— О каком Петре идёт речь в легенде Е. С. Коковина о Соломбале? /портрет/

— В связи, с чем он там упоминается? /спуск первого корабля на воду/

По указу Петра Первого была создана первая верфь в России для строительства кораблей.

— А на чём ходили до этого в море поморы?

Карбас, коч, лодья — традиционные поморские суда. /Картинки/

— Работа по группам со словарём «Архангельская область: словарь-справочник для младших школьников». /Найдите данные слова в словаре, их значение/.

*Карбас — беломорская лодка с парусами, вёслами /с.28/

*Коч – одномачтовое деревянное судно длиною 17 -19 метров с командой от 6 до 12 человек /с. 33/

*Лодья – в старину у поморов: палубное трёхмачтовое грузовое судно длиною 15 – 30 метров/с.41/

— Запишите в тетради эти слова во множественном числе. Что необходимо определить у данных имён существительных, чтобы правильно написать окончание во множественном числе? /склонение, род/. Выделите окончания./Кочи, карбасы, лодьи/.

— Когда у имён существительных именительного падежа множественного числа пишутся окончания -ы, — и, а когда — -а, -я?

-Первые российские корабли были построены по приказу Петра I в Соломбале. Они были большими по своим размерам, так как им необходимо было преодолевать большие расстояния. Это были торговые суда, но на них по приказу Петра устанавливали пушки. Зачем? /Защита от пиратов, у России не было военного флота, а иностранные торговые суда приходили к нам в сопровождении военных кораблей/

— А как эти суда могли называться, одним словом?

Игра «Собери слово из слогов»/по группам — кто быстрее/.

/ новоманерные/ — корабли

-Запишите это слово. Что можете о нём сказать? (сложное)

-Соломбальская судоверфь существует и сейчас, на ней не ведётся строительство больших современных кораблей, но она работает в соответствии со своими функциями. И что там выпускают, мы узнаем в ходе работы по рядам.

Игра « Соотнеси продукцию предприятия с самим предприятием»/разложи по ячейкам/

/СЛДК — пиломатериалы, вагонка;

СМЗ – автолесовозы, оборудование для лесозаготовительной продукции;

Завод «Красная кузница» — морские баржи, тральщики;

Хлебокомбинат – хлеб, мармелад;

Плодопитомник – кустарники, семена цветов;

Соломбальская верфь- яхта, шлюпка./ В каком числе стоят данные слова?/

А в последнее время здесь стали выпускать прогулочныйкатер.

Запишите слова – продукцию Соломбальской верфи – во множественном числе, выделите окончание /яхты, шлюпки, катера/.

Проверка: прочитайте полученные слова и объясните выбор окончания.

VI. Д/з – перечитать сведения на с.115, повторить способ выбора окончания у имён существительных именительного падежа множественного числа, выполнить упражнение 279.

VII.Самостоятельное применение полученных знаний в изменённых условиях.

Ø Спишите текст, решая орфографические задачи и ставя имена существительные в нужную форму. Объясните выбор окончаний имён существительных.

Реч .ку С.ломбалку зап.лняли (лодка). Б.льшие ( карбас), к.рабельные (шлюпка), лё.кие

( челнок) и ( моторка) ст.яли (у)пристаней и просто (у)берега на приколе.

Ø Давайте вспомним предложение, с которого начинался наш урок. Как вы думаете,

изменилась ли Соломбала со времён детства Е. С. Коковина?

— Просмотр видеофрагментов с видами современной Соломбалы /две стороны: район старой Соломбалы и район современной Соломбалы/.

— Какую вы увидели Соломбалу в этих видеофрагментах? Какая первая Соломбала? А — вторая?

1. Размеренная спокойная жизнь как в деревне. Невысокие деревянные некрашеные домики, широкие деревянные мосточки, узкая тихая спокойная речка.

2. Современные высокие здания, оживлённая дорога, спешащие по своим делам люди.

— Составьте словесную зарисовку на тему « Современная Соломбала». У имен существительных определите число, выделите окончание, попробуйте доказать, почему необходимо писать именно это окончание.

Проверка: зачитайте получившиеся зарисовки.

-Как вы думаете, нам есть чем гордиться?

— Если да, то чем?

VIII. Итог урока:

— Над чем работали на уроке?

— Какую учебную задачу ставили?

— Какое правило открыли?

— Какие задания вам показались особенно интересными?

Рефлексия: на полях оцените свою активность на уроке.

Спасибо всем за урок.

Файлы: Соломбала 2.doc
Размер файла: 8692224 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология