Автор конспекта:
Автор(ы): — Радионова Людмила Михайловна
Место работы, должность: — МАОУСОШ №2 г. Окуловка, учитель русского языка и литературы
Регион: — Новгородская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Литература
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: — Урок внеклассного чтения. Можно также использовать и для подготовки к заданию "С", так как проблема, поднятая в рассказе Есенина, весьма актуальна. Дети могут привести данное произведение в качестве примера аргумента.
— Урок слова
—
— Тема урока: «Бобыль и Дружок» С. Есенина – «грустная сказка»
—
— о жизни и «чудная сказка» о дружбе
—
— Цели урока:
- Развивать внимание к художественному слову, умение воспринимать, интерпретировать прозаическое произведение.
- Постигать тайны внутреннего мира писателя через слово.
- Способствовать духовному росту ученика.
—
— К этому уроку учащимся предлагается прочитать рассказ «Бобыль и Дружок»; найти в словаре толкование слов: гуманизм,человечный,милосердие,сострадание;кличка,прозвище,имя.
—
— 1. Предкоммуникативная фаза
—
— 1) Работаем над стихотворением «Песнь о собаке»
Стихотворение читается в классе, проводится первичная беседа
-Скажите, каким вам видится человек, который написал эти строки? (чуткий, добрый, отзывчивый, заботливый…)
Да, сранних лет у этого человека зарождаласьта великаялюбовьижалость ко всему живому,которая затемвылилась и в его произведения. Его мать вспоминала:
—
— «Птиц, щенят всякую живую тварь любил кормить из рук и ласкать».
Любовь ко всему живому осталась у него на всю жизнь. И вот что примечательно: он и о собаке пишет, как о человеке:
—
— До вечера она их ласкала…
Велика сила материнской любви. И страшно, что среди людей сеется зло, что человек не способен на жалость:
—
— Вышел хозяин хмурый,
—
— Семерых всех поклал в мешок.
—
— Правильно, на то он и «хозяин».
Обращаемся к словарю, находим:
—
— Хозяин-
1. то же, что владелец.
2. переносное знач.: полновластный распорядитель.
3. человек, который ведет хозяйство и т.д.
—
— - Какое же из данных значений подходит к этой ситуации?
Дети увидят в «хозяине» полновластного распорядителя, хозяина чужой судьбы, безжалостного властелина. Но не в переносном значении, а в прямом, ибо
—
— Семерых их поклал в мешок…
Человек — «хозяин» не в состоянии понять ни собачье счастье, ни её горе. Да и человечье-то не всегда понимаем, бывает…
А вот писателю жалко. «Грустная сказка» - жизнь. Об этомон поведает нам и в других произведениях, не только в стихотворении «Песнь о собаке»
—
— 2)Работаем над портретом
—
— -А теперь внимательно посмотрите на портрет С.А.Есенина, думаю, что вы узнали этого писателя.
С портрета смотрит на вас светлоокий юноша. Его задумчивые глаза полны печали:
—
— Я покинул родимый дом,
—
— Голубую оставил Русь.
—
— В три звезды березняк над прудом
—
— Теплит матери старой грусть.
Нет,в своём сердце Сергей Есенин никогда не покидал ни родимый дом, ни «голубую Русь».
—
— 3)Биографическая справка
Родился поэт на Рязанщине. Поэтичная русская земля.… Любовался красотой лугов, жадно впитывал в себя игру света в чистых рощах. Дышал воздухомржаных полей, вслушивался в дикие посвисты метелей. Все написанное им связано с землёй и с тем, что живёт на ней.
—
— А ещё во взгляде, как и в его стихах, много грусти.
—
— - Откуда грусть?
Дети могут вспомнить, что детство Серёжи Есенина прошло без родителей, а это оставило неизгладимую травму в душе его. В одном из ранних писем читаем: «Радость там, где у порога не слышны стоны».
Стало быть, в своей жизни он много их слышал (и не где-то, а «у порога»).
—
— Поэт видит и подмечает все; на все тревожное, грустное и горькое откликается его ранимая душа. Даже там, где речь идет не только о человеке, он страдает. Перечитайте его стихи: «Корова», «Лисица», «Табун». Все они полны сострадания, все они проникнуты гуманизмом в высоком смысле этого слова.
Гуманизм — гуманность, человечность по отношению к людям.
Человечный — достойный человека,отзывчивый,гуманный
Сам поэт заявил :
—
— Слишком я любил на этом свете
—
— Всё, что душу облекает в плоть…
—
— Мы с вами уже привыкли к тому, что Есенин – поэт, он пишет стихи. И не просто поэт, он лирик.
—
— -А как вы понимаете значение слова лирик?
Это, наверно, человек, у которогочувствонапервом месте. Такому человеку понятна боль другого живого существа, он откликается назов опомощи, ему знакомытакиечувства,какжалость,сочувствиеисострадание.
Дома дети работали над словарём нравственныхкатегорий:
Милосердие- готовность помочь кому-то, просить кого-тоиз сострадания, человеколюбия.
Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чьим- нибудьнесчастьем, горем.
—
— Но оказывается, не только стихи писал С. Есенин, в его творчестве нашла место и проза. Да ещё какая! И очень важно, что и здесь он остается лириком.
—
— Рассказ «Бобыль и Дружок» и стихотворение «Песнь о собаке» написаны примерно в один период. Разные по жанру, они близки, и близки именно своим лиризмом,гуманистическими идеями.
Дети читали дома рассказ, им известны определённые моменты биографии писателя, поэтому можнозадать вопрос:
—
— -Случаен ли рассказ «Бобыль и Дружок»?
—
— Конечно же, нет. В нём весь Есенин – лирик, со своим одиночеством, тоской, грустью, милосердием и любовью ко всему живому на земле. Жизнь – «грустная сказка», и это знает писатель: когда нет понимания, нет рядом живой души, способной хотя бы не делом, а словом или взглядом помочь(помочь – значит понять),тогда жизнь превращается именно в «грустную сказку».
—
— Исследователь творчества Есенина писатель Юрий Прокушев на наш вопрос ответил так: «Было бы рискованно назвать их (сюда же относит литературовед и рассказ «У белой воды») «проходными» или «случайными» для молодого поэта. Они близки его ранним стихам, близки тем социально-нравственным проблемам, тем мировоззренческим поиском истины, смысла жизни, которые были столь характерны для Есенина в годы юности. Верность дружбы. Верность любви. Жизнь – духовная и плотская. В чем её смысл? Что есть добро? Что есть счастье? Что есть грех? Его преодоление. К этим вечным проблемам бытия человеческого, всегда волнующе современным, пытается подойти, художественно по- своему, молодой автор».
—
— 2.Коммуникативная фаза
—
— 1)Чтение рассказа
Эмоциональное восприятие текста – на фоне музыки.
—
— 2)«Свободный микрофон»
Учитель предлагает детям поделиться впечатлениями.
—
— 3)Анализ текста
- Каков сюжет повествования?
Сюжетная линия невелика. Старик, для которого отрадой в жизнибыла только собака Дружок, жил бобылём. В голоде и холоде коротал он свой век. Весна, от которой он ждал чуда, обострила его болячки, ион умер. Не вынес разлуки с другом и его верный Дружок, смерть его застала на могиле Бобыля.
Но сколько добра в этой по-настоящему искренней дружбе.… И сколько равнодушия вокруг… «Художественно по- своему» раскрыл это своим читателям молодой писатель, обнажив все нюансы человеческой души, заставив пережить нас вместе со своими героями тяготы и невзгоды.
Можно спросить учащихся, не показалось ли им странным название рассказа? Что здесь: имена или клички?
Бобыль в рассказе — это старик, но Бобыль не собственное имя.
—
— Словарь Ожегова:
Имя – личное название человека, даваемое при рождении.
Кличка – 1. имя домашнего животного
2. прозвище человека.
Прозвище - название, данное человеку.
Бобыль (устар.) – безземельный,одинокий крестьянин-бедняк. Перен.: жить бобылем одиноко, без родных.
—
— Бобылём старика назвали именно потому, что он жил один. Назвали люди. Дали ему прозвище, то есть кличку. Они и обращаются к нему только так: «Ты бы бросил, Бобыль, свою собаку…»
-Ласковое это прозвище?
Нет, оно прямо-таки режет слух.
—
— -А какая кличка у собаки?
Автор в самом начале повествования говорит: «… и была у неё ласковая кличка Дружок»
-Кто дал собаке кличку?
Человек, Бобыль, её друг. И для собаки кличка – это её имя (см. словарь Ожегова).
Получается, что у животного есть имя, а у человека его нет.Это страшно? Да. И грустно – тоже. «Грустная сказка» - жизнь.
—
— -А какие сказочные элементы нам встретились в начале повествования?
Дети скажут о том, что многие сказки начинаются с «жили-были…»; здесь, в тексте читаем: «жил…» (потому что он жил один).
Неправильный порядок слов, инверсия (вначале сказуемое — глагол) также часто встречается в фольклорной сказке.
—
— Перечитав первые два предложения первого абзаца, можно спросить, грустная или радостная сказка ждет нас впереди, с чем это связано?
Выстраивается следующая цепочка:
«своя хата» — не надо просить ни у кого крова
«Радостная сказка»
«…и собака»- собака — друг человека, радость
(Радость связана с линией «Бобыль собака»)
«жил…» — один, одинокий, тоскливо одному
«Грустная сказка» «на краю деревни» — страшно жить на отшибе
«старый Бобыль» — одиночество, близость смерти
(Грусть связана с линией «Бобыльлюди»)
—
— -Чем же жил Бобыль?
—
— Он « ходил по миру, сбирал куски хлеба, так и кормился».
На вопрос, почему советовали люди Бобылю «бросить» Дружка, кто-то из детей скажет, что односельчане жалели его, ведь одному легче прокормиться. Но большинство заметят обратное: это не жалость, это непонимание беды человеческой, человеческого одиночества. С собакой Бобылю легче доживать век, она понимала своего друга.
—
— Какая сила кроется в строках: «Прижимается он к Бобылю, заглядывает ласково ему в лицо и словно хочет вымолвить: «Никому мы с тобой не нужны, никто нас не пригреет, одни мы с тобою…»
—
— -О каких взаимоотношениях Бобыля и Дружка мы узнаём?
Работаем с текстом. Дети приводят конкретные примеры. Бобыль «никогда не расставался со своей собакой». Наши друзья понимали друг друга даже по взгляду: Бобыль взглянет на собаку «грустными глазами», ничего не говоря… (Примеров множество в тексте). Не на правах «хозяина» Бобыль, а на правах друга. Поэтому и не брал он краюшку хлеба, если вдруг его люди укоряли собакой.
—
— -Бобыль – собака – люди.… На какой антитезе построено повествование?
—
—
Бобыль и собака Бобыль, собак и люди
↓ ↓
—
— любовь, взаимопонимание равнодушие, отсутствие
—
— взаимопонимания
—
— Юрий Прокушев писал о том, что «Бобыль и Дружок» и «Песнь о собаке» были написаны одновременно. Есенину исполнилось всего двадцать лет. Но эти произведения «близки друг другу гуманистическим пафосом». Согласны ли вы с мнением критика?
Нужно дать возможность детям высказаться. Они непременно отметят, что оба произведения проникнуты заботой, любовью и … равнодушием.
—
— 4)Работа в группах
Учащимся предлагается найти слова – характеристики:
— — Бобыль
— — Дружок
1.«грустные глаза» — много повидал в жизни,
2. «угрюмый был, редко с кем разговаривал» – одинок, угрюм,
3. «обнимет Дружка, приголубит» — ласковый, любит своего друга
1.«заглядывает ласково в лицо» — всё понимает,
2. «глаза серые, умные» — умная собака,
3. «ходит, тоскует», «воет над могилой» — любит друга
—
— -А как называет писатель жизнь Бобыля?
«Грустная сказка». Её-то и рассказывает Бобыль своему другу. Мы не знаем, о чём конкретно поведал он собаке. Но слова «задумается», «начинает вспоминать прожитое», «с болью молвит» говорят о том, что далеко не сладкая жизнь была у старика. Возможно, пережил он и старуху, и своих детей…
-К какому художественному приёму прибегнул писатель, назвав жизнь старика «грустной сказкой»? (Это явная метафора).
Писатель построил своё повествование так, что мы вместе с героями переживаем зиму, весну, беспокоимся о том, выживут ли они.
Далее можно предложить ребятам определить, каковы же временные рамки в рассказе, что несёт каждый из периодов нашим героям. Если время ограничено, то предварительно можно предложить поработать в группах или дать индивидуальные задания:
— — Время
— — Как определяем в тексте
— — Каково состояние героев
— — 1.Осень
— — То, что было до момента «настанет зима, подует…»
— — «ходил он по миру, сбирал куски хлеба»
— — 2.Зима
«Настанет зима, подует сердитая вьюга, заметёт позёмкой, надует большие сугробы»
— — «ходит по сугробам», «пробирается от двора к двору», «хата старая, нетоплена», «а дров – ни полена», «запряжёт …Дружка в салазки…», «затопит лежанку»
(трудно выживать героям)
— — 3.Весна
— — «Устала плакать вьюга», «зазвенела капель с крыши», «тают снега», «заиграло красное солнышко, побежали ручьи -колокольчики», «набухли почки», «стаял снег», «обсушилась земля», «ветла распустилась»
— — «заживём …с весною», «стали ноги подкашиваться, кашель грудь задавил, поясница болит – ломит», «глаза уж совсем помутнели», «реже старик выходит из хаты», «заболел Бобыль, не встаёт, не слезает»,
(надежды были, нос весной все болезни обострились)
— — 4.Лето (или конец весны)
— — «На могиле цветочки», «кукушка грустила, жалобно над могилой куковала»
— — «умер Бобыль никому не нужный», «…умер Дружок на могиле»
По ходу работы возможна беседа по следующим вопросам:
—
— -Как герои переносят зимние невзгоды?
—
— -Почему именно зимой Бобыль рассказывает Дружку «грустную сказку»?
-Обратите внимание на образ – символ Печь.
(Печь – символ дома, домашнего очага, уюта, а она нетопленая…)
—
— -Ждали ли чуда вы от весны, надеялись ли?
—
— Вот так во временные рамки «Осень – Лето» укладывается и «грустная сказка», и «чудная сказка».
—
— -А что имелв виду автор, назвав «чудной сказкой»? Докажите текстом.
—
— Это сказка о дружбе Бобыля и Дружка. («Зашептались на могиле цветочки, нашептали они чудную сказку о дружбе птичкам»)
Дети приведут примеры из текста, доказывающие, что отношения Бобыля и Дружка основаны на любви и взаимопонимании. Например:
—
— « Пойдет Бобыль по деревне, стучит под окнами, а Дружок рядом» или: «Ходит Бобыль по сугробам… и Дружок тут бежит…»
Все тяготы «грустной жизни» наши герои переносили вместе, тем самым скрашивая эту непростую жизнь.
—
— -А почему не хотелось умирать старику, ведь он уже отжил свой век?
На этот вопрос не может быть нескольких вариантов ответов. Ответ один: ему жаль оставлять Дружка, не надеется он на людей.
—
— Перечитаем описание смерти старика.
—
— Это очень красивое описание. «Душа отлетела», когда он собаку прижал к сердцу. Безысходно горе собачье, и мы ещё раз перечитаем этот момент и обратим внимание на следующие словосочетания: «ходит, тоскует» Дружок, «жалобно завоет», «пригорюнилась» собака, «смотрит жалобно, стонет».
—
— -А как люди отнеслись к этому событию?
Да, они «убрали, обмыли, в гроб положили» мертвеца по русскому обычаю; конечно, отпели в церкви. Они не оставили его лежать на лавке, но они забыли о том, что в собаке ещё теплилась жизнь.
—
— -Мог ли быть иной исход?
—
— Возможно. И ребята приведут свои версии. Но люди «гонят собаку от церкви», им не понять собачьего горя (они и человечье одиночество не понимали). Собака «от горя и голода на ногах шатается», но никто не накормил её, не приласкал, не заглянул ласково в глаза. Что это? Непонимание? Равнодушие? Жестокость!
—
— -Так ли природа отнеслась к смерти старика и собаки?
Нет, природа не осталась равнодушной: «зашептались цветочки», «кукушка грустила, жалобно на могиле куковала».
Обращаем внимание на песенно-фольклорную основу последнего абзаца. Что здесь? Лирическая народная песня? Плач? Здесь боль, скорбь, тоска и радость. Радость от того, что была такая дружба, о ней надо всем рассказать; пусть птички разнесут эту «чудесную сказку». Говоря о стихах Есенина, мы отмечаем, что они многоцветны: голубой, малиновый, алый, розовый, белый…
—
— -А какова же цветопись в этом рассказе?
—
— Чёрный – «земля зачернела», «слякоть весенняя», «земля на могиле».
Белый – наше видение: сугробы, вьюга. Серый – глаза у собаки «серые, умные». Зелёный – «ветла распустилась». Красный – «красное солнышко».
Но никто, пожалуй, из читателей не видит ни одного оттенка цвета, кроме чёрного и белого. Бесцветна жизнь двух существ, её скрашивала и расцвечивала только их взаимная любовь и дружба. Даже весна обманула надежды героев.
—
— -Какова интонация рассказа?
(Спокойная, печальная – на протяжении всего повествования. Радостно-печальная – в конце).
—
— 3.Посткоммуникативная фаза
—
— -Что же сказал нам писатель своим произведением? Какова его главная мысль?
На этот вопрос нужно дать возможность детям высказаться. Может быть, писатель напомнил нам о том, что в извечной суетности человек забывает, что он Человек.… Не сберегли люди ни Бобыля, ни Дружка. Непонимание других всегда усиливает одиночество.
Молодой автор заставил каждого из нас заглянуть в глубины своей души и пересмотреть все ценности, на которых строится жизнь каждого. Ведь недаром мы сейчас пережили вместе с героями вьюжную зиму, ждали чуда от весны и питали надежды.… Сейчас мы были свидетелями одинокой старости и смерти.
Неужели всё это пройдёт бесследно?!
Чувство щемящего одиночества, которое вызвало в читателе тихое, грустное повествование, я думаю, заденет душу маленького читателя, разбудит в нём Человека. Отзывчивое сердце Есенина данным повествованием откликнулось на чужую боль.
—
— Ю.Прокушев об одном из циклов стихов Есенина сказал: «Каждоестихотворение – своеобразный слепок с души поэта». Мне кажется, что это можно сказать и о данном рассказе. Здесь — весь Есенин…Бобыль, одинокий и угрюмый, так и не нашедший приюта и понимания среди людей, смотрящий на мир «своими грустными глазами».
Благодарю детей за урок и очень надеюсь, что он заденет каждого за живое. И захочется быть внимательнее по отношению к другим, добрым, заботливым, чутким. И если дети уйдут с урока с такими чувствами, то цели урок достиг.
Файлы: Фомичева КРИТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА-1.ppt
Размер файла: 200192 байт.