Автор конспекта:
Автор(ы): — Дождикова Наталья Ивановна

Место работы, должность: —

Учитель русского языка и литературы МБОУ"Сосновская СОШ №1" Пинежского района Архангельской области

Регион: — Архангельская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Совершить заочное путешествие по местам в Верколе, связанным с именем писателя-земляка;учить критическому отбору информации;воспитывать у учащихся любовь к малой родине, интерес к творчеству писателя-земляка.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемая методическая литература: —

Земля Фёдора абрамова:[Сб.//Сост.и авт.вступ.ст.Л.Крутикова].-М.:Современник, 1986.-398с.

Крутикова Л.В.Дом в Верколе:Докум.повесть [оФ.Абрамове].-Л.:Сов.писатель, 1988.-372с.:ил.

Фёдор Абрамов в XXI веке:материалы научной конференции/сост.,отв.ред.Е.Ш.Галимова.-Архангельск, Поморский университет, 2010.-208с.

Используемое оборудование: —

Мультимедиа, презентация.

Краткое описание: —

Урок позволит познакомиться с Верколой, детскими годами Ф.А.Абрамова

1).Вступ.слово учителя. Тема сегодняшнего урока — страна детства Ф.А.Абрамова. Заочное путешествие по местам в Верколе, связанным с именем писателя-земляка». — Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь? Предлагаю вам заполнять в течение урока «Бортовой журнал». В нем 2 графы: Что мне известно по данной теме / Что нового узнал -Попрошу вас заполнить первую графу. -ПЕРЕЙДЁМ К НОВОЙ ТЕМЕ. ВАМ ЗАДАНИЕ: ВСТРЕТИВ КЛЮЧЕВЫЕ ИНТЕРЕСУЮЩИЕ ВАС МОМЕНТЫ, ЗАНОСИТЕ ВО 2 ГРАФУ «Бортового журнала». Домашним заданием будет следующее: составить кроссворд на заданную тему. (Презентация. Слайд №1). Страна детства для Ф.А.Абрамова – родная Веркола. Веркола разместилась в одном из самых живописных уголков Пинежья. С высокого угора хорошо видны просторы полей, бесконечные, уходящие вдаль леса, многоводная Пинега, белеющий на другом берегу монастырь. Он любил свою родину бесконечно. Гордился ею и считал огромным счастьем, что родился на Севере (слайд№1). Он побывал в разных странах, но всегда тосковал по своей малой родине. Из путешествия по Америке вернулся на 3 дня раньше срока: не терпелось скорей на родину, в Верколу « Не могу наглядеться на ненаглядную Пинегу, на монастырь, на поля..» — это из дневниковых записей. Признавался, что не мог работать, писать, пока не подышит воздухом родины. Пинежье – писательская родина Ф.Абрамова . « Всеми своими корнями как писатель я связан , конечно, с пинежской землёй. Пинежская земля меня питает так же, как она питает сосну, ель. Пинега – это моя почва». (Слайд №2). Ф.А.Абрамов родился в «зимней избе» в Верколе 29 февраля 1920 года. Стоял високосный год, который обычно считался годом бедствий.29 февраля-день Касьяна, который ,по народным поверьям , был завистливый, жадный. Но всё-таки был и небесный покровитель – Феодор Тирон, молодой воин, который за отказ отречься от православной веры, от Христа, был сожжён. Знал Ф.Абрамов в конце своей жизни о святом великомученике Феодоре Стратилате, который не стал поклоняться идолам. Его жгли огнём, распяли на кресте и выкололи глаза. Наутро обезглавили мученика, но от своей христианской веры он не отказался.Память Феодора Стратилата празднуется 21 (8) февраля. Думается, что не напрасно были такие покровители у Ф.А.Абрамова, который сам был борцом за правду, подвергался гонениям и нападкам. (Слайд № 3). Семья Абрамовых была бедная и большая. Вот что пишет о своей семье сестра писателя Мария Александровна: «Родители были крестьяне. Всю жизнь занимались крестьянским трудом: пахали землю, сеяли хлеб, заготовляли корм скоту. Отец Александр Степанович умер рано. Обувь была плохая, застудил ноги. Писал из больницы из Карпогор маме, чтоб обувь ребятам в починку не отдавала, сам приедет скоро и починит. И вдруг телеграмма : «приезжайте за телом».Была распутица, и старший брат Михаил (ему всего было 15 лет) один ездил за мёртвым отцом. Осталось нас у матери 5 человек. Феде был только годик». Мать в семье Заварзиных была самой младшей. Её отец умер рано. Землёй был наделён только он один. И все 5 девочек до замужества ходили по работницам, чтобы прокормиться. Мать вспоминала: « Помню, снег-то начнёт таять, а я босая ходила, с проталинки на проталинку перескакиваю, ногу подтяну под себя и опять бегу».Вот таким было её детство. Александр Степанович был «смирный мужик», зато Степанида Павловна — женщина строгая. На её руках дети, с ними она подняла хозяйство, когда Фёдору было 10лет, в их дворе было две лошади, две коровы, бык и полтора десятка овец. Они считались середняками. Когда умер отец, женщины просили , чтоб малого(Фёдора, ему был год) бог прибрал. Мать сказала : «Не умирать родился, жить».Тогда соседки сказали, что Степанида, видно, помешалась с горя». Трудно было, но мать сумела сохранить всех: никто не пропал, не погиб. «Да, мама хлебнула горя,- вспоминала Мария Александровна Абрамова. – Помощи ждать было неоткуда. Нужно было всё самой делать и моему старшему брату .Он с 15 лет стал робить за мужика. Тут и Николай с Василием помогали. Вода, дрова, корм для скота –это наша с Фёдором была работа…Мать о нас заботилась. Никогда не давала лечь голодными. Если уснём, то будила нас и заставляла есть». Фёдор пошёл в школу 7 лет. (Слайд №4). Все, кто помнит маленького Абрамова в ту пору, помнят его упрямство в учении, жадность к слову учителя. В 1932 году он окончил начальную школу. (Слайд №6). В 5 классе Фёдор учился в Кушкопальской школе. Шестой и седьмой классы заканчивал в Карпогорской школе. Из всех талантов Ф.Абрамов особенно ценил высший талант – «дар доброты и человечности».Ф.Абрамов всегда отмечал двух человек, которые оказали на него большое влияние.Это родная тётушка Иринья и учитель Алексей Калинцев. (Слайд № 7 ). Тётушка Иринья –старшая сестра матери. Он считал её духовным наставником в жизни.Она была старая дева, малограмотная. Но когда она появлялась в доме, воцарялось «нечто вроде удивительной красоты, доброты и сердечности» Тётушка была очень религиозная, прекрасно знала житийную литературу. По вечерам она читала, а люди слушали и добрели сердцем, набирались хороших и добрых помыслов. «Вот первые уроки доброты, сердечности, первые нравственные уроки – эти нравственные уроки идут от моей незабвенной тётушки Ириньи». А в то время, когда Фёдора не приняли в пятилетку как сына середняка, он , двенадцатилетний ребёнок, приходил за поддержкой и утешением к ней: «И вот только у тётушки Ириньи я мог отдышаться и выговориться, сполна выплакать своё неутешное детское горе», — вспоминал писатель. (Слайд № 8 ). Алексей Фёдорович Калинцев – учитель средней школы. Учил не только детей, но и взрослых. Он преподавал химию, естествознание, стоял во главе самодеятельного театра. Перед ним благоговели все: завидев его, люди почтительно снимали шапки и кланялись. Он мог бы стать известным человеком в науке, но предпочёл « удел народного учителя, удел бескорыстного деяния». Рядом с домом, отстроенном в 1974 году, покоится прах писателя. Памятник на его могиле сначала был деревянный, в печальные майские дни 1983 года он вытесал по собственному рисунку. Этот крест возвышался над могилой 7 лет. 5 августа 1990 года взору сотен людей на Абрамовском угоре явился новый, выполненный в граните надгробный памятник. Создал его питерский художник Фёдор Мельников, которого Ф.Абрамов считал самым близким другом, другом своей души. Долго раздумывал над проектом памятника, советовался с Людмилой Владимировной, женой Ф.Абрамова. Памятник напоминает скалу, языки пламени, крест на памятнике объединяет людей доброй воли, напоминает о том, что до конца своих дней Ф.Абрамов нёс свой крест. 4тонны серого гранита были привезены из Карелии в Ленинград, где бы л высечен памятник и плиты для надгробия. (Слайд №9). В своём доме на угоре проводил каждое лето, много работал. На вечере, посвящённом своему 60 –летию, вспоминал: «И там, в Верколе, на моём родном Пинежье, сейчас занесённый метелями, февральскими снегами, где-то стоит самый скудный, быть может, по веркольским масштабам, домишко, но зато на самом прекрасном месте – это мой дом или, как говорят, дом писателя. И в этом доме, который занесён напрочь снегами, — моя душа, моё сердце».

Файлы: Презентация1.ppt
Размер файла: 10202112 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология