Автор конспекта:
Автор(ы): — Юнусова А.К.

Место работы, должность: —

МОУ-СОШ № 47, учитель русского языка и литературы

Регион: — Белгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

1) выяснить, что такое причастие: особая форма глагола или самостоятельная часть

речи;

2) отработать навыки аргументированно объяснять грамматические и

синтаксические признаки причастия, грамотно объяснять и выделять орфограммы;

3) развивать познавательный интерес к изучаемой теме.

4) воспитывать культуру общения, уважение точки зрения товарища.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 21

Краткое описание: —

урок обобщения и закрепления темы Причастие

УРОК — СУД

Тема: Что такое причастие? Особая форма глагола или

самостоятельная часть речи.

Цель:1) выяснить, что такое причастие: особая форма глагола или самостоятельная часть

речи;

2) отработать навыки аргументированно объяснять грамматические и

синтаксические признаки причастия, грамотно объяснять и выделять орфограммы;

3) развивать познавательный интерес к изучаемой теме.

4) воспитывать культуру общения, уважение точки зрения товарища.

Оборудование:карточки, демонстрационные таблицы.

Кабинет оборудован в виде зала суда. Определено место для судьи, защитников, обвинителей.

Ход урока

. Встать! Суд идет! (входит судья)

Судья: Сегодня на судебном заседании разбирается дело о причастии. В качестве защитников выступают … ( назвать учеников), обвинителей… – ( назвать учеников).

Необходимо утвердиться в определении, что такое причастие: особая форма глагола или самостоятельная часть речи. Вы, уважаемые обвинители и защитники, должны будете доказать, является ли причастие самостоятельной часть реи или же глагольной формой. Слово предоставляется защитнику.

Защитник: Причастие – это самостоятельная часть речи, имеющая свои признаки.

Во-первых, оно обозначает признак предмета по его действию.

Например, плывущий кораблик — кораблик, который плывет.

Во-вторых, имеет свои грамматические признаки. Изменяется по падежам,

числам и в единственном числе по родам.. Может быть совершенного и

несовершенного вида, прошедшего и настоящего времени.

Например, плывущий – причастие настоящего времени, в им.падеже, в

ед.числе, в м.роде.

В-третьих, в предложении является определением,

Например: В дали моря виднеется плывущий кораблик.

И, наконец, по значению причастие может быть страдательным и действительным. Если обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета, то такое причастие называется действительным. Например, плывущий (кораблик) — тот кораблик, который сам плывет, значит, слово плывущий – действительное причастие. Если же причастие обозначает признак, который возник у предмета под действием другого предмета, то такое причастие называется страдательным. Например, открытое окно- то окно, которое кем-то открыто. Значит, открытое – страдательное причастие.

Судья:Слово предоставляется обвинителю.

Обвинитель: Причастие – это особая форма глагола, так как имеет признаки глагола. Как вы только что сказали, уважаемый защитник, вид и время – это признаки глагола Приводя примеры, вы это подтвердили Да, плывущий кораблик – это кораблик, который плывет. Плывет – разве это не глагол? Вот вам первое доказательство того, что причастие — это особая форма глагола.

Второе доказательство, противоречащее вашему утверждению. Вы не посмели упомянуть о синтаксической роли причастия как сказуемого. Ведь краткая форма причастия в предложении является сказуемым. А, как известно, сказуемое- это лишнее подтверждение причастности этой самой части речи к глагольной форме. Например:

Кабинет убран учениками. Убран- сказуемое, выраженное кратким причастием.

Судья:Слово предоставляется защитнику.

Защитник:Но в таком случае, причастие можно отнести к особой форме прилагательного. Ведь в нем заключены и признаки прилагательного. Род, число, падеж! Да и отвечает причастие на вопрос прилагательного какой? Что вы на это скажете, уважаемый обвинитель.

Обвинитель: Я докажу мою правоту и в этом случае. Давайте рассмотрим этот вопрос с другой стороны. Перед вами, уважаемый судья, уважаемые защитники, таблица

«Суффиксы причастий»

Действительные причастия

Спр.

Спр.

Страдательные причастия

Настоящее время

Настоящее время

-ущ- (-ющ-)

-ем- (-ом-)

-ащ- (-ящ-)





-им-

Прошедшее время

Прошедшее время

-вш-

-нн- -енн- (-ённ-)

-ш-

-т-

Мы видим, что и здесь не обошлось без участия глагола. Да, причастие изменяется также как и прилагательное, отвечает на вопросы: какой? какое? какая? какие?. Но причастие, которое имеет свои суффиксы, не может обойтись без участия глагола. Ведь для того чтобы правильно написать суффиксы настоящего времени, необходимо знать от каких глаголов образовано причастие, вернее от глагола какого спряжения .

(Работа у доски)

Судья:Прошу рассмотреть примеры.

Невид..мое препятствие, бор..щийся за свободу, барабан..щий дождь, колебл..мые ветром стро..щий здание, стел..щийся туман, кле..щий конверт, движ..мый состраданием.

Судья: Выслушаем защитника.

Защитник: Я предлагаю рассмотреть другой пример, подтверждающий, что причастие – самостоятельная часть речи. И также как и обвинитель прошу рассмотреть таблицу о правописании –н- -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных (Демонстрация и объяснение)

–н- -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

-н-

-нн-

1. От глаголов несовершенного вида

Ломаная линия (от ломать несов. в.)

1. От глаголов совершенного вида

Сломанная ветка ( от .сломать сов.в.)

2. Нет зависимых слов

Груженый самосвал

2. От глаголов несоверш. вида, если есть зависимые слова

Груженный песком самосвал

3. В кратких страд прич.

Ошибка исправлена (крат.прич)

3. От глаголов с суффиксами –ова- – ева-

Асфальтированная дорога

(от асфальтировать)

Судья:Слово предоставляется обвинителю

Обвинитель: Уважаемый защитник, вы сами только что еще раз подтвердили, что причастие – это глагольная форма. Все примеры, приведенные вами, доказывают, что написание одной –н и двух –н зависит в первую очередь от глагола.

Выполнение задания по группам с карточками:

Подготовле..ая резолюция, пуговица оторва..а, краше..ая ткань, варе..ые в котелке овощи, некипяч..ая вода, изуче..ый материал, оцинкова..ый бак.

Судья:Объявляю перерыв. Физкультминутка:

Защитник: Ну а что вы скажете о правописании не с причастиями? Я здесь не вижу никакой связи ни с глаголом, ни с прилагательным.

Таблица, в которой зафиксированы условия написания не с причастиями подтверждает это.(Демонстрация таблицы и объяснение)

Не с причастиями

Слитно

Раздельно

1. Без не не употребляется

Недоумевающий взгляд

1. С краткими причастиями

Не собрано

2. нет зависимых слов или нет противопоставления с союзом а

Незаконченная работа

2. Есть зависимые слова или противопоставление с союзом а

Не законченная вовремя работа.

Не законченное, а только что начатое собрание

Обвинитель: Позвольте с вами не согласиться. Давайте вспомним условия написания не с глаголами и прилагательными. И мы с вами убедимся, что некоторые моменты из этой орфограммы можно отнести и к этим частям речи. В частности, о слитном написании не с прилагательными и глаголами. На примерах недоумевать, неряшливый мы видим, что и в этих случаях действует то же правило. Во втором случае о противопоставлении: прилагательное также пишется с не раздельно, если есть противопоставление с а. Например: не скромный, а хвастливый.

Индивидуальная работа: (не)забываемое впечатление, еще (не)закрытое тучей небо, (не)освоенная территория,(не)прекращающийся шум, никому (не)врученная грамота, (не)собранная детьми коллекция, мусор (не)убран.

Судья:Слово предоставляется защитнику:

Защитник: Хорошо, но у меня есть в запасе еще один аргумент в пользу того, что причастие — самостоятельная часть речи. Это его роль в предложении. Как уже было сказано ранее, причастие в предложении является как сказуемым, так и определением. Я же хотел бы остановиться на его роли в предложении в качестве определения. Ведь в предложении причастие играет незаменимую роль. Оно придает предложению особую выразительность, точность. Поэтому в первую очередь нужно знать о том, что собой представляет причастный оборот, как выделяется в речи и на письме.

Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. В речи выделяется интонационно, а на письме запятыми при условии, если находится после определяемого слова. (Запись в тетрадях и на доске, разбор). Например:

Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком.

(В.Г.Короленко)

Усеянное звездами небо манило к себе.

Мы видим, что в первом случае причастный оборот выделяется как в речи интонационно, так и на письме запятыми. А во втором примере не выделяется, так как определяемое слово находится после причастного оборота. А как же красивы и выразительны предложения благодаря причастным оборотам!

Обвинитель: Да, здесь я позволю себе согласиться, что причастие – это особая часть речи, которая играет огромную роль в предложении да и в тексте в целом. Благодаря причастию и причастному обороту наша речь богата, стилистически выразительна, точна.

Судья:Я выслушала обе стороны. И, взвесив все за и против, решила вынести следующий приговор. Причастие – это особая форма глагола, так как все аргументы, приводимые обвинителями, подтверждают, что причастие неразрывно связано как с глаголом, так и с прилагательным. Но от этого оно не теряет своей значимости. Благодарю за работу.

Подведение итогов. Комментирование отметок.

Файлы: Конспект открытого урока русского языка в 8 классе по теме.doc
Размер файла: 42496 байт.

Рубрики: Русский язык Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология