Автор конспекта:
Автор(ы): — Бажайкина Мария Сергеевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №6, учитель истории и обществознания

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

  • Охарактеризовать основные реформы Хрущева
  • Доказать, реформы Хрущева – благо или зло
  • Вызвать интерес к данной теме
  • Используя материал предыдущих уроков, выявить умение учащихся анализировать и делать выводы
  • Учимся работать с проблемой, искать самостоятельно материал
  • Развивать мышление школьников, а также нравственные ориентиры, в числе которых – способность сопереживать другим людям, воспринимать опыт других эпох и поколении, уважать личности и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 23

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Аджубей А. И. Те 10 лет. Воспоминания о Хрущеве — М., «мысль», 1989г.
  • Бовин А. Иного не дано — М., «Наука», 1988г.
  • Бурлацкий Ф. М. Вожди и советники — М., «Экспресс», 1990г.
  • Волобуев О., Кулешов С. История и перестройка. Публицистические заметки — М., «политиздат», 1989г.
  • Волкогонов Д. А. Семь вождей — М., Т1, 1995г.
  • История Коммунистической партии Советского Союза — М., «Мысль»,1976г.
  • История Отечества. Учебник для 11-го класса сред. Школе — В. П. Островский, В. И. Старцев, Б. А. Старков, Г. М. Смирнов — Москва, Изд. Просвещение, 1992г.
  • Никита Сергеевич Хрущев: материалы к биографии. Сост. Ю. В. Аксютин — М., « МГУ»,1989г.
  • Реабилитация. Политические процессы 30-50гг. — М., «СТК», 1991г.
  • Свет и тени "великого десятилетия" Н. С. Хрущев и его время — М, «Наука», 1989г.
  • «Вопросы истории КПСС».1988г. N9. // Русинов И. В. Аграрная политика КПСС в 50-е — 60 гг.
  • Вопросы истории. 1995. №5-6. // Искендеров А. А. Мемуары Н. С. Хрущева как исторический источник
  • Известия ЦК КПСС. 1989г. №3.// Хрущев Н. С. О культе личности и его последствиях
  • Новое время 1989. №16.// Волкогонов Д. А. Секретный доклад о Сталине
  • Новый мир 1988. №10.// Бурлацкий Ф. М. Хрущев. Штрихи к политическому портрету
  • Труд. 1988.13 ноября.// Аксютин Ю. В. Н. С. Хрущев: “Мы должны сказать правду о культе личности”
  • Используемое оборудование: —

    Интерактивная доска, школьная доска, урна для голосования, бюллетени для голосования.

    Используемые ЦОР: —

    Презентации, подготовленные детьми-участниками процесса

    Краткое описание: — Урок — «Реформы Хрущева: благо или зло для СССР», позволяющий учащимся самостоятельно сформировать свою точку зрения по вопросу хрущевских реформ и выразить ее путем голосования и обоснования своего мнения.

    Урок-суд

    «Реформы Хрущева: благо или зло для СССР»

    Цели:

    • Охарактеризовать основные реформы Хрущева
    • Доказать, реформы Хрущева – благо или зло
    • Вызвать интерес к данной теме
    • Используя материал предыдущих уроков, выявить умение учащихся анализировать и делать выводы
    • Учимся работать с проблемой, искать самостоятельно материал
    • Развивать мышление школьников, а также нравственные ориентиры, в числе которых – способность сопереживать другим людям, воспринимать опыт других эпох и поколении, уважать личности и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов.

    Заранее ученикам раздать роли (количество ролей, может варьироваться в зависимости от количества учеников), объяснить, что за материал они должны найти и по нему составить презентацию, для помощи в подготовке дать им список литературы.

    На этом уроке, учитель выступает в роли судьи-координатора, который так же заранее должен приготовить бланки и черные-белые шарики для присяженных заседателей. Обязательно говорит вводное и заключительные слова.

    Урок разделен на три этапа

    I этап – вводный; где акцентируется внимание ребят на актуальность и значимость темы.

    II этап – основной; непосредственная игра-суд.

    III этап – оценочный; ребята выполняя роль присяжных-заседателей, высказывают свое мнение по вынесению приговора, ведут дискуссию.

    Роли (и то о чем они будут рассказывать):

  • Адвокат – защита Хрущева
  • Прокурор – обвинение Хрущева
  • Хрущев – о себе и своих реформах (о реформах поверхностно)
  • Брежнев, Шелепин – почему сняли Хрущева
  • Министр иностранных дел – внешняя политика при Хрущеве
  • Целинник – «целинная эпопея»
  • Министр финансов – денежная реформа
  • Архитектор – жилищная реформа
  • Деятели культуры – развитие культуры при Хрущеве
  • Колхозник – реформы в сфере сельского хозяйства
  • Очевидец той эпохи – мнение общества
  • 12 присяженных — заседателей – 1 председатель, и 11 присяженных, которые должны вынести решение – реформы благо или зло.
  • План работы суда:

    0. Секретарь суда.

    1. Речь судьи.

    2. Выступление обвинителя (прокурора).

    3. Выступление защитника (адвоката).

    4. Опрос свидетелей.

    5. Вынесение приговора.

    Вступительное слово учителя:

    Сегодня урок пройдет в форме суда. Тема на доске. Она очень важна для нас сегодня, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас. И вам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы навсегда очистить от них общество, чтобы нашу Родину сделать свободной, демократической, открытой.

    Выступление участников процесса

    Заключительное слово учителя:

    Эти явления исторического прошлого затронули многих ваших родственников и знакомых. Сейчас идет реформирование нашего общества. Шаг, за шагом, медленно и тяжело мы движемся к демократическому обществу. В недалеком будущем вы будете принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны, так постарайтесь сделать все необходимое, чтобы не повторились ошибки нашего исторического прошлого.

    Выставление оценок

    Рубрики: История Метки:,
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология