Автор конспекта:
Автор(ы): — Костельцева Татьяна Ивановна

Место работы, должность: — МАОУ «Лицей №131″, учитель русского языка и литературы

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Показать, как через стихотворения, выбранные к уроку, высту¬пают определенные вехи жизненного и творческого пути их автора. Проследить процесс становления основных тем, мотивов творчества поэта. Выявить и проявить таланты самих детей. Продолжить разви¬тие творческих способностей учащихся с использованием элементов филологического анализа.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: —

Стенд, посвященный Ф.И. Тютчеву (его жизненному и творче­скому пути). На доске портреты Ф.И. Тютчева и Е.А. Денисьевой. Эпиграф к уроку: "О как убийственно мы любим…" Выставка книг Ф.И. Тютчева. Видеофрагменты и грамзапись. Учебный фильм: "Ф.И. Тютчев" (1. Фрагмент "Последний этап… и стихи "О не тревожь меня укорой справедливой"; 2. Е.А. Денисьева близкий друг Тютчева и стихи "Чему молилась ты с любовью") Грампластинка с романсом "Я встретил вас…"

Краткое описание: — Показать, как через стихотворения, выбранные к уроку, высту¬пают определенные вехи жизненного и творческого пути их автора. Проследить процесс становления основных тем, мотивов творчества поэта. Выявить и проявить таланты самих детей. Продолжить разви¬тие творческих способностей учащихся с использованием элементов филологического анализа.

На доске написана тема урока и эпиграф к уроку.

Ход урока:

Слово учителя. От любви к женщине, говорят, родилось все самое прекрасное на Земле. И в этом убеждаешься еще раз, когда читаешь любовную лирику Ф.И. Тютчева "Страна любви — великая страна!" Она лишает покоя, отдыха и сна, заставляет ревновать, требует разлук и расстояний. Конечно, не всегда можно лирический дневник поэта перевести на язык фактов его биографии. Но отношения двух людей, став предметом поэзии, делаются общим достоянием и надолго пере­живают свое время. Тютчев сам видел в них не просто стихотворное обращение к определенной женщине, а придавая им гораздо более широкий литературно-общественный смысл. Интересно, что многие из них были положены на музыку и превратились в популярные ро­мансы и песни. Это наглядный пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим, т.е. интересным и нужным для всех.

В Мюнхене Тютчев пережил первое сильное любовное увлечение прекрасной Амалией, внебрачной дочерью прусского короля. Свида­ние с ней через 45 лет останется знаменитым в поэзии.

Звучит романс "Я встретил вас… "

Итак, мы видим, любовная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова и многие другие. Женщины, благодаря ко­торым мы узнаем удивительные творения поэтов. На своем жизненном пути Ф.И. Тютчев встретил несколько женщин, которых любил. Для него главными были жизнь сердца, жизнь чувства. Он испытывал по­стоянную жажду любви. Наиболее значительное любовное увлечение его жизни, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом, Е.А. Денисьева.

Когда они встретились, ему было 47 лет, ей — 24 года. Связь длилась 14 лет, вплоть до смерти Денисьевой. Они имели троих детей,,, собственно, это была вторая семья Тютчева.

Отношения с Денисьевой стали темой многих лирических стихо­творений, они-то и позволяют нам теперь проследить, хотя бы в об­щих чертах, историю этой любви, занявшей столь важное место в

жизни поэта.

Видеофрагмент: "Последний этап…"

Печать раздвоенности лежит и на любовной лирике Тютчева. Начнем со стихотворения "Последняя любовь" (звучит стихотво­рение в исполнении уч-ся).

Беседа с учащимися.

Для того, чтобы понять мотивы, образы, ощущения поэта, можно разобрать П-ое четверостишие.

Обратите внимание на слово "бродит".

Что оно выражает в этом стихотворении?

Где оно бродит, это сияние?

Он ощущает последнюю любовь, как вечерний день. Это ощуще­ние поэт выразил в ритмическом рисунке стихотворения,

Какова система построения стиха?

Но уже вторая строчка не выдерживает этого ритма.

А со второго четверостишия ритмические перебои становятся особенно ощутимы. Они как перебои старческого сердца.

В конце стихотворения предпринята попытка вернуться к "молодому" ямбу. Она удалась. Одна из строчек "Пускай скудеет в жилах кровь" — даже написана правильным четырехстопным ям­бом с ударением на каждой стопе.

Но что говорит она?

И снова драматизм; двойственность — блаженство и безнадеж­ность.

Слово учителя. Любовь эта была трудной и горькой для обоих. Но особенно тяжело было Е.А. Денисьевой. Она, незаконная жена, не была принята обществом. Вокруг нее сплетни, пересуды, осуждение. Жизнь в такой обстановке, постоянные переживания подорвали здо­ровье, она умерла молодой.

Стихи, посвященные Денисьевой, принято называть "денисьевским циклом". Это летопись любви, лирические откровения, в которых передано состояние человеческой души. "Денисьевский цикл" — своего рода роман, посвященный переживаниям женщины. Послушаем эти стихи и попытаемся понять, как складывались отношения двух любивших людей.

Видеофрагмент: "Е.А. Денисьева близкий друг Тютчева…" Чтение уч-ся стихотворения "О как убийственно мы любим… "

Беседа с учащимися.

Какова композиция стихотворения "О как убийственно мы лю­бим…"

Как развиваются события?

Что объединяет это стихотворение со стихотворением "Чему мо­лилась ты с любовью?"

Учащиеся читают стихотворение "Не говори: меня он, как и преж­де любит".

На что вы обратили внимание в стихотворении?

Читаем стихотворение "Предопределение".

Что такое любовь?

Кто же победитель и кто побежденный в этой борьбе?

А каков характер героини?

Постараемся ответить на этот вопрос, прослушав стихотворение "Не

раз ты слышала признанье".

(прибавьте еще стихотворение, которое прозвучало в начале урока

не тревожь меня").

Женщина гибнет в борьбе с роком, орудием которого являются люди, и прежде всего любимый его человек, но гибнет победительни­цей, "судьбы не одолевшей, но и себя не давшей победить".

Никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой тра­гической силой передать чувство, вызванное утратой любимой.

Чтение стихотворения "Весь день она лежала в забытьи".

Чтение стихотворения "Есть и в моем страдальческом застое".

Отклики на стихи Тютчева в стихах. Чтение стихов, написанных самими учащимися

1. Морошек

2. Мустафаев

3. Сметанникова

4. Каримов

- Итак, что мы можем сказать о любовной лирике Тютчева? (вывод). Перед нами целый цикл, почти сюжетный лирический роман с , одной героиней. Характер героини дан в развитии, в разных проявле­ниях. У Тютчева герой и героиня "Палач" и "Жертва". Итак, печать раздвоенности лежит и на любовной лирике Тютчева. С одной сторо­ны, и любовь и ее "очарованье" — это "жизни ключ", это "чудесный плен", "союз души с душой родной"; с другой стороны, любовь пред­ставляется ему буйной слепотой", "борьбой неравной двух сердец", "поединком роковым", в котором

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Домашнее задание.

1. Наизусть одно стихотворение Тютчева о любви, сделать его фило­логический анализ (см. план анализа стихотворения в тетрадях).

Файлы: Урок КИНДЫ.ppt
Размер файла: 4622336 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология