Автор конспекта:
Автор(ы): — Бурдыгина Н.А.

Место работы, должность: — МОУ лицей №62

Регион: — Республика Башкортостан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Физика

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Урок в 11 классе «Колебания».

Урок 11классе с использованием НИТ (31.10.2008)

Тема: «Колебания».

Цель: обобщить и систематизировать, проверить знания учащихся и выяснить степень усвоения материала по данной теме.

Задачи: показать универсальность основных закономерностей колебательных процессов для колебаний любой физической природы, убедиться в единстве законов физики, увидеть единую картину мира, в которой колебания занимают очень большое место.

Тип урока: обобщающий

Оборудование: математический маятник, метроном, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, дидактические пособия для самостоятельной работы.

(видео 1 и музыка «Природа»), учитель читает стихотворение

Рожденный пустыней колеблется звук,

Колеблется синий на нитке паук,

Колеблется воздух - прозрачен и чист,

В сияющих звездах колеблется лист

(Н. Заболотский)

Доброе утро! Как вы догадались, мы продолжаем тему «колебания». Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем полученные ранее знания, дадим сравнительную характеристику механических колебаний, которые мы легко наблюдаем и ЭМК, наблюдать которые можно только с помощью осциллографа (видео 2). Еще раз убедимся в единстве законов физики, увидим единую картину мира, в которой колебания занимают очень большое место.

Итак: КОЛЕБАНИЯ –это…(Уч-к: повторяющиеся во времени изменения колебательной системы)

Например… Уч- к: механические (показ маятника и метронома)повторяющиеся отклонения в ту и другую сторону; ЭМК (осциллограф приложение2)периодические изменения во времени заряда, силы тока и напряжения.

Колебания почти всегда связаны с периодическими изменениями энергии одного вида в другой: механич. Уч-к:WkWp→…

ЭМК : Уч-к:Wэ→Wм→… (графики изменения энергии на ПК из Л.Р.приложение 4)

Колебания различной физической природы имеют много общих закономерностей: на примере «.».». математического и пружинного маятников, а так же RCL- контура проследим это: (У-к на доске заполняет таблицу, а класс отслеживает это по своим таблицам лист №1 см. прилож.)

Вопрос

- ответ

математический и пруж.маятники

RCL- контур

Какие бывают колебания:

свободные и вынужденные

словия выполнения свободных колебаний

- выведение системы из положения равновесия

- наличие внутренних сил, возвр….

отклонение маятника

зарядка конденсатора

величины, характеризующие колебания: период T

частота колебаний

циклическая частота w

T=2πlg ; T=2πmk

√==12πlg

; v=12πm.lk

;

w=gl

w=km

 T=2πLC

;

v=12πLC;

w=1LC;

Колебания листочка не всегда подчиняются гармоническим законам, но колебания маятника или RCL- контура – гармонические

(выходит другой уч-к к доске)

Уравнения колебаний X(t)?q(t)?

X(t) )= x mCosw0t

q(t) =q mCosw0t

X/(t)? q/(t)?

v(t ) )= vmCos(w0t+π2

)

i(t) = I mCos(w0t+π2

)

X//(t)? q//(t)?

a(t)= a mCos(w0t+ π

)

u(t)=.U mCos(w0t+ π)

Вы уже заметили, что между гармоническими колебаниями различной природы существует глубокая математическая закономерность. (табл №1 см.прилож.таблицы)

Какие конкретные аналогии мы видим?

X q

V= X/ i= q/(t)

a= X// esi/L= I /= q //(t)

m L

k 1/C

Fупр=kx U=1C

q

p=mv Ф=Li

Сравните теперь графики гармонических колебаний – еще одно подтверждение общего математического механизма (лист1см. прилож.табл.)

Но это графики незатухающих колебаний, а в природе чаще можно встретить…..(диск 2.2.3 прилож.№3)

Причина этого?… У-к: трение µ активное сопротивление Ra

Выход из этого?.. У-к: АКС – это системы в которых поддерживаются вынужденные колебания,

примеры: голосовые связки, органные трубы в мех. к. и ГВЧК (источник переменного тока) в ЭМК.

В АКС будут совершаться вынужденные колебания только при условии совпадения w 0=wв.с., а это?… У-К: РЕЗОНАНС (диск 2.3.4 прилож.№3)

А теперь проверим как вы выучили теорию (лист№2 прил.). Возьмите тест т ответьте на вопросы. Через 5 минут проверим (обмен с соседом, ответы на тест на доске).

Решая задачи на колебания вы, наверное, уже заметили общие черты в методах подхода – алгоритм? Сформулируем его окончательно. (на экране алгоритм решения задач) (лист№3 прилож.)

Проговариваем основное.А теперь проверим как вы умеете применять это на практике. (лист №4 прилож.). Решаем на том же листочке 10-15 мин.

Я благодарю всех за работу, окончательные итоги подведем на следующем уроке по результатам контрольного задания. Сдайте листки с ответами и записывайте домашнее задание (Д/З: сб.задач УГНТУ стр. 233 №19,21,22,16 и стр.237 № 3,9)

Приложения к уроку.

1. Видеофрагмент «Времена года», Ридерз Дайджес;(видео 1)

2. Видеофрагмент работы осциллографа; лабораторные работы по физике 10 класс;

3. Открытая физика. Версия 2,5, часть 1 и 2, под редакцией МФТИ Козел С.М., Физикон;

4. Л.Я. Боревский, Курс физики XXI века для школьников и абитуриентов, часть 2, Термодинамика и электродинамика. Медиахауз;

5. 1С: Школа «Физика», библиотека пособий 7-11 класс, Дрофа FORMOZA;

6. Лабораторное оборудование: математический маятник, метроном;

7. Приложения в таблицах (см. далее)

ПРИЛОЖЕНИЯ таблицы и листы

Таблица 1.

лист №1

Лист №2

Лист №3

Алгоритм

решения задач по теме «Колебания».

При решении задач на тему «механические колебания»

рекомендуется:

  • Записать заданное в задаче уравнение и уравнение гармонических колебаний в общем виде, сопоставить эти уравнения и определить основные характеристики (смещение, амплитуду, период, частоту, фазу) в соответствии с условием задачи.
  • Скорость и ускорение материальной точки при гармонических колебаниях, а так же максимальное значение этих величин, определяют из уравнения гармонических колебаний, параметры которого соответствуют данным задачи.
  • Период колебаний определяется по формуле

    , в разных ситуациях по формулам периода колебаний математического и пружинного маятника.

  • Пользоваться законом сохранения и превращения энергии в задачах о математических пружинах и маятниках.
  • При решении задач на тему «электромагнитные колебания»

    рекомендуется:

  • При рассмотрении процессов, происходящих в колебательном контуре, использовать закон сохранения и превращения энергии, а так же общий подход, применяемый при решении задач на гармонические колебания.
  • Учесть, что переменный ток – вынужденные электромагнитные колебания, для которых применимы те же характеристики, что и для механических колебаний.
  • Помнить, что электромагнитные волны распространяются в вакууме со скоростью света.
  • Лист №4 Задания для самостоятельного решения.

    Вариант 1.

    Сила тока в колебательном контур, содержащем катушку индуктивности 10мГц, меняется по закону:

    . Найдите: амплитудное значение силы тока; период, частоту и циклическую частоту колебаний; амплитудное значение заряда и напряжения на конденсаторе; напишите уравнение зависимости заряда и напряжения на обкладках конденсатора от времени:

    q = q (t), u = u (t).

    Как изменится циклическая частота, если в колебательном контуре заменят конденсатор на другой меньшей в 36 раз емкостью?

    Вариант 2.

    Заряд на обкладках конденсатора колебательного контура, содержащего катушку индуктивности 0,01Гц меняется по закону q=2*10-6cos(104 Пt) Кл. Найдите амплитуду колебаний заряда qm; период и частоту колебаний. Запишите уравнение зависимости напряжения на конденсаторе от времени и силы тока в контуре от времени u= u(t), i= i(t).

    Как изменится период колебаний в идеальном колебательном контуре, если емкость конденсатора уменьшится в 9 раз?

    Вариант 3.

    Сила тока в колебательном контур, содержащем катушку индуктивности 5мГц, меняется по закону: i=0,25sin50Пt. амплитудное значение силы тока; период, частоту и циклическую частоту колебаний; амплитудное значение заряда и напряжения на конденсаторе; напишите уравнение зависимости заряда и напряжения на обкладках конденсатора от времени: q = q (t), u = u (t).

    Как изменится циклическая частота, если в колебательном контуре заменят конденсатор на другой меньшей в 16 раз емкостью?

    Вариант 4.

    Напряжение на обкладках конденсатора колебательного контура, содержащего катушку индуктивности 0,01Гц меняется по закону u=20cos105Пt . Найдите амплитуду колебаний напряжения; период и частоту колебаний. Запишите уравнение зависимости заряда на конденсаторе от времени и силы тока в контуре от времени q= q(t), i= i(t).

    Как изменится период колебаний в идеальном колебательном контуре, если индуктивность катушки увеличится в 9 раз?

    Файлы: Урок.rar
    Размер файла: 364984 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология