Автор конспекта:
Автор(ы): — Кудряшова М.И.

Место работы, должность: —

МБОУ "Вырицкая СОШ №1" учитель физики

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

Развитие учащихся средствами предмета

Задачи урока:

  • Информационно-обучающие: открыть вместе с учащимися тайну белого света – его сложный состав, познакомить с историей открытия явления дисперсия, объяснить явление на основе ранее изученного материала, продолжить формирование экспериментальных и конструкторских умений.
  • Информационно-развивающие: развитие рационально-логического, эмоционально – образного, ассоциативного мышления.
  • Коммуникативно-воспитывающие: поддержка интереса ребёнка к жизни, к открытию красоты окружающего мира. Формирование умений ведения диалога, поддержка позитивной мотивации учения. Вовлечение родителей в образовательный процесс детей.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: — Степанова Г. Н. «Физика-5», СПб, Русское слово, 2011.

Используемая методическая литература: —

Степанова Г.Н., Методическое пособие «Преподавание физики в 5-6 классах», СПб, СТП Школа, 2001.

Используемое оборудование: —

Комплект для учителя: схематический рисунок опыта Ньютона, портрет Ньютона, светодиодный фонарик, лазерная указка, демонстрационная призма, большой лазерный диск, разноцветный и монохроматичный веера, круг Ньютона, минимиксер.

Комплект для ученика: призма дисперсионная, компакт-диск, набор для выдувания мыльных пузырей, птичье перо, хрустальные подвески для люстры или бижутерия.

Используемые учителем и учениками приборы подобраны из соображений максимальной простоты и успешности выполнения домашнего задания: ученик должен провести аналогичный урок дома для родителей, после чего родители выставляют ему оценку в ученический дневник (здесь уместны их комментарии), а учитель переносит ее в классный журнал.

Используемые ЦОР: —

Компьютер

Мультимедийный проектор

Краткое описание: —

Урок Тайна белого света является одним из уроков пропедевтического курса физики автора д.п.н. Г.Н. Степановой Физика с пятого класса. Здесь можно увидеть методическое творчество учителя при изучении материала по указанной программе.

Ход урока:

Приветствие: Любите ли вы, ребята, разгадывать тайны?Да!

А зачем их разгадывать? Чтобы не бояться, учитывать, использовать.

А где больше всего сокровищ и тайн? В природе!

Актуализация темы:
Все видели, как переливаются всеми цветами радуги маленькие капли росы, снежинки, хрустальные подвески.
Почему? Ведь они бесцветны, прозрачны и освещаются обыкновенным белым светом?
Откуда берутся разноцветные лучи? Предлагаю вам сегодня открыть тайну белого света!

Изучение нового материала:
А. В открытии тайны нам поможет И.Ньютон и его опыты по разложению с помощью призмы белого света в спектр…Рассматривают стилизованный рисунок-схему опыта Ньютона с призмой, слушают рассказ учителя.
Давайте и мы увидим картину, открывшуюся Ньютону… С помощью призмы рассматривают спектр от луча фонарика (возможно и при рассеянном свете в классе)

Предлагаю ответить на такие вопросы:
1) Увидели ли вы разноцветную полоску? Да!

2) Сколько цветов вы выделите в разноцветной полоске? Предполагают:3, 4, 5, 6, 7, ….
Ньютон выделил 7 цветов. Почему число 7? 7—”магическое число”: 7 дней в неделе, 7 нот в музыке, СЕМЬя, … Называют сказки, пословицы, поговорки с числом 7.

3) Как расположены цвета в спектре? Восстанавливают по памяти порядок цветов в спектре, “закрашивая” на листке предложенные контуры веера или фургона автомобиля полосками цветной бумаги.

4) Приведите примеры известных фраз для запоминания порядка цветов в спектре. Все отвечают: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Послушайте придуманные другими детьми примеры: "Филин сказал галке:“Закопай жучка около канавки”;
«Какой очень жуткий звон: громко свистнул фараон»
«Каждая очаровательная женщина знает гармонию своей фигуры»

Предлагаю и вам внести свою лепту в копилку таких фраз.

Б. Гипотеза Ньютона заключается в сложном составе белого света, он вводит термин дисперсия (объяснение)
Выполним построения хода луча в призме на основе знаний об оптической плотности сред и закона преломления. Выполняют построения в тетради и на доске.
А теперь внесём поправки в построения с учётом сложного состава белого света и выводов из опытов. Показывают ход лучей разных цветов.
Найдём ответы на такие вопросы:
1. Какие лучи сильнее отклоняются призмой? Фиолетовые
2. Какие лучи сильнее преломляются призмой? Фиолетовые
3. Как зависит ход луча при переходе из одной среды в другую от скоростей распространения света в этих средах? Чем меньше скорость, тем сильнее преломляется луч.
4. Какова скорость распространения лучей разного цвета в стекле? Скорость красных лучей в стекле больше, чем скорость фиолетовых.

В. Давайте познакомимся с другими способами разложения белого света с помощью:
1) компакт-диска;
2) мыльных пузырей;
3) птичьего пёрышка.

Наблюдают и ищут причину разложения в спектр:

1) отражательная решётка;
2) тонкая плёнка;
3) решётка из “ресничек” пёрышка.

Г. А можно ли разложить каждый из семи цветов спектра в новые спектры? Выскажите свои предположения. Высказывают предположения.
Убедиться в их справедливости нам поможет опыт. Рассматривают спектр от луча лазерной указки через пёрышко.

Сформулируйте вывод. Цветные лучи в спектр не разлагаются

Д. Предположите, каким будет результат сложения всех цветов спектра? Предположение: белый свет.
Сложить их нам поможет наш глаз. Давайте вспомним особенности нашего зрения (демонстрируются сделанные ранее учащимися вращающиеся игрушки, например, попугай и клетка ) Инерция зрения: зрительное впечатление исчезает не сразу – оно продолжается еще около 0,1 с.
Сложить все цвета спектра с помощью вращающегося диска с нанесённым на него спектром предложил сам Ньютон. Ищут ответ, наблюдая вращение круга Ньютона.
Сделайте вывод. При сложении цветов спектра образуется белый цвет.
Сложение всех цветов спектра в белый окончательно убедило Ньютона в сложном составе белого света. Убедились в этом сегодня и мы.

Подведение итогов урока:
Пройдём коротко по всем этапам урока… Участвуют в диалоге.

Домашнее задание:
Проведите этот урок для родителей, вооружившись такими же приборами, или замените их подходящими другими. Вам в этом поможет наша сегодняшняя встреча и параграф № 59 вашего учебника. Записывают домашнее задание.

Файлы: Презентация к уроку — Тайна Белого Света.ppt
Размер файла: 3199488 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология