Автор конспекта:
Автор(ы): — Глущенко Наталья Сергеевна

Место работы, должность: —

МБОУ "Новоозёрновская основная общеобразовательная школа"

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Обучающая:

  • познакомить учащихся с деятельностью чешских патриотов Яна Гуса и Яна Жижки;
  • раскрыть идеологические основы религиозных и общественных взглядов Яна Гуса;
  • показать причины победы таборитов в ходе гуситских войн;
  • раскрыть причины, цели, итоги и значение гуситского движения;

Развивающая:

  • совершенствовать навыки работы учащихся с текстом учебника, исторических документов, алгоритмами, картой;
  • развивать умения анализировать текст, выделять главное;

Воспитательная:

  • на примере чешских героев воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;
  • показать величие гражданского мужества Я. Гуса, готового пойти на смерть ради правды, своих взглядов.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 5

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • учебник — Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков, г.Москва «Просвещение», 2006г;

Используемая методическая литература: —

  • Зачетный лист с заданиями;
  • Иллюстрации к теме;
  • Карточка с дидактическим инструментарием СДО.

Используемое оборудование: —

  • Зачетный лист с заданиями;
  • Иллюстрации к теме;
  • Карточка с дидактическим инструментарием СДО.

Краткое описание: —

Умение учиться заявлено в ФГОС как ключевая компетенция, она выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования целостной картины мира. Педагог, испытывает потребность в освоении средств, позволяющих успешно формировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия.

Способ диалектического обучения, обеспечивает системное изменение в преподавании различных учебных дисциплин посредством структурирования предметного содержания и оптимального выбора форм организации учебного процесса. Способствует переходу от сообщённых знаний к выводным и представляет собой принципиально новый подход к учебному процессу.

Достоинством способа является глубоко научное, философское обоснование, как содержания образования, так и средств достижения цели преобразование сознания, общества, природы через диалектику идей, отношений, орудий труда.


Тема урока: Гуситское движение в Чехии.

Имя урока: “Верный христианин защищает правду до смерти”.

Цели урока:

  • . Образовательно-развивающие:
  • 1.1. Выведение новых понятий: «Общественное движение», «Гуситское движение», «Гуситы», «Умеренные», «Табориты».
  • 1.2. Применение опорных понятий: «крестовые походы».
  • 1.3. Формирование УУД: подведение под понятие, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждения, синтез-составление целого из частей, поиск и выделение необходимой информации.
  • Коммуникативные умения: умение задавать вопросы, высказывать свое мнение, работать в парах.
  • 1.4. Развитие специальных умений: выделять основные признаки общественного движения, работать с исторической картой Чехии, определять основные элементы Гуситского движения (причины, основные события, итог, значение, состав участников, временные рамки), определять существенные признаки умеренных и таборитов.
    • II. Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: причина – следствие, пространство – время, возможность — действительность.
  • Оборудование:

    • учебник — Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков, г.Москва «Просвещение», 2006г;
    • Зачетный лист с заданиями;
    • Иллюстрации к теме;
    • Карточка с дидактическим инструментарием СДО.

    Заявка на оценку:

    «5» — 20 баллов и более

    «4» — 17 – 19 баллов

    «3» — 13 – 16 баллов

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Баллы, время

    Деятельность учащихся

    УУД

    I.

    Оргмомент

    5 мин

    1.1.

    Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1 – 6, письменных принадлежностей)

    1мин.

    1.2.

    Знакомство уч-ся с заявкой на оценку

    1 мин.

    II.

    Анализ темы урока

    3 мин.

    2.1.

    Беседа по теме урока:

    — Прочитайте тему урока. Что понимается под Гуситским движением?

    - Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке и чему научиться?

    — Назовите свойства понятия «общественное движение».

    - Что такое общественное движение?

    Затрудняются ответить на вопрос.

    Узнать причины, события, участников, временной промежуток, итоги и значение гуситского движения.

    Общественное движение – это коллективные действия или объединения, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах.

    Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

    III.

    Работа по теме урока

    30 мин.

    3.1.

    Выявление причин Гуситского движения.

    5 мин

    Сегодня мы с вами познакомимся с историей еще одного европейского государства – Чехия.

    Откройте стр. 200 карту.

    К концу Средневековья центром Германской империи – стала Чехия, ее столица Прага. Недаром, наверное, чехи сами называли свою страну “Богемия”, т.е. избранная богом, а себя – “богемцами”.

    Карл I (1346 – 1378) из династии Люксембургов избран императором Священной Римской империи под именем Карл IV. Карл IV остался в памяти народа как самый великий чешский государь – “Отец Отечества”. Чехия превратилась в центр архитектуры и изобразительного искусства. Чехия переживала хозяйственный подъем, развивалось ремесло и торговля. Но в Чехию переселялось большое количество немцев, они же управляли страной. Господствовала католическая церковь, которая была богатой и владела огромной территорией.

    Задание №1: — Из списка причин, выделите и укажите существенные причины недовольства жителей Чехии:

    1.Богатство католической церкви;

    2.Отмена зависимости от феодала;

    3.Снижение налогового гнета;

    4.Плата десятины церкви;

    5.Стремление чехов участвовать в городском управлении.

    Самопроверка и самооценка.

    3 балла

    1.Богатство католической церкви;

    2.Плата десятины церкви;

    3.Стремление чехов участвовать в городском управлении.

    Смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

    Эпиграф: “Верный христианин ищет правду, слушает правду, изучает правду, говорит правду, защищает правду до смерти” (Ян Гус.)

    - Жизнь и смерть Яна Гуса. В начале 15 в. небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные речи профессора Пражского университета Яна Гуса.

    Он призывал отнять у церкви ее богатства и провести реформу церкви. В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. После суда он был казнен.

    3.2.

    Определение состава участников гуситского движения

    5 мин

    - Казнь Гуса вызвала возмущение народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.

    Делились на «умеренных» и «таборитов».

    Задание №2: — Установите сходства и различие между умеренными и таборитами, результаты запишите в таблицу и выразите с помощью карточки №3 сравнение на общий и особенный признак:

    1.Принадлежали к последователям Яна Гуса

    2.Состав участников

    3.Требования реформы церкви

    4.Требования реформы общества

    5.Средства борьбы

    Самопроверка и самооценка.

    5 баллов

    4 балла

    Сходства: Принадлежали к последователям Яна Гуса, Требования реформы церкви.

    Различия: Состав участников, Требования реформы общества, Средства борьбы.

    - Как умеренные, так и табориты требовали реформы церкви.

    - В отличии от умеренных, табориты еще требовали реформы общества.

    Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждения

    3.3.

    Определение основных событий Гуситского движения.

    10 мин

    Стр. 201

    Против Гуситов были организованы Крестовые походы.

    - Что понимается под крестовыми походами?

    С крестоносцами боролось народное войско. Которое отличалось высоким боевым духом, высокой организованностью, стойкостью и дисциплиной. Что позволяло неоднократно побеждать в бою. Одним из руководителей народного войска был Ян Жижка.

    На возу бесстрашно стоя.

    Голосом, подобным грому.

    Направляет ярость боя.

    С ним один дружинник слева

    И один дружинник справа.

    Вместо глаз они герою.

    Служат верно и лукаво.

    1 балла

    - Под крестовыми походами понимается – походы организованные католической церковью против иноверцев и еретиков.

    Умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

    Установите соответствие между элементами таблицы:

    Задание 3. Установите соответствие между элементами таблицы и соедините их стрелочками:

    1419 год

    Витковая гора

    В ходе восстания изгнаны правители города

    1434 год

    г. Констанц

    Разгромлены табориты

    1415 год

    г. Липаны

    Начало крестовых походов против гуситов

    1420 год

    г. Прага

    Казнь Яна Гуса

    4 балла

    1419 год

    г. Прага

    В ходе восстания изгнаны правители города

    1434 год

    г. Липаны

    Разгромлены табориты

    1415 год

    г. Констанц

    Казнь Яна Гуса

    1420 год

    Витковая гора

    Начало крестовых походов против гуситов

    Самопроверка и самооценка.

    Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждения

    3.4.

    Итог и значение гуситского движения

    10 мин

    - Чехия устала от многолетних воин, первыми сдались умеренные. Папа Римский признал новые церковные порядки и умеренные начали борьбу с таборитами. В 1434 г. – битва у г. Липаны, к Востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их.

    - Не смотря на то, что гуситы одержали поражение, их движение не прошло бесследно. Гуситское движение имело огромное значение.

    - Для того чтобы выяснить значение гуситского движения, предлагаю вам выполнить задание №4. Составьте пары «причина – следствие» из перечисленных ниже требований Гуситов и итогов событий в Чехии 1419 – 1434 гг:

    причина

    следствие

    Умеренные – (зажиточные бюргеры, часть дворянства) требовали:

    - упразднить привилегии и землевладения католической церкви;

    - упростить обряды и ввести богослужение на чешском языке.

    Табориты – (крестьяне, горожане и бедные рыцари) требовали:

    - реформы общества;

    - уничтожить частную собственность, все повинности и налоги;

    - правление страной должно быть передано в руки народа.

    Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом;

    Чехия стала сословной монархией;

    Крестьяне перестали выплачивать десятину;

    Утвердилась гуситская церковь.

    1) индивидуальный труд

    2) простая кооперация: обсудить в группах результаты индивидуального труда: 1 группа умеренные гуситы, 2 группа табориты.

    3) сложная кооперация — подготовить выступление от группы.

    4 балла

    причина

    следствие

    Умеренные – (зажиточные бюргеры, часть дворянства) требовали:

    - упразднить привилегии и землевладения католической церкви;

    - упростить обряды и ввести богослужение на чешском языке.

    Табориты – (крестьяне, горожане и бедные рыцари) требовали:

    - реформы общества;

    - уничтожить частную собственность, все повинности и налоги;

    - правление страной должно быть передано в руки народа.

    Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом;

    Чехия стала сословной монархией;

    Крестьяне перестали выплачивать десятину;

    Утвердилась гуситская церковь.

    Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

    IV.

    Обобщение темы урока

    8 мин.

    Вернёмся к теме нашего урока.

    — Сформулируйте и задайте вопрос – понятие к теме урока.

    - Что называется гуситским движением?

    Ответ: Гуситское движение – это общественное движение, происходило в Чехии с 1415 по 1434 год, с участием умеренных и таборитов, за реформу католической церкви.

    - Что считается гуситами?

    Ответ: Гуситы – это участники гуситской войны, делятся на умеренных и таборитов, выступали за реформу католической церкви.

    - Что понимается под умеренными?

    Умеренные гуситы – это гуситы, участники гуситской войны, состоящие из горожан и знати.

    - Что представляют собой табориты?

    Ответ: Табориты – это гуситы, участники гуситской войны, состоящие из крестьян и ремесленников.

    Подведение под понятие, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений

    V.

    Подведение итогов урока

    2 мин.

    - Подсчитайте свои балы и посмотрите на заявку, выставите те оценки, которые вы сегодня заработали.

    - Спасибо всем за урок.

    Домашнее задание: прочитайте параграф 25, сравните гуситское движение и гражданскую войну, выделите общие и особенные признаки используя карточку №3.

    Файлы: урок в системе СДО Гуситское движение.zip
    Размер файла: 679529 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология