Автор конспекта:
Автор(ы): — Глущенко Наталья Сергеевна
Место работы, должность: —
МБОУ "Новоозёрновская основная общеобразовательная школа"
Регион: — Красноярский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
Обучающая:
- познакомить учащихся с деятельностью чешских патриотов Яна Гуса и Яна Жижки;
- раскрыть идеологические основы религиозных и общественных взглядов Яна Гуса;
- показать причины победы таборитов в ходе гуситских войн;
- раскрыть причины, цели, итоги и значение гуситского движения;
Развивающая:
- совершенствовать навыки работы учащихся с текстом учебника, исторических документов, алгоритмами, картой;
- развивать умения анализировать текст, выделять главное;
Воспитательная:
- на примере чешских героев воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;
- показать величие гражданского мужества Я. Гуса, готового пойти на смерть ради правды, своих взглядов.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 5
Используемые учебники и учебные пособия: —
- учебник — Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков, г.Москва «Просвещение», 2006г;
Используемая методическая литература: —
- Зачетный лист с заданиями;
- Иллюстрации к теме;
- Карточка с дидактическим инструментарием СДО.
Используемое оборудование: —
- Зачетный лист с заданиями;
- Иллюстрации к теме;
- Карточка с дидактическим инструментарием СДО.
Краткое описание: —
Умение учиться заявлено в ФГОС как ключевая компетенция, она выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования целостной картины мира. Педагог, испытывает потребность в освоении средств, позволяющих успешно формировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия.
Способ диалектического обучения, обеспечивает системное изменение в преподавании различных учебных дисциплин посредством структурирования предметного содержания и оптимального выбора форм организации учебного процесса. Способствует переходу от сообщённых знаний к выводным и представляет собой принципиально новый подход к учебному процессу.
Достоинством способа является глубоко научное, философское обоснование, как содержания образования, так и средств достижения цели преобразование сознания, общества, природы через диалектику идей, отношений, орудий труда.
Тема урока: Гуситское движение в Чехии.
Имя урока: “Верный христианин защищает правду до смерти”.
Цели урока:
- II. Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: причина – следствие, пространство – время, возможность — действительность.
Оборудование:
- учебник — Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков, г.Москва «Просвещение», 2006г;
- Зачетный лист с заданиями;
- Иллюстрации к теме;
- Карточка с дидактическим инструментарием СДО.
Заявка на оценку:
«5» — 20 баллов и более
«4» — 17 – 19 баллов
«3» — 13 – 16 баллов
Этапы урока
Деятельность учителя
Баллы, время
Деятельность учащихся
УУД
I.
Оргмомент
5 мин
1.1.
Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1 – 6, письменных принадлежностей)
1мин.
1.2.
Знакомство уч-ся с заявкой на оценку
1 мин.
II.
Анализ темы урока
3 мин.
2.1.
Беседа по теме урока:
— Прочитайте тему урока. Что понимается под Гуситским движением?
- Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке и чему научиться?
— Назовите свойства понятия «общественное движение».
- Что такое общественное движение?
Затрудняются ответить на вопрос.
Узнать причины, события, участников, временной промежуток, итоги и значение гуситского движения.
Общественное движение – это коллективные действия или объединения, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах.
Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III.
Работа по теме урока
30 мин.
3.1.
Выявление причин Гуситского движения.
5 мин
Сегодня мы с вами познакомимся с историей еще одного европейского государства – Чехия.
Откройте стр. 200 карту.
К концу Средневековья центром Германской империи – стала Чехия, ее столица Прага. Недаром, наверное, чехи сами называли свою страну “Богемия”, т.е. избранная богом, а себя – “богемцами”.
Карл I (1346 – 1378) из династии Люксембургов избран императором Священной Римской империи под именем Карл IV. Карл IV остался в памяти народа как самый великий чешский государь – “Отец Отечества”. Чехия превратилась в центр архитектуры и изобразительного искусства. Чехия переживала хозяйственный подъем, развивалось ремесло и торговля. Но в Чехию переселялось большое количество немцев, они же управляли страной. Господствовала католическая церковь, которая была богатой и владела огромной территорией.
Задание №1: — Из списка причин, выделите и укажите существенные причины недовольства жителей Чехии:
1.Богатство католической церкви;
2.Отмена зависимости от феодала;
3.Снижение налогового гнета;
4.Плата десятины церкви;
5.Стремление чехов участвовать в городском управлении.
Самопроверка и самооценка.
3 балла
1.Богатство католической церкви;
2.Плата десятины церкви;
3.Стремление чехов участвовать в городском управлении.
Смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Эпиграф: “Верный христианин ищет правду, слушает правду, изучает правду, говорит правду, защищает правду до смерти” (Ян Гус.)
- Жизнь и смерть Яна Гуса. В начале 15 в. небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные речи профессора Пражского университета Яна Гуса.
Он призывал отнять у церкви ее богатства и провести реформу церкви. В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. После суда он был казнен.
3.2.
Определение состава участников гуситского движения
5 мин
- Казнь Гуса вызвала возмущение народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.
Делились на «умеренных» и «таборитов».
Задание №2: — Установите сходства и различие между умеренными и таборитами, результаты запишите в таблицу и выразите с помощью карточки №3 сравнение на общий и особенный признак:
1.Принадлежали к последователям Яна Гуса
2.Состав участников
3.Требования реформы церкви
4.Требования реформы общества
5.Средства борьбы
Самопроверка и самооценка.
5 баллов
4 балла
Сходства: Принадлежали к последователям Яна Гуса, Требования реформы церкви.
Различия: Состав участников, Требования реформы общества, Средства борьбы.
- Как умеренные, так и табориты требовали реформы церкви.
- В отличии от умеренных, табориты еще требовали реформы общества.
Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждения
3.3.
Определение основных событий Гуситского движения.
10 мин
Стр. 201
Против Гуситов были организованы Крестовые походы.
- Что понимается под крестовыми походами?
С крестоносцами боролось народное войско. Которое отличалось высоким боевым духом, высокой организованностью, стойкостью и дисциплиной. Что позволяло неоднократно побеждать в бою. Одним из руководителей народного войска был Ян Жижка.
На возу бесстрашно стоя.
Голосом, подобным грому.
Направляет ярость боя.
С ним один дружинник слева
И один дружинник справа.
Вместо глаз они герою.
Служат верно и лукаво.
1 балла
- Под крестовыми походами понимается – походы организованные католической церковью против иноверцев и еретиков.
Умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Установите соответствие между элементами таблицы:
Задание 3. Установите соответствие между элементами таблицы и соедините их стрелочками:
1419 год
Витковая гора
В ходе восстания изгнаны правители города
1434 год
г. Констанц
Разгромлены табориты
1415 год
г. Липаны
Начало крестовых походов против гуситов
1420 год
г. Прага
Казнь Яна Гуса
4 балла
1419 год
г. Прага
В ходе восстания изгнаны правители города
1434 год
г. Липаны
Разгромлены табориты
1415 год
г. Констанц
Казнь Яна Гуса
1420 год
Витковая гора
Начало крестовых походов против гуситов
Самопроверка и самооценка.
Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждения
3.4.
Итог и значение гуситского движения
10 мин
- Чехия устала от многолетних воин, первыми сдались умеренные. Папа Римский признал новые церковные порядки и умеренные начали борьбу с таборитами. В 1434 г. – битва у г. Липаны, к Востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их.
- Не смотря на то, что гуситы одержали поражение, их движение не прошло бесследно. Гуситское движение имело огромное значение.
- Для того чтобы выяснить значение гуситского движения, предлагаю вам выполнить задание №4. Составьте пары «причина – следствие» из перечисленных ниже требований Гуситов и итогов событий в Чехии 1419 – 1434 гг:
причина
следствие
Умеренные – (зажиточные бюргеры, часть дворянства) требовали:
- упразднить привилегии и землевладения католической церкви;
- упростить обряды и ввести богослужение на чешском языке.
Табориты – (крестьяне, горожане и бедные рыцари) требовали:
- реформы общества;
- уничтожить частную собственность, все повинности и налоги;
- правление страной должно быть передано в руки народа.
Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом;
Чехия стала сословной монархией;
Крестьяне перестали выплачивать десятину;
Утвердилась гуситская церковь.
1) индивидуальный труд
2) простая кооперация: обсудить в группах результаты индивидуального труда: 1 группа умеренные гуситы, 2 группа табориты.
3) сложная кооперация — подготовить выступление от группы.
4 балла
причина
следствие
Умеренные – (зажиточные бюргеры, часть дворянства) требовали:
- упразднить привилегии и землевладения католической церкви;
- упростить обряды и ввести богослужение на чешском языке.
Табориты – (крестьяне, горожане и бедные рыцари) требовали:
- реформы общества;
- уничтожить частную собственность, все повинности и налоги;
- правление страной должно быть передано в руки народа.
Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом;
Чехия стала сословной монархией;
Крестьяне перестали выплачивать десятину;
Утвердилась гуситская церковь.
Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
IV.
Обобщение темы урока
8 мин.
— Вернёмся к теме нашего урока.
— Сформулируйте и задайте вопрос – понятие к теме урока.
- Что называется гуситским движением?
Ответ: Гуситское движение – это общественное движение, происходило в Чехии с 1415 по 1434 год, с участием умеренных и таборитов, за реформу католической церкви.
- Что считается гуситами?
Ответ: Гуситы – это участники гуситской войны, делятся на умеренных и таборитов, выступали за реформу католической церкви.
- Что понимается под умеренными?
Умеренные гуситы – это гуситы, участники гуситской войны, состоящие из горожан и знати.
- Что представляют собой табориты?
Ответ: Табориты – это гуситы, участники гуситской войны, состоящие из крестьян и ремесленников.
Подведение под понятие, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений
V.
Подведение итогов урока
2 мин.
- Подсчитайте свои балы и посмотрите на заявку, выставите те оценки, которые вы сегодня заработали.
- Спасибо всем за урок.
Домашнее задание: прочитайте параграф 25, сравните гуситское движение и гражданскую войну, выделите общие и особенные признаки используя карточку №3.
Файлы: урок в системе СДО Гуситское движение.zip
Размер файла: 679529 байт.