Автор конспекта:
Автор(ы): — Панкратова Татьяна Михайловна

Место работы, должность: —

МБОУ гимназия № 2

учитель русского языка и литературы

Регион: — Ставропольский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Предметом анализа на уроке стала повесть Б. Васильева А зари здесь тихие…, воспитательное значение которой трудно переоценить.

Урок внеклассного чтения на тему: «У войны не женское лицо»

(по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»)

Цель: прививать интерес к чтению художественных произведений об историческом прошлом, о Великой Отечественной войне;

Учить чувствовать красоту слова, постигая прочитанное;

Закреплять навыки анализа художественного произведения.

Эпиграф: Можно ли победить народ, женщина которого в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы Истории, тащила с поля боя и своего раненого и чужого раненого солдата? Можно ли поверить, что народ, женщина которого хотела родить девочку и верила, что у той будет другая, не ее судьба, что этот народ хочет войны? Разве во имя этого женщина спасала жизнь, мир спасала? Была матерью, дочерью, женой, сестрой и СОЛДАТОМ? Поклонимся низко ей, до самой земли, её великому МИЛОСЕРДИЮ!

С.Алексиевич.

Оборудование: выставка книг о Великой Отечественной войне;

Звукозапись песни Б Окуджавы «Мы за ценой не постоим»

Ход урока:

1)Вступительное слово учителя.

66 лет назад закончилась Великая Отечественная война, унесшая более 20 миллионов жизней. Такова цена победы. 1418 дней длилась она. И все, кто любил Родину: мужчины, женщины, дети – все вносили посильный вклад, приближая заветный день – День победы – «праздник со слезами на глазах.»

Сегодняшний урок внеклассного чтения мы назвали «У войны не женское лицо» . Его задача – перелистать избранные страницы известной лирической повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…», постичь, осознать великий подвиг женщины-солдата.

Когда мы произносим слово «женщина», в нашем сознании возникают и другие слова: сестра, жена, друг и самое высокое – мать. Женщина дает жизнь, оберегает ее, слова «женщина» и «жизнь» -синонимы.

Но на самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом.

Документы свидетельствуют: всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин, а просилось на фронт еще больше.

Каждая из них могла сказать о себе так же, как и героиня стихотворения Ю.Друниной:

-2-

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

Обратившись к страницам повести «А зори здесь тихие…» попробуем представить, какими они были, девчонки 41-го.

2) Беседа с учащимися.

— С каким чувством вы читали книгу? Какое впечатление ы вас осталось?

— Почему же трогает, задевает эта история?

Я думаю, что причина в том, что произведение написано боевым солдатом, который сам хорошо знает, что такое война. Посмотрите на портрет писателя. Б.Васильев признавался : «Война переехала и через меня, и если не запахала , не искалечила, не задушила, тяжесть ее все равно невозможно сбросить с плеч. Она во мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И еще – особый долг за то, что в целых и невредимых оставили именно меня.»

— Тема войны – одна из главных в творчестве Б.Васильева, кадрового военного. Может, вы читатели или хотя бы слышали о других его произведениях, посвященные ей?

— Где и когда происходили события? Какую войну показывает Б.Васильев?

В Карелии на 171 разъезде. Войну «позиционную»

— А каким словом характеризует писатель жизнь на разъезде?

«Курорт»

— Что мы узнаем о коменданте разъезда? Почему, описывая Васкова, автор выделяет определение «хмурый»? Чем был недоволен старшина Васков?

— Как разрешились его проблемы?

2 взвода зенитчиц

-3-

— Какое состояние испытывает Васков?

Чувство неловкости: как вести себя с русокосыми солдатами в юбках.

— Как складываются отношения зенитчиц и Васкова?

— Как девушки несли службу? Прочитайте об этом в тексте.

-Одна из ключевых фраз в произведении: последняя фраза: женщины на войне –«это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений»

Не женское дело – стрелять, убивать.

Довел, стало быть, фашист Россию, если уж и девки за винтовки ухватились, -

с горечью и болью думает Васков.

— Ну а теперь давайте поближе познакомимся с девичьим воинством.

— Обратили ли вы внимание на то ,что автор после общей характеристики зенитчиц использует прием детализации и показывает пять девичьих характеров – пять человеческих судеб. Кто эти девушки? Какие они? Почему оказались на фронте?

Инсценированное чтение фрагментов повести.

Наташа Андреева (Рита)

Вика Елина (Женя)

Таня Лебская(Лиза)

Наташа Хахулина (Соня)

Катя Белкина(Галя)

— Читая книгу и слушая девочек, вы не могли не прийти к выводу: какие они разные. Но что их объединяет?

Счет к фашистам. У каждой свой. Но, помимо мщения, в них говорил патриотизм.

— Кто обнаружил фашистов в расположении? Как это случилось?

— Какое решение принимает Васков?

«Ловить, пока далеко не ушли»

— Через какие испытания прошли девушки, преследуя фашистов? Как изменилась ситуация?

16 фашистов

-4-

— Что предпринимают девушки и Васков?

«Ну, девчата, орлы вы у меня.»

— Послав Л. Бричкину за помощью, Васков надеялся, что «самое страшное – позади.» Но он ошибся: самое страшное было впереди…

— Как развивались события дальше?

Впервые касается их черным крылом смерть: гибнет С.Гурвич.

Стр.86

Хороня Соню, Васков думает: «Могла нарожать Соня детишек, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом».

— Смерть Сони потрясла всех, особенно Галю. Как они себя ведет?

— Рита обвиняет ее в трусости, Васков защищает. Кто из них прав? Кто поддерживает Васкова?

— Почему Васков берет с собой в разведку именно Галю?

— После гибели Гали Васков хочет увести фашистов от оставшихся в живых девушек. Спасло его болото. Но здесь он узнает, что Лиза погибла – помощь не придет.

Прочитайте, о чем думает Васков.

Стр. 107

— Прочитайте как Васков встретился с девушками. Обратите внимание на речь героя. Смертельно раненная Рита посылает его на помощь к Женьке, а Женя жертвует собой, спасая Риту и Васкова.

Вот такие они были, девушки и юноши 40-х.

— Почему Васков, оставшись один, выиграл бой?

Таков финал повести.

Прочитав ее, вы узнали о том, как труден был путь к Победе.

Очень часто она представляется «очи проплакавшей»,все снесшей, все вынесшей, потерявшей своих дорогих сынов и дочерей русской женщиной.

Давайте почтим память не вернувшихся с войны минутой молчания. И пусть каждый из вас запомнит слова:

Можно ли победить народ, женщина которого в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы Истории, тащила с поля боя и своего раненого и чужого

-5-

раненого солдата? Можно ли поверить, что народ, женщина которого хотела родить девочку и верила, что у той будет другая, не ее судьба, что этот народ хочет войны? Разве во имя этого женщина спасала жизнь, мир спасала? Была матерью, дочерью, женой, сестрой и СОЛДАТОМ?

Файлы: Урок внеклассного чтения на тему.doc
Размер файла: 40448 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология