Автор конспекта:
Автор(ы): — Мичурина Ирина Юрьевна

Место работы, должность: — МОУ «Гимназия№7″ Учитель русского языка и литературы

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — Все классы
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — 1. Познакомить с идейно-эстетическим содержанием рассказа «Тапер». 2. Развивать умения анализировать произведение в единстве формы и содержания, выделять идею произведения. 3. Воспитывать у детей на примере героев рассказа благородство, сердечность, душевную щедрость, чувство собственного достоинства.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 5

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник литературы 5 класс в 2-х частях. Учебник-хрестоматия, под редакцией Беленького. Авторы-составители: М.А.Снежневская, О.М.Хренова. Москва, 2009год.

Используемая методическая литература: —

"Гранатовый браслет" А.И.Куприн, "Повести и рассказы" Москва "Художественная литература" 1984год.

Используемое оборудование: —

Мультимедийное оборудование; музыкальное произведение «Венгерская рапсодия№2» Листа.

Используемые ЦОР: —

Интерактивная презентация книг писателя: «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапер», «Слон»;

Краткое описание: — Урок внеклассного чтения по рассказу А. И. Куприна. Анализ произведений: «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапер», «Слон».

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с идейно-эстетическим содержанием рассказа А. И. Куприна «Тапер», будем учиться анализировать произведение в единстве формы и содержания, находить идею произведения.
А. И. Куприн – выдающийся русский писатель конца 19 – начала 20 века. Он написал много произведений о детях. В рассказах о детях Куприн восхищается их талантливостью, трудолюбием, чувством собственного достоинства, увлеченностью делом.
- Какие произведения Куприна вы знаете, читали?
«Слон» — доброта отца, любящего свою дочь.
«Белый пудель» — талантливые бродячие артисты, честные, обладающие чувством гордости.
«Чудесный доктор» — сердечная доброта, отзывчивость человека, оказавшегося профессором Пироговым.
Вывод: Любимым героем Куприна стал человек волевого характера, благородного доброго сердца. Таких героев мы встретим и в его рассказе «Тапер».
Вопрос на доске:Что необходимо для того, чтобы вызывать уважение окружающих?
На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.
2. Назовите главных героев рассказа, где и когда происходит действие.
3. Опишите в сжатой форме ту обстановку, которая царила в доме Рудневых.
а) Семья Рудневых;
б) Ирина Алексеевна,
Аркадий Николаевич.

4. Подробно расскажите о том, как происходит поиск музыканта, тапера – словарная работа, читает ученик с доски.
5.Найдите в тексте портретную характеристику мальчика и выразительно прочитайте (глаза мальчика).
6. Чтение в лицах разговора между Таней и мальчиком.
Рапсодия – словарная работа, читает ученик с доски.
- как ведет себя Юрка Азагаров в этой сцене?
( глаза блеснули гневом и насмешкой, напряженная неловкость позы исчезла )
- как отнеслись к нему окружающие?
( всеобщее недоумение )
7. Выразительное чтение отрывка.
Как Юрка играл рапсодию Листа.
- почему он играл именно эту рапсодию?
- как он выглядел? глаза?
- как выглядят окружающие?
( маленький мальчик в подержанном мундирчике и гордые, нарядные, богатые люди)
- своей игрой вызывает восхищение окружающих.
- что такое идея произведения?
- какова идея рассказа?
( вызвать восхищение читателей игрой мальчика. )
8. Работа с иллюстрациями.
а) кого увидел Юра Азагаров в доме Рудневых?
опишите этого человека, глядя на иллюстрацию;
б) играет на пианино- к какому эпизоду рассказа относится эта иллюстрация?
- что переживает юный музыкант, начиная игру во 2-ой раз?
Зачитать отрывок
- что заставило его забыть об окружающих, какие чувства овладели им?
9. Давайте и мы с вами послушаем, какой музыкой восхищались окружающие.

Прослушивание Венгерской рапсодии Листа №2 ( отрывок )
- кем оказался этот незнакомый человек?
10. Итог: Какие качества автор оценил в Юрке?
( талантливость, трудолюбие, чувство собственного достоинства )
— что необходимо для того, чтобы вызвать уважение окружающих?
11. Оценки за урок.
12. Домашнее задание. Тема детства в произведениях зарубежных писателей.

Файлы: приложение.doc
Размер файла: 10752 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология