Автор конспекта:
Автор(ы): — Упорова Елена Владиславовна

Место работы, должность: — МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска»

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Познакомить учащихся с английским писателем Оскаром Уайльдом; помочь проникнуть учащимся в смысл сказки, выяснить, в чём, по мысли автора, заключается подлинная красота человека; подвести к пониманию того, что истинная красота человека в душевном богатстве, что человек красив не внешними, а внутренними качествами. Учить ребят понимать свои и чужие поступки, нести за них ответственность, отличать добро от зла. Пробуждать в ребятах желание быть нравственным человеком. Воспитывать любовь к матери, уважение к человеку

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

УМК "Вокруг тебя мир" (5 класс)

Используемая методическая литература: —

Урок внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Мальчик — звезда"/ Уроки литературы,2006, №11, с. 8-9

http://festival.1september.ru:8080/articles/210613/

http://www.kollegi.kz/publ/konspekt_uroka_vneklassnogo_chtenija_po_teme_o_uajld_quotmalchik_zvezdaquot/49-1-0-1290

http://tativilina.21202s14.edusite.ru/p14aa1.html

Используемое оборудование: —

Книга для чтения «Вокруг тебя мир»; компьютер, проектор, экран; рисунки детей, портрет писателя, иллюстрации из книги О.Уайльда, иллюстрация звёздного неба; диск с записью «Маленькой ночной серенады» Моцарта, фрагмент х/ф «Звёздный мальчик»

Используемые ЦОР: —

  • Презентация к уроку
  • Аудиозапись "Маленькая ночная серенада" Моцарт
  • Видеофрагмент х/ф "Звёздный мальчик"скачать
  • Краткое описание: — Знакомство обучающихся с жизнью и творчеством английского писателя Оскара Уайльда. Изучение сказки "Мальчик-звезда". Понимание учащимися смысла сказки, выяснение, в чём, по мысли автора, заключается подлинная красота человека. В результате ребята приходят к выводу, что истинная красота человека в душевном богатстве, что человек красив не внешними, а внутренними качествами

    Ход урока:
    I. Вступительное слово учителя:
    Ребята, в честь 50-летия полёта Юрия Гагарина 2011 год объявлен годом российской космонавтики. Полет летчика-испытателя Юрия Гагарина в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Гагарин отправился на орбиту Земли с космодрома Байконур на корабле "Восток". Корабль выполнил один оборот вокруг Земли. Общее время полета составило 108 минут. Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полета возле деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области.
    В связи с этим я хочу загадать вам пару загадок:
    1. По тёмному небу рассыпан горошек
    Цветной карамели из сахарной крошки,
    И только тогда, когда утро настанет,
    Вся карамель та внезапно растает.


    2.Вечером цветут, утром увянут,
    Днем спят, ночью пробуждаются.
    Конечно, это звёзды. Но речь сегодня пойдет не только о звездах.Сегодня мы с вами поговорим о красоте. О красоте человека. В чём сила красоты? Почему она так волнует людей? И что же скрывается за этой красотой?
    Многие пытались понять, какую роль в жизни играет красота и
    «Почему её обожествляют люди?
    Сосуд она, в котором пустота,
    Или огонь, мерцающий в сосуде?»
    Этот вопрос задавал наш русский поэт Н. Заболоцкий. Может ответить на него сказка английского писателя Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда», которую вы читали дома.
    (запись в тетрадь числа и темы урока)
    II. Слово учителя.
    Показ презентации:
    Посмотрите на портрет писателя. Привлекательный, по моде одетый молодой человек.
    Родился Оскар Уайльд в 1854 году в Дублине, в семье известного ирландского хирурга и англичанки-поэтессы. Он получил хорошее образование. Учился в Дублинском колледже, в 1879 году окончил Оксфордский университет, путешествовал по Италии и Греции.
    Был признан законодателем мод, но главным его достоинством было умение вести беседу. Он стремился блистать и удивлять общество. Весь аристократический Лондон подражал Уайльду. Старались одеваться так, как Уайльд, повторяли его остроты. С ним много и охотно общались различные люди, его внимательно слушали и говорили, что у него «золотой» язык и необычайное чувство коммуникабельности, магическое умение себя слушать
    Он говорил… Он рассказывал десятки сказок и весёлых историй.
    Он автор таких сказок, как «Счастливый принц», «Соловей и роза», «Великан-эгоист», «Молодой король», «Кентервильское привидение», «Мальчик-Звезда» и другие.
    Каждое литературное произведение “загадка”. Иногда отгадка хранится в названии произведения. Что такое звезда? (Это что-то очень красивое, таинственное, но холодное и далекое, бессердечное)
    Что может означать сочетание слов “звезда” и “мальчик”? Каким вы ожидаете увидеть мальчика? (Он должен быть красивым, связано что-то волшебное.)
    Сегодня на уроке мы проанализируем произведение “Мальчик – звезда”. Попробуем ответить на главный вопрос:
    Какая красота может изменить мир к лучшему?
    III. Беседа по тексту.
    - Какое впечатление произвела на вас сказка?
    - Почему мальчика в детстве назвали Звездой? (думали, что он упал со звезды)
    - Вспомним, как он попал к людям. (дети рассказывают о том, как лесорубы находят ребёнка)
    - Как собираются поступить лесорубы? Найдите в сказке ответ и прочитайте…
    - Почему один из лесорубов взял ребёнка, хотя сам был беден? (нельзя совершать зло)
    - О чём этот поступок нам говорит?
    Делаем вывод: жизнь лесорубов одинаково тяжела, но поступают они по-разному.
    - Как жена Лесоруба приняла его решение? (она огорчилась и не хотела брать ребёнка)
    - Почему в доме появился злой ветер? (здесь живут люди с «каменными сердцами»)
    - Как вы понимаете выражение «каменное сердце»? (жестокое, злое, так говорят про бессердечных людей)
    - Чем закончился конфликт Лесоруба с женой и какие качества они проявили? (они оставили ребёнка у себя и проявили мудрость, доброту)
    Итак, мальчик стал жить в семье Лесоруба.
    - Что его отличало от всех людей в посёлке? (красота) Найдём портрет мальчика. (стр. 36)
    …С каждым годом он становился всё красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте, ибо все они были смуглые и черноволосые, а у него лицо было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки, отражённые в прозрачной воде ручья. И он был строен, как цветок, выросший в густой траве, где не ступала нога косца.
    - Его внешняя красота соответствовала поведению? (он вырос жестоким и бессердечным.)
    - Да, он был высокомерен и жесток. А как к нему относятся сверстники? (подражают ему)
    - Что принесла красота мальчика семье лесоруба и их селению? (Она принесла только зло т.к. у мальчика- звезды холодная, бездушная, бессердечная красота.)
    - Стал бы герой таким, если бы сверстники не повиновались ему, не поддерживали во всем? (Мальчик- звезда вел себя так, потому что чувствовал одобрение и поддержку сверстников и хотел утвердить свое превосходство над ними.)
    Красота- это сокровище. Но распорядиться ей как и любым сокровищем, можно по-разному. Важно, чтобы красота несла миру, людям свет, тепло, а не эгоизм, зло и жестокость.
    Но посмотрите, как притягательна эта красота, как тянутся к ней дети. Они восхищаются своим кумиром.
    - А вам он нравится? Почему? (он злой, жестокий, бесчувственный, грубый, высокомерный. Мальчик живёт среди людей, но презирает их, считая себя выше всех, думая, что все должны восхищаться и любоваться им.)
    - В какой момент сказки вновь появляется фраза о каменном сердце? (мальчик кидает камень в женщину, а она оказывается его матерью)
    IV. Просмотр фрагмента фильма-сказки «Звёздный мальчик»
    - Почему Мальчик так себя ведёт? (ценит только свою красоту, считает себя необыкновенным и стесняется бедной матери)
    - Как он был за это наказан? (стал уродлив)
    Учитель: Слова главного героя звучат гневно, презрительно, «он наглухо затворил своё сердце». Последняя его реплика становится роковой для него самого. Оскорбление, нанесённое матери, возвращается к обезображенному Мальчику-звезде.
    Да, он обижал всех, и теперь люди и звери платят ему тем же. Так он скитался три года, много пережил, перестрадал. Представим себе эти моменты его жизни. Поможет нам в этом музыка, она способна передать чувства, настроение человека в разные моменты его жизни. Послушайте отрывок «Маленькой ночной серенады» Моцарта и постарайтесь увидеть тот эпизод, который навеет вам музыка.
    (Звучит тихая мелодия Моцарта)
    - А теперь поделимся своими впечатлениями. (грусть Мальчика, ставшего одиноким; в него бросают камни; он просит кусок хлеба, но ему не дали; замерзает от непогоды, ночует под деревом)
    - Что изменилось в характере Мальчика после этих страданий? (он стал добрым, сердечным, уважительным, щедрым)
    - Почему к нему вернулась красота и чем она отличается от прежней?
    (В его глазах появилось что-то новое – мягкое, сердечное, страдания сделали его добрым, благородным, уважительным, скромным. Такая душа и сделала его красивым, настоящей яркой звездой).
    - Не случайно говорят, что глаза – зеркало души. Именно в этот момент и происходит его вторая встреча с матерью. Вспомните эту встречу.
    - Как вы относитесь к Мальчику сейчас и почему?
    - А сейчас давайте послушаем стихотворения русских поэтов, которые вы подготовили.

    V. Чтение наизусть стихотворения С. Есенина

    Шел Господь пытать людей в любови, Выходил он нищим на кулижку. Старый дед на пне сухом, в дуброве, Жамкал деснами зечерствелую пышку. Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою железной, И подумал: "Вишь, какой убогой,- Знать, от голода качается, болезный." Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь… И сказал старик, протягивая руку: "На, пожуй … маленько крепче будешь."

    - О чём, ребята, это стихотворение? (несмотря на то, что человек очень беден, у него доброе сердце, он готов поделиться последним куском хлеба)


    - Вы убедились. Что к теме добра, любви и милосердия обращались и русские, и зарубежные авторы.
    - Но я знаю, что некоторые из вас тоже пишут стихи, представьтенам свои работы.
    Чтение стихотворений собственного сочинения.
    Как плохо живётся на свете,
    Когда друзей рядом нет.
    Друг нужен и взрослым, и детям,
    С ним ты не знаешь горя и бед.
    Пойдём мы с подругой зимою,
    Соседской бабушке снег уберём,
    А если ей скучно порою,
    То с ней потолкуем о том и о сём.
    Она нас теплом обогреет
    И ласково скажет: «Вот хорошо,
    За окнами ветер воет,
    А вы ко мне приходите ещё!»
    Люди, давайте жить дружно,
    Чтоб не было бед и нужды.
    Будьте добры к окружающим людям,
    И мир расцветёт, как на поле цветы!
    О маме.
    Мама – первое слово ребёнка,
    Мама родная поможет всегда.
    Мама растит нас и любит с пелёнок
    И не обидит меня никогда.

    С мамой моей мы играем, гуляем,
    Пьём Кока-Колу, едим шоколад.
    Жизнь рядом с ней мне покажется раем,
    Да и каждый ребёнок своей маме рад.

    А если настигнет меня вдруг беда,
    Мама, конечно, поможет всегда.
    Всё объяснит мне, расскажет рассказ,
    И я снова пойму, что моя мама- класс!

    Бабушке.
    Добрее бабушки нет никого,
    Она нам делает всегда добро.
    Бывает, купит нам конфет,
    То приготовит нам обед.
    Добро она для нас творит,
    Везде она нам угодит.
    Поможет сделать все уроки.
    И спросит нас: здоров и как дела?
    С ней не страшны любые беды.
    И если с нею быть таким же добрым,
    То проживёт до ста достойных лет она!
    VI. Заключительная беседа
    - Прочитаем, какими качествами обладал Мальчик-звезда в нашей сказке?
    (На экране — жестокость, доброта, любовь, эгоизм, милосердие, гордость, справедливость, холодность)
    — Давайте оставим те качества, благодаря которым Мальчик-звезда стал правителем. Уберите всё ненужное по вашему мнению.
    — Вот это и есть основные качества звезды. Чтобы стать звездой, нужно обладать этими качествами.
    — Молодцы, ребята, вы проделали большую работу: подготовили рисунки, читали стихи и говорили на очень важную тему

    - Ответила ли нам сказка Уайльда на вопрос, в чём же заключается истинная красота человека? В чём же она?
    Я думаю, вы поняли, что красота – не пустой сосуд, а огонь, который греет теплом доброты, сердечности, милосердия. Эти качества и делают человека красивым.
    - Давайте обратимся ко второму эпиграфу. Как вы его понимаете?
    Много есть людей с
    красивой внешностью,
    которым, однако,
    нечем похвастаться внутри.
    Ф. Купер
    VII. Домашнее задание
    - Согласны ли вы с этим высказыванием? Напишите дома небольшое сочинение; используйте в качестве доказательств свои мысли, текст сказки О. Уайльда. Запишите тему сочинения в тетрадь (высказывание Ф. Купера)
    VIII. Выводы по уроку
    Наш урок подходит к концу. Ответим на главный вопрос:
    Какая красота может изменить мир к лучшему?
    Сочетание внешности человека с его внутренним миром, прекрасные поступки, теплое сердце. Вот что может изменить мир к лучшему.
    Я хотела бы, чтобы вы откликались на чужую боль, чтобы ваши сердца никогда не стали каменными.
    Чтобы вы были по-настоящему красивыми…
    Выставление оценок

    Файлы: Материалы к уроку_Мальчик-звезда.rar
    Размер файла: 10350190 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология