Автор конспекта:
Автор(ы): — Кошкина Юлия Александровна

Место работы, должность: — МКОУ СОШ с УИОП №1, учитель русского языка и литературы

Регион: — Кировская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — Урок о мужестве, о настоящих людях. А кто они – «настоящие» люди? Какими качествами необходимо обладать, чтобы стать настоящим человеком? И поговорим мы об этом, опираясь на произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

«О мужестве настоящих людей»

(урок в 6 классе по произведению Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке»)

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

А. Ахматова.

Дидактическая цель: создать условия для развития познавательной активности учащихся, для усвоения новой информации, применения полученных знаний.

Образовательная:

1. формирование умения и навыков анализа художественного текста;

2. формирование умения систематизировать и обобщать полученные знания.

Развивающая:развитие образного мышления, творческого воображения, коммуникативных способностей.

Воспитательная:воспитание нравственных качеств личности.

Оснащение урока:компьютер, проекционная система, презентация учителя, повесть Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Методы обучения:репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: урок внеклассного чтения

Ход урока

Учитель:Согласны ли вы, что в жизни всегда есть место подвигу. Поговорим об этом на сегодняшнем уроке.

Ученики:

Учитель:Этот урок я хочу начать со слов Анны Андреевны Ахматовой, который выбрала в качестве эпиграфа: «Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах и мужество нас не покинет». Какое слово из этих строк станет сегодня ключевым?

Ученики: мужество.

Учитель:1) сегодня мы с вами поговорим о мужестве, о настоящих людях. А кто они – «настоящие» люди? Какими качествами необходимо обладать, чтобы стать настоящим человеком? И поговорим мы об этом, опираясь на произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

2) В повести изображается целый ряд событий из жизни лётчика Алексея Мересьева. Гибель его самолёта в воздушном бою, спасение лётчика, путь к своим, жизнь в подземной деревушке, пребывание в госпитале, ампутация ног и борьба за возвращение в строй. Через многие испытания прошёл он, прежде чем вновь сел за штурвал боевого самолёта. Характер главного героя раскрывается перед нами постепенно. Мы узнаём о мужестве летчика, ползущего с перебитыми ногами к своим, о его воле и настойчивости, когда он после операции вновь учится ходить, о выдержке и отваге в воздушном бою.

3) Скажем несколько слов о писателе. (Выступление подготовленного ученика)

Ученик: Борис Николаевич Полевой родился в Москве в 1908 году, но детство и юность провёл в Твери. Отец его умер рано, и все заботы о семье легли на плечи матери. Она работала врачом в больнице текстильного комбината. Детские годы писателя прошли на фабричном дворе. Он рано начал читать произведения Гоголя и Пушкина, Лермонтова и Некрасова и многих других. Уже в школьные годы у него проявилась тяга к журналистике, которой он занимался всю жизнь. В своих статьях он писал о трудовых подвигах современников. Полевой прошел четырёхлетней дорогой войны до стен пылающего рейхстага, до улиц сражающейся Праги. Случалось, ночами он прибирался в партизанские отряды на территории, оккупированной войной. Участвовал в боевых вылетах на военных самолётах в качестве второго стрелка, забрасывался на парашюте в тыл врага.

Б.Полевой видел войну на разных её этапах и на решающих участках сражений. В своих произведениях он показывал фронт и тыл, подвиги и трагически трудный путь к Победе. Это книги о настоящих людях и вот одна из них – «Повесть о настоящем человеке». (Просмотр иллюстраций к повети. Приложение №1)

Ученики: представляют проект обложки к повести Б. Полевого. (Приложение №2)

Учитель:1. Читая и обсуждая отрывки из этого произведения, мы составим с вами список тех качеств, которые необходимы «настоящему» человеку. (Таблица заполняется в конце урока)

Качества

Совет для друга и самого себя

Сила воли

Выдержка

Выносливость

Отвага

Мужество

3. Перед вами отрывки из произведения Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке». Прочитайте и проанализируйте их.

(Приложение №3)

1) «Подшибли! …Во что ранен мотор? Сколько может самолёт продержаться в воздухе? Не взорвутся ли баки? Чувствуя себя сидящим на динамитной шашке, к которой по шнуру запала уже бежит пламя, он положил самолет на обратный курс, к линии фронта, к своим, чтобы в случае чего хотя бы быть похороненным родными руками. Мотор осёкся и замолчал. «И всё-таки не плен!» — успел подумать лётчик, когда близкие деревья, сливаясь в продольные полосы, неслись под крыльями самолёта…».

Учитель: почему при падении в голове у Мересьева возникают именно такие вопросы, а не вопрос как спасти свою жизнь?

2) «Обе ноги никуда не годились. Очевидно. Когда удар самолёта по верхушкам сосен выбросил его из кабины, ступни что-то прищемило и раздробило мелкие кости плюсны и пальцев. Конечно, в обычных условиях он даже и не подумал бы подняться на разбитые, распухшие ноги. Но он был один в лесной чаще, в тылу врага, где встреча с человеком сулила не облегчение, а смерть. И он решил идти, идти на восток, идти через лес, не пытаясь искать удобных дорог и жилых мест, идти, чего бы то ни стоило…».

Учитель:что заставило героя встать на ноги и идти? Какое качество характера проявилось здесь?

Ученики:сила воли.

3) «Он решил перегон между местами отдыха делать в тысячу шагов, то есть в полкилометра, и отдыхать по часам. Не более пяти минут. Но как тяжело далась ему первая тысяча шагов! Не имея уже сил присесть, он упал лицом в снег и стал жадно лизать наст. Прижимался к нему лбом, висками, в которых стучала кровь, и испытывал несказанное блаженство от леденящего прикосновения. Потом он вздрогнул, посмотрел на часы. Секундная стрелка отщелкивала последние мгновения пятой минуты. …А когда она коснулась цифры « шестьдесят», сразу вскочил на ноги, застонал и двинулся дальше…».

Учитель:можете ли вы по истечении определенного времени заставить себя что-либо сделать?

4) Слабость неодолимо прижимала к земле. Но вдали гремела канонада. Там шёл бой, там были свои. Неужели он не найдёт в себе сил, чтобы одолеть эти последние восемь – десять километров? Канонада притягивала, бодрила, настойчиво звала его, и он ответил на этот зов. Он поднялся на четвереньки и по-звериному пополз на восток, пополз сначала безотчётно, загипнотизированный звуками далёкого боя, а потом уже сознательно, поняв, что так передвигаться по лесу проще…»

Учитель:голодный, с раздробленными ногами Мересьев был уже не в силах передвигаться, костыли, сделанные им, не помогали, и тогда он пополз. Что заставило его это сделать?

5) «Теперь Алексей не осторожничал. Он убедился, что за кустами свои, русские, советские. Они не верят ему, что ж, война учит осторожности. Впервые за весь свой путь он почувствовал, что совершенно ослаб. Что не может уже больше шевелить ни ногой, ни рукой, ни двигаться, ни защищаться. Слёзы текли по чёрным впадинам его щёк».

Учитель: плачут ли настоящие мужчины, стыдно ли это?

Ученики:

Учитель: Алексей Мересьев добрался до своих. Можно жителей деревни Плавни назвать «настоящими людьми»? Почему?

Ученики: Деревня Плавни. «Ночью, бросив свои дома, землю, всё своё годами нажитое добро, почти всю скотину, люди под покровом густых в этих краях ночных туманов бесследно исчезли. Деревня вся как есть. До последнего человека, снялась и ушла в лесную глушь – за восемнадцать верст, на старую вырубку. Накопав землянок, мужчины ушли партизанить, а бабы с ребятишками остались бедовать в лесу до весны. Мятежную деревню зондеркоманда сожгла дотла, как и большинство деревень и сёл в этом районе, названном немцами мёртвой зоной».

Учитель: «мёртвая зона» подарила жизнь. Дары во имя жизни. Проведите параллели. Кто и как приносил это? (Приложение №4)

Учитель:О чём говорят эти поступки?

Ø У стола какая – то женщина. Она положила на стол мешочек и ещё держит на нём руки, точно колеблясь. Не взять ли его обратно, вздыхает и говорит Варваре:

— Манка это…с мирного времени для Костюньки берегли. Не надо ему теперь ничего.

Ø Приходит Серенька с Федькой. С крестьянской степенностью Серенька снимает с головы пилотку, говорит: «Здравствуйте вам», — кладёт на стол два кусочка пиленого сахара с прилипшими к ним крошками махры и отрубей. А Федька, выглядывая из-за брата, жадно смотрит на белеющие на столе кусочки сахара и с шумом втягивает слюну.

Ученики:

Учитель: В эту зиму около трети жителей умерло от голода, не было семьи, не похоронившей одного, а то и двух покойников.

Ø И вспомнилась Алексею печальная история бабкиной семьи, рассказ о курице, носившей смешное прозвище Партизаночка, и все – и бабка, и Варя, и вкусно дымивший на столе котелок – расплылось в мути слёз, сквозь которую сурово, с бесконечной жалостью и участием смотрели на него строгие старушечьи глаза.

Давайте вспомним её тоже.

Ученики:

Учитель: итак, какие качества отличают этих людей?

Ученики:

Учитель: Мересьев попадает в госпиталь, но трудности на этом не заканчиваются. Всё самое страшное еще впереди. В госпитале герой знакомиться с полковым комиссаром Семёном Воробьевым. (Пересказ отрывка из второй главы подготовленным учеником).

Ø В чём заключался секрет его неиссякаемой бодрости?

Ø Какие душевные качества привлекали к нему людей?

Ø Ко всем он мог «подобрать ключик». Как эта способность обнаруживается в его общении с людьми?

Ø Почему все письма, которые пришли Маресьеву, комиссар отдал после операции?

Учитель:операция провела границу между старой жизнью и новой. Восстановите хронологию событий, составив логическую цепочку с помощью ключевых слов. (Работа по группам). Подберите к ним кадры из фильма. (Приложение №5, 6)

I.

Операция В школе авиации.

§ Операция

§ статья о русском лётчике

§ ампутация ног

§ надежда и возрождение

§ замкнулся в себе

§ тренировки

§ танцы и слёзы от боли

§ комиссия

§ санаторий

§ школа

Ученики:Операция — ампутация ног — замкнулся в себе — статья о русском лётчике — надежда и возрождение — тренировки — санаторий — танцы и слёзы от боли — комиссия — школа

II.

Лётная школа под Москвой письмо Оле

§ Лётная школа под Москвой

§ воздушный бой

§ первый полёт

§ жизнь товарища и риск

§ первый полёт

§ лобовая атака

§ письмо Оле

Ученики:Лётная школа под Москвой — первый полёт — на фронт — воздушный бой — жизнь товарища и риск — лобовая атака — письмо Оле.

Учитель:в послесловии автор повести рассказывает о встрече со своим героем. Каким он рисует своего героя в момент встречи? Что восхищает его в Мересьеве?

Ученики:

Учитель:а теперь вернёмся к нашей таблице. (Приложение №7)Кто такой «настоящий человек»? Какие качества необходимо вырабатывать в себе, чтобы стать таким? Заполните таблицу? Какие советы могли бы вы дать, чтобы выработать их в себе? А есть ли сегодня настоящие люди? Приведите примеры. Есть ли сейчас место подвигу? Во имя чего он совершается и ради чего надо жить на свете?

Файлы: Урок внеклассного чтения О мужестве и настоящих людях.doc
Размер файла: 8157184 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология