Автор конспекта:
Автор(ы): — Эйхнер Светлана Михайловна

Место работы, должность: —

Муниципальное автономное общеобразовательное учереждение средняя общеобразовательная школа д.Передки Боровичского района Новгородской области

Регион: — Новгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Цели уроков :

1) познакомить учащихся с творчеством Л.Н.Толстого;

2) сформировать умение анализировать текст , отбирая главное по предложенной проблеме ;

3) воспитание нравственности на примере поведения Николеньки.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Т.Ф.Курдюмова.Литература 6 класс

Используемая методическая литература: —

Л.Н Толстой"Беседы с детьми на нравственные проблемы"

Используемое оборудование: —

текст произведения

Краткое описание: —

Данное произведение изучается в 6 классе , правда, предлагается несколько глав из повести . Если учащиеся читали его полностью , то можно представить несколько вариантов работы . Я предполагаю , что изучение ограничивается предложенными в учебнике главамиОдин урок предлагается по проблемной технологии , но с элементами беседы, теста на внимание .Второй урок также построен на проблемной технологии , но используется форма таблицы , в которую отбираются детали текста , а потом делаются общие выводы.

Урок 1. Тема : « Отрочество Николеньки Иртеньева . Николенька и его окружение : семья , друзья , учителя .

1 .Чтение домашнего сочинения : « Каким я увидел Николеньку Иртеньева в главе «Гроза» .(проверка домашнего задания)

2 .Сегодня мы продолжим наблюдение за душевным состоянием Николеньки и ответим на один проблемный вопрос : « Счастлив ли Николенька в прочитанных главах? Как вы думаете : откуда мы можем это узнать ? ( Верно , из наблюдений по тексту за душевным состоянием Николеньки.).

3.А внимательно ли вы прочитали текст ?

Вопросы на внимание : я читаю какое-то утверждение , а вы ставите «+»-если правильно и «-« — если неверно .

Тест « Верю – не верю»

1)По мнению Николеньки , учитель обратился к нему со злодейской полуулыбкой .

2 )Учитель попросил рассказать о крестовом походе Александра Македонского .

3 ) Володя получил за урок четверку .

4)Домашнее имя Николая – Коко .

5 ) Мальчику удалось воссоединить ключик .

6) Николенька ударил гувернера .

7)Мальчика посадили в чулан .

8) Николенька плакал в чулане .

9) Все мечты Николеньки сводятся к убийству гувернера .

10 )Заканчивается мечта встречей с матерью .

Ответы : 1) + 2)- 3)- 4)+ 5)- :6)+7)+ 8)- 9)+10)+

4.Пересказ гл. «Единица»

План : Чувства Николеньки :

1) ожидание урока «я сильно трусил»

2)встреча с Мими «я чувствовал себя кругом виноватым»

3)в конце урока отчаянье , мольба , упрек

Дополнительные вопросы по тексту главы :

1)Почему не было никаких чувств во время урока ?Автор не описывает их ?

2) Почему автор подчеркивает , что в конце урока слились воедино отчаянье , мольба . упрек ?

3) Каково отношение Николеньки к учителю ? Прав ли он в этом отношении?

4)Как вы понимаете выражение учителя « я не хочу деньги брать» ?

5) Почему Володя обманул гувернера по поводу отметки Николеньки ?

6)Почему глава называется «Единица».

Итак , счастлив ли Николенька в этой главе ? ( нет, т.к …мысли детей)

5.Пересказ гл.» Ключик»

План : Чувства Николеньки :

1) Портфель открыт « мне было стыдно и неловко»

2)После поступка « я находился в несколько раздраженном и

Неестественном , но чрезвычайно веселом

состоянии духа»

Дополнительные вопросы :

1)Как сам Николенька объясняет , почему он полез в портфель ?

2) Какое значение он вкладывает в выражение « чему быть , тому не миновать»?Как вы понимаете это выражение?

3) Почему это выражение названо в произведении фаталистическим ? Что значит «фатализм» ?

6.Пересказ гл.»Затмение» .

1) Разговор с гувернером «не помня себя от злобы ,мне сделалось дурно»,

«никто не любит меня , не понимает , как я

Несчастлив( сквозь слезы)»

Дополнительные вопросы :

1)Чем объяснить эту вспышку гнева ?

2)Какие ,по-вашему , чувства испытывает мальчик , когда слышит отвратительный , но торжественный голос гувернера , требующий от Василия принести розги ?

7.Беседа по гл.»Мечты» .

1) Найдите то главное чувство , которое испытывает Николенька в чулане ?

( Я не плакал , но что-то тяжелое , как камень , лежало у меня на сердце . Отчаянье и страх неизвестности )

2 ) Почему именно чувство отчаянья и страха преследовали Николеньку?

3) Кем воображал себя Николенька ? Какие ситуации представлялись ему ?

4) В чем искал причины ненависти к себе , которая , как ему казалось , была очевидна ?

5) Почему , как вам кажется мечты Николеньки описаны так подробно ?

6) Чем заканчиваются его мечты ? Почему именно встречей с матерью ? Какие чувства испытывает мальчик в этот момент ?

( …и я чувствую , что точно прекрасно , и мы вместе с ней летим выше и выше»)

8 Чтение высказываний Л Н Толстого из « Бесед с детьми по нравственным вопросам» .

Подумайте к каким главам подошли бы эти высказывания Толстого и почему?

« Для любой жизни нужен свет разума .А для того , чтобы разум был светел , нужна добрая жизнь . Одно помогает другому . А потому , если разум не помогает доброй жизни , это не настоящий разум . И если жизнь не помогает разуму , то это не добрая жизнь .

Постарайся полюбить того . кого ты не любил, кто обидел тебя . И если это удастся тебе сделать . то тебе сейчас же станет очень хорошо и радостно на душе . Как свет ярче светит , так и на душе бывает особенно хорошо , когда вместо злобы и досады почувствуешь любовь к тому , кого не любил и кто обидел тебя .

Мы все знаем , что живем не так , как надо и как могли бы жить ..И потому всегда надо помнить , что жизнь наша может и должна быть лучше . Помнить это надо не затем , чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя ее , а затем , чтобы стараться с каждым днем и часом становиться хоть немного лучше , исправляя себя .

И в этом самое главное и самое радостное дело в жизни .»

9. Ответ на главный проблемный вопрос урока : « Счастлив ли Николенька Иртеньев в прочитанных главах ? Почему?»

Урок 2 . Тема : « Формирование взглядов подростка , его душевное состояние в разных жизненных обстоятельствах».

Слово учителя : Сегодня нам предстоит проанализировать три главы ,важные для понимания духовного состояния героя . Мы попробуем вчитаться в текст настолько внимательно , чтобы уловить все оттенки состояния Николеньки , а на основе этого сделать выводы о том , как меняется духовное состояние героя и каков он в разные моменты своей жизни .Для этой цели мы заполним таблицу , которая поможет сделать нам нужные выводы.

« Движение души Николеньки Иртеньева »

Эпизод

Что чувствует

Выразительные средства ,детали

Вывод

Под раскаленным солнцем .

Не знал куда деться , нетерпение приехать на постоялый двор, т. к гроза наводила на меня тяжелое чувство тоски и страха .

Раскаленные края брички , густая пыль , черное от пыли лицо Володи , зловещие черные тени , мрачная туча

Гроза наводила невыразимое чувство тоски и страха .

Встреча с приближающейся тучей .

Мне становится жутко и я чувствую , как кровь быстрее обращается в жилах…величественный гул невольно заставляет трепетать и сдерживать дыхание

Большая темно- лиловая туча , ее мрачная фигура , кучера крестятся при ударе грома , задрожала осиновая роща , оглушительный треск .

Гнев Божий страшен

Вынужденная остановка

Я боюсь пошевельнуьтся и с минуты на минуту ожидаю нашей общей погибели …С захватывающим дыханием . с замиранием сердца безнадежно сижу …

По спинам Василия и Филиппа замечаю , что они бояться

Всеобщий страх перед грозой

Минута безмолвия перед грозой

Тревожные чувства тоски и страха увеличились во мне , дошли до такой степени , что я бы умер от волнения

Величественная минута безмолвия , предшествующая разражению грозы

Наивысшая точка напряжения . страха

Появление нищего

Не могу выразить чувства холодного ужаса , охватившего мою душу в эту минуту

Дрожь пробежала по моим волосам , а глаза с бессмыслием страха были устремлены на нищего .

Душа , испытывающая страх перед грозой, со страхом воспринимает нищего

Дождь

Раскаты грома уже были не так поразительны за шумом дождя

Косой дождь лил как из ведра…молния светила шире и бледнее

Страх начинает отступать

После дождя

Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни , быстро заменяющее во мне чувство страха

Дождь становится мельче , Туча начинает разделяться на волнистые облака , робкий луч солнца блестит в лужах дороги

Радость от того , что гроза миновала.

В лесу

Жадно впитываю в себя душистый воздух ..так обаятелен этот чудесный леса после весенней грозы

Не могу усидеть в бричке , соскакиваю с подножки , бегу к кустам, упиваюсь чудесным запахом черемухи

Не только испытывает сам радость , но и хочет доставить ее девочкам

Вывод : Николенька боится грозы , но стареется преодолеть этот страх, поэтому так велика его радость после грозы.

Глава « Единица» .

До урока

Находился в том раздраженном состоянии , в котором мысли отказываются остановиться на каком бы то ни было предмете .

Испытывая раздражение от невыученного урока , Николенька хочет перенести свою злость на других.

На уроке

Я чувствовал себя кругом виноватым – и за то , что был не в классе , и за то , что находился в таком неуказанном месте , поэтому я молчал и , опустив голову , являл в своей особе самое трогательное выражение раскаяния… мне пришла отрадная мысль , что про меня забудут …мне страшно больно было видеть , что учитель не останавливает и не поправляет меня…

Николенька только в первый момент раскаивается , потом начинает раздражаться всем и прежде всего учителем – злодеем, т.е настоящего раскаяния у него не произошло.

Вывод : Николенька в главе « Единица» показан не прилежным учеником , который не только может не выучить урок , но может обвинить в своем грехе других .

Глава « Ключик ».

В папиной комнате

Чувство любопытства с таким убеждением советовало мне узнать , какие это были бумаги , что я не успел прислушаться к голосу совести и принялся рассматривать то . что находилось в портфеле .

У Николеньки нет умения контролировать себя в своих поступках , т.е. любопытство правит им быстрее совести .

Сломанный замок

Открытия , почти нечаянно сделанные мною в портфеле папа , не оставили во мне никакого ясного понятия ,исключая темного сознания что я поступил нехорошо .Мне было стыдно и неловко

Мальчик еще ясно не может оценить свои поступки . происходит какая-то духовная , т.е подсознательная оценка их.

После происшедшего

«Чему быть , тому не миновать» — это фаталистическое выражение , подслушанное мною у Николая , во все трудные минуты моей жизни производило на меня благотворное влияние .Входя в залу , я находился в несколько раздраженном и неестественном , но чрезвычайно веселом состоянии духа .

Николенька вместо того , чтобы раскаяться , не только успокаивает себя , но и приходит в самое веселое состояние духа . а веселиться здесь совсем нечему.

Вывод : Николенька в этой главе предстает тоже не совсем воспитанным и порядочным ребенком ,который любит « сунуть нос» во взрослые дела, а честно раскаяться в совершенном плохом поступке не может.

Общий вывод

1) Каково же движение души Николеньки в этих трех главах ? Чего больше : положительного или отрицательного ?

2) Какую цель преследует автор, изображая больше греховного в душе героя ?

3) Как вы думаете , он научится преодолевать свои стремления к плохому ? Почему ?

Файлы: Двойники Раскольникова.doc
Размер файла: 103424 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология