Автор конспекта:
Автор(ы): — Понамарёва Тамара Станиславовна

Место работы, должность: — ТОГОУ СПО «Промышленно-технологический колледж», преподаватель

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее профессиональное образование

Предмет(ы): — Другое

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: — В докладе представлены условия организации нестандартных уроков

Условия организации необычного урока

Уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчинённая общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становятся развивающими.
Особенно «недостойными» учительского внимания оказываютсяпринципы. Эта категория, по светлой памяти вузовской педагогической подготовки, воспринимается учителями как нечто абстрактное, к практической деятельности отношения не имеющее.
Вместе с тем, если рассматривать принципы как руководство к совершенно конкретной деятельности, обнаруживается, что их бесполезность- это плод нашего ленивого воображения. Свидетельством тому всё тот же опыт учителей-новаторов, которые для обобщения своей деятельности, для более понятного её представления прибегали к помощи принципов педагогики сотрудничества.
В общем виде это принципы: отношения взаимопонимания с учениками; учения без принуждения; трудной цели; принцип опоры для ученика, в качестве которой может быть путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи; принцип оценки, как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрения чувства долга и ответственности; принципы самоанализа, соответствующей формы, интеллектуального фона класса и личностного подхода.
Можно такпредставить творческие принципы нестандартных уроков:

  • Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
  • Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
  • Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
  • Поддержка альтернативности, множественности мнений.
  • Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
  • «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
  • Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
  • Как первая, так и вторая группы принципов задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения.
    Помимо принципов, исследователи относят к весьма значимым периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ.
    1. Подготовительный этап.
    В нём активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т. п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и участия. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т. д.
    Подготовка в любой необычной форме включает в себя замысел, определение временных рамок: отдельный урок, спаренный или серия уроков, проходящих в течении нескольких дней; определение темы урока; определение типа урока; выбор класса; выбор нетрадиционной формы урока с учётом специфики предмета и класса, характеристики темы (материала), возрастных особенностей учащихся; выбор форм учебной работы (индивидуальная, коллективная, фронтальная) и саму организацию подготовки.
    Организация подготовки необычного урока состоит из подэтапов: распределение обязанностей (между учителем и учащимися); написание сценария урока (с указанием конкретных целей, инструкций по проведению каждого этапа урока; списка ролей участников и реквизита); подборку заданий, вопросов, упражнений, задач с решением; методов урока и средств обучения, разработки критериев оценки деятельности учащихся.

    Подбор заданий.

    Подбор заданий для необходимого урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга.)
    Задания должны быть занимательными ( по форме, содержанию, сюжету и т. д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образ мышления, сообразительность и т.д.
    Задания должны отличаться уровнем сложности, иметь практическую значительность и межпредметное содержание.
    Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.
    Задания должны быть непосредственно связаны с изучаемой темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при изучении уменияи навыков.
    При групповой работе на уроке учащиеся могут выполнять: одинаковое задание (если группа одноуровневая),задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способами решения, исходными данными (для одноуровневых групп), задания. Отличающиеся уровнем сложности (для равно уровневых групп), другие варианты. Объем задний, уровень их ложности, количество заданий для каждого учащегося (или группы) – все это зависит от времени проведения урока, характеристик класса (например, тема работы), индивидуальных способностей учащихся и других факторов.
    2. СОБСТВЕННО УРОК (выделяется 3 основных этапа):
    Первый этап. Он является предпосылкой формулирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы. Выяснятся степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участия в которых можно позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
    Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их полготовности; возрастные и психологические особенности.
    Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.
    Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
    3. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
    В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развитие учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также в отдельных рабочих группах.
    Проводить анализ можно в разных формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования или используя графические схемы анализа).
    Анализ урока можно проводить либо сразу после урока «по горячим следам», либо некоторое время спустя несколько дней или через месяц, чтобы проверить, что осталось в памяти. Возможно проведение двойного анализа (в разное время).
    Подготовительный этап.
    - наличие основных этапов подготовки: замысел (определение временных рамок); определение темы урока; определение формы урока;
    - занятости учителя и учащихся (подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо дидактического материала и т. д.);
    - распределение обязанностей (между учителем и учащимися);
    - разработка сценария (подробный план урока с указанием целей урока); инструкции по проведению каждого этапа урока; список ролей участников (роли распределяются сразу между учащимися) и реквизита; подборка заданий, вопросов, упражнений, задач и т.п. с решением и критерии их оценки; критерии оценки деятельности учащихся; вопросы для анализа урока.

    Основная часть урока.
    1. Наличие этапов урока в соответствии с избранной формой проведения
    а) Первый этап – постановка проблем, выяснение степени готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока, определение ситуаций, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
    б) второй этап -сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.
    в) Третий этап – формирование умений и навыков.
    2. Наличие творческих принципов урока: отсутствие формализма в проведении, максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке, эмоциональный тон урока, множественность мнений, педагогически целесообразная дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
    3. Оценивание итогов обучения, воспитания, развития учащихся. Все ученики или только некоторые из них, критерии оценки при разных видах и формах учебной работы, наличие или отсутствие итоговой оценки (оценка за подготовительный этап и работу на уроке), методика выставления оценки (учитель; учитель и капитан (при групповой работе); сами учащиеся (при индивидуальной форме работы, когда учащиеся анализируют выступление одноклассников; или при групповой работе – после обсуждения работы каждого члена группы); по ходу урока, в конце, после урока. Критерии оценки устных выступлений и письменных работ.

    ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ НЕОБЫЧНЫХ УРОКОВ


    1. Уроки с измененными способами организации.

    Урок – лекция «Парадокс». Лекция – обзор. Защита знаний. Защита идей. Урок вдвоем. Уроквстреча. Урок взаимоконтроля. Урок творческих применения.

    2. Уроки, опирающиеся на фантазию

    Урок-инструктаж. Урок сказка. Урок творчества. Урок — творческий отчет. Урок сочинение. Урок осмотр выставки. Урок вернисаж. Театрализованный урок (Спектакль, салон, сказка, студия, сюрприз). Урок — психодрама. Урок и моционного моделирования. Урок диалога культур.

    3. Уроки, имитирующие какие-либо занятия иливиды работ.
    Урок – экскурсия.
    ВИДЫ: по содержанию учебного материала (тематические, комплексные); по месту проведения; по основой дидактической цели и месту данной экскурсии в изучении темы. По времени проведения относительно изучаемых: вводные, предварительные, текущие, сопровождающие, итоговые или заключительные; комплексные.
    Формы: исторические экскурсии по изучаемому предмету, кино, теле экскурсии. Уроки обобщающего повторения по теме, разделу, курсу в форме экскурсии. Урок — заочная экскурсия. Урок – комплексная экскурсия. Урок – экспедиция. Урок – защита туристических проектов.

    4. Уроки состязательной игровой основой. Урок – игровая технология. Урок с дидактической игрой.

    Урок – игровая технология. Урок с дидактической игрой.
    Виды: обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
    Урок – ролевая игра. ВИДЫ: иминиционные (направлены на имитацию определённого профессионального действия), ситуационные (связаны с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации), условные(решение, например, учебных или производственных конфликтов).
    Формы: воображаемые путешествия. Дискуссии на основе распределения ролей. Пресс-конференции. Урок-игра «придумай проект». Урок – проверочный кроссворд. Урок в форме «Лото». Обобщающие уроки «Лото». Урок «Домино». Урок-соревнование. Урок-игра (обсуждение). Урок-турнир. Урок-блиц-турнир. Урок типа «Следствие ведут знатоки». Урок-игра «Клуб знатоков».
    Урок – деловая игра. Виды: производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
    Урок КВН. Игра-обобщение. «Что? Где? Когда?». Урок «Что? Где? Как?». Урок-эстафета. Урок-путешествие (виды: обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры). Урок изобретательства или защиты ученических проектов. Урок «Погоня за пятёрками». Урок «Час воспоминаний или встреча с прошлым».
    Урок – игра «Морской бой». Урок – учебный бой. Урок – игра «Кто лучше знает и помнит». Урок-игра«Восхождение». Урок «Счастливый промысел». Урок-игра «Крестики-нолики». Обобщающий урок – викторина. Урок-состязание. Урок-конкурс. Урок «Погружения в древность». Игры-тренинги. «Звёздный час». Обобщающий урок – защита. «Поле чудес».

    5. Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации.
    Урок – общественный смотр знаний. Урок-семинар. Урок-семинар в игровой форме. Итоговое собеседование. Урок зачёт. Урок – групповой зачёт. Урок-беседа. Урок-консультация (виды: тематические и целевые (уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачёта и т. д.). Урок-практикум. Урок моделирования.

    6. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала.
    Урок взаимообучения. Уроки, которые ведут ученики. Урок «Эврика». Урок-размышление. Урок-обозрение. Урок-решение. Урок-аннотация. Урок-монолог. Урок памяти. Урок открытых мыслей. Урок «Линия самореализации». Урок «Мой поэт». Урок осмысления жанра эссе. Урок-панорама. Урок открытого письма. Урок – устный журнал. Философский урок. Урок жизни. Урок-заказ. Урок-диалог. Урок отрицания. Урок портрет (виды: «урок-монтаж», «урок-представление»). Урок любви.

    7. Уроки по аналогии с организованными событиями.
    Урок-аукцион. Урок-ярмарка. Урок-конференция. Урок пресс-конференция. Урок – защита диссертации. Урок-юбилей. Урок-суд. Тематический урок. Урок – «редакция». Конференция – диспут. Урок-конференция с целью профориентации. Урок – «бенефис». Урок-посвящение. Урок – медицинский консилиум. Урок-концерт.

    8. Уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности.
    Урок-исследование. Урок – исследовательское занятие. Урок-интервью. Урок-диспут. Урок-дискуссия (виды: диалоги, групповые, массовые дискуссии). Урок — структурированная дискуссия. Урок – проблемно-проектная дискуссия. Урок-экспертиза. Урок – регламентированная дискуссия. Дискуссия с элементами игрового моделирования. Урок – командная дискуссия (дебаты). Урок – парная дискуссия («вертушка»). Дискуссия – «круглый стол». Урок-киностудия. Урок – «мозговая атака». Урок – «мозговая атака 66» (по Д.Филипсу). Урок – «мозговой штурм». Урок – «Двойное кольцо Сократа».

    Файлы: Путеводитель по Интернету, 8 — 9.doc
    Размер файла: 133120 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология