Автор конспекта:
Автор(ы): — Васильева Ольга Леонидовна

Место работы, должность: — МБОУ «Тылгынинская СОШ» Вилюйский район Республика Саха(Якутия)

Регион: — Республика Саха — Якутия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Знакомство с устаревшей лексикой как с одним из слоев лексического пласта языка.
Задачи урока: познакомить уч-ся с устаревшей лексикой (названиями частей тела, мужской и женской одежды, кухонной утвари) учить разграничивать и узнавать в текстах архаизмы и историзмы, уместно использовать устаревшие слова в современной речи, содействовать пополнению лексического запаса учащихся.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: —

флеш-карта с презентацией,

интерактивная доска

Проектор ,системный блок, клавиатура или мышка, ПК с выходом в интернет.

Используемые ЦОР: —

ЕК ЦОР school-

сollection.edu.ru .Электронное пособие "Семейный наставник"

Краткое описание: — практическая работа (с помощью разнообразных практических действий и с помощью ТСО учащиеся осваивают новую тему) Урок построен в виде лабораторной работы: 1. Цель (в виде проблемного вопроса); 2. Поиск ответа на проблемный вопрос (с помощью поисково-исследовательских работ и с помощью ТСО); 3. Итог (ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос).

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Подготовительный

флеш-карта;
интерактивная доска..Системный блок.
.Клавиатура и мышь.
.Проектор.
.Диск «Семейный наставник»

Создание презентации, сохранение ее на флеш-карте;
создание рисунка и сохранение его на интерактивной доске. Подключение всех составляющих к сети. Проверка на вирусы. Пробное подключение.

1

Установочный.
Постановка проблемного вопроса
(как он будет сформулирован – во многом зависит от учащихся).
Можно предложить: какие слова называются устаревшими и для чего они нужны? Или Почему устаревшие слова делятся на архаизмы и историзмы? или Почему слова устаревают?

Флеш-карта с презентацией к теме.

Демонстрация слайдов с отрывками из сказок Пушкина,в которых есть архаизмы и историзмы, и иллюстрациями к ним, на которых виден названный предмет.

Угадывают тему урока и значения устаревших слов слов в современном варианте ; приходят к выводу: как различать архаизмы от историзмов.

4

2

Практическая работа-закрепление.

. Электронная таблица на слайде (пустая) с 3 графами: части тела человека, одежда,
кухонная утварь.

Раздача идентичных
таблиц каждому (бумажный вариант), список устаревших слов и словарей для заполнения таблицы.

Пользуясь словарями, узнают значения слов и соответственно распределяют по тематическим графам.

10

3

Проверка

Всплывают правильные ответы.

Щелкает мышкой для показа следующего слайда. Затем сворачивает презентацию.

Сравнивают правильность своих ответов по электронной таблице.

2

4.

Самостоятельная

Работа

Интернет:
1. ЕК ЦОР school-

сollection.edu.ru .

Предлагает посмотреть на старинные костюмы и предметы женской и мужской одежды и головные уборы.
Указывает на записанный на доске адрес портала
ЕК ЦОР school-

collection.edu.ru.
Объясняет, что нужно войти в каталог для ученика, выбрать класс, предмет «Искусство».

Затем в Учебном материале найти коллекцию «История русского костюма» . В коллекции посмотреть 3 картины : К.Е.Маковского «Боярин» и «Боярышня»,
А.П.Рябушкина «Семья купца в ХIIв»

Подключение к интернету, вход
в указанный учителем портал и каталог. Просмотр картин и чтение комментариев к ним. Обращают внимание на такие предметы одежды, как кафтан, воротник-козырь, кушак, тафья, кика, зипун, охабень.
Рефлексия по увиденному и прочитанному.

12

5.

Практическая работа.

2.Интерактивная доска

Включает заранее нарисованное и сохраненное изображение отрока с беспорядочно расписанными архаизмами –названиями частей тела человека.

Подходят к доске и карандашом проводят соответствия.

3

6

Физкультзарядка.

2. В начале зарядки рисунок с указанными частями тела включен, в середине – выключается.

Называет части тела на современном языке, затем соответствующие архаизмы, затем, выключив инт.доску, все спутывает (темп убыстряется)

Оставаясь у доски, по команде учителя дотрагиваются до названной части тела. Получается весело и познавательно.

5

7

Тестирование
(проверочная работа)

6.электронное пособие- программно-методический комплекс "Семейный наставник", тема "Архаизмы и историзмы", режим -контроль с поощрением

Вводит в дисковод диск, открывает нужную тему, тест.
По завершении –выводит диск из дисковода и прикрывает окошко проектора, чтобы ребята не отвлекались.

Каждый по кругу выполняет по 1 заданию- определяет –архаизм это или историзм. Аргументирует свой выбор ответа. Радуются поощрению (всплывающей веселой картинке).

4

Файлы: Урок Лексические нормы 10 класс, Грицкова Е.П.rar
Размер файла: 518969 байт.

Рубрики: Русский язык Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология