Автор конспекта:
Автор(ы): — Васильева Ольга Леонидовна
Место работы, должность: — МБОУ «Тылгынинская СОШ» Вилюйский район Республика Саха(Якутия)
Регион: — Республика Саха — Якутия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Знакомство с устаревшей лексикой как с одним из слоев лексического пласта языка.
Задачи урока: познакомить уч-ся с устаревшей лексикой (названиями частей тела, мужской и женской одежды, кухонной утвари) учить разграничивать и узнавать в текстах архаизмы и историзмы, уместно использовать устаревшие слова в современной речи, содействовать пополнению лексического запаса учащихся.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: —
флеш-карта с презентацией,
интерактивная доска
Проектор ,системный блок, клавиатура или мышка, ПК с выходом в интернет.
Используемые ЦОР: —
ЕК ЦОР school-
сollection.edu.ru .Электронное пособие "Семейный наставник"
Краткое описание: — практическая работа (с помощью разнообразных практических действий и с помощью ТСО учащиеся осваивают новую тему) Урок построен в виде лабораторной работы: 1. Цель (в виде проблемного вопроса); 2. Поиск ответа на проблемный вопрос (с помощью поисково-исследовательских работ и с помощью ТСО); 3. Итог (ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос).
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Подготовительный
флеш-карта;
интерактивная доска..Системный блок.
.Клавиатура и мышь.
.Проектор.
.Диск «Семейный наставник»
Создание презентации, сохранение ее на флеш-карте;
создание рисунка и сохранение его на интерактивной доске. Подключение всех составляющих к сети. Проверка на вирусы. Пробное подключение.
1
Установочный.
Постановка проблемного вопроса
(как он будет сформулирован – во многом зависит от учащихся).
Можно предложить: какие слова называются устаревшими и для чего они нужны? Или Почему устаревшие слова делятся на архаизмы и историзмы? или Почему слова устаревают?
Флеш-карта с презентацией к теме.
Демонстрация слайдов с отрывками из сказок Пушкина,в которых есть архаизмы и историзмы, и иллюстрациями к ним, на которых виден названный предмет.
Угадывают тему урока и значения устаревших слов слов в современном варианте ; приходят к выводу: как различать архаизмы от историзмов.
4
2
Практическая работа-закрепление.
. Электронная таблица на слайде (пустая) с 3 графами: части тела человека, одежда,
кухонная утварь.
Раздача идентичных
таблиц каждому (бумажный вариант), список устаревших слов и словарей для заполнения таблицы.
Пользуясь словарями, узнают значения слов и соответственно распределяют по тематическим графам.
10
3
Проверка
Всплывают правильные ответы.
Щелкает мышкой для показа следующего слайда. Затем сворачивает презентацию.
Сравнивают правильность своих ответов по электронной таблице.
2
4.
Самостоятельная
Работа
Интернет:
1. ЕК ЦОР school-
сollection.edu.ru .
Предлагает посмотреть на старинные костюмы и предметы женской и мужской одежды и головные уборы.
Указывает на записанный на доске адрес портала
ЕК ЦОР school-
collection.edu.ru.
Объясняет, что нужно войти в каталог для ученика, выбрать класс, предмет «Искусство».
Затем в Учебном материале найти коллекцию «История русского костюма» . В коллекции посмотреть 3 картины : К.Е.Маковского «Боярин» и «Боярышня»,
А.П.Рябушкина «Семья купца в ХIIв»
Подключение к интернету, вход
в указанный учителем портал и каталог. Просмотр картин и чтение комментариев к ним. Обращают внимание на такие предметы одежды, как кафтан, воротник-козырь, кушак, тафья, кика, зипун, охабень.
Рефлексия по увиденному и прочитанному.
12
5.
Практическая работа.
2.Интерактивная доска
Включает заранее нарисованное и сохраненное изображение отрока с беспорядочно расписанными архаизмами –названиями частей тела человека.
Подходят к доске и карандашом проводят соответствия.
3
6
Физкультзарядка.
2. В начале зарядки рисунок с указанными частями тела включен, в середине – выключается.
Называет части тела на современном языке, затем соответствующие архаизмы, затем, выключив инт.доску, все спутывает (темп убыстряется)
Оставаясь у доски, по команде учителя дотрагиваются до названной части тела. Получается весело и познавательно.
5
7
Тестирование
(проверочная работа)
6.электронное пособие- программно-методический комплекс "Семейный наставник", тема "Архаизмы и историзмы", режим -контроль с поощрением
Вводит в дисковод диск, открывает нужную тему, тест.
По завершении –выводит диск из дисковода и прикрывает окошко проектора, чтобы ребята не отвлекались.
Каждый по кругу выполняет по 1 заданию- определяет –архаизм это или историзм. Аргументирует свой выбор ответа. Радуются поощрению (всплывающей веселой картинке).
4
Файлы: Урок Лексические нормы 10 класс, Грицкова Е.П.rar
Размер файла: 518969 байт.