Автор конспекта:
Автор(ы): — Мамонтов Алексей Васильевич
Место работы, должность: — МОУ Каипская СОШ, Алтайский край, Ключевский район с. Каип
Регион: — Алтайский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Технология
Цель урока: —
1.1 Обеспечить усвоения устройства токарного станка, назначение, принцип действия , устройство и назначение отдельных узлов и деталей.
1.2 Способствовать формированию и развитию умений и навыков выбора и подготовки заготовки для точения, настройки станка, установки заготовки, управления токарным станком по дереву СТД-120М.
1.3 Способствовать запоминанию основной терминологии технологического процесса точения и названий элементов станка.
1.4 Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик СТД-120М.
1.5 Способствовать осознанию основного технологического материала.
1.6 Способствовать формированию представления о токарном станке как технологической машины.
1.7 Создать условия для выявления причинно-следственных связей:
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 8
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. П.С. Самородский, В.Д.Симоненко, А.Т. Тищенко. Технология. Трудовое обучение. М. «Вентана-Граф». 1998.
Используемая методическая литература: —
1. В.И. Ревуцкий, А.А. Улога. Дидактический материал по техническому труду. 5-6 классы. Минск. «Народная Асвета». 1987.
Используемое оборудование: —
— столярная мастерская;
— токарный станок по дереву СТД-120М — 4шт.;
— набор стамесок, гаечный ключ 14×17;
— ножовка, метр, шило, коловорот со сверлом, карандаш, пластическая смазка;
— цилиндрическая березовая заготовка ø50мм, длиной 400мм;
— компьютер;
— мультимедиапроектор с экраном;
— устройство группового контроля.
Краткое описание: — 1.Организационный момент (3мин): 2. Актуализация знаний учащихся (3мин.): 3. Постановка целей занятия(3мин.): 4. Изложение учителем нового материала(15мин.): 5. Физкультминутка(1 мин). (слайд 14, приложение 1). 6. Закрепление и контроль знаний(16мин.): 7. Лабораторно-практическая работа(25мин.): 8. Уборка рабочих мест(10мин.). 9. Подведение итогов занятия учителем(4мин.): 10. Рефлексия (приложение 2) 11. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания(1мин.):
Тема:Устройство токарного станка по дереву
Модуль: Деревообработка.
I.Дидактическое обоснование занятия
Цели занятия:
1. Образовательные цели:
1.1 Обеспечить усвоения устройства токарного станка, назначение, принцип действия , устройство и назначение отдельных узлов и деталей.
1.2 Способствовать формированию и развитию умений и навыков выбора и подготовки заготовки для точения, настройки станка, установки заготовки, управления токарным станком по дереву СТД-120М.
1.3 Способствовать запоминанию основной терминологии технологического процесса точения и названий элементов станка.
1.4 Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик СТД-120М.
1.5 Способствовать осознанию основного технологического материала.
1.6 Способствовать формированию представления о токарном станке как технологической машины.
1.7 Создать условия для выявления причинно-следственных связей:
· Раскрыть причины брака при точении;
· Выяснить последствия нарушения правил техники безопасности при подготовке станка к работе, во время точения, неправильном подборе и установке заготовки.
1.8 Способствовать пониманию закономерности зависимости качества обрабатываемой поверхности от скорости вращения шпинделя, положения стамески.
2. Развивающие цели:
2.1 Способствовать развитию речи учащихся (обогащению и усложнению словарного запаса, усилению выразительности и оттенков).
2.2 Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения формы).
2.3 Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
2.4 Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.
2.5 Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
3. Воспитательные цели:
3.1 Способствовать формированию и развитию нравственных(добросовестности, дисциплинированности), трудовых(мотивов труда и учения, добросовестного отношения к труду) и эстетических качеств личности.
3.2 Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
IV. Профориентационные цели:
4.1 Обобщить у учащихся знания о сфере трудовой деятельности токаря, столяра.
4.2 Воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока:
1.Материальнотехническая база
— столярная мастерская;
— токарный станок по дереву СТД-120М — 4шт.;
— набор стамесок, гаечный ключ 14×17;
— ножовка, метр, шило, коловорот со сверлом, карандаш, пластическая смазка;
— цилиндрическая березовая заготовка ø50мм, длиной 400мм;
— компьютер;
— мультимедиапроектор с экраном;
— устройство группового контроля.
2. Дидактическое обеспечение:
— презентация;
— образцы объекта труда;
— инструкция лабораторно-практической работы.
Методы обучения
1. Объяснительно-иллюстративный.
2. Репродуктивный.
3. Частично-поисковый.
Словарная работа
Токарный станок, передняя бабка, задняя бабка, подручник, каретка, патрон, планшайба, трезубец, пиноль.
Формы организации познавательной деятельности:
1. Прослушивание информации.
2. Просмотр информации.
3. Повторение информации.
4. Решение заданий.
5. Практическая работа.
Тип урока
Комбинированный (изучение теоретического материала, повторение и контроль усвоения его, формирование практических умений и навыков при выполнении лабораторной работы).
II. Ход урока
1. Организационный момент (3мин):
-приветствие;
— проверка явки учащихся;
— заполнение учителем классного журнала;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— доведение до учащихся плана урока.
2. Актуализация знаний учащихся (3мин.):
— рассказ о необходимости операции точения с использованием токарного станка по дереву при проведении столярных и других работ;
— сходство общего устройства токарного по дереву с другими технологическими машинами (наличие типовых узлов и деталей).
3. Постановка целей занятия(3мин.):
— Учитель объявляет тему занятия.
— Учащиеся пытаются поставить стоящие перед ними цели.
— Учитель помогает с формулировками целей.
— Цели конкретизируются (слайд 3, приложение 1 ).
4. Изложение учителем нового материала(15мин.):
рассказ с демонстрацией слайдов презентации:
— Назначение токарного станка по дереву. (слайд 4, приложение 1).
-Устройство СТД-120М. (слайд 5, приложение 1).
— Расшифровка маркировки станка. (слайд 6, приложение 1).
— Устройство передней бабки станка. (слайд 7, приложение 1).
— Устройство задней бабки станка.(слайд 8, приложение 1).
— Устройство подручника с держателем. (слайд 9, приложение 1).
— Знакомство с кинематической схемой СТД-120М.(слайд 10, приложение 1).
— Знакомство с шпиндельными приспособлениями. (слайд11, приложение 1).
— Технология подготовки заготовки к установке в станок. (слайд 12, приложение 1).
— Правила техники безопасности при наладке СТД-120М.(слайд 13, приложение 1).
5. Физкультминутка(1 мин). (слайд 14, приложение 1).
6. Закрепление и контроль знаний(16мин.):
(с использованием устройства группового контроля)
— Проверка усвоения устройства токарного станка по дереву СТД-120М. (слайд 15, приложение 1).
— Проверка знаний кинематической схемы СЬД-120М.(слайд 16, приложение 1).
— Закрепление произношения и правописания новых слов, изученных по теме.(слайд 17, приложение 1).
7. Лабораторно-практическая работа(25мин.):
« Изучение устройства токарного станка для обработки древесины.»
7.1 Вводный инструктаж учителя:
- сообщение названия лабораторно-практической работы;
— разъяснение задач лабораторно-практической работы;
— ознакомление со средствами, используемых при выполнении работы( СТД-120, линейка, гаечный ключ, шило, коловорот со сверлом, ножовка, карандаш, заготовка);
— ознакомление с учебно-технической документацией (инструкция по выполнению лабораторно-практической работы, технологическая карта «заготовка для точения»)(слайд 12, приложение 1).
— предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
— инструктаж по технике безопасности.
7.2 Самостоятельная работа учащихся по выполнению лабораторно-практической работы.
7.3 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися лабораторно-практической работы):
7.3.1 Формирование новых умений:
— проверка организованности начала работы учащихся;
— проверка организации рабочих мест учащихся (верстак, инструменты, станок);
— соблюдение правил безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.
7.3.2 Усвоение новых знаний:
— проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
— инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
7.3.3 Целевые обходы:
— инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
— концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
— оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
— контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
— рациональное использование рабочего времени учащимися.
7.4 заключительный инструктаж учителя:
- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
— разбор типичных ошибок учащихся;
— вскрытие причин допущенных ошибок;
— повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
8.Уборка рабочих мест(10мин.).
9. Подведение итогов занятия учителем(4мин.):
- сообщение учителем о достижении целей занятия;
— объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся;
— выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;
— сообщение о теме следующего урока
— задание учащимся на подготовку к следующему уроку.
10. Рефлексия (приложение 2)
11. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания(1мин.):
— изучить содержание учебника §9;
— ответить на вопросы стр. 53 учебника.
Литература:
1. П.С. Самородский, В.Д.Симоненко, А.Т. Тищенко. Технология. Трудовое обучение. М. «Вентана-Граф». 1998.
Приложение 2
Суждения
Да
Нет
Не знаю
На уроке я:
1. узнал много нового;
2. показал свои знания;
3. с интересом общался с учителем и одноклассниками.
На уроке я чувствовал себя:
1. свободно;
2. скованно;
3. уютно.
На уроке мне понравились:
1. Процесс изучения устройства станка по дереву.
2. Выполнение лабораторно-практической работы.
3. Методы проверки знаний.
Рефлексия
Файлы: Презентация1.ppt
Размер файла: 4111872 байт.