Автор конспекта:
Автор(ы): — Кошман Елена Александровна

Место работы, должность: —

МОУ НОШ №95 учитель начальных классов

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

Цель: Продолжить работу над произведением В.А. Осеевой «Волшебное слово», научить подтверждать свои высказывания цитатами из текста, подбирать заголовки к частям текста.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Клеманова Л.Ф. Литературное чтение.

2. С.Я. Маршак "Ежели вы вежливы"

Используемая методическая литература: —

1. Байкова М.И., Гостимская Е.С, Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс.

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор, экран.

Используемые ЦОР: —

Презентация В.А. Осеева "Волшебное слово"

Краткое описание: —

Урок начинается с психологического настроя на занятие. Дыхательная гимнастика и речевая разминка помогают разработать артикуляционный аппарат. Далее детям даётся определение таких понятий, как невежа и невежда и предлагается поработать со скороговоркой, связанной с темой урока. Отработать технику чтения предлагается с помощью произведения С.Я. Маршака Ежели вы вежливы. Здесь используются разнообразные приёмы работы над чтением. Более подробно разобрать произведение В.А. Осеевой Волшебное слово помогают хорошо подобранные иллюстрации и опорная схема, которая выстраивается по ходу урока. В уроке используется фронтальная, групповая и индивидуальная работа. Так же ребятам предлагается поработать самостоятельно над одной из частей текста и вписать пропущенные предложения. Итогом урока служит работа над пословицами о добре, которые дети готовят к уроку заранее. Домашнее задание ребятам предлагается на выбор.

Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Школа России».

Тема: В.Осеева «Волшебное слово»

Цель: Продолжить работу над произведением В.А. Осеевой «Волшебное слово», научить подтверждать свои высказывания цитатами из текста, подбирать заголовки к частям текста.

Задачи

1. Совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения целыми словами; учить составлению картинного плана, находить главную мысль части; связно излагать прочитанное.

2 .Развивать внимание, память, логическое и образное мышление, умение высказывать свое мнение и отстаивать его;

3. Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к окружающим, вежливого поведения.

Ожидаемые результаты:

— уметь подтверждать свои высказывания цитатами из текста;

— уметь находить главную мысль части, уметь озаглавить эту часть;

— осознание детьми важности использования в речи вежливых слов.

Формы организации работы детей:

Индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах

Формы организации работы учителя:

Обучающе-образовательная, психологическая, развивающая

Методическая и/или педагогическая эффективность используемых технологий.

Система разнообразных обучающих форм, используемых на уроке, позволяет применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе — воспитательное значение, формирует системные знания и личностные качества.

Ход урока.

  • Организационный момент. Психологический настрой на урок. (Слайд 1)
  • Всем, всем – добрый день!

    Прочь с дороги, злая лень!

    Не мешай учиться,

    Не мешай трудиться!

    Работаем старательно,

    Слушаем внимательно.

    Все расселись по местам,

    Никому не тесно,

    По секрету скажем вам:

    «Будет интересно!»

    Учитель: На уроке наши глаза внимательно смотрят

    И всё……. (видят)

    Уши внимательно слушают

    И всё……(слышат)

    Голова хорошо……(работает)

  • Дыхательная гимнастика.
  • Вдох через нос – выдох через нос;

    Вдох через нос – выдох через нос; (частями)

    Вдох через рот – выдох через рот;

    Вдох через рот – выдох через рот; (частями)

  • Артикуляционная гимнастика, массаж
  • Массаж висков, ушки, крылья носа (круговые движения)

    Заводим моторчики (р-р-р-р), темп постепенно ускоряется.

  • Речевая разминка. (Слайд 2)
  • Прочитайте гласные И А У Э Ы О

    • Произнесите их на одном дыхании. Попробуем произнести на одном дыхании две строчки подряд.
    • Прочитайте эти гласные так, как будто вы очень устали и кое-как идёте,
    • А теперь так, как будто вы скачете в припрыжку.

    Добавим слог.Прочитайте его (БИПТ).

    • Прочитаем этот слог, добавляя гласные (бипти, бипта, бипту ит.д)
    • Прочитаем слоги с ласковой, нежной интонацией, ставя ударение на последнем гласном.
    • Прочитаем так, как будто вы очень рассердились, ставя ударение на первом гласном.

    Найди спрятанные слово: (Слайд 3)

    Смлывкжешыдлыыневежаыпжыпыле (невежа)

    Чваыдваневеждадегыуеыжущшкеннеу (невежда)

    -Правильно. А кто знает чем отличаются эти слова? Кого мы называем невежей, а кого невеждой?

    (Слайд 4)

    Невежа- Грубый, невоспитанный человек

    Невежда- малообразованный человек, но обычно желающий научиться всему.

    — Верно. А какое из этих двух слов будет близким по значению слову вежливость?

    (Слайд 5)

    До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «Вежа». И раньше два эти слова были синонимами. Вежа – это человек, который знает как себя вести в обществе. Отсюда и вежество. Вежество –качество ценное и обязательное, поэтому учили вежеству в школах на ряду с другими предметами. Позднее вежество превратилось в вежливость.

    Не путайте эти слова. Они несут абсолютно разное значение.

    Посмотрите, какая скороговорка у меня получилась.

  • Работа со скороговоркой. (Слайд 6)
  • Невежа — не невежда,

    Невежда – не невежа.

    Чтение про себя, вслух, по рядам с увеличением темпа. Работа в парах, какая пара быстрее и дружнее расскажет скороговорку.

    Хорошо. Вежливость – это то качество, которое важно для всех людей. И помогают нам быть вежливыми литературные произведения.

  • Работа над произведением С. Маршака «Ежели вы вежливы».
  • Перед каждым ребёнком на парте лежит текст этого произведения.

    • Чтение «Буксир» (Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели «поймать» темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.)

    — Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы. До конца произведение читаем вслух «жужжащим» чтением.

    • «Бросок- засечка» (Исходное положение – руки на коленях, спина ровная. Следить за текстом ребёнок должен только глазами. При слове «бросок» дети начинают читать про себя. При слове «засечка» — дети поднимают головы, отрывают глаза от текста и некоторое время отдыхают. Затем снова при слове «бросок» ребята начинают читать. Они должны постараться как можно быстрее найти то слово, на котором остановились. И так несколько раз.)

    — Кто сразу же находил то слово, на котором остановился? А кому для этого нужно было начать читать весь текст сначала?

    — Скажите, какого человека автор называет вежливым?

    7. Физинутка для глаз

    8. Актуализация знаний

    — Вспомните над каким разделом мы работаем? (Я и мои друзья)

    — Какое произведение мы начали изучать на предыдущем уроке литературного чтения? (Волшебное слово) (Слайд 10)

    -Кто его автор? (В.А. Осеева) Что вы запомнили из биографии В.А. Осеевой? Какие книги Осеевой вы уже читали?

    — Вспомните, какие слова стали девизом всей работы В.А. Осеевой? (Мало уметь читать – надо уметь думать.)

    Молодцы. Сегодня на уроке мы продолжим нашу работу над произведением «Волшебное слово» (Слайд11)

    Я предлагаю взять девизом урока такие слова: «Волшебное слово помочь всегда готово». А в конце занятия проверим, действительно ли это так и волшебное слово всегда готово прийти нам на помощь.

    Ну, а сначала проверим как вы знаете содержание текста. (Слайд 12), (Слайд 13)

    — Найдите лишние вопросы, которые не относятся к произведению.

    • Правильно ли поступила Оля, когда съела два пирожных? (+)
    • Какую силу имеют вежливые слова?
    • Почему Павлик был сердит и разговаривал со старичком грубо?
    • Почему Кате вдруг стало радостно? (+)
    • Как изменилось отношение родных к мальчику?
    • Что придумали девочки, для того, что бы общаться через стекло? (+)
    • Чем помог старик Павлику?

    К каким произведениям относятся эти вопросы? («Анна, не грусти!», «Два пирожных»)

    — Расставьте эти вопросы в прядке следования текста.

    • Почему Павлик был сердит и разговаривал со старичком грубо?
    • Чем помог старик Павлику?
    • Как изменилось отношение родных к мальчику?
    • Какую силу имеют вежливые слова?

    — Давайте ответим на эти вопросы.

    9 Постановка цели урока.

    Хорошо. Вчера мы разделили текст на 2 части. В первой мы узнали каким был Павлик до того, как старик рассказал ему о волшебном слове. Во второй – что происходило после этого разговора.

    Сегодня мы будем работать с каждой частью более подробно. Я предлагаю Вам в конце урока сделать вывод: как изменилось поведение Павлика и отношение к нему окружающих людей. И проверить, а действительно ли волшебное слово помочь всегда готово.

    10. Работа над 1 частью текста. (Слайд 14)

    • Перед вами иллюстрация к тексту. Что вы видите на ней? Найдите отрывок, к которому она относится

    — Как вёл себя Павлик при встрече со стариком?

    — Как можно назвать его поведение?

    — Ребята, а вам нравится Павлик?

    — Давайте найдём слова, которые характеризуют поведение мальчика, его эмоциональное состояние. (красное, сердитое лицо, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, крикнул, стукнул кулаком) (Слайд15)

    Давайте послушаем девочек, которые приготовили выразительное чтение диалога мальчика и старика. (чтение подготовленного отрывка)

    -Смогли ли девочки передать нужную интонацию?

    — Кого можно пожалеть в этой ситуации, кому посочувствовать Павлику или старичку?

    Давайте озаглавим эту иллюстрацию словами из текста. («Скоро совсем убегу!») (Слайд16)

    • Посмотрите внимательно на следующую иллюстрацию. Что вы теперь видите на ней? (Слайд17)

    Найдите отрывок к этой иллюстрации.

    — Как помог старик Павлику?

    — Почему старик решил ему помочь?

    — А как нужно было произносить волшебное слово?

    — Павлик поверил старику? (нет, он отнёсся к словам с недоверием)

    — Скажите, а старик был волшебником? Ведь он же произнёс волшебное слово? Докажите свои слова.

    Давайте найдём в тесте такие слова, которые подтверждают сходство старика с волшебником ( Длинная, седая, мягкая борода, прошептал на ушко, добрый, ) всё это делает его похожим на волшебника. (Слайд18)

    Давайте озаглавим эту часть словами из текста («Есть такое волшебное слово…») (Слайд19)

    — Посмотрите, какая у нас получилась таблица.(Слайд 20) Вот таким был Павлик до встречи со стариком.

    Физминутка. (Слайд 21)

    11. Работа со 2 частью.

    — Давайте проследим как же менялось отношение родных к мальчику.

    • — Итак, сначала он пришёл к Лене. Найдите отрывок, который я назвала «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста…» (Слайд 22)

    — Как сначала повела себя Лена, когда Павлик подошёл к ней? (зачитать)

    — А какова была её реакция после услышанного волшебного слова? (широко раскрыла глаза, пальцы разжались, смущённо пробормотала).(Слайд23) Зачитайте.

    Давайте добавим эти выражения в нашу схему. (Слайд 24)

    • А что же было с бабушкой? Как она отвечала Павлику в начале рассказа? (Слайд 25)

    — А как изменилось поведение бабушки после услышанного волшебного слова? Зачитайте. (выпрямилась, лицо засияло, выбрала самый лучший пирожок)

    (Слайд 26)

    Озаглавьте отрывок словами Павлика.( «Дай мне кусочек пирожка, пожалуйста…») (Слайд27)

    Давайте добавим в нашу схему нового героя . (Слайд 28)

    • Сейчас вы самостоятельно прочитаете часть, которую я назвала «Возьми меня, пожалуйста». (Слайд 29)

    Перед вами на партах лежат небольшие отрывки из этой части. Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок, прочитать его и вписать в ваши листочки пропущенное предложение. (Работа по рядам)

    (Слайд 30), (Слайд31), (Слайд32), (Слайд33 )

    — Итак, как произнёс Павлик свои слова, когда подошёл к брату? (Положил руку на плечо..) 1ряд

    — Как сначала отнёсся к его словам брат? (поднял брови и усмехнулся) 2 ряд

    — А какова была его реакция потом? (громко засмеялся, потрепал по плечу, взъерошил волосы) 3 ряд.

    Итак, посмотрите какая у нас получилась схема. (Слайд 34)

    -Каким же было поведение Павлика в начале произведения и каким оно стало в конце рассказа. Как оно изменилось? Изменилось ли и отношение к нему людей?

    — А вот такой Павлик вам нравится? Каким теперь вырастет этот мальчик?

    — Так был ли старик волшебником? А что это за слово было такое волшебное? А есть ли ещё другие волшебные слова? Пример приведите.

    — Так действительно ли волшебное слово помочь всегда готово?

    У меня для вас есть ещё одна иллюстрация. (Слайд35) В конце произведения Павлик вернулся обратно к скамейке. А с какой целью Павлик это сделал? (сказать спасибо.) Это ещё раз доказывает, что мальчик изменился.

    12. Итог. Работа с пословицами. (Слайд 36)

    -Вы должны были дома подобрать пословицы о добре. Что у вас получилось. А подобрала вот такие пословицы.

    Из предложенных пословиц выберите ту, которая отражает смысл нашего произведения. (На добрый привет – добрый ответ)

    — Писатель Юрий Яковлев сказал « У многих книг важная задача – помочь ребятам жить» А эта книга в чём нам может помочь? Какая задача у этого произведения?

    — Действительно, в жизни очень важно быть вежливым человеком и как можно чаще говорить людям добрые слова. Ведь на добрый привет и добрый ответ.

    13. Домашнее задание. (Слайд 37)

  • Подготовить выразительное чтение отрывка по ролям.
  • Подготовить подробный пересказ любой из частей.
  • Составить кроссворд из вежливых слов.
  • Вы можете выбрать домашнее задание по своему усмотрению.

    - Спасибо за урок! (Слайд 38 )

    Файлы: Праздник Азбуки.doc
    Размер файла: 57856 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология