Автор конспекта:
Автор(ы): — Лавренцова Н..А.

Место работы, должность: — МОУ лицей №3 г.Зернограда Ростовской области

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: — — дать учащимся представление о литературном творчестве Даля, его толковом словаре, — продолжать учить различать литературную сказку и обработку народной сказки, — в анализе художественных достоинств сказки и лексической игре развивать чутье к слову, чувство рифмы, образность речи.

Краткое описание: — Виды деятельности: • Обобщающее повторение, • ориентировка в авторстве отрывков, • работа с авторским текстом- выборочное чтение, • рассказ о В.Дале, его словаре, • практическая работа со словарем, • лексическая игра « Кузовок», • чтение и анализ сказки, • упражнения в совершенствовании выразительности чте-ния.

Ход урока:

1. Психологический настрой:
2. Обобщающее повторение материала предыдущего урока в беседе.
А) На доске помещены портреты писателей. Ученики узнают и называют их.
- Что объединяет этих русских поэтов? ( 1831г на даче в Царском селе состоялось поэтическое состязание Пушкинаи Жуковского на лучшийпересказ народной сказки. « Судил» состязание Гоголь.)
Б) Различия между литературной сказкой и обработкой народной сказки.
- Вчерамы выяснили, что написанные на основе народных, сказки Пушкина и Жуковского являются литературными, авторскими сказками, анехудожественными обработками.
- Вспомните в чем разница между литературнойсказкой и обработкойнародной сказки, имеющими один и тот же сюжет? ( Для обработки – характерен пересказ народной сказки.Он сохраняет сюжет и персонажей. Литературная сказка на народный сюжет- новая, самостоятельная сказка.Она может иметь сложный сюжет, большее количество героев. В ней глубже прописаны характеры героев, она красивее.В нейчувствуется стиль автора, его идеи. Главная мысль шире, глубже чем в обработке.)
В) Определение авторства сказки по отрывку.
— Вы сказали, что в литературной сказке видно лицо автора. Попробуйте определитьавторство двух сказочных отрывков.( Читаются отрывки из сказок Пушкина и Жуковского) ( По отрывку первой сказки видно, что он написан для детей. А для детей писал Жуковский. Второй отрывок написан слогом, очень похожим на слог Пушкина. Написан легко, понятно.
Г) Откройте учебник. Найдите и зачитайте отрывки, из которых мы узнали о том, как хотел писать для детей Жуковский и как писал всегда Пушкин.
3. Новый материал урока.

В.И. Даль- автор толкового словаря,собиратель слов, пословиц, сказок инародных игр. Даль учит нас бережному отношению к русскому языку.
— Сегодня мы встретимся с одним из писателей, который помогает нам понимать поэзию, развивать слух к красоте, выразительность нашего языка.
Работа по учебнику ( стр 124)
— Что вы узнали о В.И. Дале? ( Дети пересказывают то , что запомнили из прочитанного)
В.И. Даль был офицером, потом окулистом ( главным врачом), но самым главным делом в его жизни, которое принесло его имени славу и известность, а нам дало великолепный « Словарь живого великорусского языка», было собирание русских слов, уяснение их значения. За свою жизнь В.И.Даль собрал около 200000 слов ( словарь).
— Откроем егои посыпятся на нас звонкие, сочные, мягкие,громкие, тихие, шуршавые, звенящие – разные живые русские слова. Те которыми мы с вами пользуемся каждый день. И те, значение которых, может быть, не знаем. Выпало из словаря одно русское слово – кузовок. Что такое? Из чего сделано?Для чего предназначено?
4.Практическая работа со словарем.

— Не будем теряться в догадках, поищем ответа у Даля.
Кузовок – плетеная корзиночка для ягод и грибов.
- С таким кузовком не только в лес по ягоды и грибыходили, но играли в интересную, развивающую речь игру. Такую игруДаль увидел, когда впоискахновых слов для своего словаря бывал в деревне. Давайте прочитаем,как он описывает ее.
( Дети читают « Кузовок» В. Даля.)
— Понятны ли вам правила игры?( Она похожа на игру в фанты)
А какимсловом назван у Даля фант – залог?
- Что нужно сделать, чтобы не отдатьзалог? ( Правильно подобрать слова, чтобы не ошибиться)

5. Лексическая игра « Кузовок».
— Сыграем в игру, которой нас учил Даль. Будем называть слова, заканчивающиеся на – ка, с ударением на последнем слоге. ( машинка,корзинка,пружинка, снежинка, перинка)
6. Чтение и анализ сказки « Война грибов с ягодами»

-литературнаяобработкаВ. Далем народной сказки.
- Закончили играть. Пора и сказку послушать. ( Учитель читает сказку)
-Какому типу принадлежит эта сказка: волшебная или бытовая? ( Сказка ближе
к шутке,забаве, прибаутке).
- Обратите внимание на характеры грибов – персонажей. ( Зачитываются
диалоги)
- Обратите внимание, что в разговоре грибов есть рифма. Найдите ее.
- А найдете ли вы пословицу?
7. Практическая работа с текстом.

— Найдите и отметьте в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для
русского простонародного языка.
( Под дубочком сидючи, на грибы глядючи, сила великая, сладка ягодка,
помочь полным – полнешенько, всем грибам голова…)
- Какие определения дает В.И.Даль всказкеперсонажам? (волнушки –
старушки, сморчки – старички, тетка Варвара – широкие карманы).
-Много в сказке и просторечий « помочь окликать», « из земли прет», « отказалися», « пятой затопчим», « пыжится», « дуется».
— Как вы думаете почему В.Даль пересказывая сказку сохранил просторечия?Дальне ставил целью написать литературную сказку, а хотел передать в обработке ее народное значение. Он сам обогащал сказки народнымипословицами, загадками, присказками).
— Послушайте, как писали о сказках В.И.Даля вжурнале « Москвитянин» в 1842 году «Не сказки сами по себе были ему важны, а русское слово, и сказка служила ему предлогом, народный колорит сказок был усилен Далем множеством пословиц, поговорок, метких образных словечек, введенных в текст сказки».
- Перечитайте последний абзац сказки, где описан процесс сортировки грибов.
- Почувствовали ли вы рифму?
- Наверное, так, приговаривая в рифму, русские крестьяне, междуделом занимались своей работой, создавали « живой великорусский язык»,который так хорошо знал, любил В.И.Даль.
8. Совершенствование выразительного чтения.
- Теперь,разобравшисьв особенностях сказки, мыготовы к ее выразительному чтению. Прочитаем сказку в лицах,стараясь передать характер персонажей.
9. Итог урока.

- С творчеством какого писателя мы познакомились сегодня на уроке?
— Что вы расскажите дома родителям о В.И. Дале?
— Чем отличается сказка В.И.Даля от сказки А.С.Пушкина?

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология