Автор конспекта:
Автор(ы): — Еремина Ольга Николаевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №24 г. Мытищи учитель начальных классов

Регион: — Московская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — • познакомить с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон; • показать связь прошлого и настоящего; • расширить словарный запас и кругозор учащихся; • развивать познавательные и творческие способности; • обогащать внутренний мир детей через приобщение к великому искусству – иконописи

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 27

Используемые учебники и учебные пособия: —

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Учебник Е. В. Саплиной, А. И. Саплина «Введение в историю» 4 класс.

Используемая методическая литература: —

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Е. В. Саплина, А. И. Саплин Методические рекомендации к учебнику "Введение в историю" 4 класс

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

http://allday.ru/2008/01/16/ikony_drevnejj_rusi.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C_(%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F)

http://icon-rus.chat.ru/restavration.html

http://www.russianculture.ru/formb.asp?ID=85&full

http://www.byzantium.ru/arts.php?id=14

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор, экран.

Используемые ЦОР: —

Microsoft PowerPoint Presentation Версия 2003

Краткое описание: — На уроке дети знакомятся с процессом создания иконы, с наиболее известными иконами древнерусских мастеров — Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека, Даниила Черного.

Ход урока.

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

- На этом уроке мы с вами начнем путешествие в мир прекрасного, побываем в гостях у мастера.

- А кого так называли на Руси?

(Мастер – это искусный, опытный в каком-либо деле человек, ремесло и изделия которого превращались в произведения искусства).

- Сегодня мы отправляемся в гости к мастеру иконописи.

Наше воображаемое путешествие начнется со знакомства с мастером иконописи.

Слайд 1

2.Работа над новым материалом.

а) Словарная работа. (Слова написаны на доске)

И́конопись (от икона и писа́ть), иконописание, иконное писание. Это изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых в строгих правилах церковного искусства.

Икона – картина, изображающая Иисуса Христа, Богоматерь, святых и эпизоды из Библии.

“Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли — “образа”.

Слайд 2

б) Отношение к иконам на Руси.

- С давних времен к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте — в красном углу — висели образа. Пред ними горела лампада О святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню.

У великого русского поэта М.Ю.Лермонтова в “Казачьей колыбельной песне” пелось так:

“Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся Богу,

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю”

- Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Московского Кремля до сих пор есть белокаменная ниша. Где висела когда-то икона Спасителя, давшая башне название.

Икона считалась самым лучшим и ценным подарком.

Икона считалась самым лучшим и ценным подарком.

Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Московского Кремля до сих пор есть белокаменная ниша. Где висела когда-то икона Спасителя, давшая башне название.

в) Символ иконы. Символ христианства.

- Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться. Это было очень красиво и не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, что им казалось: они чувствуют присутствие Бога.

Слайд 3

Слайд 4

Если присмотреться к иконам, которые вы видите на доске и в учебнике, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, является символом иконы — это нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость. А знаете ли вы основной символ христианства?

(Крест — напоминает о мученической смерти распятого Христа)

г) Работа в группах.

- Каковы же были требования к иконописцам?

1. Должен быть праведником;

2. Иметь талант художника;

3. Знание богослова;

4. Иконописцем не могла быть женщина;

5. Не мог быть иконописцем человек другой веры;

6. Иконописец постился, накануне работы над иконой ходил в баню, облачался в белую рубаху, возносил молитву Богу.

Слайд 5

д) Создание иконы.

- Иконы писали на деревянных досках. Работа эта была чрезвычайно сложной и трудоёмкой. Первым к ней приступал плотник.

Из всех пород дерева предпочитали липу и сосну – в них меньше всего сучков. Приготовленную доску высушивали долго, даже несколько лет. Затем плотник тщательно выглаживал её поверхность топором.

Завершив свою работу, плотник передавал доску иконописцу-мастеру, писавшему иконы. Их не рисуют, а пишут. Тот наклеивал холстину (паволоку) на доску, защищавшую живопись от трещин на дереве. Поверх паволоки накладывал грунт из рыбьего клея, смешанного с толченым мелом. Эту массу несколькими слоями наносил на паволоку (холстину) и затем полировал до блеска пемзой, медвежьим зубом.

Слайд 6

На готовую доску надо нанести рисунок. Сначала образ рисуется на бумаге, а затем рисунок переносится на доску.

Слайд 7

Перед росписью красками, выполняли золочение образа, наносили желтую эмаль, чтобы дать золоту густоту и насыщенность.

Слайд 8

Краски иконописцы делали сами. Это сегодня художник может пойти в магазин и купить краску любого цвета. А в Древней Руси таких магазинов не было. Как вы думаете из чего делали краски? (Ответы детей)

Слайд 9

Для красок использовали травы, цветы, а ещё полудрагоценные камни. Из них делали порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась на иконе, порошок смешивали с водой или квасом с добавлением яичного желтка. Он как клей. Если кто-то из вас помогал мамам замешивать тесто, то видели, что в него добавляют яйцо. Яичный желток всё скрепляет, склеивает. Недаром при строительстве домов из кирпичей раньше в раствор добавляли яйца, поэтому старые постройки такие крепкие. Так вот, такая краска, с добавлением яиц, называется темпера. Ею писали иконы.

Слайд 10

Работа красками выполнялась в строго определенной последовательности. Раскладка всех цветов на доску, проработка одежд. Затем прописывали все остальное — горки, конь, змей и т.д

Слайд 11

Когда все было написано, приступали к написанию личного — ликов, рук, ног. Потом иконописец покрывал икону олифой, краски начинали сиять, блестеть, особенно, особенно когда перед ней зажигали свечи.

д) Физминутка.

е) Знакомство с творениями древних иконописцев.

Слайд 12

“Владимирская Богоматерь”

- Самой почитаемой иконой на Руси была “Владимирская Богоматерь”. В каждой церкви есть изображение Богоматери. Но самой знаменитой из них является та икона, что мы сейчас видим. Эта византийская икона по церковному преданию она была написана евангелистом Лукой. Она была привезена На Русь в 12 веке. Князь Андрей Боголюбский перенес ее из Киева во Владимир, поэтому она бала названа Владимирской.

На ней изображена Богоматерь, которая держит младенца Иисуса на руках и, наклонившись к нему, прижимается щекой к его щечке. Христос широко раскрытыми глазами смотрит на мать. В лице Марии, в ее больших глазах, в скорбно сдвинутых бровях, в очертаниях молчаливо сомкнутых губ с большой силой выражены любовь и тревога матери. Одухотворенность лица придает этому образу большую нравственную силу и человечность.

С этой иконой связаны многие легенды, в которых рассказывается. Как во время монголо-татарского ига она помогла в борьбе с захватчиками. Так, в 1395 году, во время нашествия Тамерлана на Русь, эту икону перенесли из Владимира в Москву в надежде на заступничество Богоматери. Вскоре войска Тамерлана неожиданно без боя отступили.

С покровительством этой иконы связывались и бескровная победа русских войск над полчищами хана Ахмата из Золотой орды (Стояние на реке Угре) и избавление от нашествия крымского хана позже.

Прославившись чудотворением, эта икона стала почитаться как покровительница Русского государства.

Слайд 13

Андрей Рублев "Звенигородский Спас".

Особенно замечательна икона "Звенигородский Спас". Своеобразно лицо Христа, одухотворенное, с тонкими строгими чертами. Христос полон сосредоточенной внутренней жизни, его взгляд прям, задумчиво-проницателен, в нем светится человеческая доброта. Несомненно, здесь воплощен морально-этический идеал русского человека времени Андрея Рублева, где миролюбие и кротость соединились с твердостью духа, силой и мужеством.

Благовещение — принесение архангелом Гавриилом "благой вести" Деве Марии о рождении Иисуса Христа.

Слайд 14

Андрей Рублев "Троица"

Трое прекрасных юношей сидят за столом. Вокруг головы у каждого – сияние. За плечами – крылья. Это ангелы – посланцы Бога. Под видом странников они явились к человеку по имени Авраам. Он был стар, да и жена у него была уже немолодой женщиной. Детей у них не было. Какова же была радость Авраама, когда трое странников предсказали ему и его жене рождение сына. Авраам догадался, что перед ними ангелы и отблагодарил их за добрую весть, поставив перед ними угощение.

И вот перед нами три ангела. Они сидят молча и неподвижно, глубоко задумались о чем-то. Кажется, будто они переговариваются между собой взорами. Трудно передать словами те чувства, которые выражают их лица, руки, наклон головы. Доброта, согласие, нежность , печаль… Кисть художника лучше, полнее слов рассказала о чувствах юношей.

Плавны очертания фигур, ничто не отягощает их: ни крылья, ни одежды, они легки и невесомы. Посмотрите, как искусно автор передал жесты рук, складки одежды.

Важную роль в передаче замысла картины (мира, согласия, добра) играет подбор красок. Мастер выбрал прозрачные и нежные цвета: зеленый, золотистый, голубой.

А вот еще одно гармоничное (выразительное, приятное для глаз) сочетание: темно-вишневый (одеяние ангела в центре) с блекло-розовым (одежда ангела-юноши слева), синий переходит в голубой, в светло- бирюзовый.

Произведение светло, полно радости жизни. А ведь оно было написано художником в тяжелое для нашей Родины время – во времена все еще продолжавшейся зависимости Руси от Орды. Но уже была вера в освобождение, уже одержали великую победу на Куликовом поле.

Слайд 15

Андрей Рублев Даниил Черный Иконостас во Владимире

Совместно с Андреем Рублевым и другими живописцами Успенский собор во Владимире расписывал и Даниил Черный.

На центральной иконе «Спас в Силах» изображен Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия, восседающий на престоле. Святые, молящиеся перед Спасом, представленные на других иконах, исполнены самозабвенной веры в справедливый суд. Все изображение проникнуто кроткой и печальной мольбой, заступничеством «за род человеческий».

Слайд 16

Феофан Грек «Иоанн Предтеча»

Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие мессии Христа.

Феофан Грек «Богоматерь Донская»

Донская икона Пресвятой Богородицы была написана выдающимся иконописцем Феофаном Греком . В 1380 году донские казаки вручили ее князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). В день Куликовской битвы, 8 сентября 1380 года, который пришелся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска. После сражения донские казаки преподнесли икону Донскую великому князю Дмитрию, он торжественно внес ее в Москву и поместил сначала в Успенском соборе Кремля. Но на обороте иконы скоро обнаружили надпись: "Благовещение Богоматери". Тогда ее перенесли в Благовещенский собор.

Слайд 17

Дионисий «Распятие»

«Распятие» по праву считается одним из самых совершенных произведений Дионисия. В центре композиции – распятый Христос на большом черном кресте, установленном на горе Голгофе. Над крестом парят плачущие ангелы. Несмотря на трагическое событие, запечатленное на иконе, ее торжественный, просветленный строй утверждает победу над смертью.

Дионисий «Смоленская икона Божией матери»

Богоматерь Смоленская изображена в половину роста. Правая ее рука лежит на груди, а левая поддерживает Богомладенца, который в левой своей руке держит свиток, а правой благословляет род человеческий. Образ Богоматери почти лишен движения, лишь правой рукой она указывает на Иисуса, как на путь спасения (по одной из версий из-за этого икона называется «Путеводительницей»).

ж) Реставрация икон.

Слайды 18, 19

Через много лет олифа темнела, икона становилась тёмной, некрасивой, почти чёрной, и уже нельзя было разобрать, что на ней изображено. Другой художник брал эту почерневшую . Другой художник брал эту почерневшую икону и сверху писал новую, не обращая внимания на то, что было изображено на ней ранее. Написав икону, он покрывал её олифой, чтобы краски ярче сияли, и через 80 лет… что происходило? Да, она темнела. И так продолжалось много лет. И часто, увидев на чердаке почерневшие доски, на них не обращали внимания, потому что поверх гениального творения могло быть написано что-то посредственное, потому что не все художники- иконописцы были гениями. И так продолжалось из века в век. Пока однажды не случилось чудо.

Кто-то из учёных, разбиравших старые, почерневшие иконы, случайно ударил обо что-то острое. От тёмной доски отлетел кусочек верхнего слоя, а в образовавшемся окошке мелькнули яркие краски. Учёный, затаив дыхание, осторожно отколупнул соседний кусочек.… Потом ещё и ещё. Из-под верхнего тёмного, некрасивого слоя стала появляться живопись необычайной красоты. Яркая, нарядная, будто только что созданная. Будто и не хранилась она несколько веков под тёмными слоями других изображений.

Так была открыта тайна старых икон. Вот и те иконы, что мы сейчас увидим, получили второе рождение, т.е. были расчищены и восстановлены (реставрированы).

Многие иконы, которые вы сегодня видели, хранятся в музеях, в выставочных залах. В Третьяковской галерее целый зал отдан под иконы.

з) Современные иконописцы.

Слайды 20 , 21

- Наверное, в каждой семье есть иконы. Только написаны они современными мастерами или сделаны репродукции с работ иконописцев. Давайте полюбуемся им.

3. Закрепление изученного.

а) Работа по учебнику с. 86-87.

- Мы возвращаемся из нашего путешествия.

- Что вы узнали об иконописном искусстве?

- Какие имена русских иконописцев вам известны?

Слайд 22

б) -Представьте, что мы составляем кроссворд.

(На доске – кроссворд, у детей на листочках).

Впишите в клеточки имена, фамилии или прозвища древних мастеров. Как бы вы задали вопрос про этих иконописцев?

4. Итог урока.

- Сегодня мы заглянули в прекрасный мир древнерусского искусства- в мир иконописи. Создавали их мастера, которые мечтали написать такие иконы, что заставляли бы людей остановиться в своей ярости и ненависти, помолчать, почувствовать радость мира и согласия, вспомнить Бога. Понять, как важен, как бесценен каждый человек. Как надо каждого человека беречь и любить. Иконописцы своим искусством призывали и призывают к миру и согласию. И как приятно сознавать, что именно школа русской иконописи достигла самых больших высот в мире. Только русские мастера смогли ремесло иконописи возвести в ранг одного из самого почитаемых и высокоценных жанров живописи. Мы можем гордиться тем, что тоже являемся русскими людьми, живём в великой России. Не оскудеет земля русская талантливыми людьми. На смену древним мастерам придут новые, молодые, так же любящие свою Родину, свой народ и мечтающие о славе её. Вот и вы, нынешние четвероклассники, вырастите достойной сменой своим предкам и будете своим мастерством на своих рабочих местах преумножать богатство и славу нашей великой России.

5. Домашнее задание.

Стр. 85-87 учебника истории. Сообщение о русских иконописцах .(по желанию)

Файлы: В гости к мастеру. Древнерусские иконописцы.ppt
Размер файла: 4837888 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология