Автор конспекта:
Автор(ы): — Тарасова О.И.
Место работы, должность: — МОУ «Новосокольническая средняя общеобразовательная школа», учитель начальных классов
Регион: — Псковская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: — Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знание детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 16
Используемые учебники и учебные пособия: — А.А.Плешаков, «Мир вокруг нас», Москва, «Просвещение», 2005. Тетради к учебнику для 2 класса А.А.Плешаков, «Мир вокруг нас», Москва, «Просвещение», 2005.
Используемая методическая литература: — Т.Ю.Целоусова, Т.В.Максимова, Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», Москва «Вако», 2004. Русское энциклопедическое товарищество, Москва, 2003. Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии»
Используемое оборудование: — Интерактивная доска «SMART».
Краткое описание: — Урок изучения нового материала. Дети получают представление о характерных осенних изменениях в живой и неживой природе. Прослеживают их взаимосвязь.
Ход урока I.Организационный момент (слайд №1) Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое — пчелой забралось на цветок, А третье – лягушкою скок в ручеёк. «Что» мышкой шныряет под листьями в норах, «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит «отчего» на зелёном листке, «Куда» полетело верхом на жуке, «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень… Вопрос за вопросом, и так – целый день. Пойдем – ка, дружок, по тропинке вдвоём Ответы искать под зелёным шатром. II.Проверка домашнего задания 1. — Ребята, какое сейчас время года? (осень) — Расскажите о погоде сегодня. Выбирает на доске знаки дня и дописывает температуру (слайд №2) 2. Запишите условными знаками: 8 градусов тепла; 15 градусов выше нуля; Ноль градусов; 10 градусов мороза; 5 градусов ниже нуля (взаимопроверка с доски слайд №3) — Молодцы ! Справились с заданием! III.Сообщение темы и целей урока (музыка ) — Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий, моросящий дождик. Птицы пролетают над лесом. Ветер срывает с деревьев последние листочки. — Когда это происходит? — Сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой природе, о приметах осени и о том, как разные животные готовятся к наступлению суровой зимы. — А сначала давайте посмотрим фотографии, которые вы принесли к сегодняшнему уроку (презентация) I. Изменение в живой и неживой природе — Вы сфотографировали осенние деревья. Скажите, они относятся к живой или неживой природе? 1. Живая и неживая природа — Закрасьте предметы, относящиеся к живой природе, зеленым цветом, а к неживой – желтым. — Скажите, а к чему мы отнесём сено? — Что у нас осталось не закрашенным? (предметы сделанные человеком) Закрасим их другим цветом (слайд №5) 2.Сравнение погоды летом и осенью А) – Сравните погоду летом и осенью (слайд №6) Дети рассматривают фотографии по очереди. Называют признаки лета и осени. Далее работа продолжается на следующем слайде. Учащиеся называют конкретные признаки и производят сравнение. (слайд №7) — Мы назвали много противоположных слов. Как такие слова называются? Б) работа с учебником Вывод с. 27 II. Физкультминутка (слайд №8) Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся Покажем – крылья сложили назад. 3. Изменения в живой природе — А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни деревьев и кустарников, насекомых и птиц. Мы с вами уже говорили о том, что летом деревья и кустарники были зелёные, некоторые цвели. Но с приходом осени жизнь растений меняется. Что происходит? — Что такое листопад? Кто наблюдал это явление? Опишите свои ощущения. (слайд № 9, фильм) — Какие деревья облетают осенью, а какие остаются зелеными? Почему это происходит? (слайд №10) (Если учащиеся затрудняются ответить, все ли деревья облетают осенью, показываю дополнительные картинки) — С наступлением холодов почва охлаждается , а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную влагу корни растений не всасывают. Кроме того, оставленные на зиму листья были бы для растений источником беды: ветви ломались бы от снега. А иголки испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья. Вот поэтому хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть. VI.Жизнь птиц осенью — Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было? — Что произошло с приходом осени? Где они прячутся? — С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. Что же происходит осенью? (Слад № 11) — Какие птицы улетают на юг? Отгадайте загадки. (слайд №12) • Что за весенняя черная птица Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя черная птица Прямо на трактор чуть не садиться? (грач) • И в лесу заметьте, дети есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих Мыши, прячутся дрожа! Очень уж суровы Филины и …….(совы) • Угадайте, что за птичка – Темненькая невеличка Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка) • В лесу под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд – приятель!» И ставит подпись….(дятел) • Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? (соловей) • Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю. Чик – чирик! Не робей! Я бывалый ….(воробей) • Встали бра на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (журавль) • Трещала с самого утра: «Пор –р –ра! Пор –р –ра! А что пора?» Такая с ней морока, Когда трещит….(сорока) — Распределите птиц на перелётных и не перелётных. (слайд № 13) — Дети, а что вы знаете о воробьях? Воробей смел, хитёр, назойлив и вороват. Поэтому многие считают, что слово воробей произошло от словосочетания «вора — бей!». На самом деле в славянских языках известны аналоги этого слова, имеющие один и тот же корень: укр. горобець, белор. верабей, болг. врабче, врабец, серб. врабац , чеш. Vrabec, польск. Wróbel Знаете ли вы, что воробьи могут предсказывать погоду? Воробьи кучатся, кричат в кустах, к ненастью. Слово, что воробей, вылетит, не поймаешь. Объясните смысл этой пословицы — Как мы можем помочь зимой птицам, остающимся с нами? — Есть ли птицы, которые прилетают к нам зимовать? VII. Итог урока — Понравился ли вам урок? — Что вы узнали об осенних изменениях в живой природе? Неживой природе? — Откройте тетради на стр. 12, выполните задание 3. (на доске выполняется это же задание, затем проверяется вместе) (слайд №14) — Составьте пословицы об осени и объясните их смысл (слайд № 15) -Оцените свою работу. А теперь мою. — Всем спасибо, молодцы! (слайд №16) VIII. Домашнее задание — Дома нарисуйте осенний день. Укажите на рисунке осенние изменения в живой и неживой природе. Ниже прикреплён фаил с подробным описанием и слайдами к уроку.
Файлы: В гости к осени (Автосохраненный)1.doc
Размер файла: 3712000 байт.