Автор конспекта:
Автор(ы): — Данилова Валентина Ивановна

Место работы, должность: — МОУ «Новоусманский лицей» учитель

Регион: — Воронежская область

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Иная категория

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: — 1. Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой. 2. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать. 3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2класс, М.: Просвещение, 2008.

2. Рабочая тетрадь.

3. Презентация к уроку.

Краткое описание: — В начале урока мне хочется загадать вам загадку, отгадав, ее вы можете догадаться, о каком времени года мы будем говорить на уроке. ( Слайд № 2) Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой) ( Слайд № 3) Тема нашего урока: «В гости к зиме». ( Слайд № 4) Вот сегодня мы и будем говорить об изменениях в живой и неживой природе связанные с наступлением зимы. ( Слайд №5) На прошлом уроке мы ходили в зимний лес, и вы видели, как изменилась жизнь леса с наступлением зимы.

Урок окружающего мира во 2 классе (Слайд № 1)

по теме: «В гости к зиме».

Тема. «В гости к зиме».

Цели:

1. Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.

2. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2класс, М.: Просвещение, 2008.

2. Рабочая тетрадь.

3. Презентация к уроку.

Ход урока.

I. Организационный вопрос.

Детки, у нас в классе гости. Давайте поприветствуем их и улыбнемся им.

Спасибо.

Сядьте красиво, постарайтесь отвечать полным ответом, работать быстро. Я

просто уверена, что у нас все получится, потому что вы хорошие детки.

Пожелайте друг другу успехов и удачи.

II. Сообщение темы и цели.

В начале урока мне хочется загадать вам загадку, отгадав, ее вы можете догадаться, о каком времени года мы будем говорить на уроке.

( Слайд № 2)

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

( Слайд № 3)

Тема нашего урока: «В гости к зиме».

( Слайд № 4)

Вот сегодня мы и будем говорить об изменениях в живой и неживой природе связанные с наступлением зимы.

( Слайд №5)

На прошлом уроке мы ходили в зимний лес, и вы видели, как изменилась жизнь леса с наступлением зимы.

III. Изучение нового материала.

Слайд №6)

1. А какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их. ( Декабрь, январь, февраль).

Декабрь-год кончает, зиму начинает.

Январь — самый холодный и ветреный месяц, году начало, зиме конец.

Февраль- месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца.

2. Неживая природа зимой.

Как вы думаете, когда наступает зима?

По календарю зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы

22декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки – это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом. дни становятся короткими и холодными.

Посмотрите вокруг, что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников?

Из чего состоит снег? (Из снежинок ) ( Слайд №7)

Как образуется снег, расскажет ученица.

Рассмотрите разнообразные снежинки.

Раньше думали, что снег — замерзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками не прозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко, над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец становятся красивыми звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

- Вы, наверное, замечали, что снег, выпавший на землю, сначала пушистый, рыхлый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу.

- Снег в настоящее время плотный, очень сложно увидеть снежинки, они сломали все свои лучики.

5. Зимние явления природы.

( Слайд №8)

Рассказ очень интересный, а сейчас поработаем по учебнику.

Работа с учебником. Чтение учащимися текста «Неживая природа зимой». Стр. 132-133 (самостоятельно)

Беседа по прочитанному.

- Какие явления в неживой природе происходят?

( Слайд № 9)

Природные явления зимой.

оттепель ( Слайд №10)

гололедица ( Слайд №11)

снегопад ( Слайд №12)

изморозь ( Слайд №13)

метель ( Слайд №14)

- А еще, какие природные явления вы знаете? (Вьюга, пурга)

6. Игра « Хлопки».

Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь,

прилет перелетных птиц, оттепель, гололедица.

7. Разгадайте кроссворд. ( Слайд № 15)

По горизонтали:

( Слайд №16)

2. Обильное выпадение снега называют… (Снегопад.)

( Слайд №17)

4. Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года. ( Оттепель)

( Слайд №18)

6.Пушистая снежная бахрома из снега на деревьях и проводах. (Изморозь.)

( Слайд №19)

8. Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром. (Зима.)

По вертикали:

( Слайд №20)

2. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают.

На дорогах образуется корка из льда. Это явление называется …(Гололедица.)

( Слайд №21)

3. Шуба бела – весь свет одела. (Снег.)

( Слайд №22) 5. О чем эта пословица? «Сам бежит, а стоять не велит». (Мороз.)

( Слайд №23)

7. Снегопад при сильном ветре называется… (Метель.)

IY Зимняя жизнь растений.

А сейчас мы поговорим, как зима отразилась на жизни растений и животных.

На какие группы, делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы).

Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные). ( Слайд №24)

Сравните лиственные и хвойные деревья.

Сделайте вывод, как они зимуют?

( Лиственные растения еще осенью сбросили листья. На многих деревьях: рябине, клене, акации, шиповнике – на зиму сохраняются плоды.

Большинство хвойных деревьев зимуют с зелеными листьями. Остаются зелеными не только хвойные деревья, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница).

Какую роль выполняет снег для растений?

( Снег для этих растений – теплое пуховое одеяло, он укрывает и корни растений и не дает им замерзнуть. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)

Ученые измерили температуру воздуха под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20 градусов.

Зима – период покоя в жизни растений.

Y Физкультминутка. ( Слайд №25)

. Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо влево мы нагнулись

До носочков дотянулись

Плечи вверх назад и вниз

Улыбайся и садист.

Я приглашаю вас, ребята в зимний лес,

Где много всяких сказочных чудес,

Где замела метелица дороги,

Где косолапый мишка спит в берлоге,

Где в ледяном дворце живет сама

Красавица, волшебница – зима.

(Пофантазируйте. Что вы могли увидеть в зимнем лесу?)

YI Секреты живого мира.

1. Оказывается, снег защищает не только растения, но и согревает животных.

О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

А о ком будет первое сообщение вы догадаетесь сами, отгадав загадку.

а) Отгадайте загадку

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе.

Орешки я грызу. Белка. ( Слайд № 27)

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок — вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

б) Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. Медведь. ( Слайд №28)

( сообщение о медведе)

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.

Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

- Догадайтесь о ком следующее сообщение.

в) За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало.

Нет ни дыма, ни пожара. Лиса. ( Слайд № 29)

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

И последнее сообщение подумайте о ком?

г) У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. Заяц. (Слайд № 30)

(сообщение о зайце)

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов

2. Игра « Расселите животных по домика». (Слайд № 31)

Домик №1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик №2 – животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик №3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

1. Медведь.2.Белка. 3. Лось. 4. Заяц. 5. Еж. 6. Кабан. 7. Волк. 8. Мышь.

Жизнь птиц зимой. (Слайд № 32)

А теперь поговорим о жизни птиц зимой.

- Дети, а все ли птицы остаются зимовать? Почему?

(Слайд № 33)

- Как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края?

- Почему они улетают?

(Слайд № 34)

-Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

- Назовите зимующих птиц. (Синица, воробей, дятел, голубь, синица, снегирь, сорока, ворона).

Ребята тоже приготовили сообщения о зимующих птицах.

(Слайд № 35)

Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.

(Слайд № 36)

Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.

( Слайд №37)

Свиристели- прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Крылья у нее черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица. Поют они негромко, обычно нежно посвистывают. За это их и прозвали свиристелями.

Чем питаются птицы зимой?

Зима – трудное время в жизни птиц и животных.

Птицы зимой не редко голодают. А страшнее голода для птиц ничего нет. Ведь сытой птице не страшен мороз. Птиц греют их перья. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время?

(Слайд № 38-39)

Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой». (Читают ученики)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Детки, вы у меня все очень добрые и отзывчивые. Вы принесли кормушки и корм для птиц. После уроков мы с вами сделаем доброе дело, повесим ваши кормушки и насыплем туда корм. И надеюсь, что это будет ни единожды, а постоянно мы будем следить за наполняемостью кормушек. До наступления тепла.

YI Итог урока. (Слайд № 40)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Как зимуют различные звери?

- Что делает человек, чтобы помочь животным зимой?

- А что вы сами можете сделать, чтобы помочь животным зимой?

YII Домашнее задание. (Дифференцированное)

· Прочитать статью в учебнике – с.130-137.

· Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.

· Сделать рисунок «Красота зимы» (по желанию).

- А еще будет очень важное задание. Мы были в лесу. Удалось ли нам увидеть следы зверей? Почему?

- Я хочу проверить вашу наблюдательность. Понаблюдайте. Какие вы можете увидеть следы, когда идете в школу? Сделайте рисунки.

Урок окончен. Спасибо.

(Слайд № 41)

МОЛОДЦЫ

Файлы: урок окружающего мира в 1 классе.rar
Размер файла: 2099883 байт.

Рубрики: Окружающий мир Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология