Автор конспекта:
Автор(ы): — Данилова Валентина Ивановна
Место работы, должность: — МОУ «Новоусманский лицей» учитель
Регион: — Воронежская область
Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Иная категория
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: — 1. Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой. 2. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать. 3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2класс, М.: Просвещение, 2008.
2. Рабочая тетрадь.
3. Презентация к уроку.
Краткое описание: — В начале урока мне хочется загадать вам загадку, отгадав, ее вы можете догадаться, о каком времени года мы будем говорить на уроке. ( Слайд № 2) Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой) ( Слайд № 3) Тема нашего урока: «В гости к зиме». ( Слайд № 4) Вот сегодня мы и будем говорить об изменениях в живой и неживой природе связанные с наступлением зимы. ( Слайд №5) На прошлом уроке мы ходили в зимний лес, и вы видели, как изменилась жизнь леса с наступлением зимы.
Урок окружающего мира во 2 классе (Слайд № 1)
по теме: «В гости к зиме».
Тема. «В гости к зиме».
Цели:
1. Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.
2. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2класс, М.: Просвещение, 2008.
2. Рабочая тетрадь.
3. Презентация к уроку.
Ход урока.
I. Организационный вопрос.
Детки, у нас в классе гости. Давайте поприветствуем их и улыбнемся им.
Спасибо.
Сядьте красиво, постарайтесь отвечать полным ответом, работать быстро. Я
просто уверена, что у нас все получится, потому что вы хорошие детки.
Пожелайте друг другу успехов и удачи.
II. Сообщение темы и цели.
В начале урока мне хочется загадать вам загадку, отгадав, ее вы можете догадаться, о каком времени года мы будем говорить на уроке.
( Слайд № 2)
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
( Слайд № 3)
Тема нашего урока: «В гости к зиме».
( Слайд № 4)
Вот сегодня мы и будем говорить об изменениях в живой и неживой природе связанные с наступлением зимы.
( Слайд №5)
На прошлом уроке мы ходили в зимний лес, и вы видели, как изменилась жизнь леса с наступлением зимы.
III. Изучение нового материала.
Слайд №6)
1. А какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их. ( Декабрь, январь, февраль).
Декабрь-год кончает, зиму начинает.
Январь — самый холодный и ветреный месяц, году начало, зиме конец.
Февраль- месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца.
2. Неживая природа зимой.
Как вы думаете, когда наступает зима?
По календарю зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы
22декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.
А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки – это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом. дни становятся короткими и холодными.
Посмотрите вокруг, что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников?
Из чего состоит снег? (Из снежинок ) ( Слайд №7)
Как образуется снег, расскажет ученица.
Рассмотрите разнообразные снежинки.
Раньше думали, что снег — замерзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками не прозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.
Высоко, над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец становятся красивыми звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.
- Вы, наверное, замечали, что снег, выпавший на землю, сначала пушистый, рыхлый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу.
- Снег в настоящее время плотный, очень сложно увидеть снежинки, они сломали все свои лучики.
5. Зимние явления природы.
( Слайд №8)
Рассказ очень интересный, а сейчас поработаем по учебнику.
Работа с учебником. Чтение учащимися текста «Неживая природа зимой». Стр. 132-133 (самостоятельно)
Беседа по прочитанному.
- Какие явления в неживой природе происходят?
( Слайд № 9)
Природные явления зимой.
оттепель ( Слайд №10)
гололедица ( Слайд №11)
снегопад ( Слайд №12)
изморозь ( Слайд №13)
метель ( Слайд №14)
- А еще, какие природные явления вы знаете? (Вьюга, пурга)
6. Игра « Хлопки».
Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.
Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь,
прилет перелетных птиц, оттепель, гололедица.
7. Разгадайте кроссворд. ( Слайд № 15)
По горизонтали:
( Слайд №16)
2. Обильное выпадение снега называют… (Снегопад.)
( Слайд №17)
4. Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года. ( Оттепель)
( Слайд №18)
6.Пушистая снежная бахрома из снега на деревьях и проводах. (Изморозь.)
( Слайд №19)
8. Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима.)
По вертикали:
( Слайд №20)
2. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают.
На дорогах образуется корка из льда. Это явление называется …(Гололедица.)
( Слайд №21)
3. Шуба бела – весь свет одела. (Снег.)
( Слайд №22) 5. О чем эта пословица? «Сам бежит, а стоять не велит». (Мороз.)
( Слайд №23)
7. Снегопад при сильном ветре называется… (Метель.)
IY Зимняя жизнь растений.
А сейчас мы поговорим, как зима отразилась на жизни растений и животных.
На какие группы, делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы).
Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные). ( Слайд №24)
Сравните лиственные и хвойные деревья.
Сделайте вывод, как они зимуют?
( Лиственные растения еще осенью сбросили листья. На многих деревьях: рябине, клене, акации, шиповнике – на зиму сохраняются плоды.
Большинство хвойных деревьев зимуют с зелеными листьями. Остаются зелеными не только хвойные деревья, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница).
Какую роль выполняет снег для растений?
( Снег для этих растений – теплое пуховое одеяло, он укрывает и корни растений и не дает им замерзнуть. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)
Ученые измерили температуру воздуха под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20 градусов.
Зима – период покоя в жизни растений.
Y Физкультминутка. ( Слайд №25)
. Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо влево мы нагнулись
До носочков дотянулись
Плечи вверх назад и вниз
Улыбайся и садист.
Я приглашаю вас, ребята в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живет сама
Красавица, волшебница – зима.
(Пофантазируйте. Что вы могли увидеть в зимнем лесу?)
YI Секреты живого мира.
1. Оказывается, снег защищает не только растения, но и согревает животных.
О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.
А о ком будет первое сообщение вы догадаетесь сами, отгадав загадку.
а) Отгадайте загадку
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе.
Орешки я грызу. Белка. ( Слайд № 27)
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.
К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок — вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
б) Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. Медведь. ( Слайд №28)
( сообщение о медведе)
Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.
Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.
- Догадайтесь о ком следующее сообщение.
в) За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара. Лиса. ( Слайд № 29)
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
И последнее сообщение подумайте о ком?
г) У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. Заяц. (Слайд № 30)
(сообщение о зайце)
У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов
2. Игра « Расселите животных по домика». (Слайд № 31)
Домик №1 – животные, которые к зиме делают запасы.
Домик №2 – животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик №3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.
1. Медведь.2.Белка. 3. Лось. 4. Заяц. 5. Еж. 6. Кабан. 7. Волк. 8. Мышь.
Жизнь птиц зимой. (Слайд № 32)
А теперь поговорим о жизни птиц зимой.
- Дети, а все ли птицы остаются зимовать? Почему?
(Слайд № 33)
- Как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края?
- Почему они улетают?
(Слайд № 34)
-Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)
- Назовите зимующих птиц. (Синица, воробей, дятел, голубь, синица, снегирь, сорока, ворона).
Ребята тоже приготовили сообщения о зимующих птицах.
(Слайд № 35)
Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.
(Слайд № 36)
Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.
( Слайд №37)
Свиристели- прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Крылья у нее черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица. Поют они негромко, обычно нежно посвистывают. За это их и прозвали свиристелями.
Чем питаются птицы зимой?
Зима – трудное время в жизни птиц и животных.
Птицы зимой не редко голодают. А страшнее голода для птиц ничего нет. Ведь сытой птице не страшен мороз. Птиц греют их перья. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время?
(Слайд № 38-39)
Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой». (Читают ученики)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Детки, вы у меня все очень добрые и отзывчивые. Вы принесли кормушки и корм для птиц. После уроков мы с вами сделаем доброе дело, повесим ваши кормушки и насыплем туда корм. И надеюсь, что это будет ни единожды, а постоянно мы будем следить за наполняемостью кормушек. До наступления тепла.
YI Итог урока. (Слайд № 40)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Как зимуют различные звери?
- Что делает человек, чтобы помочь животным зимой?
- А что вы сами можете сделать, чтобы помочь животным зимой?
YII Домашнее задание. (Дифференцированное)
· Прочитать статью в учебнике – с.130-137.
· Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.
· Сделать рисунок «Красота зимы» (по желанию).
- А еще будет очень важное задание. Мы были в лесу. Удалось ли нам увидеть следы зверей? Почему?
- Я хочу проверить вашу наблюдательность. Понаблюдайте. Какие вы можете увидеть следы, когда идете в школу? Сделайте рисунки.
Урок окончен. Спасибо.
(Слайд № 41)
МОЛОДЦЫ
Файлы: урок окружающего мира в 1 классе.rar
Размер файла: 2099883 байт.