Автор конспекта:
Автор(ы): — Пигарёва Ирина Петровна
Место работы, должность: — МБОУ «Мумринская СОШ» села Мумра Икрянинского района Астраханской области
Регион: — Астраханская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: —
Провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знания детей о природных связях;
познакомить детей с особенностями жизни животных в зимноий период;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
Плешаков "Мир вокруг нас", рабочая тетрадь
Краткое описание: — I. Изменение в неживой природе с наступлением зимы. II. Изменение в жизни рыб, птиц, зверей зимой III. Игротека
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока.
— О чём мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете из загадки.
Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
— Да, мы сегодня будем говорить о зиме, об изменениях в живой и неживой природе с наступлением зимы.
III. Игра "Приметы зимы"
Класс делится на две команды. Команды по очереди называют приметы зимы. Повторяться нельзя.
выигрывает та команда, которая назовёт больше признаков зимы.
В помощь командам вывешивается картина с зимним пейзажем.
IV. Изменения в неживой природе.
а) — Зима — самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, гололёд, снегопад, иней, изморозь, вьюгу. Зима — трудный период в жизни зимующих животных.
— Вы знаете, что зимних месяцев три : декабрь, январь, февраль. Декабрь — "ветрозим", полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает. Январь — "студень". Самый холодный месяц в году. Январь — году начало, зиме — середина. Февраль — "лютый", "снежень", "бокогрей". Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят :"Вьюги да метели под февраль полетели".
б) Дети самостоятельно читают в учебнике текст "Неживая природа зимой" (стр. 132 -133)
в) Беседа по прочитанному.
— Какие явления в неживой природе происходят зимой? (Оттепель, гололедица, снегопад, изморозь, метель)
— А какие ещё природные явления вы знаете? (Вьюга, пурга)
г) Работа в тетради ( стр. 25, задание №1, №2).
V. Живая природа зимой.
— А сейчас посмотрим, как зима отразилась н ажизни растений и животных. Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные стоят зелёные)
— Как зимуют кустарники и трава? ( Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют и сохнут, но не все)
— Есть такие травянистые растения как земляника, копытень, а также озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелёными. Как вы думаете, почему они не замерзают? (Снег защищает от морозов. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)
— Вот здесь и видна связь живой природы и неживой.
— А как можно определить зимой дерево, если оно без листьев? ( По стволу, по плодам, по семенам)
— Зима — период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветов, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течении многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так "привыкли" к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит "дозревание" почек. А можно ли у растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.
— А как звери готовятся к зиме? Как зимуют медведь, белка, волк, лиса, ёж? ( Ученики рассказывают о том, как зимуют различные животные, учитель дополняет ответы)
— Как зимуют птицы, рыбы, насекомые? Послушайте, пожалуйста, стихотворение о жизни птиц в зимнем лесу.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.
Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липах
Отзовётся бойкий чиж.
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих птенцов.
Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда — то
Ярко — красные щуры.
— Про каких зимующих птиц вы узнали из этого стихотворения?
— Какие ещё птицы зимуют в наших краях? ( Сороки, воробьи , вороны)
— Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Сазаны находят мягкую ямку и спят в ней. Весёлый проворный окунь любит ямки, камни, упавшие на дно деревья. Окуни засыпают в таких местах на всю зиму. Зубастой щуке спится плохо. Узкая, с хищными глазами и огромной пастью, щука глотает сонную рыбу.
— Зимой в жизни насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают оставшиесяплоды и семена растений.
Прилетели на зимовку из северных районов снегири и свиристели. Ягоды рябины для них — лучшее лакомство. Белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из-под снега. Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев. Хищные звери — волки, лисы — охотятся на мышей, зайцев. Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку. Зима — трудное время в жизни животных, поэтому человек подкармливает их.
— Как вы можете помочь птицам перенести трудное время?
VI. Физкультминутка — Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы (Руки на пояс поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос .(Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и седа ( Прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится ( Дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром ( Дети имитируют движения руками)
VII. Игротека
1. Рассели животных : белку, медведя, лося, лису, волка, кабана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка — по домикам :
домик №1 — животные, которые к зиме делают запасы;
домик №2 — животные, которые зимой впадают в спячку;
домик №3 — животные, которые зимой ищут корм в природе
— 2. Выбери животных, которых можно встретить зимой : муравей, лягушка, медведь, ёж, белка, лиса, заяц, куница, синица, ворона, волк, кукушка, уж, лось, бабочка.
3. Отгадай загадки. — Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. ( медведь)
— Шуба серая для лета, для зимы другого цвета (заяц)
— Какая птица зимой птенцов выводит? ( клёст)
— У какого зверя зимой рождаются детёныши? (у медведя)
— VIII. Итог урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Как зимуют различные звери, птицы, рыбы?
— Что делает человек, чтобы помочь животным?
— Что сможете сделать вы для животных зимой?
Файлы: Вот это каша – пища наша!.ppt
Размер файла: 4222976 байт.