Автор конспекта:
Автор(ы): — Пигарёва Ирина Петровна

Место работы, должность: — МБОУ «Мумринская СОШ» села Мумра Икрянинского района Астраханской области

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знания детей о природных связях;

познакомить детей с особенностями жизни животных в зимноий период;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

Плешаков "Мир вокруг нас", рабочая тетрадь

Краткое описание: — I. Изменение в неживой природе с наступлением зимы. II. Изменение в жизни рыб, птиц, зверей зимой III. Игротека

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока.

— О чём мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете из загадки.

Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

— Да, мы сегодня будем говорить о зиме, об изменениях в живой и неживой природе с наступлением зимы.

III. Игра "Приметы зимы"

Класс делится на две команды. Команды по очереди называют приметы зимы. Повторяться нельзя.

выигрывает та команда, которая назовёт больше признаков зимы.

В помощь командам вывешивается картина с зимним пейзажем.

IV. Изменения в неживой природе.

а) — Зима — самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, гололёд, снегопад, иней, изморозь, вьюгу. Зима — трудный период в жизни зимующих животных.

— Вы знаете, что зимних месяцев три : декабрь, январь, февраль. Декабрь — "ветрозим", полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает. Январь — "студень". Самый холодный месяц в году. Январь — году начало, зиме — середина. Февраль — "лютый", "снежень", "бокогрей". Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят :"Вьюги да метели под февраль полетели".

б) Дети самостоятельно читают в учебнике текст "Неживая природа зимой" (стр. 132 -133)

в) Беседа по прочитанному.

— Какие явления в неживой природе происходят зимой? (Оттепель, гололедица, снегопад, изморозь, метель)

— А какие ещё природные явления вы знаете? (Вьюга, пурга)

г) Работа в тетради ( стр. 25, задание №1, №2).

V. Живая природа зимой.

— А сейчас посмотрим, как зима отразилась н ажизни растений и животных. Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные стоят зелёные)

— Как зимуют кустарники и трава? ( Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют и сохнут, но не все)

— Есть такие травянистые растения как земляника, копытень, а также озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелёными. Как вы думаете, почему они не замерзают? (Снег защищает от морозов. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)

— Вот здесь и видна связь живой природы и неживой.

— А как можно определить зимой дерево, если оно без листьев? ( По стволу, по плодам, по семенам)

— Зима — период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветов, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течении многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так "привыкли" к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит "дозревание" почек. А можно ли у растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

— А как звери готовятся к зиме? Как зимуют медведь, белка, волк, лиса, ёж? ( Ученики рассказывают о том, как зимуют различные животные, учитель дополняет ответы)

— Как зимуют птицы, рыбы, насекомые? Послушайте, пожалуйста, стихотворение о жизни птиц в зимнем лесу.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

У опушки в старых ёлках

От зари и до зари

Разговор ведут чечётки,

Громко вторят снегири.

Пёстрый дятел крикнет громко,

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липах

Отзовётся бойкий чиж.

Я б могла ещё так много

Про лесных сказать певцов,

Как средь стужи и морозов

Вывел клёст своих птенцов.

Как с утра и до заката

На репьях гостят щеглы,

И торопятся куда — то

Ярко — красные щуры.

— Про каких зимующих птиц вы узнали из этого стихотворения?

— Какие ещё птицы зимуют в наших краях? ( Сороки, воробьи , вороны)

— Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Сазаны находят мягкую ямку и спят в ней. Весёлый проворный окунь любит ямки, камни, упавшие на дно деревья. Окуни засыпают в таких местах на всю зиму. Зубастой щуке спится плохо. Узкая, с хищными глазами и огромной пастью, щука глотает сонную рыбу.

— Зимой в жизни насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают оставшиесяплоды и семена растений.
Прилетели на зимовку из северных районов снегири и свиристели. Ягоды рябины для них — лучшее лакомство. Белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из-под снега. Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев. Хищные звери — волки, лисы — охотятся на мышей, зайцев. Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку. Зима — трудное время в жизни животных, поэтому человек подкармливает их.
— Как вы можете помочь птицам перенести трудное время?
VI. Физкультминутка — Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы (Руки на пояс поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос .(Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и седа ( Прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится ( Дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром ( Дети имитируют движения руками)
VII. Игротека
1. Рассели животных : белку, медведя, лося, лису, волка, кабана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка — по домикам :
домик №1 — животные, которые к зиме делают запасы;
домик №2 — животные, которые зимой впадают в спячку;
домик №3 — животные, которые зимой ищут корм в природе
— 2. Выбери животных, которых можно встретить зимой : муравей, лягушка, медведь, ёж, белка, лиса, заяц, куница, синица, ворона, волк, кукушка, уж, лось, бабочка.
3. Отгадай загадки. — Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. ( медведь)
— Шуба серая для лета, для зимы другого цвета (заяц)
— Какая птица зимой птенцов выводит? ( клёст)
— У какого зверя зимой рождаются детёныши? (у медведя)
— VIII. Итог урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Как зимуют различные звери, птицы, рыбы?
— Что делает человек, чтобы помочь животным?
— Что сможете сделать вы для животных зимой?

Файлы: Вот это каша – пища наша!.ppt
Размер файла: 4222976 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология