Автор конспекта:
Автор(ы): — Фадеева Татьяна

Место работы, должность: — Учитель русского языка

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Краеведение

Цель урока: —

— обобщить знания учащихся по творчеству В. И. Даля;

— познакомить учащихся с биографическими данными В. И. Даля о пребывании в Оренбургском крае;

— повторить материал о писателях-классиках, имена которых связаны с Оренбургским краем;

— познакомить с рассказом В. И. Даля «Охота на волков» в целях расширения знаний детей о жизни жителей Оренбуржья, их занятиях, нравах;

Развивать:

— учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения учителя и своих одноклассников;

— работать над развитием речи, памяти, мышления учащихся;

— совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения.

— воспитывать патриотические чувства, чувство любви к родному краю.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литературное краеведение Прокофьева

Используемая методическая литература: —

Методические рекомендации к учебнику Прокофьевой Литературное краеведение

Используемое оборудование: —

Компьютер, мультимедийное сопровождение

Краткое описание: — 1. Организационный момент 2. Т. Г. Шевченко в Оренбургском крае, чтение стихотворений на русском и украинском языках 3. Писатели- классики в Оренбургском крае (И. А. Крылов, С. Т. Аксаков, Г. Р. Державин, В. Г. Короленко, А. С. Пушкин, В. И. Даль) 4. Рассказ «Охота на волков». Проверка первичного восприятия. Беседа по содержанию прочитанного рассказа. 5. Словарная работа. Работа над незнакомой лексикой из рассказа. 6. Тестирование по материалам уроков литературного краеведения 7. Рефлексия

Тема: В. И. Даль в Оренбургском крае. Рассказ «Охота на волков».

Цели:

— обобщить знания учащихся по творчеству В. И. Даля (учащиеся уже встречались с творчеством Даля на уроках литературного чтения в начальных классах; на уроках русского языка при изучении темы «Диалектные слова» и знакомились с «Толковым словарем»; на уроках литературного краеведения при изучении преданий «Полуношник», «Осколок льду», собранных В. В. Далем в Оренбуржье;

— познакомить учащихся с биографическими данными В. И. Даля о пребывании в Оренбургском крае;

— повторить материал о писателях-классиках, имена которых связаны с Оренбургским краем (на уроках литературного краеведения и литературы учащиеся знакомились с творчеством И. А. Крылова; С. Т. Аксакова; Г. Р. Державина; В. Г. Короленко; А. С. Пушкина);

— познакомить с рассказом В. И. Даля «Охота на волков» в целях расширения знаний детей о жизни жителей Оренбуржья, их занятиях, нравах;

— пополнять словарный запас учащихся (в тексте рассказа встречается много диалектных и профессиональных слов, незнакомых детям);

— работать над развитием речи, памяти, мышления учащихся;

-воспитывать патриотические чувства, чувство любви к родному краю.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, дети!

— Нравятся ли вам уроки литературного краеведения?

— Чем полезны эти уроки для каждого из вас?

— Подумайте, для какой профессии нужен материал, который мы с вами изучаем, в какой сфере жизни пригодится он?

Вспомним предыдущий урок, творчеству какого поэта он был посвящен?

2. Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы знакомились с пребыванием в Оренбуржье Т. Г. Шевченко. Кратко расскажите о том, что вас поразило на прошлом уроке? Какие биографические данные не оставили вас равнодушными?

Шевченко Тарас Григорьевич (1814–1861)

Известно, что в царской России Оренбургский край был одним из мест политической ссылки, и некоторые писатели, связанные с революционным движением, попадали в его пределы поневоле. Так, десять лет пришлось провести в Оренбургском крае в положении изгнанника великому украинскому поэту Т. Г. Шевченко (1814–1861).

В июне 1847 года он был доставлен в Оренбург под присмотром фельдъегеря. «Солнце только что закатилось, — вспоминал он потом в повести «Близнецы», — когда я переправился через Сакмару, и первое, что я увидел вдали, это было еще розового цвета огромное здание с мечетью и прекраснейшим минаретом. Это здание, недавно воздвигнутое по рисунку А. Брюллова, называется здесь Караван-Сарай. Проехавши Караван-Сарай, мне открылся город, то есть земляной высокий вал, одетый красноватым камнем, и неуклюжие сакмарские ворота, в которые я и въехал в Оренбург».

Один из оренбургских друзей поэта впоследствии вспоминал: «жандарм привез его… ночью, прямо в ордонансгауз, где Шевченко …проспал ночь на голом полу. Утром его принял комендант Лифлянд и отправил его в казармы 3-го Оренбургского линейного батальона… Земляки его тотчас отправились в казармы и выпросили его к себе в квартиру. Встреча с Шевченко была замечательна: и он, и окружавшие его плакали, не знаю, от горя ли, или от радости, что увидели своего родного поэта».

На другой день военный губернатор (он же командир отдельного Оренбургского корпуса) генерал Обручев отдал распоряжение о зачислении Шевченко в 5-й линейный батальон, рассоложенный в Орской крепости.

Тяжелое впечатление произвела эта крепость на поэта, когда еще он только приближался к ней. В повести «Близнецы» читаем: «А вот и Орская белеет, — сказал ямщик как бы про себя. — Так вот она, знаменитая Орская крепость! — почти проговорил я, и мне сделалось грустно, невыносимо грустно, как будто меня бог знает какое несчастье ожидало в этой крепости, а страшная пустыня, ее окружающая, казалась мне разверстою могилой, готовою похоронить меня заживо… Подъезжая ближе к крепости, я думал (странная дума), поют ли песни в этой крепости, и готов был бог знает что прозакладывать, что не поют…»

Началась «мрачная монотонная десятилетняя драма» николаевской солдатчины, изнурительной муштры и унижений.

Весной 1848 года Шевченко был переведен на Аральское море, где по ходатайству лейтенанта Бутакова (ученого моряка, впоследствии контр-адмирала), возглавлявшего исследовательскую экспедицию, был включен в ее состав как художник — для зарисовки берегов и островов Аральского моря. Экспедиция проплавала там на шхунах два навигационных сезона, после чего в ноябре 1849 года прибыла в Оренбург для обработки собранного материала.

Это было вторичное пребывание поэта в Оренбурге, длившееся около полугода и протекавшее, благодаря покровительству Бутакова, в сравнительно льготных условиях. Шевченко жил не в казарме, а на «вольной» квартире: сначала у Бутакова, а затем в доме офицера генерального штаба Герна, который тоже относился к нему дружески.

Дом Герна, находившийся в Старой слободке по Косушечной улице (недалеко от Неплюевского кадетского корпуса), сгорел во время большого пожара в 1879 году. Зато сохранился дом (ныне дом № 33 по ул. 8 Марта), где квартировал земляк и друг Шевченко — Ф. Лазаревский и где поэт часто бывал.

В Орской крепости, на Аральском море и в Оренбурге творчество Шевченко (и как поэта и как художника) не прекращалось и, несмотря на строжайший царский запрет «писать и рисовать», било широкой и горячей струей. Особенно интенсивной творческая жизнь Шевченко была зимой 1848–1849 года на острове Кос-Арал.

Но весной 1850 года над поэтом стряслась новая беда. Один из его недругов в офицерской среде подал генералу Обручеву официальный донос о том, что «рядовой» Шевченко вопреки высочайшему запрещению ходит по городу в партикулярном платье, занимается рисованием и сочиняет стихи. Шевченко был арестован и переведен снова в Орскую крепость, где был заключен в тюрьму, а дело о нем, вместе с отобранной при обыске перепиской, было направлено в Петербург, в пресловутое «III отделение». В результате из Петербурга последовало распоряжение перевести Шевченко в «отдаленнейший» батальон Оренбургского корпуса, расположенный в Новопетровском укреплении на пустынном берегу Каспийского моря (ныне — форт Шевченко Гурьевской области Казахской ССР), где поэт протомился еще семь лет. В Новопетровском укреплении Шевченко написал цикл повестей на русском языке, в которых есть немало «оренбургских» страниц.

Ссылка не сломила могучего духа поэта-революционера, но подорвала его здоровье: менее чем через 4 года по возвращении из ссылки Шевченко скончался.

-А некоторые из вас даже выучили стихотворения Т. Шевченко.

Чтение стихотворений наизусть «Заповедь» на украинском языке, русском языке;

Отрывок из стихотворения «А. О. Козачковскому».

2. Подготовка к восприятию нового материала.

— Вспомните, что вам известно о писателях-классиках, имена которых связаны с Оренбургским краем. Слово учащимся.

- И. А. Крылов(1769 -1844гг)

Великий русский баснописец провел часть своего детства в городах Уральске и Оренбурге. До начала восстания Е. Пугачева его отец капитан Крылов служил в Яицком казачьем городке /ныне Уральск/. Когда в сентябре 1773 года вспыхнуло восстание, капитан Крылов отправил свою семью в г. Оренбург. В нем будущий баснописец и его мать пережили дни осады повстанческой армией /октябрь 1773 — март 1774гг/. Впоследствии И. А. Крылов рассказывал А. С. Пушкину о событиях восстания. Биографы И. А. Крылова полагают, что начатки глубочайшего знания народной речи были получены им в годы жизни в Яицком городке и Оренбурге. Крылов помнил голод и то, что «за куль муки заплачено было его матерью 25 рублей». После бунта Иван Крылов возвратился в Яицкий городок, где завелася игра в пугачевщину. Дети разделились на две стороны: городовую и бунтарскую, и драки были значительные. Крылов, как сын капитана, был предводителем…

- С. Т. Аксаков(1791 -1859гг)

С. Т. Аксаков родился в Уфе, но вырос в пределах современной Оренбургской области, в с. Аксаково Бугурусланского района, в имении своего деда и отца. Здесь прошло его детство. Природа и быт Оренбургского края дали С. Т. Аксакову богатый материал для произведений: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова внука», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Записки об ужении рыбы». По легенде в ташлинском парке, у шихана, /Тюльганский район/ Аксаков увидел сказочный аленький цветочек.

- Г. Р. Державин(1743-1816гг)

Отец поэта, подполковник Пензенского пехотного полка Роман Николаевич Державин, был одним из первых помещиков пограничного края, получившего от государства земли в Бузулукском уезде по реке Кузулук, где было обустроен родовое имение село Державино с деревнями Гавриловкою (названного по имени поэта), Романовкой (по имени отца), Екатериновкою (по имени первой супруги поэта). Часть своих детских лет Державин провел в Городе Оренбурге. Несмотря на свою поэтическую знаменитость и службу на высоких постах, основное обеспечение дорогой жизни в столице Державин получал от оренбургского поместья, он заботился о его увеличении, развитии в нем подсобных хозяйств. Поэт неоднократно навещал свою усадьбу в нашем крае. Пребывание поэта в нашем крае отразилось в некоторых его произведениях, например, в оде «Фелица», в стихотворении «Благодарность Фелице».

- В. Г. Короленко (1853-1921гг)

Летом 1900 года в Оренбургском крае побывал русский писатель Короленко В. Г.. Он совершил поездку в г. Уральск, бывшей колыбелью пугачевского восстания. Восстание это живо интересовало писателя, и он думал написать исторический роман из эпохи Пугачева. Целью поездки и было желание увидеть места пугачевского восстания, а также собрать архивные материалы в Уральске. Но задуманный роман почему-то не был написан. Однако, Короленко написал серию замечательных очерков под общим заголовком «У казаков». Значительную часть этих очерков составляет описание поездки, которую писатель предпринял из Уральска вверх по реке Уралу.

А. С. Пушкин (1799-1837)

С начала 1833 года Пушкин начал изучать архивные документы по восстанию крестьян под предводительством Пугачева. С этого времени он начинает работать над будущим романом «Капитанская дочка». Работа над романом и историческим исследованием побудили поэта совершить в Поволжье и Оренбургский край. 18 сентября Пушкин прибыл в Оренбург и остановился в загородном доме у военного губернатора В. А. Перовского. Там он встретился с В. И. Далем. Вместе с Далем они ездили в Берды, бывшую столицу Пугачева, разговаривали с местными жителями, которые помнили восстание.

- В. И. Даль

-Что вам известно о творчестве В. И. Даля из курса литературы и русского языка?

Создатель «Толкового словаря», содержащего более 200000 слов. 50 лет отдал В. И. Даль работе над словарем, в котором с исключительной полнотой отразил словарный состав русского языка середины 19 века, стремясь охватить всю жизнь народа, все стороны его деятельности и общественных отношений, его быт, понятия и верования. Второй крупный труд Даля – сборник «Пословицы русского народа» (свыше 30000 пословиц).

Он не только собирал и тщательно записывал пословицы, поговорки, всевозможные прибаутки, но и обрабатывал материал. Этому занятию Даль отдавал по 3-4 часа ежедневно на протяжении десятилетий. Собранные пословицы он переписывал в двух экземплярах, резал на «ремешки». Один экземпляр подклеивал в одну из 180 тетрадей по разрядам – это было собрание пословиц. Другой вклеивался в алфавитную тетрадь к ключевому слову – это примеры для Толкового словаря. Ему принадлежат также труды по собиранию былин, песен, сказок, легенд.

3. В. И. Даль. Сообщение о пребывании в Оренбуржье. Слово учителя.

Даль Владимир Иванович (1801–1872)

Русский писатель, лексикограф, этнограф В. И. Даль родился в Луганске, в семье врача. В 1829 г. окончил медицинский факультет Дерптского университета. Был врачом, затем чиновником. Около 8 лет (и как раз наиболее плодотворных лет своей жизни) прожил В. И. Даль в Оренбурге.

«Всю свою жизнь я искал случая поездить по Руси», — признавался Даль в своей автобиографической записке. Восьмилетняя служба в Оренбурге была очень удобна для Даля в этом отношении, так как была связана с частыми служебными поездками по обширному краю, в состав которого входили тогда, кроме нынешней Оренбургской области, Башкирия и значительная часть Казахстана.

В. И. Даль вошел в историю как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Это колоссальный, не знающий себе равных в истории лексикографии труд: пал, своим «Словарем» Даль работал 53 года. Глядя на его «Словарь» — четыре огромных тома, содержащих двести тысяч слов, невольно удивляешься, что этот труд выполнен одним человеком. По утверждению Мелышкова-Печерского, именно в Оренбурге сделал Даль «главнейшее пополнение запасов для словаря».

Другим большим и очень ценным трудом Даля является капитальное собрание «Пословиц русского народа». Даль собирал песни, сказки, бытующие в народе. Большая часть из них собрана в Оренбургском крае.

Много времени в Оренбурге В. И. Даль уделял литературным занятиям. Повести и рассказы, написанные здесь, определили место Даля в современной ему литературе. Содержание целого ряда произведений Даль черпал из местной жизни или из местных исторических воспоминаний.

Так или иначе с Оренбургским краем связано содержание произведений «Уральский казак», «Охота на волков», «Серенькая», «Бикей и Мауляна», «Рассказ об осаде крепости Герата», «Майна» и др.

Живя в Оренбурге, Даль занимался широкой культурно-общественной деятельностью. При его участии в Оренбурге был образован «зоологический музей», положивший начало краеведческому музею.

В Оренбурге Даль написал учебники «Ботаника» и «Зоология». Таких учебников еще не знала русская школа. В 1838 г. В. И. Даль был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук по классу естественных наук за собирание коллекций по флоре и фауне Оренбургского края. Позднее В. И. Даль, как натуралист, перевел с немецкого на русский язык труд Э. А. Эверсманна «Естественная история Оренбургского края». К ней он, с разрешения автора, сделал свои пространные примечания.

В Оренбурге В. И. Даль прожил лучшие годы своей жизни (1833–1841 гг.). Он приехал сюда 32-летним начинающим писателем, уехал известным автором повестей и рассказов, которыми зачитывалась вся Россия. Собранные в Оренбургском крае лексические и этнографические материалы послужили источником для дальнейших научных работ В. И. Даля. Его трудами пользовались прежде как первоисточниками при изучении вопросов, касающихся Оренбургского края. Его трудами можно пользоваться и сейчас при изучении нашего края в прошлом.

4. Рассказ «Охота на волков». Проверка первичного восприятия. Беседа по содержанию прочитанного рассказа.

— Даль неоднократно бывал в имении своего знакомого Е. Н. Тимашева в селе Ташла ныне Тюльганского района. Иван Лаврентьевич Тимашев – основатель села Ташла. Ташла основана в 1763 году. (Показ на карте Тюльганского района). В селе Ташла находилось имение Тимашева. В это имение приезжали многие знаменитости, чтобы отдохнуть от суеты города, насладиться замечательной природой села, погулять в прекрасном парке, поохоться в богатых лесах Тимашевых. Даль неоднократно бывал в гостях у внука Ивана Лаврентьевича в селе Ташла. Много слышал рассказов об охоте, сам принимал участие в охоте. На основе рассказов об охоте он написал рассказ «Охота на волков». Вы прочли рассказ дома.

— Понравился ли вам рассказ «Охота на волков»? Чем именно понравился?

— В какой местности происходила охота, описанная в данном рассказе? (При Башкирии, в Ташлах)

— Как собирались на охотники на отъезжее место?

— На сколько этапов делилась охота? (Три — охота на тетерева, зайца, волка)

— О каких особенностях охоты на тетеревов вы узнали?

— Про повадки каких двух зайцев рассказывает автор?

— Чем интересны взаимоотношения охотников?

— Что хотел автор нам передать? (Показать, как люди отдыхали от повседневных забот, как богата была природа того времени.)

— Каким способом ему удается это сделать? (Автор рисует охоту, охотников с уважением к их знаниям о повадках различных животных – тетеревов, зайцев, волков; рассказывает о том, как охотники одержимы жаждой наживы)

5. Словарная работа. Работа над незнакомой лексикой из рассказа.

Слова и словосочетания заранее выписаны у каждого учащихся и на доске записаны.

Объяснение лексического значения слов с помощью контекста. Фронтальная работа с классом.

Молчанка, белокуприка – дупель (птица).

Чистокустье – молодой березняк.

Урочный час, урочное место – назначенный час, назначенное место.

Отъезжее поле – место охоты.

Угорье Урала – местность, находящаяся перед горами

Вальдшнеп- птица, лесной кулик

Валленштейн – обер-комендант г. Оренбурга, служивший там во времена пугачевского бунта.

Палюк, палянс, пальник – тетерев.

Лысуха – болотная птица,

Запорскал – услышал

Аршин – старинная мера длины, равная 71,12 см

Обвешать охотника – охотнику, незаконно присвоившему чужую добычу, отдать всю дичь, подбитую охотниками.

Вторачивать- класть добычу в охотничью сумку для дичи (торок).

Подвывать волка, подвывальщик – выслеживать волков перед охотой с целью выяснения, сколько волков находится в данной местности. Человек, выслеживающий волка.

Исплошить волка – испугать

Околоток — окрестности.

Полено – хвост волка.

Остолбуху отвесить – ударить.

Сострунить – связать волку нос

6. Итог урока.

Тестирование по изученному материалу.

Раздаточный материал для каждого ученика.

Тест.

1. В какой легенде В. И. Даля говорится о счастливом возвращении из плена русской девушки на родину?

А) «Полуношник»

Б) «Охота на волков»

В) «Осколок льду»

2. Назовите произведение, в котором автор описал растение, увиденное им в парке села Ташла.

А) «Как будили солнышко»

Б) «Аленький цветочек»

В) «Буран»

3. Назовите писателя, который почти 8 лет жил в Оренбурге и служил чиновником особых поручений при губернаторе.

А) И. А. Крылов

Б) В. И. Даль

В) Т. Г. Шевченко

4. При его участии в Оренбурге был образован «зоологический музей», положивший начало краеведческому музею. О ком идет речь?

А) Г. Р. Державин

Б) С. Т. Аксаков

В) В. И. Даль

Фронтальная проверка с помощью компьютера.

— Итак, для какой профессии нужен материал, который мы с вами сегодня изучили, повторили, в какой сфере жизни пригодится он?

— Что нового вы узнали каждый для себя? С каким настроением вы уходите с урока?

7. Домашнее задание.

— На следующем уроке мы продолжим работать над этой темой. Будем работать над композицией рассказа, пересказом с использованием новых слов и словосочетаний из рассказа.

— Дома составьте план рассказа. Выучите значение новых слов. Индивидуальное задание – подготовить пересказ от 3 лица эпизода «Охота на тетерева»; выборочный пересказ – эпизодов, в которых охотники шутили.

Файлы: Литературное краедедение.ppt
Размер файла: 1132544 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология