Автор конспекта:
Автор(ы): — Прохорова Ирина Александровна

Место работы, должность: — МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Собинского района Владимирской области учитель биологии и химии

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — Факторы среды, необходимые семенам для прорастания. (Много ли надо для хорошей жизни?) Цель: выработать умение самостоятельно проводить несложный биологический эксперимент по предложенному алгоритму. Задачи: — способствовать формированию понятийного аппарата: факторы среды, живой организм, процессы жизнедеятельности, семя – зачаточное живое растение, прорастание семени на уровнях: «5» — обосновать, доказать; «4» — характеризовать, применить; «3» — рассказать; — способствовать формированию общеучебных умений: а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; делать выводы); б) учебно-информационных (работать с инструктивным листом, шпаргалкой – рабочей тетрадью); В) учебно–организационных (понимать смысл задания, планировать работу по организации эксперимента, проводить эксперимент, оформлять отчёт о проведённом исследовании и наблюдениях, осуществлять самоконтроль); г) учебно-коммуникативных (сотрудничать в группе); — создать условия для формирования товарищеских отношений между учениками через включение в групповую форму работы.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: — Методическая разработка урока биологии в 6-ом классе. Факторы среды, необходимые семенам для прорастания. (Много ли надо для хорошей жизни?) В основе групповая форма работы школьников по выяснению условий для прорастания семян, проводимая как мини-исследование.

«В лаборатории по имени ПРИРОДА»,

или как стать юным экспериментатором.

«Ничего не принимай на веру», — таков главный принцип химиков. А разве у биологов по-другому? Важно не только собрать «улики-доказательства» истинности теоретических основ биологии, законов существования природы, но и показать школьникам методику процесса рассуждений и поиска этих доказательств, т.е. сформировать азы исследовательской учебной деятельности. Предлагаю один из вариантов совместной исследовательской деятельности «учитель-ученик» в рамках урока биологии в 6-ом классе с использованием приёмов технологии формирования критического мышления у школьников.

Методическая разработка урока биологии в 6-ом классе.

Факторы среды, необходимые семенам для прорастания.

(Много ли надо для хорошей жизни?)

Цель: выработать умение самостоятельно проводить несложный биологический эксперимент по предложенному алгоритму.

Задачи:

- способствовать формированию понятийного аппарата: факторы среды, живой организм, процессы жизнедеятельности, семя – зачаточное живое растение, прорастание семени на уровнях:

«5» - обосновать, доказать; «4» — характеризовать, применить; «3» — рассказать;

- способствовать формированию общеучебных умений:

а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; делать выводы);

б) учебно-информационных (работать с инструктивным листом, шпаргалкой – рабочей тетрадью);

В) учебно–организационных (понимать смысл задания, планировать работу по организации эксперимента, проводить эксперимент, оформлять отчёт о проведённом исследовании и наблюдениях, осуществлять самоконтроль);

г) учебно-коммуникативных (сотрудничать в группе);

- создать условия для формирования товарищеских отношений между учениками через включение в групповую форму работы.

Тип учебного занятия (по М.И. Махмутову): изучение нового материала (с включением практической самостоятельной работы исследовательского типа).

Форма проведения: урок с включением лабораторного эксперимента на основе групповой формы работы.

Использование инновационных технологий: метод проблемного обучения (проверка гипотезы при проведении биологического эксперимента);

приёмы технологии развития критического мышления («Мозговой штурм», «Логические цепочки»).

Содержательная основа учебного занятия:

Содержание

Ценностное отношение

Знания

Способы действий

Опорные

Новые

Опорные

Новые

- уровень жизни определяется ус-ловиями (жизнь как ценность);

- перенесение знаний об усло-виях прораста-ния семян для понимания, что человеческая забота как фактор моего благополучия.

- главные жиз-ненные процесс-сы организма;

- химический состав и строе-ние семени;

- факторы среды;

- методы позна-ния природы (наблюдение, эксперимент).

- семя – зачаточ-ное живое рас-тение;

- способ доказа-тельства жизне-способности се-мени;

-факторы среды, необходимые для прорастания семян;

- теплолюбивые и холодостойкие растения.

- называть, объ-яснять признаки живых организ-мов;

- работать со шпаргалками (таблицей, рабо-чей тетрадью);

- работать с ин-структивным ли-стом (по алго-ритму);

- выдвигать предположения;

- формулировать цель, плани-ровать работу по организации экс-перимента, про-водить экспери-мент под руко-водством учите-ля;

- сотрудничать в группе.

-формулировать цель, планиро-вать работу по организации экс-перимента, про-водить экспери-мент самостоя-тельно;

- оформлять письменный от-чёт о наблюде-ниях на от-дельном бланке.

Оборудование: - инструктивный лист для учащихся группы «В лаборатории по имени …ПРИРОДА» (в альбомном формате, сложить книжечкой так, чтобы слева располагалось описание алгоритма, а справа – схема отчёта) (Приложение №1);

- наборы оборудования для проведения группового эксперимента (химические стаканы, холодильная камера, вода, семена редиса (семена быстро прорастают);

- печатная таблица «Строение семени фасоли»;

- телеграммный бланк с текстом: «Уважаемые младшие научные со-трудники! Скоро посевная пора, а я забыл, какие условия необходимы семенам для прорастания. Подскажите, пожалуйста, эти условия (факторы), а то боюсь остаться без урожая и сытной зимовки. Заранее Вам благодарен. Ученик 6-ого класса Петя Забывакин» (Приложение №4);

- наборы карточек «Логические цепочки» (3 набора для групп) (Приложение №2);

- комнатные растения (бальзамин).

Эпиграф учебного занятия: «Чтобы увидеть невидимое,

смотри внимательно на видимое».

(Древняя мудрость)

Логика рассуждения:

1. Главный отличительный признак живого обмен веществ с окружающей средой

(дыхание, питание, выделение).

  • Семя – это зачаточный (маленький) организм, в котором идут процессы обмена веществ.
  • Для благополучной жизни семенам необходимо дышать (кислородом), питаться растворёнными веществами (в воде) и быть в тепле.
  • Структура урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.

    Беседа

    +

    Приёмы

    техно-

    логии

    разви-

    тия

    критичес-кого

    мышле-

    ния

    «Логии-

    ческие

    цепоч-

    ки»

    +

    «Мозго-

    вой

    штурм»

    Организация и Мотивация деятельности учащихся на изучение нового материала через актуализацию знаний о процессах жизнедеятельности организмов:

    Час пришёл, настало время,

    Час тебе изведать тайну!

    Тайна эта всем открыта

    И у всех перед глазами,

    Да никто её не знает,

    Ибо смотрят – и не видят,

    Видят – и не понимают…

    Ученики до начала урока рассаживают-ся по группам. В группе не более 4-ёх человек.

    Повторяют знания о процессах жизнедеятельности в ходе беседы, размышления над «Логическими цепочками», «Мозгового штурма», с помощью учителя формулируют вывод о связи факторов среды и благополучия жизни организма (в т.ч. и семени).

    · Главные признаки живого.

    А) Какие 2 главные тайны хранит любой живой организм?

    А) Называют обмен веществ и размножение организмов.

    · «Логические цепочки» — пример связи факторов среды и живых существ.

    Б) Я уверена, вы сможете убедить, меня, что любое живое существо, даже бальзамин, связано с факторами среды. Для большей убедительности воспользуйтесь «Логическими цепочками». Только вот беда: путаница получилась во второй графе. Просьба: разложите карточки верно.

    «Логические цепочки» — работа учащихся в группах

    Б) Восстанавливают правильность «Логических цепочек», используя набор карточек для группы. На листе начерчена таблица (2 графы). В 1-ой графе написаны начала высказываний, а окончания их на отдельных карточках. Ученикам необходимо разложить карточки во 2-ой графе, соблюдая логическую законченность мысли. (Приложение №2)

    Устная проверка результатов работы + групповая самооценка (отметка в тетради на полях).

    · Помощь при формулирова-нии вывода.

    В) Какие факторы среды нужны организмам (растениям) для благополучной жизни?

    Для какого процесса нужен воздух с кислородом? Вода?

    Почему на севере мало растений, а в нашей зоне их больше? Какой фактор также нужен организмам для жизни?

    · Формулирование вывода с помощью учителя.

    В) Перечисляют факторы.

    Называют.

    Называют «тепло».

    (всего названо 4 фактора: свет, вода, воздух, тепло)

    · «Мозговой штурм»

    Г) Поясните смысл высказывания о семени: «Семя – это зачаточное живое растение», расшифровав значение слов «зачаточное», «живое», «растение».

    А нужен ли свет для семени? Поясни.

    · «Мозговой штурм»

    Г) Записывают в тетради дату, «классная работа» и высказывание «Семя – это зачаточное живое растение». Под указанными учителем словами вписывают пояснение. (Приложение №3)

    Устная проверка результатов работы + групповая самооценка (отметка в тетради на полях).

    По таблице один из учеников показывает части зародыша семени (корешок, стебелёк, листочек) и питательные вещества.

    Поясняют необязательность наличия света.

    · Обращение учителя к эпиграфу урока с целью усиления внимательности учащихся к предыдущим рассуждениям на уроке

    Д) Сформулируйте вывод о связи факторов среды и благополучной жизнедеятельности семени.

    Д) Пытаются сформулировать вывод о связи факторов среды и благополучной жизнедеятельности семени.

    Правильность вывода проверяют на с.167, последний абзац (Пасечник В.В. Биология. 6 кл…).

    2.

    Физкультпауза:

    Докажите, что вы тоже живые. Упражнение «Пингвины»

    Физкультпауза:

    Ученики выполняют упражнение «Пингвины», доказывают, что они живые.

    Организация изучения нового материала об условиях прораста-ния семян

    Изучение нового материала об условиях прорастания семян

    · Зачитывает телеграмму от Пети Забывакина с целью создания проблемной ситу-ации .

    Е) Ребята, а почему Петя вас назвал научными сотрудниками?

    Что же вы посоветуете Пете?

    У биологов и химиков есть правило: «Ничего не принимай на веру». Как вы понимаете это правило. Какая же проблема стоит перед вами?

    · Анализируют содержание телеграммы и

    формулируют с помощью учителя учебную проблему.

    Е) Отвечают.

    Перечисляют условия, которые нужно создать семенам.

    Нужно проверить на опыте, что именно эти факторы влияют на прорастание семян

    · Предложите способы реше-ния создавшейся проблемы

    Ж)

    · Выдвигают предположения от групп

    Ж) Отбор гипотез

    · Организация исследова-тельской деятельности учеников по планированию и проведению эксперимента по выяснению влияния усло-вий среды на прорастание семян с использованием ал-горитма работы и инструк-тивного листа

    З) Объяснение алгоритма работы и просьба – в случае затруднения обратиться к рабочей тетради с.55, №141 (УМК автор Пасечник В.В.).

    · Планирование и проведение эксперимента по выяснению влияния условий среды на прорастание семян с использо-ванием алгоритма работы и инструктивного листа

    З) Понимание алгоритма и выполнение эксперимента (в группе) с помощью инструктивного листа «В лаборатории по имени…Природа»

    (Приложение №1).

    1-ая группа – задание А);

    2-ая группа – задание Б);

    3- ья группа – задание В).

    Заполнение отчёта по пунктам

    № 1 — № 4.

    4.

    Д/З - Решена ли проблема?

    - Какое Д/З предложите?

    На с. 171 вопросы. Выберите к следующему уроку вопросы для устных ответов по теме вашего эксперимента.

    Д/З - Нет.

    - К следующему уроку оформить отчёт по всем пунктам.

    1-ая группа – вопросы с. 171 №3, 8

    2-ая группа – вопросы с. 171 №7, 10

    3- ья группа — вопросы с. 171 5, 6

    Читать текст на с169-171

    5.

    Вопрос — предлог

    Рефлексия. Организация обобщ-ения и выяснение области применения знаний и умений

    Что я сегодня узнал на уроке?

    Чему я учился на уроке?

    Петя спросил только об условиях прорастания семян, а как правиль-но сеять семена, например, гороха, капусты, томатов: когда, на какую глубину, в какую почву?

    Рефлексия. Обобщают (устно) полу-ченные знания и предлагают варианты их применения.

    Получают вопрос – как повод новой встречи

    Приложение №1

    ИНСТРУКТИВНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

    В лаборатории по имени … ПРИРОДА.

    Факторы среды, необходимые семенам для прорастания.

    ЗАДАНИЕ: предложите опыт, который помог бы доказать, что для прорастания семенам

    необходим такой фактор, как 1) — воздух; 2) - вода; 3) — тепло.

    Оборудование и материалы: химические стаканы, холодильная камера, вода, семена

    редиса (семена быстро прорастают).

    Порядок (алгоритм) выполнения задания:

    1. Сформулируйте тему своего опыта — научного исследования (какая проблема?) и запишите в п.1 отчёта..

    (Например, «Влияние окучивания на урожай картофеля»)

    2. Сформулируйте цель своего исследования (для чего этот опыт нужен?) и запишите в п.2 отчёта.

    (Например, «Доказать, что окучивание способствует повышению урожая картофеля»)

    3. Подберите из предложенного списка необходимое оборудование для проведения опыта (чем работать?) и запишите в п.3 отчёта..

    4. Составьте план вашего исследования, т.е. продумайте ход опыта (когда, что, за чем делать?).

    (Например, подготовить две одинаковые по размерам грядки – посадить по 20 одинаковых клубней одного сорта картофеля – на одной грядке проводить окучивание, а на другой грядке не проводить окучивание – собрать урожай - взвесить — сравнить, где больше – сделать вывод.)

    5. Нарисуйте схему опыта, подпишите обозначения – в п.4 отчёта.

    6. Проведите опыт.

    7. Опишите результаты проведённого исследования в п.5 отчёта.

    8. Сделайте вывод в п.6 отчёта (читайте внимательно цель вашего исследования).

    Письменный отчёт о проведении исследования

    «Факторы, необходимые семенам для прорастания».

    1. Тема опыта: _________________________________________________________________

    2. Цель опыта: __________________________________________________________________

    3. Необходимое оборудование:____________________________________________________

    4. Схема опыта (рисунок) с пояснениями:

    5. Результаты проведённого исследования (наблюдения):_________________________ ________________________________________________________________________________

    6. Вывод:_______________________________________________________________________

    Состав группы:

    Приложение №2

    Приёмы технологии развития критического мышления

    «ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ» *

    Взаимоотношения между факторами среды и живым организмом.

    Задание: Внимательно прочитайте начало каждого высказывания в 1-ой графе таблицы.

    Расставьте карточки в строчках 2-ой графы так, чтобы получились правильные

    законченные по смыслу высказывания.

    1-ый вариант (попроще)

    Начало высказывания

    Окончание высказывания

    1. К факторам среды относятся

    свет, вода, воздух, температура.

    2. Главный признак живых организмов —

    обмен веществ.

    3. Дыхание – один из

    обменных процессов.

    4. При дыхании поглощается газ

    кислород.

    5. Питательные вещества используются

    только

    в растворённом виде.

    6. При дыхании выделяется газ

    углекислый (газ).

    7. При дыхании выделяется

    энергия.

    2-ой вариант

    Начало высказывания

    Окончание высказывания

    1. Свет, вода, воздух, температура, рельеф — это

    факторы неживой природы.

    2. Обмен веществ является

    главным отличительным признаком живых организмов.

    3. К числу обменных процессов относятся

    дыхание и питание.

    4. Кислород

    поглощается при дыхании.

    5. Углекислый газ

    выделяется при дыхании.

    6. Органические вещества

    при дыхании разрушаются (окисляются).

    7. Энергия (тепло)

    освобождается при дыхании.

    8. Вода организму необходима

    для растворения питательных веществ.

    9. Кислород организму необходим

    для разрушения органических веществ и выделения энергии.

    * Предложен правильный вариант «сборки» таблицы.

    Приложение №3

    «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

    (записи в тетради)

    Семя зачаточное живое растение.

    маленькое обмен веществ: органы зародыша:

    неразвитое + кислород корешок,

    «спящее» + вода стебелёк

    + питат. в-ва листочки с почками

    - углек. газ

    дыхание, питание

    Приложение №4

    БЛАНК ТЕЛЕГРАММЫ ОТ ШКОЛЬНИКА ДЛЯ УЧЕНИКОВ 6-ОГО КЛАССА

    Файлы: Конспект урока на тему.docx
    Размер файла: 20607 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология