Автор конспекта:
Автор(ы): — Демина Марина Васильевна
Место работы, должность: — НОУ «Ноябрьская православная гимназия», учитель начальных классов
Регион: — Ямало-Ненецкий автономный округ
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: — — знакомство учащихся с творчеством В.М.Гаршина и его произведением «Сказка о жабе и розе». — формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности — формирование умения доказывать свое мнение, правильно строить речь — воспитание любви к прекрасному, выражение эмоционального отношения к героям, действию сказки.
Используемые учебники и учебные пособия: — Родная речь. Учебник для 4 класса. Составитель В.Г.Горецкий
Используемое оборудование: — Картины с изображением жабы и розы
Краткое описание: — Урок литературного чтения, на котором происходит работа с текстом вслед за автором, исследование текста. Продолжительность урока 2 часа.
ТЕМА: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». ЦЕЛЬ: — знакомство учащихся с творчеством В.М.Гаршина и его произведением «Сказка о жабе и розе». — формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности — формирование умения доказывать свое мнение, правильно строить речь — воспитание любви к прекрасному, выражение эмоционального отношения к героям, действию сказки. ФОРМА: урок – исследование. ОБОСНОВАНИЕ: — совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте. — исследование текста, с последующим доказательством правильности рассуждения — словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение в тексте — создание эмоционального отклика – грусть, трагедия ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Почему возникла идея О написании сказки? Изображения жабы и розы. ХОД УРОКА: УЧИТЕЛЬ 1. Организационный момент — создание условий для проведения урока — Молитва. — На уроке нам понадобится карандаш, проследите, чтобы у каждого он был на столе. Также нам понадобится ваше сосредоточение и внимание. — Учащиеся проверяют готовность к уроку. 2. Подготовка к изучению нового материала: — Формирование умений выделять главное. — ознакомление со статьей о детстве В.М.Гаршина, его творчестве — составление словесного портрета Гаршина Подготовка к восприятию текста — Сегодня мы познакомимся с творчеством В.М.Гаршина, с его сказкой. Будем учиться работать с текстом, исследуя его, доказывать свое мнение с опорой на текст. — Прежде чем знакомиться со сказкой, познакомимся с самим писателем. Для этого вы прочитаете отрывок из книги А.М.Скабичевского «История новейшей литературы» о Всеволоде Михайловиче. Самостоятельное знакомство со статьей Читают вступительную статью с. 225 — 226 Вопрос на восприятие текста статьи — Каким вы представили себе юного В.М.Гаршина? — Много странствовал — хорошо учился — был любознательным гимназистом — увлекался естествознанием -На основании этой статьи можем ли мы сказать, каким было детство юного Гаршина – счастливым или нет? — Нет. В статье дается портрет мальчика, его увлечения, но о самом детстве не говорится. — А детство у него было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю! Дети слушают. -Вот и вам предстоит быть на уроке наблюдатель-ными, внимательными, чтобы понять произведение Гаршина, увидеть главную мысль сказки. Научиться сострадать, сопереживать героям. 3. Изучение нового материала. Постановка проблемного вопроса. -Формирование умения рассуждать, используя жизненный опыт — Формирование умения внимательного слушания Рассказ на фоне музыки Рубинштейна. Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играл Рубинштейн. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе. Учащиеся слушают. Вопрос на доску: — Почему возникла идея о написании сказки? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока. -Прочитайте название сказки. Как вы думаете, о чем этот рассказ? Этот рассказ о жабе и розе. — Что вы можете сказать о розе? Какая она?(вывешивается иллюстрация на доску) — Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени. — Какой вы представляете себе жабу?(вывешивается иллюстрация на доску) — Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная. — Вот о таких действующих лицах мы и начинаем чтение сказки. Учитель читает I абзац. — О чем повествует данный абзац? — О кусте розы, который рос перед домом. — О цветнике, где росла эта роза. — Каким был этот цветник? Исследование текста: — Цветник запущен — по нему разрослись сорные травы — дорожки не чищены — деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась — обстановка вокруг розы убогая. — Что хотел показать автор в этом абзаце? — Среди убогости можно встретить, увидеть прекрасное. — А так ли некрасив был этот цветник? Прочитайте II абзац. Читает ученик. — Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами? Исследование текста: — Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность. — Что придало красоту и индивидуальность этому запустению? (зачитать из текста с.226 – 227) — Хмель, повилика, мышиный горошек скрыли остатки развалившейся решетки — Чертополох стоял, как деревья — Желтые коровяки подымали свои усаженные цветами стрелки еще выше — Крапива показана темно – зеленым фоном, которым можно было любоваться издали. — Как среди такой красоты выглядела роза? — Нежным, роскошным бледным цветком. — Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Умозаключения: — она считала себя в этом цветнике как дома — она вынужденно там росла, где ее посадили Чтение 1 строки III абзаца до слов «Она распустилась в хорошее майское утро…» — Каким вы представляете себе майское утро? Умозаключение с опорой на жизненный опыт. — ярко светит солнце — все искрится и играет в лучах майского солнца Формирование умения делать выводы на основе анализа прочитанного текста. — дует ветерок несущий свежий запах молодой травки — природа просыпается от сна — зеленеют деревья — природа оживает Перечитайте этот абзац до слов «Но вокруг нее все было хорошо…» Чтение текста. — Оживает природа, казалось бы все хорошо, тогда почему же плачет роза? Умозаключение, основанное на связи с предыдущими абзацами. — Роза растет среди запустения, поэтому и плачет. — А разве цветок может плакать? — Слезы – это капельки росы, которые искрятся на листочках розы. Учитель дочитывает абзац. — Молитва. Какие молитвы вы знаете? О чем они? Формирование умения делать выводы на основе анализа прочитанного текста. — Молитвы Господу, Божьей Матери, святым Они нужны нам, чтобы просить у святых о здоровье своем и близких, благополучие, душевном равновесии Формирование умения давать описательную характеристику на основе текста — Какой могла быть молитва розы? О чем могла молиться роза? — Она молилась о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях. — Похожа ли молитва розы на наши молитвы? Да и нет Чтение абзаца о жабе (IV). — Какой показана жаба? Исследование текста: — прилипла к сырой земле плоским брюхом — довольно старая жирная жаба — она охотилась целую ночь за червяками и мошками — под утро уселась отдыхать в место потенистее и посырее — она сидела, закрыв свои жабьи глаза, едва заметно дышала, раздувая липкие, грязно-серые бородавчатые бока — ленивая жаба — безобразные лапы — она ничему не радовалась, наелась и собралась отдыхать — ей доставлял беспокойство запах розы, но она не обращала на это внимание, т.к. была ленивой. — Мы говорили о молитве розы, а могла ли молиться жаба? О чем бы она могла попросить? — Она могла бы молиться, но только ее молитва отличалась бы от молитвы розы. Жаба просила бы только о том, чтобы плотно поесть и хорошо отдохнуть после еды. — Теперь у нас появляются новые герои. Какими вы их увидите? Учащиеся читают текст дальше с.227 – 229 до слов «В эту весну…» Исследование текста, выделение слов, рисующих и характеризующих мальчика. Словарная работа — Каким вы увидели мальчика? — ему около семи лет — мальчик с большими глазами и большой головой на худеньком теле — у него счастливые глаза — он любит свой цветник — Почему он любил такой заброшенный цветник? Анализ прочитанного: — цветник для мальчика был вторым домом — когда ему надоедало читать, он наблюдал за растениями и животными. Он знал каждый кустик и травинку. — он проводил очень много времени в этом саду — Автор о мальчике пишет: «Он был такой слабый, тихий, кроткий…» — Как вы понимаете слово кроткий? -Кроткий, значит смиренный со всеми неудачами, обидами и трудностями жизни. А смиренным Господь дарует благодать. — Можно ли розу назвать кроткой? Почему? — Можно, потому что она тоже смиряется с тем в каких условиях она живет. — Для чего автор показывает мальчика нам таким? — чтобы показать, почему его не боялись животные, показать его мягкосердечие, доброту — А еще для чего? — Чтобы ответить на этот вопрос, давайте читать дальше. Чтение — исследование текста с карандашом с.229 – 230 от слов «В эту весну…» до слов «Роза ничего не знала …» — Каким мальчик стал в эту весну? — исхудалая головка — тощие ручки — глаза быстро утомлялись — бледные щеки — худая шея — коротко остриженные волосы — Сравните нынешнее состояние мальчика с прошлогодним. Как изменился мальчик? Сравнение и противопоставление изображения мальчика в тексте. — Почему автор пишет, что «должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок? -Мальчик сильно болеет. — Жизнь уходит, угасает. Чтение следующего абзаца до слов «Ее заметила жаба…» — Что узнали из текста? Исследование текста, анализ. — роза цветет не более 3 дней — на 1 день растет и красуется — на 2 день распускается — на 3 день вянет — Почему автор говорит о том, что за короткую жизнь розе довелось испытать немало страха и горя? Что он имел в виду? — Роза боялась, что с ней может что-то случиться, ею никто не любовался. Она жила в страхе. Чтение до слов «Роза содрогнулась» — Какой показывает автор жабу? Исследование текста. — злые безобразные глаза — «нежные чувства» — она не умеет выразить свои слова — Что могло зашевелиться в жабьем сердце? — зависть — Могут ли у жабы быть нежные чувства, у такого скользкого, толстого животного со злыми безобразными глазами? — Могут, но выражены они в том, что ей понравилась роза. Если раньше роза ее не привлекала, а ее аромат мешал ей отдыхать, то сейчас жаба заинтересовалась розой. Ей захотелось быть поближе к прекрасному, может быть у нее появились нежные чувства. — Какие слова выбрала жаба для выражения своих чувств? — Я тебя слопаю. — являются ли эти слова выражением чувств? -Нет. Жаба не может говорить о красоте, она ее не понимает. Чтение следующего абзаца. Дети слушают. — Отчего роза содрогнулась? — Роза услышала реплику жабы. Она испугалась. — О чем пожалела роза том момент? — Что она прикреплена к стеблю и не может как вольные птички и свободные бабочки улететь от опасности. — Думала ли роза о том, что и бабочек подстерегает опасность и какая? — нет, она не хотела думать об этом. Она не знала, что жаба является опасностью для бабочек. Чтение сказки до с. 231 до слов : «Господи!-…» — Обратите внимание на то, как выражает жаба свое отношение к розе. — Она повторяет одни и те же слова. У нее бедная речь. -Как автор показывает розу? — Бледное создание. Умение сравнивать, находить общее у героев разного плана. — Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? — С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни. — Почему роза тогда «бледное создание»? — От страха. Чтение следующей фразы. Формирование умения рассуждать, анализировать. — Какую смерть предпочла бы себе роза? — чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной — просто умереть после цветения, осыпав лепестки. Самостоятельное чтение до с. 232 до слов «Она отдыхала довольно долго …» — Каково эмоциональное состояние жабы? Она злая или настойчивая? Исследование текста, умозаключения. — Жаба оцарапала свое брюхо и лапки о шипы. Ей было больно, она не достигла цели, поэтому уже с ненавистью смотрит на цветок. — Есть ли у нее желание продолжать подъем к цветку еще раз? -Да, но желание набить брюхо пересилило желание добраться до розы. Чтение текста дальше до слов «Она не видела…» — Что произошло с розой за прошедшую ночь? — Она забыла о враге. — Распустилась и стала самым красивым цветком в цветнике. — Принесла ли роза кому-нибудь радость? — Сожалеет ли она о чем – либо? — Она принесла радость окружавшим ее птицам, бабочкам, пчелам, соловью. — Она не может принести радость мальчику. — Была ли счастлива роза в этот момент? — Была, потому что ей казалось, что соловей поет для нее. — Можно ли считать пение соловья подарком Божьим? -Да, т.к. роза молилась о лучшей жизни. — Она почувствовала себя счастливой, т.к. Господь послал ей радость за пережитый страх. Чтение отрывка до слов «Роза поняла…» — Почему автор называет жабу злым животным? Разве жаба животное? — Жаба относится к земноводным. -Почему она злое животное? — Она не смогла достичь своей цели с первого раза. Ей мешали шипы, она поцарапала брюхо. Лапы, ей было больно. — Сейчас, превозмогая боль, она пытается добраться до ненавистного цветка. — Обратите внимание на речь жабы. Она изменилась? -Нет. Она такая же бедная. «Роза поняла, что погибает…» — о чем говорит эта фраза? — Она поняла, что ничто не сможет изменить ее участь. Роза смирилась со своей долей. Чтение сказки дальше до слов «Когда мальчик…» на с. 233. — Снова жаба. Какой она предстала перед нами? — Она ничуть не изменилась. — Она хочет довести начатое дело до конца и не отдать розу, а самой ее съесть. — Меняется ли жаба, когда девушка отбрасывает ее в сторону? Почему? — Жаба смиряется, т.к. чувствует силу человека. — Какое слово выбрал автор, чтобы показать нам это? — «Она не посмела…» Чтение дальше до слов «Роза, хотя и была …» — Что случилось с мальчиком? — Он умер. — Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? — Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике. — Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? — Роза почувствовала, что срезали ее не зря. — Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. — Она принесла тишину и покой в этот дом. Чтение сказки до конца. — Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? — Среди всех цветов, выделили именно ее. — Девушка поцеловала розу, слезинка упала со щеки девушки на розу. — Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась неуслышанной? — Нет, Господь исполнил просьбу розы принести пользу людям. — Забыли ли розу после этого случая? — Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них. 4. Итог урока. — Чему научил вас рассказ? — Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. — Лучше делать добро людям. — Вспомните начало нашего урока. Я задала вам вопрос: «Почему возникла идея о написании сказки?» Кто может ответить на этот вопрос? — Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика, который сидел рядом и слушал эту музыку. — Он хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое. 5. Оценивание работы учащихся на уроке. 6. Домашняя работа Краткий пересказ сказки.
Файлы: петька.doc
Размер файла: 46080 байт.