Автор конспекта:
Автор(ы): — Трухина Татьяна Анатольевна

Место работы, должность: — Учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Сош № 28» г. Норильск

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Задачи: 1.Продолжить знакомство с творчеством В.П. Астафьева. 2.Обратить внимание учащихся на вопросы: кто виноват в гибели Людочки и почему надо быть взыскательнее и самокритичнее к себе.

Используемое оборудование: —

1. Портрет В.П. Астафьева

2. Выставка произведений писателя

3. Цитаты из произведений В.П. Астафьева

Краткое описание: — Открытый урок литературы в 9 классе.

Все пороки, которые имеет общество, нация… скрыты в нас. Надо быть взыскательнее, самокритичнее к себе.

В.П. Астафьев

В прозе В.П. Астафьева размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях.

А. Макаров

… всегда и во всем будут важны принципы самовоспитания, стремления к чему-то полезному, разумному! Никто не может научить его (человека) читать… если он не захочет научиться этому сам.

В.П. Астафьев

Ход урока

I Слово учителя: «Тема женской души как необычный барометр нравственной жизни общества».

Об уровне нравственного состояния общества принято судить по положению в нем стариков и детей. Это не случайно, так как именно старики и дети – люди самые не защищенные. Одни в силу того, что нет в них прежнего здоровья, тех физических и моральных сил, которые были у них в молодости; другие – очень малы и во всем зависят от взрослых.

А. Кузичева в статье «Бедная… кроткая, тихая Людочка» говорит, что барометром нравственной жизни общества является состояние женской души, и с ней нельзя не согласиться, хотя бы потому, что всегда женщина считалась и считается более слабой половиной человечества.

К теме женской души не раз обращались русские писатели. Над загубленной женской душой размышляли Н.А. Островский (пьеса «Гроза»), Л.Н. Толстой (роман «Анна Каренина»), Н.М. Карамзин (рассказ «Бедная Лиза»), В.П. Астафьев (рассказ «Людочка»).

Героини перечисленных произведений, доведенные до отчаяния, кончают жизнь самоубийством. Катерина и Лиза бросаются в реку, Анна Каренина – под поезд, Людочка повесилась. Тема женской души как барометр нравственной жизни общества идет из глубин карамзинской эпохи. Именно он нарушил границы условного. Он ввел в литературу то, что нельзя было изображать. Самоубийство. Автор сочувствовал, сострадал «бедной» и «нежной» Лизе, которую по правилам и канонам церкви надо было осудить. В произведении Н.М. Карамзина все и, прежде всего, сам автор жило законами человеческого сердца. По этим же законам, законам человеческого сердца, живет и В.П. Астафьев.

II Сообщения учащихся о В.П. Астафьеве по материалам периодики

1. В.П. Астафьев. «Сопричастный всему живому». О себе и о своей работе. (Журнал «Литература в школе», 1989 год № 2)

2. «Стержневой корень». Писатель о себе (Журнал «Слово», 1991 год № 1)

3. «Виктор Астафьев. Во глубине России». (Альбом. Составитель В.Н. Ярошевская, издательство «Кредо», 1998 год)

III Беседа по содержанию рассказа «Людочка».

Вопросы:

1. В. Астафьев в рассказе показывает деревню, «… задохнувшуюся в дикоросте, с едва натоптанной травой», «в закрещенных окнах»; погибающий парк; больные деревья; одичавшие кустарники. В природе царствует «дурнолесье» и «дурнотравье». Как вы понимаете, что такое «дурнолесье» и «дурнотравье»? Каковы, на ваш взгляд, причины их возникновения?

2. Каковы же тогда разрушения в человеческой душе? Что значит понятие «разрушенная душа»? Кого из героев можно назвать человеком с разрушенной душой?

3. Почему стало возможным преступление, совершенное по отношению к Людочке, почему «вальготно, куражливо, удобно живется преступнику», в частности, преступникам Стрекачу, Артемке-мыло и другим? Как автор отвечает на эти вопросы?

4. Почему В.П. Астафьев говорит, что «надо быть взыскательнее, самокритичнее к себе»?

5. Согласны ли вы с мнением А. Кузичевой, автором статьи «Бедная… кроткая, тихая Людочка», что «самоубийство Людочки – протест против всеобщего предательства»?

6. Считаете ли вы, что проблемы, поднятые автором «Людочки» актуальны?

IV Рекомендации к чтению

«Затеси» — книга коротких рассказов. Затесь – это стес, сделанный на дереве топором. Делали его первопроходцы и таежники для того, чтобы белеющая на стволе дерева метка была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете. «Затеси» Астафьева – это зарубки на сердце о нашей с вами жизни, о прошлом, о войне.

«Царь-рыба». В 1978 году книга удостоена государственной премии СССР. Человек и природа, их единство и противоборство – стержневая тема «Царь-рыбы». Как сделать, чтобы, преобразуя землю, сохранить и приумножить земное богатство? Это проблема не только экономическая, но и нравственная. Осознание ее серьезности, по Астафьеву, необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить и не сжечь природу и себя огнем бездушия и глухоты.

Файлы: Конкурсный урок по литературе _А.Грин_Зеленая лампа_Рогозина И.В._2010г.rar
Размер файла: 1733491 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология