Автор конспекта:
Автор(ы): — Федотоф В.Г.

Место работы, должность: —

ТОГБОУ СПО "Аграрно-промышленный техникум"

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — все уровни образования

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Краеведение

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: —

Доклад из опыта работы мастера производственного обучения в рамках духовно-краеведческой оластной экспериментальной площадки.

Федотов В.Г.

Мастер производственного обучения ТОГБОУ СПО «Аграрно-промышленный техникум»

В соприкосновении с православными святынями.

Из опыта работы

Малоисследованным направлением поисковой работы остаётся духовное краеведение, тогда как воспитательный потенциал его огромен. Ведь только опираясь на духовно-православные традиции русского народа можно возродить нравственные основы личности, семьи, государства.

Именно духовное краеведение в «Аграрно-промышленном техникуме» стало одним из приоритетных направлений воспитательной работы. С кем мы работаем? Социальный состав достаточно сложный: дети-сироты, дети из малообеспеченных семей, проживающие в неполных семьях, 29% родителей – безработные. Мы ставим своей целью создать благоприятные условия для развития способности для адаптации личности в окружающем мире, сформировать её духовно-нравственный потенциал. Важно дать возможность каждому студенту задуматься о дне сегодняшнем, о смысле жизни, о необходимости следовать по пути добра.

Начинали с выездов на родники и святые источники с целью их благоустройства. Затем в течение трех лет шла работа в рамках реализации многоуровневой программы «Живая вода». Она была разработана с целью приобщения учащихся и педагогов к знаниям о святынях и памятниках родного края, которые служат проводниками духовного опыта, связывают поколения непрерывной нитью. Одно из направлений программы — развитие у молодежи целостного видения мира, благодаря интеграции различных образовательных областей: православной культуры, естествознания, искусства, краеведения. Для реализации программы используем различные формы работы, в том числе поездки по святым местам. Во время поездок проводятся беседы, экскурсии, встречи. Юноши и девушки наблюдают жизнь города и деревни, жизнь в монастырях. Таким образом, создаются совершенно иные отношения воспитателя и воспитанника, в основе которых лежит принцип социального равенства. Для многих ребят возможность принципиально новых отношений с педагогом является мощным стимулом для самовоспитания, раскрытия своего внутреннего мира перед педагогом. А мир зрелого, умудренного опытом человека как бы становится частицей мира ученика. Такие активные формы воспитания как экспедиции, паломнические поездки, где социальные контакты между людьми разных поколений очень тесны, позволяют педагогу ввести своего воспитанника в огромный мир сложных человеческих чувств, переживаний, отношений, направленных на заботу о ближнем.

Здесь следует отметить, что во время экспедиций происходит воспитание таких нравственных качеств личности, как чувство долга, ответственность за порученное дело, исполнительность, обязательность, инициативность.

Важным показателем работы является так же мотивация поиска новых знаний, в том числе краеведческих.

На основе всего этого была определена и тема областной экспериментальной площадки, которая открыта на базе нашего учебного заведения: «Расширение воспитательного пространства в системе дополнительного образования через организацию духовно-краеведческих экспедиций и практическое использование их результатов».

Система краеведческой работы в техникуме – это факультатив «Основы краеведения», краеведческий кружок, краеведческий клуб «Родник», музей истории техникума, библиотека.

Для успешного проведения исследовательской деятельности учащихся имеются внутренние средства:

1. Наработанный опыт педагогических кадров.

2. Достаточная нормативно-правовая база.

3. Материально-техническое обеспечение: современные ПК, фото и видеоаппаратура, автобус.

Используем и внешние средства: современные информационно-коммуникативные технологии и ресурсы, средства массовой информации, сотрудничество с музеями, духовными лицами, библиотеками области.

Ежегодное участие в областном славянском фестивале «Русь Православная» и в областных Питиримовских чтениях дают стимул для исследовательской работы по изучению истории родного края, поиска новых сведений о тамбовских подвижниках.

Постепенно приоритетной формой работы стали поисковые экспедиции. Наиболее интересными из них стали экспедиции в село 2-я Иноковка Кирсановского района и село Паревка Инжавинского района Тамбовской области. Мы встречались с населением, собирали материалы об истории этих сёл, их храмов. Результатом стали исследовательские работы учащихся, статьи для печати «У двенадцати родников», «Мы открываем Дивеево», «Монастырь» и др.

Любая экспедиция – это радостное событие для учащихся. Ведь во время поездки происходит не только познавательный процесс, но и восстановление духовных, эмоциональных и физических сил.

Организация экспедиционной работы —кропотливый и трудный процесс, особенно работа по сбору материалов. В содержании работы выделяется три этапа:

Iэтап—теоретический, его основная цель—создание мотивации к занятию научно-исследовательской деятельностью. Этот этап включает в себя:

а) знакомство с правилами экспедиционной работы;

б) актуализацию знаний о краеведческих исследованиях;

в) просветительскую работу.

IIэтап—практический, его цель—исследования в полевых условиях. Этот этап проходит в краеведческих экспедициях. Исследуются объекты, расположенные в Кирсановском, Инжавинском, Гавриловском, Уметском районах Тамбовской области и за ее пределами.

IIIэтап—заключительный. Происходит аналитическая и статистическая обработка данных, полученных в ходе исследований. Результаты научно-исследовательской деятельности оформляются в виде творческих отчетов, рефератов для научно-практических конференций, олимпиад. Юноши и девушки участвуют в городских мероприятиях, акциях, всемирных днях охраны памятников культуры.

Имеются результаты поисковой деятельности:

1. Ежегодно на святом источнике Великомученицы Варвары, что близ села Оржевка Уметского района, проводится акция «Живи, родник!»

2. Силами педагогов и учащихся разработан и реализован историко-краеведческий проект «А сердце зовёт к Серафиму», который занял первое место среди работ в Славянском фестивале «Русь Православная» в 2006 году, стал лауреатом Всероссийского конкурса «Я вхожу в мир искусства» в номинации «Искусство воспитания». Его результат — электронное пособие, выполненное в форме гипертекстовой презентации, и программа дополнительного образования. Это делает проект открытым и общедоступным.

Электронное пособие «А сердце зовет к Серафиму…» получило высокую оценку в областном конкурсе концепций учебных программ, пособий, электронных средств обучения по предметам регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и программ дополнительного образования, прошедшего в рамках реализации программы «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2010 годы».

3. Реферат учащейся лицея Самородиной Лидии «Подвижник земли Иноковской» стал лучшим и был включен в сборник материалов Областного Славянского фестиваля «Русь Православная».

4. Творческим коллективом составлен сборник об иеромонахе Питириме (Реутове) «Святая радость веры», который вышел под общей редакцией протоиерея Геннадия Андреева. Материалы этого сборника размещены в Интернете.

5. Юноши и девушки, работники педагогического коллектива познакомились с монастырями Тамбовской области, побывали в Задонске, Дивеево, Мамонтовой пустыне.

В этом году освоили новые маршруты: Рязанская область, Свято-Успенский Вышенский монастырь; Пензенская область, Наровчатский Троице-Скаанов монастырь. Надеемся, что здесь нас ждёт много добрых дел, которые называют послушанием, и новая исследовательская работа. А тишина и красота природы окрестностей монастырей укрепит наши духовные силы.

Соприкасаясь с великими святынями, студенты, независимо от того, как они ведут себя в обычной жизни, собранны, сосредоточенны, молитвенно настроены. По крупицам собираем мы растерянное за годы безверия: учимся сами и помогаем каждому открыть и познать себя.

Выполнение краеведческих заданий на маршруте, нахождение в природной среде, общение с местным населением, знакомство с памятниками природы, истории и культуры способствуют воспитанию духовности и патриотизма.

Несомненно, занятие духовно-краеведческой деятельностью способствует усвоению юношами и девушками универсальных ценностей и модели нравственного поведения, что поможет каждому жить в мире и согласии с самим собой, природой, обществом

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология