Автор конспекта:
Автор(ы): — Волкова Ирина Андреевна

Место работы, должность: — МОУСОШ №8, п. Североморск-3 учитель музыки

Регион: — Мурманская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — Цель урока: раскрыть тяготение к «лёгкой» и «серьёзной» музыке одного жанра – вальса на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки, фрагментов песен, сочинённых в наши дни.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемая методическая литература: —

Музыка. 8 класс: поурочные планы/ авт.-сост. В.М. Самигулина.- Волгоград: Учитель, 2009

Краткое описание: — «Вальс – символ юности, любви, жизни» — 1 час Цель урока: раскрыть тяготение к «лёгкой» и «серьёзной» музыке одного жанра – вальса на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки, фрагментов песен, сочинённых в наши дни. Задачи: — знать жанровое многообразие танцевальной музыки (танцы бы-вают лёгкие и серьёзные); — развивать умение находить признаки современной музыки в музыкальном материале урока (соответствие духу времени); — воспитание культуры слушания музыки.

Волкова И.А. Урок музыки в 8 классе (Кабалевский)
УРОК 11: «Вальс – символ юности, любви, жизни» — 1 час
Цель урока: раскрыть тяготение к «лёгкой» и «серьёзной» музыке одного жанра – вальса на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки, фрагментов песен, сочинённых в наши дни.
Задачи: - знать жанровое многообразие танцевальной музыки (танцы бывают лёгкие и серьёзные);
- развивать умение находить признаки современной музыкив музыкальном материале урока (соответствие духу времени);
- воспитание культуры слушания музыки.
Оборудование: магнитофон, дискиCD, портрет М. Глинки, портрет Е.Е. Керн.
Материал для слушания: «Вальс-фантазия» М. Глинка, фрагменты песен «Мальчишки, девчонки» А. Островского, «Туристской песни» из оперы «А зори здесь тихие…» К. Молчанова, «Вальс о вальсе» Э.Колмановского, сл. Е. Евтушенко.
ХОД УРОКА
1 этап: организационный.
Звуки вальса тихонько коснулись души,
В глубину всех сердец незаметно проникли.
Пригласить свою даму на танец спеши,
Пусть сердца закружат в зачарованном ритме.
Здравствуйте, ребята. Наш урок я хочу начать с прослушивания фрагментов песен, написанных в наши дни.
- Каким песням принадлежат эти мелодии и что между ними общего? (Эти песни написаны в ритме вальса и исполняются в темпе вальса)
СЛУШАНИЕ: «Мальчишки, девчонки» Аркадия Островского
СЛУШАНИЕ: «Туристская песня» Кирилла Молчанова
- Чем объяснить популярность вальса на протяжении вот уже 2 веков?
- Как вы думаете, почему многие песни, сочинённые в наши дни, имеют черты вальса?
2 этап: повторение изученного материала.
- Скажите, как мы узнаём о быте, музыке, танцах прошлых лет? (из повестей, романов, сказок)
- Прочитайте отрывок из романа Льва Толстого «Война и мир» (сцена первого бала Наташи Ростовой).
- Какому танцу созвучен образ юной Наташи Ростовой?
В 7 классе вы знакомились с «Вальсом» из оперы «Война и мир» Сергея Прокофьева. Именно он рисовал нам образ Наташи Ростовой.
СЛУШАНИЕ: «Вальс» из оперы «Война и мир» С. Прокофьева
- Почему именно он, а не мазурка, полонез, менуэт?
3 этап: изучение нового материала.
При дворах высокопоставленных лиц танцевали множество танцев: менуэты, сарабанды, полонезы. Простой люд плясал на праздниках народные танцы – в каждой стране свои.
Одни танцы (особенно народные) сохранялись веками, другие исчезали без следа.
Предлагаю вам разгадать «Танцевальный кроссворд» и назвать популярные танцы прошлых столетий. Каждый танец нужно отнести к той стране, в которой он бытовал. (приложение «Танцы народов мира»)
РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА
Перед вами 7 прекрасных стран, которые стали Родиной для 7 разных танцев.
- А какую страну считают Родиной ВАЛЬСА?
Родиной вальса считают три страны: Францию, Чехию и Австрию.
В середине 18 столетия во Франции бытовал народный танец ВОЛЬТ. Танцевали его парами, с поворотом одного танцующего вокруг другого.
В Чехии в это же время был популярен весёлый танец ФУРМАНТ («франт», «гордец»).
В Австрии танцевали степенный танец ЛЕНДЛЕР.
Была ещё немецкая разновидность лендлера – быстрый, стремительный ВАЛЬЦЕР. Во всех этих танцах партнёры, крепко обнявшись, кружились в быстром, вихревом движении.
Новый танец ВАЛЬС соединил в себе элементы вольта, лендлера, фурманта и вальцера. Вальс вышел из сельских кабачков и вошёл в аристократические танцевальные залы. Только принят там был не сразу. Во дворцах новый танец считался очень неприличным.
В России, например, Павел 1 издал предписание, запрещающее «употребление пляски, вельсеном именуемой». Но ни смотря ни на что, вальс нельзя было остановить, он с триумфом шёл по странам Европы.
Особенно любили танцевать венцы. До сих пор знамениты вальсы Иоганна Штрауса-отца, его сыновей Иозефа, Эдварда и Иоганна. Последнего уже при жизни называли королём вальса. Его вальсы покорили Европу.
Немецкий композитор Франц Шуберт написал около 250 вальсов.
У польского композитора Фридерика Шопена вальсы стали концертными пьесами.
За 200 лет прошедших с рождения ВАЛЬСА, облик его менялся, становился разнообразным.
В России самыми популярными жанрами стали вальс-романс, вальс-песня («На сопках Маньчжурии» И. Шатрова, «Амурские волны» М. Кюсса).
В творчестве композиторов разных стран и эпох вальсы были разными: бальными, эстрадными, симфоническими и оперными, мятежными и нежно-поэтическими.
О таком вальсе мы сегодня поговорим – это произведение великого русского композитора Михаила Глинки.
СЛУШАНИЕ: «Вальс-фантазия» М. Глинки
- Какое впечатление произвела на вас музыка Михаила Глинки? Какие чувства и мысли она вызвала?
- Вы бы отнесли её к области «лёгкой» или «серьёзной» музыки?
- Как вы думаете, почему композитор дал своему произведению такое название?
«Вальс-фантазия» — одно из самых задушевных лирических произведений М. И. Глинки. В нём отразились мечты о неуловимом, прекрасном образе любимой женщины, о хрупких образах юности, о светлой и мимолётной красоте. Это произведение явилось в какой-то мере «страницей дневника» композитора. Вальс был негласно посвящен Екатерине Ермолаевне Керн – дочери воспетой А.С. Пушкиным А.П. Керн.
(на доску прикрепляется портрет Е.Е. Керн).
Поэтическое увлечение этой юной девушкой было одним из самых глубоких жизненных впечатлений Глинки.
Прослушайте это произведение ещё раз и охарактеризуйте интонацию и ритм главной мелодии.
Повторное СЛУШАНИЕ: «Вальс-фантазия» М. Глинки

«Вальс-фантазия» Михаил Глинка
Мелодия
Певучая, гибкая. В ней слышится нежный и страстный призыв любви
Ритм
Лёгкий, трепетный, причудливый, как будто Глинка рисовал прелестный облик девушки, её воздушную походку, быстрые и лёгкие движения.
ВЫВОД: «Вальс-фантазия» — это целая лирическая драма, разворачивающаяся на фоне вальса.

Значение «Вальса-фантазии» в истории русской симфонической музыки очень велико. Полная искреннего вдохновения лирическая поэма Глинки указала многим русским композиторам особый путь развития танца.
ВЫВОД: Танцы могут относится и к «лёгкой» и к «серьёзной» музыке. В танцевальных интонациях могут быть воплощены различные оттенки человеческих чувств.
Словно лёгкие капельки или снежинки
Начинают волшебно владеть тишиной…
Не спеша
Нарастает мелодия Глинки –
И яснеет бездонная высь надо мной.

4 этап: работа над песней «Вальс о вальсе».
Как мы уже говорили в начале урока, многие современные композиторы пишут свои песни в ритме вальса. Одна из самых известных песен Эдуарда Колмановского на стихи Евгения Евтушенко называется «Вальс о вальсе».
СЛУШАНИЕ: «Вальс о вальсе» Э. Колмановского (Татьяна и Сергей Никитины)
СЛУШАНИЕ: «Вальс о вальсе» Э. Колмановского (К. Шульженко)
- Как вы понимаете смысл этой песни?
- Соответствует ли форма этой песни её содержанию?
- Опишите свои впечатления от пения Татьяны и Сергея Никитиных.
- Сравните эту интерпретацию песни с исполнением Клавдии Шульженко.
Запишем текст песни в тетрадь.
ИСПОЛНЕНИЕ:«Вальс о вальсе» Э. Колмановского
5 этап: домашнее задание.
Выучить текст песни Э. Колмановского «Вальс о вальсе»

6 этап: подведение итогов урока.
Вальс! Как велика его слава, как радостно раскрывается навстречу ему человеческое сердце. Юноши и девушки, мужчины и женщины разных стран и эпох дарили и дарят ему свою благосклонность. Они выбрали и отличили его среди множества других танцев и сделали королем танцев!
…Пусть на земле нашей старой
Новые вальсы звучат!
Пусть восхищенные парни
Кружат счастливых девчат.

Пусть в тишине затаенной
Кружатся звезды для нас!
Вальс — это танец влюбленных,
Вальс — это все — таки вальс…

Использованные ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. Бельканто.ру– в мире оперы. http://www.belcanto.ru
2. Википедия: свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school-collection.edu.ru
4. Классическая музыка.ру. http://www.classic-music.ru
5. Фестиваль педагогических идей: Открытый урок. http://festival.1september.ru
6. Российский общеобразовательный портал: музыкальная коллекция. http://music.edu.ru

Файлы: танцы народов мира.doc
Размер файла: 27648 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология