Автор конспекта:
Автор(ы): — Челышева Надежда Викторовна
Место работы, должность: — МАОУ «Гимназия №2″ города Великий Новгород, учитель русского языка и литературы
Регион: — Новгородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Прививать любовь к поэзии, к бардовской песне
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование: —
презентация, сценарий вечера
Краткое описание: — вечер бардовской песни знакомит учащихся с творчеством поэтов-бардов, на вевере идёт живой диалог о поэтах-бардах, исполняются песни поэтов-бардов учениками, учителями и родителями
Сценарий вечера бардовской песни
Ведущий: Добрый вечер. Мы рады видеть вас сегодня на нашем вечере, посвящённом бардовской песне.
Ведущий: А много ли мы знаем о бардовской песне?
Ведущий: Что такое бардовская песня? Иногда также говорят: авторская песня, самодеятельная песня, поэтическая песня. Некоторые думают, что это довольно экзотический жанр, в котором не создано ничего значительного. Название "авторская песня" намекает на то, что песни эти можно слушать разве что в исполнении авторов. А название "самодеятельная песня" — что в этом жанре не может быть ничего, достойного называться профессиональным. Бардовская песня имеет свою историю.
(Далее ведущие говорят на фоне презентации)
Ведущий: Бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине двадцатого века в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР). Самым большим периодом роста этого жанра стали пятидесятые — шестидесятые годы 20 века.
Ведущий: Бардовская песня — древнейший жанр, более древний, чем инструментальная музыка и писаные стихи. Своё начало этот жанр берёт в музыкальной культуре Древней Руси – слагатели былин (баяны), певцы-дружинники. Само слово «бард» (поэт-певец у древних кельтов) пришло из древности.
Ведущий: Традиция исполнять стихи, сопровождая их музыкой, была у всех народов. Содержание стихов при этом может быть различным, но всегда они – важный компонент бардовской песни. В этом существенное отличие от текстов эстрадных песен, где не предполагается даже, что все слова будут расслышаны.
Ведущий: Авторская музыка выросла из художественной самодеятельности и моментально достигла широкой популярности в обществе. Обычно бардовская музыка исполняется исполнителем-автором под единственную акустическую гитару. При исполнении авторской песни главное — качество текста относительно поэтичности.
Ведущий: Истоки бардовской песни:
городской романс;
кант (многоголосная бытовая песня)
крестьянские песни;
творчество декабристов; революционные песни 20-х годов;
песни беспризорников;
студенческий фольклор
Ведущий: Современная бардовская песня родилась вместе с распространением бытовых магнитофонов, в конце 50-х — начале 60-х годов.
Ведущий: Основоположники ее — Булат Окуджава, Александр Галич и Владимир Высоцкий, Юрий Визбор и Новелла Матвеева.
Ведущий: Автор стихов и музыки является её непременным исполнителем. Создатель авторской песни обычно не музыкант, а поэт. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару», а Владимир Высоцкий говорил, что это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку. Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой. В этих песнях автор ведёт разговор со слушателем о том, что его волнует, делится своими размышлениями о различных явлениях жизни.
Ведущий: Барды (авторы песен) писали очень человечные тексты песен, которые закрадывались в самые дальние уголки души. Это была музыка от души для души…
Ведущий: Обычно авторы песен этого одноименного жанра являлись составителями и стихов и музыки песни. Отсюда, в общем-то, и название: БАРДЫ
Ведущий: Ближе к тысяча девятьсот пятидесятому году появилось множество бардовских песен в студенческих слоях. Очень сильный толчок в направлении авторской песни дало появление магнитофона, что дало цепную реакцию к появлению песен Б. Окуджавы и Н. Матвеевой. Прошло еще немного времени прежде чем В. Высоцкий, А. Галич, В. Бережков, В. Долина стали классиками-бардами. В восьмидесятым-девяностым годам к ним присоединились еще Щербаков; Иващенко и Васильев (творческий дуэт "ИВАСЬ"), Жанна Бичевская, Александр Розенбаум, Сергей Никитин.
Ведущий: Было вполне очевидно, что бардовский жанр был принят обществом за то самовыражение, открытием своего сердца, своего счастья, своих бед перед людьми — это была настоящая музыка для души.
Ведущий: В жизни авторской песни обычно выделяют несколько периодов. Первый, лидером которого бесспорно стал Б. Окуджава, продлился примерно до середины шестидесятых годов и состоял по большей части из тем романтизма и скитаний по путям испытаний и надежд, путям к себе, путям в неизведанное в поисках счастья.
Ведущий: Бардовская песня не выходила из кругов молодежи, лишь изредка распространяясь на магнитофонных записях. Позже был создан фестиваль авторской песни, представителем которого стал известный Грушинский фестиваль, названный в честь барда Грушина.
Ведущий: В истории авторской песни есть печальное событие. В 1967 году Валерий Грушин с друзьями ушёл в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. На водном маршруте ребята заметили в ледяной воде барахтающихся детей (перевернулась моторная лодка). Валерий бросился в воду их спасать, но сам выплыть не смог. Смерть его потрясла институт, в котором он учился (Куйбышевский авиационный институт). Валерий был душой компании – пел песни под гитару, сам сочинял их. Чтобы сохранить память о нём, в 1968г. родился фестиваль авторской песни, он носит имя Валерия Грушина. Ежегодно приезжают туда люди со всей России, привозят свои песни.
Ведущий: Сегодня в авторских песнях все сильнее звучит ностальгия по прошлому, горечь потерь и находок и, к сожалению, беспокойство перед будущим.
Ведущий: Сейчас бардовская песня плывет по спокойному руслу, каждый день появляются новые песни, выступают концерты и записывают кассеты и диски…
Ведущий: Духовные песни рассказывают нам о том, что трудно выразить словами. Песни о душе – это песни – состояния. Главное в них ощущение себя как духовной личности, которая то взмывает вверх, то вынуждена страдать. Что такое душа. Это и свет, и любовь, и молитва, и счастье. Поэтому песни о душе – это песни о счастье и свете, молитве и любви.
Ведущий: И чем больше существует песен о душе, тем больше у людей появляется шансов почувствовать в себе душу.
Ведущий: Песни души, словно встреча близких друзей, потому что настоящая дружба может быть только тогда, когда у них близкие души. Отдавать людям песни души – это особенный дар, дающийся каждому, кто способен открыть свою душу.
Ведущий: Песни души светят людям, как маленькие звездочки с небес, как небесные искорки, согревающие сердца.
Ведущий: О чем говорит песня?
Ведущий:
Она умеет говорить,
Но слов ее не повторить.
Из них на землю звуки льются.
И люди плачут и смеются.
И поднимают к небу взор,
Зовет их высь, манит простор,
И жить становится несложно,
И кажется, что все возможно.
Ведущий: Наступает момент в жизни, когда поэтические строчки начинают звучать внутри нас. Душа словно просыпается и поет. Тогда рождаются песни, отражающие внутренний мир человека и рассказывающие обо всех самых светлых моментах в жизни.
Ведущий: Авторской песне не нужны украшения, спецэффекты. Она должна идти от сердца автора к сердцу слушателя.
Мы знаем, что многие из вас, кто сегодня пришёл в этот зал, не просто любят песню, но и сами сочиняют её, создавая великолепные стихи и музыку.
Ведущий(подходит к участнику)
Представьтесь, пожалуйста.
Когда впервые у вас появился интерес к бардовской песне?
Как вы начали писать песни? Почему?
Какова главная тематика ваших песен? Почему?
Что вы пытаетесь сказать своими песнями?
Что вы нам сегодня споёте?
Ведущий: Вся музыка — молитва, так дано.
У музыки — небесное рожденье.
Тебе как дар, и право, и служенье -
Быть с нею воедино, заодно.
Молиться звуком наяву, во сне,
Сквозь дней неумолимое движенье.
Тебе как дар и право, и служенье -
Бить в колокол незримый в вышине.
Ведущий(подходит к участнику )
Представьтесь, пожалуйста.
Когда впервые у вас появился интерес к бардовской песне?
Как вы начали писать песни? Почему?
Какова главная тематика ваших песен? Почему?
Что вы пытаетесь сказать своими песнями?
Что вы нам сегодня споёте?
Ведущий:
Как ангелы, звуки садятся на руки,
На плечи, на слезы, на боль и на муки,
На радость, страданье, на счастье без меры,
На поиски смысла и проблески веры;
На миг, на секунду, надолго, на время,
На сны и на мысли, на доброе семя,
На все, что не выразить взглядом, словами.
Так ангелы звуки сплетаются с нами
Ведущий(подходит к участнику)
Представьтесь, пожалуйста.
Когда впервые у вас появился интерес к бардовской песне?
Как вы начали писать песни? Почему?
Какова главная тематика ваших песен? Почему?
Что вы пытаетесь сказать своими песнями?
Что вы нам сегодня споёте?
Ведущий:
В нас силы тайные живут
И нашего участья ждут,
Упорства, воли и труда,
И созидаем мы тогда,
Творим и дышим грудью полной.
Нас творчества ласкают волны.
И в мир непознанный зовут.
Там любят нас всегда и ждут.
Ведущий(подходит к участнику
Представьтесь, пожалуйста.
Когда впервые у вас появился интерес к бардовской песне?
Как вы начали писать песни? Почему?
Какова главная тематика ваших песен? Почему?
Что вы пытаетесь сказать своими песнями?
Что вы нам сегодня споёте?
……………………………………
Ведущий: Музыка может быть лёгкой по содержанию и восприятию. Очень важно, чтобы человек стремился не только без разбора слушать лёгкую музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать серьёзную музыку, дающую пищу уму и сердцу.
Ведущий: Ведь людям необходима самая разная музыка, отражающая нашу жизнь во всём её многообразии. Но надо уметь отличить хорошую музыку (как лёгкую, так и серьёзную) от подделки. Для этого надо развивать свой музыкальный вкус.
Спасибо всем, кто поделился сегодня своими сокровенными мыслями.
Ведущий: Спасибо за умные и красивые песни. До новых встреч.