Автор конспекта:
Автор(ы): — Челышева Надежда Викторовна

Место работы, должность: — МАОУ «Гимназия №2″ города Великий Новгород, учитель русского языка и литературы

Регион: — Новгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Прививать любовь к поэзии, к бардовской песне

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемое оборудование: —

презентация, сценарий вечера

Краткое описание: — вечер бардовской песни знакомит учащихся с творчеством поэтов-бардов, на вевере идёт живой диалог о поэтах-бардах, исполняются песни поэтов-бардов учениками, учителями и родителями

Сценарий вечера бардовской песни

Ведущий: Добрый вечер. Мы рады видеть вас сегодня на нашем вечере, посвящённом бардовской песне.

Ведущий: А много ли мы знаем о бардовской песне?

Ведущий: Что такое бардовская песня? Иногда также говорят: авторская песня, самодеятельная песня, поэтическая песня. Некоторые думают, что это довольно экзотический жанр, в котором не создано ничего значительного. Название "авторская песня" намекает на то, что песни эти можно слушать разве что в исполнении авторов. А название "самодеятельная песня" — что в этом жанре не может быть ничего, достойного называться профессиональным. Бардовская песня имеет свою историю.

(Далее ведущие говорят на фоне презентации)

Ведущий: Бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине двадцатого века в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР). Самым большим периодом роста этого жанра стали пятидесятые — шестидесятые годы 20 века.

Ведущий: Бардовская песня — древнейший жанр, более древний, чем инструментальная музыка и писаные стихи. Своё начало этот жанр берёт в музыкальной культуре Древней Руси – слагатели былин (баяны), певцы-дружинники. Само слово «бард» (поэт-певец у древних кельтов) пришло из древности.

Ведущий: Традиция исполнять стихи, сопровождая их музыкой, была у всех народов. Содержание стихов при этом может быть различным, но всегда они – важный компонент бардовской песни. В этом существенное отличие от текстов эстрадных песен, где не предполагается даже, что все слова будут расслышаны.

Ведущий: Авторская музыка выросла из художественной самодеятельности и моментально достигла широкой популярности в обществе. Обычно бардовская музыка исполняется исполнителем-автором под единственную акустическую гитару. При исполнении авторской песни главное — качество текста относительно поэтичности.

Ведущий: Истоки бардовской песни:

городской романс;

кант (многоголосная бытовая песня)

крестьянские песни;

творчество декабристов; революционные песни 20-х годов;

песни беспризорников;

студенческий фольклор

Ведущий: Современная бардовская песня родилась вместе с распространением бытовых магнитофонов, в конце 50-х — начале 60-х годов.

Ведущий: Основоположники ее — Булат Окуджава, Александр Галич и Владимир Высоцкий, Юрий Визбор и Новелла Матвеева.

Ведущий: Автор стихов и музыки является её непременным исполнителем. Создатель авторской песни обычно не музыкант, а поэт. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару», а Владимир Высоцкий говорил, что это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку. Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой. В этих песнях автор ведёт разговор со слушателем о том, что его волнует, делится своими размышлениями о различных явлениях жизни.

Ведущий: Барды (авторы песен) писали очень человечные тексты песен, которые закрадывались в самые дальние уголки души. Это была музыка от души для души…

Ведущий: Обычно авторы песен этого одноименного жанра являлись составителями и стихов и музыки песни. Отсюда, в общем-то, и название: БАРДЫ

Ведущий: Ближе к тысяча девятьсот пятидесятому году появилось множество бардовских песен в студенческих слоях. Очень сильный толчок в направлении авторской песни дало появление магнитофона, что дало цепную реакцию к появлению песен Б. Окуджавы и Н. Матвеевой. Прошло еще немного времени прежде чем В. Высоцкий, А. Галич, В. Бережков, В. Долина стали классиками-бардами. В восьмидесятым-девяностым годам к ним присоединились еще Щербаков; Иващенко и Васильев (творческий дуэт "ИВАСЬ"), Жанна Бичевская, Александр Розенбаум, Сергей Никитин.

Ведущий: Было вполне очевидно, что бардовский жанр был принят обществом за то самовыражение, открытием своего сердца, своего счастья, своих бед перед людьми — это была настоящая музыка для души.

Ведущий: В жизни авторской песни обычно выделяют несколько периодов. Первый, лидером которого бесспорно стал Б. Окуджава, продлился примерно до середины шестидесятых годов и состоял по большей части из тем романтизма и скитаний по путям испытаний и надежд, путям к себе, путям в неизведанное в поисках счастья.

Ведущий: Бардовская песня не выходила из кругов молодежи, лишь изредка распространяясь на магнитофонных записях. Позже был создан фестиваль авторской песни, представителем которого стал известный Грушинский фестиваль, названный в честь барда Грушина.

Ведущий: В истории авторской песни есть печальное событие. В 1967 году Валерий Грушин с друзьями ушёл в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. На водном маршруте ребята заметили в ледяной воде барахтающихся детей (перевернулась моторная лодка). Валерий бросился в воду их спасать, но сам выплыть не смог. Смерть его потрясла институт, в котором он учился (Куйбышевский авиационный институт). Валерий был душой компании – пел песни под гитару, сам сочинял их. Чтобы сохранить память о нём, в 1968г. родился фестиваль авторской песни, он носит имя Валерия Грушина. Ежегодно приезжают туда люди со всей России, привозят свои песни.

Ведущий: Сегодня в авторских песнях все сильнее звучит ностальгия по прошлому, горечь потерь и находок и, к сожалению, беспокойство перед будущим.

Ведущий: Сейчас бардовская песня плывет по спокойному руслу, каждый день появляются новые песни, выступают концерты и записывают кассеты и диски…

Ведущий: Духовные песни рассказывают нам о том, что трудно выразить словами. Песни о душе – это песни – состояния. Главное в них ощущение себя как духовной личности, которая то взмывает вверх, то вынуждена страдать. Что такое душа. Это и свет, и любовь, и молитва, и счастье. Поэтому песни о душе – это песни о счастье и свете, молитве и любви.

Ведущий: И чем больше существует песен о душе, тем больше у людей появляется шансов почувствовать в себе душу.

Ведущий: Песни души, словно встреча близких друзей, потому что настоящая дружба может быть только тогда, когда у них близкие души. Отдавать людям песни души – это особенный дар, дающийся каждому, кто способен открыть свою душу.

Ведущий: Песни души светят людям, как маленькие звездочки с небес, как небесные искорки, согревающие сердца.

Ведущий: О чем говорит песня?

Ведущий:

Она умеет говорить,

Но слов ее не повторить.

Из них на землю звуки льются.

И люди плачут и смеются.

И поднимают к небу взор,

Зовет их высь, манит простор,

И жить становится несложно,

И кажется, что все возможно.

Ведущий: Наступает момент в жизни, когда поэтические строчки начинают звучать внутри нас. Душа словно просыпается и поет. Тогда рождаются песни, отражающие внутренний мир человека и рассказывающие обо всех самых светлых моментах в жизни.

Ведущий: Авторской песне не нужны украшения, спецэффекты. Она должна идти от сердца автора к сердцу слушателя.

Мы знаем, что многие из вас, кто сегодня пришёл в этот зал, не просто любят песню, но и сами сочиняют её, создавая великолепные стихи и музыку.

Ведущий(подходит к участнику)

Представьтесь, пожалуйста.

Когда впервые у вас появился интерес к бардовской песне?

Как вы начали писать песни? Почему?

Какова главная тематика ваших песен? Почему?

Что вы пытаетесь сказать своими песнями?

Что вы нам сегодня споёте?

Ведущий: Вся музыка — молитва, так дано.

У музыки — небесное рожденье.

Тебе как дар, и право, и служенье -

Быть с нею воедино, заодно.

Молиться звуком наяву, во сне,

Сквозь дней неумолимое движенье.

Тебе как дар и право, и служенье -

Бить в колокол незримый в вышине.

Ведущий(подходит к участнику )

Представьтесь, пожалуйста.

Когда впервые у вас появился интерес к бардовской песне?

Как вы начали писать песни? Почему?

Какова главная тематика ваших песен? Почему?

Что вы пытаетесь сказать своими песнями?

Что вы нам сегодня споёте?

Ведущий:

Как ангелы, звуки садятся на руки,

На плечи, на слезы, на боль и на муки,

На радость, страданье, на счастье без меры,

На поиски смысла и проблески веры;

На миг, на секунду, надолго, на время,

На сны и на мысли, на доброе семя,

На все, что не выразить взглядом, словами.

Так ангелы звуки сплетаются с нами

Ведущий(подходит к участнику)

Представьтесь, пожалуйста.

Когда впервые у вас появился интерес к бардовской песне?

Как вы начали писать песни? Почему?

Какова главная тематика ваших песен? Почему?

Что вы пытаетесь сказать своими песнями?

Что вы нам сегодня споёте?

Ведущий:

В нас силы тайные живут

И нашего участья ждут,

Упорства, воли и труда,

И созидаем мы тогда,

Творим и дышим грудью полной.

Нас творчества ласкают волны.

И в мир непознанный зовут.

Там любят нас всегда и ждут.

Ведущий(подходит к участнику

Представьтесь, пожалуйста.

Когда впервые у вас появился интерес к бардовской песне?

Как вы начали писать песни? Почему?

Какова главная тематика ваших песен? Почему?

Что вы пытаетесь сказать своими песнями?

Что вы нам сегодня споёте?

……………………………………

Ведущий: Музыка может быть лёгкой по содержанию и восприятию. Очень важно, чтобы человек стремился не только без разбора слушать лёгкую музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать серьёзную музыку, дающую пищу уму и сердцу.

Ведущий: Ведь людям необходима самая разная музыка, отражающая нашу жизнь во всём её многообразии. Но надо уметь отличить хорошую музыку (как лёгкую, так и серьёзную) от подделки. Для этого надо развивать свой музыкальный вкус.

Спасибо всем, кто поделился сегодня своими сокровенными мыслями.

Ведущий: Спасибо за умные и красивые песни. До новых встреч.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология