Автор конспекта:
Автор(ы): — Росадина Оксана Владимировна
Место работы, должность: —
МБОУ "Кольцовская СОШ"учитель истории и обществознания
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
рассказать о Великой Отечественной войне глазами ветеранов фронтовиков
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
1) Письменные воспоминания ветеранов Великой отечественной войны (находящиеся в музее школы); 2) Копия листа о награждении бывшего председателя колхоза им. Ленина Васянина Антонина за то, что он в годы войны выделил 100.000 рублей на строительство танковой колонны; 3) Присутствие единственно оставшегося в живых ветерана Великой Отечественной войны Киселева Ивана Ефремовича.
Используемое оборудование: —
мультимедийный проектор, компьютер, доска, презентация к уроку, фотографии ветеранов, письменные воспоминания ветеранов.
Краткое описание: —
Не прошла мимо война и для нашей деревни практически с каждого двора кто — то ушёл на фронт (отец, сын, брат). По данным сельской администрации из д. Кольцовка ушло на фронт 118 человек. Из них 85 погибли и пропали без вести. 32 вернулись с фронта. Вопрос в класс: сколько человек ушло на фронт из д. Кольцовка, сколько из них погибло и сколько вернулось обратно? Ребята, в школьном музее есть альбом, в котором записаны воспоминания ветеранов, когда они ещё были живы. Сегодня мы с вами зачитаем несколько и попробуем окунуться и представить те далёкие годы. Воспоминание Бурлакова Николая Михайловича: Был призван в армию в марте 1943 года. Попал под Москву в г. Кунцево в зенитно-артиллерийскою школу. В июле 1943 срочно выехали на формировку в г. Пенза, там формировалась 38-ая зенитно-артиллерийская дивизия, 1409 зенитно-артиллерийского полка. Боевое крещение принял в Полтавской области. В батареи был разведчиком наблюдателем по опознаванию самолётов как немецких, так и своих. Наша батарея входила в состав 2-го Украинского фронта в их составе прошел сквозь до победы 9 мая. В последующем пришлось участвовать в разгроме Корсунь-Шевченской группировки немцев. Дальше воевал на территории Румынии освобождал город Бухарест, затем на территории Болгарии и Югославии.
Тема урока: «Великая Отечественная война по воспоминаниям ветеранов деревни Кольцовка» Тип урока: комбинированный. Продолжительность урока: 45 мин. Цель урока: рассказать о Великой Отечественной войне глазами ветеранов фронтовиков Задачи урока: 1. образовательные — 1) хронологические рамки Великой Отечественной войны; 2) заслушать воспоминания ветеранов войны 2. развивающие – дальнейшее развитие навыков формулирования и аргументирования собственной точки зрения; 3. воспитательные – уметь выслушать точку зрения своих товарищей. В качестве исторического источника используются: 1) Письменные воспоминания ветеранов Великой отечественной войны (находящиеся в музее школы); 2) Копия листа о награждении бывшего председателя колхоза им. Ленина Васянина Антонина за то, что он в годы войны выделил 100.000 рублей на строительство танковой колонны; 3) Присутствие единственно оставшегося в живых ветерана Великой Отечественной войны Киселева Ивана Ефремовича. Важнейшие даты: 21 июня 1941 – 9 мая 1945 гг. Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, доска, презентация к уроку, фотографии ветеранов, письменные воспоминания ветеранов. План урока: 1) Начало войны для жителей деревни Кольцовка. 2) Письменные воспоминания ветеранов 3) Выступление Киселёва Ивана Ефремовича Ход урока: I. Организационный момент (3 мин.) II. Переход к изучению новой темы (5 мин.) Ребята, назовите дату начала Великой Отечественной войны? Для всего советского народа Великая Отечественная война началась 21 июня 1941 года в 4 часа утра, когда гитлеровские войска без объявления войны вероломно вторглись на территорию СССР. Первыми, кто подвергся нападению, были город Брест и Брестская крепость (показываем на карте). III. Изучение новой темы (30 мин.) Не прошла мимо война и для нашей деревни практически с каждого двора кто — то ушёл на фронт (отец, сын, брат). По данным сельской администрации из д. Кольцовка ушло на фронт 118 человек. Из них 85 погибли и пропали без вести. 32 вернулись с фронта. Вопрос в класс: сколько человек ушло на фронт из д. Кольцовка, сколько из них погибло и сколько вернулось обратно? Ребята, в школьном музее есть альбом, в котором записаны воспоминания ветеранов, когда они ещё были живы. Сегодня мы с вами зачитаем несколько и попробуем окунуться и представить те далёкие годы. Воспоминание Бурлакова Николая Михайловича: Был призван в армию в марте 1943 года. Попал под Москву в г. Кунцево в зенитно-артиллерийскою школу. В июле 1943 срочно выехали на формировку в г. Пенза, там формировалась 38-ая зенитно-артиллерийская дивизия, 1409 зенитно-артиллерийского полка. Боевое крещение принял в Полтавской области. В батареи был разведчиком наблюдателем по опознаванию самолётов как немецких, так и своих. Наша батарея входила в состав 2-го Украинского фронта в их составе прошел сквозь до победы 9 мая. В последующем пришлось участвовать в разгроме Корсунь-Шевченской группировки немцев. Дальше воевал на территории Румынии освобождал город Бухарест, затем на территории Болгарии и Югославии. Вопрос в класс:В состав какого фронта входила дивизия Николая Михайловича, кем на войне был Николай Михайлович, по окончании войны какие территории освобождал Николай Михайлович? Воспоминание Никулина Петра Николаевича. Призвали в ряды Советской армии в январе 1943 года, попал в город Мурманск в 33 запасную дивизию. Прослужил там 3 месяца. В апреле перевели в г. Шуя. 1 мая перевели во вторую московскую учебную бригаду на 6 месячные курсы по подготовке младших командиров. Курсы окончил в ноябре 1943 года. Сформировали отряд и стали двигаться по направлению к городу Калинино. Когда наступали в новгородском направлении, был ранен и направлен в госпиталь. Сделали операцию и вытащили из меня 7 осколков. Пролежал в этом госпитале 29 дней затем попал в госпиталь города Свердловска, там мне сделали ещё 3 операции пролечился там 6 месяцев и меня комиссовали домой. Вопрос в класс: В каком году Пётр Николаевича был призван в армию и в каком городе он служил? Воспоминание Краснова Даниила Исаевича. Начал свой военный путь в 1942 году в мае месяце. Учился на связиста в г. Горьком, проучился 28 дней, после этого нас отправили в Москву. Наши войска формировались в Москве и были отправлены под Сталинград. Не доезжая до передовой 30 км разгрузились и сразу пошли на передовую. И вот здесь был такой случай: один солдат стоял на посту охранял боеприпасы, примерно в час ночи надумал прострелить себя. Натянул на левую руку рукав шинели и выстрелил. Когда мы к нему подбежали он лежал на земле, подняли и повели к майору медицинской службы, он посмотрел и сказал: «самострел», а самострел считался как изменник Родины. Его на другой день убрали. А со мной был такой случай: — Пошел я на связь, ночь была светлая и я увидел прямо на меня идут 6 человек. Недалеко от меня стоял подбитый немецкий танк, я за него залег. Меня стали окружать, я их подпустил поближе, затем стал стрелять, 3-их уложил, а 3-оескрылись. Пришел на командный пункт и рассказал. На другой день командир части перед строем объявил благодарность. Затем нашу часть направили на Курскую дугу. На реке Нарва нам приказали навести связь, а переправы не было. Мы срубили два дерева, связали их, легли на бревна руками гребли и так переправлялись. Двое погибли в воде я был третьим. Эту реку я переплывал три раза. К утру навел связь. За это меня наградили медалью за отвагу. И так мы освобождали Сталинград, Кенигсберг. Закончил войну на Балтийском море в порту Пилау. Вопрос в класс: на кого и где учился Даниил Исаевич? Кем считался «самострел» на войне и почему его сразу же убрали? Какой медалью и за что был награжден Даниил Исаевич? Ребята, нам с вами повезло в том, что мы можем увидеть и услышать человека который прошел через все ужасы войны. Сегодня он пришел к нам с вами. Зовут его Киселев Иван Ефремович. Старший сержант 10-й армии, 22-ой дивизии, 2-го стрелкового полка. Был на войне с марта 1943 по май 1945 года. На войну пошел добровольцем и начал воевать совсем молодым. Как пополнение сначала мы пришли в гвардейскую Сибирскую добровольческую дивизию. Первые сражения я принял под высотой 233-3 и там, за участие в этом бою, я награжден медалью «За отвагу». За сражение за станцию «Ельня» меня наградили орденом «Славы» 3-й степени. Я участвовал в боях при взятии г. Смоленска, Орша. Потом воевал в Латвии, которая была сильным укрепленным плацдармом немцев. За участие в боях в Латвии меня наградили орденом «Красной Звезды», то есть за совершение подвига. Первым перебросил орудие на другой берег и занял оборону. Там в сильном сражении моё орудие подбили и мы его ночью из-под рук немцев утащили. И здесь я как командир орудия награжден вторым орденом «Красной Звезды». Был ранен в голову, лечился при дивизионном медсанбате. После выздоровления мы немцев начали гнать в сторону Прибалтики, прижали вплотную к морю. Немцам некуда не куда было деваться и они капитулировали. У нас был самый радостный день за всю войну. Я счастлив, что остался жив, а кто погиб они вечно будут в наших сердцах и мы их будем помнить вечно как лучших друзей. Вопрос в класс: где принял первые сражения Иван Ефремович? Какими медалями и орденами награжден Иван Ефремович? Где встретил победу Иван Ефремович? IV. Подведение итогов урока (5 мин.) Сегодня мы с вами зачитали воспоминания ветеранов которые не до жили до наших дней. И узнали много интересных фактов. Давайте ещё раз перечислим Фамилии и Имена ветеранов воспоминания которых с вами читали. Что вам запомнилось из Рассказа Киселева Ивана Ефремовича? V. Домашнее задание (3 мин). Написать сочинение на тему: «Великая Отечественная война» Ещё раз огромное спасибо вам Иван Ефремович за то, что смогли прийти на наш урок. Спасибо за внимание, урок окончен.
Файлы: Солдатами не рождаются.doc
Размер файла: 73728 байт.