Автор конспекта:
Автор(ы): — Росадина Оксана Владимировна

Место работы, должность: —

МБОУ "Кольцовская СОШ"учитель истории и обществознания

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

рассказать о Великой Отечественной войне глазами ветеранов фронтовиков

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

1) Письменные воспоминания ветеранов Великой отечественной войны (находящиеся в музее школы); 2) Копия листа о награждении бывшего председателя колхоза им. Ленина Васянина Антонина за то, что он в годы войны выделил 100.000 рублей на строительство танковой колонны; 3) Присутствие единственно оставшегося в живых ветерана Великой Отечественной войны Киселева Ивана Ефремовича.

Используемое оборудование: —

мультимедийный проектор, компьютер, доска, презентация к уроку, фотографии ветеранов, письменные воспоминания ветеранов.

Краткое описание: —

Не прошла мимо война и для нашей деревни практически с каждого двора кто — то ушёл на фронт (отец, сын, брат). По данным сельской администрации из д. Кольцовка ушло на фронт 118 человек. Из них 85 погибли и пропали без вести. 32 вернулись с фронта. Вопрос в класс: сколько человек ушло на фронт из д. Кольцовка, сколько из них погибло и сколько вернулось обратно? Ребята, в школьном музее есть альбом, в котором записаны воспоминания ветеранов, когда они ещё были живы. Сегодня мы с вами зачитаем несколько и попробуем окунуться и представить те далёкие годы. Воспоминание Бурлакова Николая Михайловича: Был призван в армию в марте 1943 года. Попал под Москву в г. Кунцево в зенитно-артиллерийскою школу. В июле 1943 срочно выехали на формировку в г. Пенза, там формировалась 38-ая зенитно-артиллерийская дивизия, 1409 зенитно-артиллерийского полка. Боевое крещение принял в Полтавской области. В батареи был разведчиком наблюдателем по опознаванию самолётов как немецких, так и своих. Наша батарея входила в состав 2-го Украинского фронта в их составе прошел сквозь до победы 9 мая. В последующем пришлось участвовать в разгроме Корсунь-Шевченской группировки немцев. Дальше воевал на территории Румынии освобождал город Бухарест, затем на территории Болгарии и Югославии.

Тема урока: «Великая Отечественная война по воспоминаниям ветеранов деревни Кольцовка» Тип урока: комбинированный. Продолжительность урока: 45 мин. Цель урока: рассказать о Великой Отечественной войне глазами ветеранов фронтовиков Задачи урока: 1. образовательные — 1) хронологические рамки Великой Отечественной войны; 2) заслушать воспоминания ветеранов войны 2. развивающие – дальнейшее развитие навыков формулирования и аргументирования собственной точки зрения; 3. воспитательные – уметь выслушать точку зрения своих товарищей. В качестве исторического источника используются: 1) Письменные воспоминания ветеранов Великой отечественной войны (находящиеся в музее школы); 2) Копия листа о награждении бывшего председателя колхоза им. Ленина Васянина Антонина за то, что он в годы войны выделил 100.000 рублей на строительство танковой колонны; 3) Присутствие единственно оставшегося в живых ветерана Великой Отечественной войны Киселева Ивана Ефремовича. Важнейшие даты: 21 июня 1941 – 9 мая 1945 гг. Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, доска, презентация к уроку, фотографии ветеранов, письменные воспоминания ветеранов. План урока: 1) Начало войны для жителей деревни Кольцовка. 2) Письменные воспоминания ветеранов 3) Выступление Киселёва Ивана Ефремовича Ход урока: I. Организационный момент (3 мин.) II. Переход к изучению новой темы (5 мин.) Ребята, назовите дату начала Великой Отечественной войны? Для всего советского народа Великая Отечественная война началась 21 июня 1941 года в 4 часа утра, когда гитлеровские войска без объявления войны вероломно вторглись на территорию СССР. Первыми, кто подвергся нападению, были город Брест и Брестская крепость (показываем на карте). III. Изучение новой темы (30 мин.) Не прошла мимо война и для нашей деревни практически с каждого двора кто — то ушёл на фронт (отец, сын, брат). По данным сельской администрации из д. Кольцовка ушло на фронт 118 человек. Из них 85 погибли и пропали без вести. 32 вернулись с фронта. Вопрос в класс: сколько человек ушло на фронт из д. Кольцовка, сколько из них погибло и сколько вернулось обратно? Ребята, в школьном музее есть альбом, в котором записаны воспоминания ветеранов, когда они ещё были живы. Сегодня мы с вами зачитаем несколько и попробуем окунуться и представить те далёкие годы. Воспоминание Бурлакова Николая Михайловича: Был призван в армию в марте 1943 года. Попал под Москву в г. Кунцево в зенитно-артиллерийскою школу. В июле 1943 срочно выехали на формировку в г. Пенза, там формировалась 38-ая зенитно-артиллерийская дивизия, 1409 зенитно-артиллерийского полка. Боевое крещение принял в Полтавской области. В батареи был разведчиком наблюдателем по опознаванию самолётов как немецких, так и своих. Наша батарея входила в состав 2-го Украинского фронта в их составе прошел сквозь до победы 9 мая. В последующем пришлось участвовать в разгроме Корсунь-Шевченской группировки немцев. Дальше воевал на территории Румынии освобождал город Бухарест, затем на территории Болгарии и Югославии. Вопрос в класс:В состав какого фронта входила дивизия Николая Михайловича, кем на войне был Николай Михайлович, по окончании войны какие территории освобождал Николай Михайлович? Воспоминание Никулина Петра Николаевича. Призвали в ряды Советской армии в январе 1943 года, попал в город Мурманск в 33 запасную дивизию. Прослужил там 3 месяца. В апреле перевели в г. Шуя. 1 мая перевели во вторую московскую учебную бригаду на 6 месячные курсы по подготовке младших командиров. Курсы окончил в ноябре 1943 года. Сформировали отряд и стали двигаться по направлению к городу Калинино. Когда наступали в новгородском направлении, был ранен и направлен в госпиталь. Сделали операцию и вытащили из меня 7 осколков. Пролежал в этом госпитале 29 дней затем попал в госпиталь города Свердловска, там мне сделали ещё 3 операции пролечился там 6 месяцев и меня комиссовали домой. Вопрос в класс: В каком году Пётр Николаевича был призван в армию и в каком городе он служил? Воспоминание Краснова Даниила Исаевича. Начал свой военный путь в 1942 году в мае месяце. Учился на связиста в г. Горьком, проучился 28 дней, после этого нас отправили в Москву. Наши войска формировались в Москве и были отправлены под Сталинград. Не доезжая до передовой 30 км разгрузились и сразу пошли на передовую. И вот здесь был такой случай: один солдат стоял на посту охранял боеприпасы, примерно в час ночи надумал прострелить себя. Натянул на левую руку рукав шинели и выстрелил. Когда мы к нему подбежали он лежал на земле, подняли и повели к майору медицинской службы, он посмотрел и сказал: «самострел», а самострел считался как изменник Родины. Его на другой день убрали. А со мной был такой случай: — Пошел я на связь, ночь была светлая и я увидел прямо на меня идут 6 человек. Недалеко от меня стоял подбитый немецкий танк, я за него залег. Меня стали окружать, я их подпустил поближе, затем стал стрелять, 3-их уложил, а 3-оескрылись. Пришел на командный пункт и рассказал. На другой день командир части перед строем объявил благодарность. Затем нашу часть направили на Курскую дугу. На реке Нарва нам приказали навести связь, а переправы не было. Мы срубили два дерева, связали их, легли на бревна руками гребли и так переправлялись. Двое погибли в воде я был третьим. Эту реку я переплывал три раза. К утру навел связь. За это меня наградили медалью за отвагу. И так мы освобождали Сталинград, Кенигсберг. Закончил войну на Балтийском море в порту Пилау. Вопрос в класс: на кого и где учился Даниил Исаевич? Кем считался «самострел» на войне и почему его сразу же убрали? Какой медалью и за что был награжден Даниил Исаевич? Ребята, нам с вами повезло в том, что мы можем увидеть и услышать человека который прошел через все ужасы войны. Сегодня он пришел к нам с вами. Зовут его Киселев Иван Ефремович. Старший сержант 10-й армии, 22-ой дивизии, 2-го стрелкового полка. Был на войне с марта 1943 по май 1945 года. На войну пошел добровольцем и начал воевать совсем молодым. Как пополнение сначала мы пришли в гвардейскую Сибирскую добровольческую дивизию. Первые сражения я принял под высотой 233-3 и там, за участие в этом бою, я награжден медалью «За отвагу». За сражение за станцию «Ельня» меня наградили орденом «Славы» 3-й степени. Я участвовал в боях при взятии г. Смоленска, Орша. Потом воевал в Латвии, которая была сильным укрепленным плацдармом немцев. За участие в боях в Латвии меня наградили орденом «Красной Звезды», то есть за совершение подвига. Первым перебросил орудие на другой берег и занял оборону. Там в сильном сражении моё орудие подбили и мы его ночью из-под рук немцев утащили. И здесь я как командир орудия награжден вторым орденом «Красной Звезды». Был ранен в голову, лечился при дивизионном медсанбате. После выздоровления мы немцев начали гнать в сторону Прибалтики, прижали вплотную к морю. Немцам некуда не куда было деваться и они капитулировали. У нас был самый радостный день за всю войну. Я счастлив, что остался жив, а кто погиб они вечно будут в наших сердцах и мы их будем помнить вечно как лучших друзей. Вопрос в класс: где принял первые сражения Иван Ефремович? Какими медалями и орденами награжден Иван Ефремович? Где встретил победу Иван Ефремович? IV. Подведение итогов урока (5 мин.) Сегодня мы с вами зачитали воспоминания ветеранов которые не до жили до наших дней. И узнали много интересных фактов. Давайте ещё раз перечислим Фамилии и Имена ветеранов воспоминания которых с вами читали. Что вам запомнилось из Рассказа Киселева Ивана Ефремовича? V. Домашнее задание (3 мин). Написать сочинение на тему: «Великая Отечественная война» Ещё раз огромное спасибо вам Иван Ефремович за то, что смогли прийти на наш урок. Спасибо за внимание, урок окончен.

Файлы: Солдатами не рождаются.doc
Размер файла: 73728 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология